Статья"Исследование текста на уроках русского языка как одно из видов исследования в начальной школе"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Ковтун Нина Петровна

 

В данной статье предлагается примерное исследование текстов на уроках русского языка в 4 классе  по теме  «Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны(1941-1945)»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование текста на уроках русского языка как одно из видов исследования в начальной школе

Исследование или анализ текста на уроках русского языка представляет собой его разбор («расчленение») с особой целью: понять главную авторскую идею, «увидеть», как эта идея подается в тексте. Траектория анализа проектируется учителем таким образом, чтобы ребенку было, что открывать, иначе диалог о смысле текста не заинтересует, а разбор будет скучным, не значимым для ученика.

К. И. Чуковский, зная детскую психологию, чувствуя ребенка, понимая его желания, высказал удивительно точную и верную мысль: «Анализ - это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали». Учителю и нужно стремиться к такому анализу текста, чтобы он помогал ученикам самостоятельно делать открытия «смыслов».

Нельзя  сразу браться за разбор всех особенностей текста. Нужно выбрать  лишь те, которые помогут ученикам решить конкретные учебные задачи.

Чтобы вникнуь в тайны образа, созданного тем или другим автором, стоит определить основные, ключевые моменты, без которых невозможен грамотный анализ любого исследуемого текста. Читателю важно:

-  понять содержание (ответить на вопрос: о чем это произведение?) - увидеть внешнюю сторону образа;

-  вникнуть в смыслы (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал в тексте автор?) - понять внутреннюю (глубинную) | сторону образа;

-  найти языковые средства, приемы, способы создания образа (ответить на вопрос: как «сделан» образ?).

Каждый раз, знакомя детей с новымтекстом, нужно думать о том, какой из трех пунктов будет  определяющим в данный момент.

Ученик становится исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные «гипотезы смысла». Вместе с педагогом дети намечают горизонт поиска ответов на поставленные вопросы.

Вопросы обязательно фиксируются . Индивидуально работает каждый ученик. Среди вопросов выбираются те, которые на данном этапе помогают решить поставленные задачи.

Анализ помогает читателю найти ответы на вопросы: «Как устроен  текст?»; «Из каких элементов он состоит?»

В данной статье предлагается примерное исследование текстов на уроках русского языка в 4 классе  по теме  «Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны(1941-1945)»

                           

                                                Расплата

Вася и Коля жили в одном доме, учились в одной школе. Коля в четвёртом классе, а Вася во втором. Началась война. В посёлок ворвались враги. Отец Коли ушёл в партизаны. Мать Васи фашисты увезли в тыл. Она протягивала к мальчику руки. Вася бежал за телегой и тоже кричал.

Толстый фашист ударил его сапогом в грудь. Вася потерял сознание. Очнулся он в своей комнате. Над ним сидел Коля.

Мальчики стали жить одни. Рядом в комнате поселился фашист, который увёз маму Васи. Он заставлял ребят чистить сапоги и одежду, греть воду для ванны, стирать бельё.

Однажды,   когда   фашист  спал,  Вася  взял   у   него гранату, а Коля бросил её в окно на  кровать фашисту. Со звоном и грохотом разорвалась граната. Мальчики скрылись в роще. (120 слов.)

                                                                                                      (По И.Василенко.)

                                           Анализ текста

I.Понять содержание (ответить на вопрос: о чем это произведение?)

Где жили и учились Вася и Коля?--------------------------------------------

Что случилось, когда началась война?-------------------------------------------

Как вёл себя немец, поселившись в Васином доме? ---------------------------------

Как отомстили дети врагам?---------------------------------------------------------------

II.Найти языковые средства, приемы, способы создания образа (ответить на вопрос: как «сделан» образ?).

1.Почему о врагах сказано, что они ворвались в посёлок? --------------------

(Ворватьсяс  силой войти, проникнуть.) 

2.Какими словами описывается горе матери и ребёнка?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.В каком предложении показана жестокость фашиста? Какие слова использует автор?--------------------------------------------------------------------

4.Какое слово текста подчёркивает, что ребята не хотели подчиняться захватчику?------------------------------------------------------------------------------------              

5.В тексте употребляются слова враги, фашисты. Какие слова, близкие но смыслу, можно к ним подобрать?  -------------------                              (Захватчики, оккупанты, завоеватели.)

 (Оккупация—захват чужой герритории военной силой.)

6. Какой  смысл заключён  в данном тексте (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал в тексте автор?)

(Даже маленькие дети мстили захватчикам)

Докажите словами текста.----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание.1. Расскажите, как вели себя фашисты на оккупированной территории по плану (Оккупация—захват чужой герритории военной силой.)

План:

1. Где жили и учились Вася и Коля?

2. Война.

3. Остались одни.

4. Как хозяйничали оккупанты?

5.Месть фашистам

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.Известно ли вам о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны(1941-1945)

                                       Лёня Анкинович

Лёньку зачислили и партизанские разведчики. Однажды,     возвращаясь   с   очередного    задания, Лёнька встретил на подходе   к селу Кашино подрывников из отряда. Подрывники пустили под откос вражеский эшелон и остановилисьночью в деревне. Укрылись в крестьянской баньке у самого леса.

Лёньке некогда было отдыхать. Он торопился передать сведения, добытые им за три дня. Юный разведчик зашагал вдоль дороги.    

