Настоящее и будущее время глаголов Исследование текста «Народные приметы русского народа о погоде»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

На основе материала "Народные приметы русского народа о погоде" учащиеся исследуют текст с грамматической точки зрения  (например, по группам "Фонетика", "Орфография", "Словообразование", "Синтаксис и пунктуация", "Морфология", "Секреты речи", 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.rar1.13 МБ

Предварительный просмотр:

 Каменева Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1»

города Валуйки Белгородской области

                        Технологическая карта урока       Русский язык

Тема

Настоящее и будущее  время глаголов

Исследование текста «Народные приметы русского народа о погоде»

Предметные умения

УУД

Оборудование

Обобщить знания учащихся по изученным темам «Настоящее и будущее простое время глаголов»

Личностные УУД:  формировать  внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к предмету и к школе; развивать учебные  мотивы познавательных интересов.

Познавательные УУД:   строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; делать предварительный отбор источников информации , добывать   знания, находить ответы на вопросы, используя   информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;  осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; уметь  контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

Коммуникативные УУД:    слушать и понимать речь других , уметь  предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.

Презентация, карточки

Мотивация

 

1.Приветствие учеников

Пожелайте на уроке друг другу всего доброго, подарив яркие осенние листики

 

 Введение

в тему урока, постановка учебной задачи 

1.Проверка домашнего задания

  1. Взаимопроверка по 1 вопросу

(учащиеся задают друг другу по 1 вопросу на тему «Настоящее и будущее простое время глаголов», которые они записали, выполняя домашнее задание)

  1.  2. Чистописание / Работа по карточкам (4 человека, которые пишут каллиграфически правильно и аккуратно работают по карточкам)

Карточки.

1.Вставь пропущенные буквы в слова

 Скор…сть, ф…милия, пр…красный, вос…мь.

2. Разбери предложение по членам предложения и по частям речи

Крупные капли дождя застучали по крыше.

3.Запиши гласные буквы, обозначающие два звука

____________________________________________

Чистописание

Слоги: му  уд шу ру ул чу цу ут ув

 - Какая буква записана во всех слогах? (у)  

 - Прочтите слова и запишите их в тетрадь

 рисуют увижу скучаешь служит

Игра «4 лишнее»  

 - Что объединяет слова?

- Назовите лишнее слово по грамматическим признакам

служит -  2 слога

Увижу - начинается с гласной, с приставкой

Рисуют – мн. число

- Разделите на 2 группы

3. Определение темы урока и формулирование целей урока

Тема: глаголы Н.в. и П.в. (прикрепляется на доску)

Цели: научиться… (выбирают опорные слова на доске: формулировать, записывать, различать, применять, использовать, сравнивать и т.д.)

5.Актуализация ранее изученного (4 – 5 вопросов на тему «Настоящее и будущее время глаголов»)

Учитель заранее отбирает 5 – 6 вопросов из домашнего задания учащихся и приклеивает вопрос к листикам. Вопрос зачитывается всему классу. Как только верно ответили на вопрос, учитель прикрепляет листик на доску с обратной стороны со словом успех. И так далее с вопросами и словами, которые являются пожеланиями на урок. (трудолюбие, интерес, аккуратность, дружелюбие)

Пожелания данных качеств необходимо для работы на уроке

     Слайд 3

 Открытие нового знания, способа действия

  1. 1. Знакомство с текстом, чтение учащимися самостоятельно

         Медленно и неспешно наступает осень. По пословицам, поговоркам и приметам дальновидный русский народ смотрел на предстоящую зиму.   После сбора урожая под неторопливый шум осенних дождей наши предки придумывали удивительные названия осенним месяцам, сочиняли пословицы, поговорки, загадки, приметы. Особенно важны приметы, ведь ведущую роль в жизни русского крестьянина – землепашца играло умение выращивать и сохранять урожай.  Именно приметы открывают завесу будущего урожая, а, значит, и благополучия.    

      Народные приметы уходят корнями в далёкое прошлое. Их можно читать в чём угодно. Осенний ветер, разгоняющий золотой листопад, осадки, состояние облаков – все это легло в основу народных примет. Звери, птицы, насекомые, растения тоже подсказывают человеку, что его ждет в будущем. Гуси улетают на юг – скоро наступит похолодание.

Осенью выпадает снег, когда деревья не сбросили листву, он скоро растает. По растениям плетётся паутина -  долго продержится тепло.

    Интересно, что жители разных стран, примечая народные приметы об одних и тех же объектах, делают одинаковые прогнозы на погоду. Ласточка низко летает – будет дождь. (русская) Ласточка в небеса ввысь - солнышко покажись, ласточка низом пошла - дождь принесла. (французская, немецкая) Ласточка взлетит высоко – выглянет солнце, опустится низко – наступит ненастье. (английская)

     Предсказывая погоду на следующий год, наши предки понимали, как важно не сделать ошибки, чтобы следующий годовалый период прошёл удачно, прибыльно и гармонично.

2. Беседа по первичному восприятию      

 - Что нового узнали?

3. Работа над содержанием текста (ученица с презентации)   Слайд 2

 - Чем занимался русский народ после уборки урожая?

 - Что было наиболее важным?

 - Что легло в основу примет?

 - Зачитайте наиболее интересную для вас примету

 - Что можно сказать о приметах в разных странах?

 - Приведите примеры

 - О каком годе мечтали наши предки?

4. . Работа над заголовком текста (самостоятельно в тетрадь)

 - Запишите название текста в тетрадь. Обмен мнениями 

5. Редактирование и запись плана      

  1. На доске деформированный план текста.
  2.   - Переставьте номера плана в правильном порядке.
  1. Творчество русского народа
  2. Народные приметы о погоде
  3. Схожие прогнозы погоды жителей разных стран
  4. Важность предсказания

Включение нового  

в активное использование

в сочетании

с ранее изученным

1. Словарная работа  

 - Какое словарное слово встречается в тексте? (месяц)

 - Запишите его, допишите еще несколько слов на ту же тему (календарь, сентябрь, октябрь, ноябрь)

1 человек пишет у доски, остальные самостоятельно в тетради.

Проверка записанных слов

2.  Выборочная работа: распределение глаголов по временам

  1.                  Н. время                                    Б. время
  2.                 наступает                                     наступит
  3.                 открывают                                    растает
  4.                 улетают                                        будет
  5.                 выпадает                                      покажись
  6.                 делают                                          взлетит

3.Парная работа: изменение глаголов П. времени   Слайд 3 - 4

Смотрел – Н.в, 1 л., ед.ч.           смотрю

Играло – Н.в, 2 л, мн. ч.             играете

Нашла – Б.в, 3 л, мн. ч.              найдут

Понимали – Б.в, 2 л., ед.ч.         поймёшь

4. Работа по группам

Группы: фонетика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация, секреты речи

Фонетика: выпишите

2 слова, в которых количество букв и звуков не совпадает

2 слова, в которых все звуки твёрдые

2 слова, в которых все звуки мягкие

Орфография: выпишите слова (по 1) со следующими орфограммами

правописание безударных гласных в корне непроверяемые

правописание безударных гласных в корне проверяемые

правописание парных звонких и глухих в корне

правописание приставок

правописание разделительного ь

правописание шипящих

Морфология: выпишите части речи (по 2 слова)   Слайд 5

Существительное:                                              

Прилагательное:

Глагол:

Местоимение:

Предлог:

Союз:

Словообразование: выпишите 2 однокоренных слова, подберите ещё 2-3 родственных слова

Синтаксис и пунктуация:

Найдите предложения с однородными членами, выпишите их, обозначьте, чем они выражены

Секреты речи: выпишите

эпитет (2 часть)  

фразеологизм (1 часть)        

антонимы (з часть)          

синонимы (1 часть)    

  1. Отчёт группы о выполненной работе

По одному человеку от каждой группы выходят к доске и зачитывают с карточки варианты ответов, а класс слушает и в случае ошибки, говорит верный вариант ответа.

Подведение итогов. Итоговая рефлексия уч.  деятельности

Выбрать и продолжить предложение:   Слайд 6

Сегодня на уроке мне было интересно…

Урок заставил меня задуматься …

Наиболее сложным (лёгким) заданием было

Задание на дом

Выписать 10 глагольных словосочетаний, определить падежи существительных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество русского народа.

Урок-обобщение по разделу с применением игры....

Статья"Исследование текста на уроках русского языка как одно из видов исследования в начальной школе"

В данной статье предлагается примерное исследование текстов на уроках русского языка в 4 классе  по теме  «Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны(1941-1945)»...

Народные приметы о погоде

Народные приметы...

"Народные приметы о погоде"

Народные приметы о погоде в древние времена. Гром- в марте, поёт жаворонок к теплу, ночь- без росы, соловей поёт- перед дождём, люди наблюдали за народными приметами и таким образом устанавливали пого...

Урок окружающего мира в 3 классе "Что такое погода. Народные приметы."

Урок окружающего мира разработан по системе развивающей системы Л. В. Занкова К конспекту урока прилагается презентация, музыкальное сопровождение, тест в режиме Mimio Studio....

Народные приметы погоды зимой

Региональный компонент...