   Не пройдя и километра, Лёня услышал шум моторов. Пробрался ближе к большаку и оторопел. Прямо на него двигались немецкие грузовики. В кузовах сидели автоматчики. Надо бежать назад, в Кашино. Успеть предупредить партизан. Они могут оказаться в ловушке.

Лёня летел к деревне напрямик. Впереди показалась крыша бани. Гитлеровцы заметили мальчишку. За спиной Лёни раздались автоматные выстрелы. Лёньке обожгло руку, но он ещё продолжал бежать. Чем-то тупым ударило в спину, и мальчик упал лицом в траву.

    Партизаны услышали выстрелы, заманили вражеских солдат в лесную чащу и разгромили. Лёньку подобрали и принесли в партизанский лагерь. Он был жив.

Юного разведчика Лёню Анкиновича наградили боеым орденом.(158 слов.)

(По В. Морозову.)

                                           Анализ текста

I.Понять содержание (ответить на вопрос: о чем это произведение?)

Кого встретил Лёнька, возвращаясь с очередного задания? -------------------

Почему ему некогда было отдыхать?----------------------------------------------

Что увидел Лёня на большаке?------------------------------------------------------------

Как поступил юный партизан? ------------------------------------------------------------

За что Лёню Ликнновича наградили боевым орденом?------------------------------

II. .Найти языковые средства, приемы, способы создания образа (ответить на вопрос: как «сделан» образ?).

1.Как вы понимаете выражение пустить под откос?-------------------------------- (Откос — покатые боковые края дорожной насыпи.)

2.Почему автор в предложении Пробрался ближе к большаку и оторопел употребил слово оторопел?  Как вы понимаете его смысл? --------------------(Оторопеть — растеряться от неожиданности.)  

3.Какой  смысл заключён  в предложении:  Лёнька летел  к деревне напрямик?-------------------------------------------------------------------------------------

 (Мальчик бежал быстро, как только мог, не разбирая дороги, чтобы только успеть предупредить товарищей об опасности.)

4.Что выражают слова: обожгло руку, чем-то тупым ударило в спину? ----------------------------------------------------------------------------------------------------------(Этими словами передаются ощущения Лёни; что он почувствовал, когда одна пуля ранила его в руку, другая в спину: в первый раз он ощутил ожог, а по второй — тупой удар.)

5.Расскажите,что обозначают слова.Подрывник------------------------------------

( Специалист по взрывным, подрывным работам.)

Эшелон ------------------------------------------------------------------

(поезд специального назначения.)

 Большак-------------------------------------------------------------------------------------

(большая дорога)

6. Какой  смысл заключён  в данном тексте (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал в тексте автор? Какая пословица вам вспомнилась в связи с рассказом о Лёне Анкиновиче?

(Сам погибай, а товарища выручай.)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание. 

1.Передайте  содержание текста  по   плану

1. Встреча с подрывниками.

2. Немецкие грузовики.

3. Надо предупредить партизан.

4. Фашисты заметили мальчика.

5. Боевой орден.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.Известно ли вам о детях, получивших звание ГерояСоветского Союза, в годы Великой Отечественной войны(1941-1945)

                                                 Богатыри

Захватили фашисты один город наш на морском берегу. Прорвались они в этот город с суши. А с моря к нему не подступишься: острые камни

у берега — разобьёт волна корабль.

«Нет таких смельчаков на свете, чтобы с моря к нам сюда явились! — решили фашисты.— Ни в одной сказке ещё таких богатырей не придумали!»

В сказке не придумали, а в Советской Армии есть такие богатыри.

Ранним утром появился на море советский корабль. Спустили с корабля шлюпки — лодки. Сели на шлюпки наши бойцы и тихо поплыли к берегу. Прошли лодки между камнями, стали пробираться между минами. А дальше уже и лодке ходу нет. Прыгнули бойцы в холодные волны. Вода по грудь. Руки над головой, чтобы не попала солёная вода на оружие. Граната в одной руке, винтовка в другой. Загремели фашистские пушки. Но устояли наши богатыри. Сквозь огонь прошли — не дрогнули.

Сошли на берег, кинулись к городу. А на подмогу им наши самолёты прилетели.  Не пришлось в то утро фашистам выспаться. Выгнали их из города. И подняли богатыри над городом красный флаг. (168 слов.)

I.   Почему фашисты не могли подступиться к городу с моря?

                                                                                                   (По Л. Кассилю.)

                                           

Анализ текста

I.Понять содержание (ответить на вопрос: о чем это произведение?)

Как нашим бойцам удалось освободить город? ------------------------------------

Что значит поднятый над городом красный флаг? ---------------------------------

Почему советские воины названы богатырями?------------------------------------

Чем напоминает вам этот рассказ сказку?-----------------------------------------------

II.  Найти языковые средства, приемы, способы создания образа (ответить на вопрос: как «сделан» образ?).

Найти близкие по значению слова в данном тексте------------------------------.

(Бойцы, смельчаки, богатыри—близкие по значению слова в данном тексте.)

Как сказать иначе? Прилетели на подмогу-------------------------------------

(Прилетели  на помощь.)

Шлюпка ---------------------------------------------------------------------------------

(Лодка с прочным широким корпусом.)

Суша ----------------------------------------------------

(Земля)

Что выражают слова   стали пробираться между минами--------------------------------------------------------------------------------------------- 

(очень осторожно плыли на лодках,чтобы не зацепить мину)

Какой  смысл заключён  в предложении Сквозь огонь прошли — не дрогнули----------------------------------------------------------------------------------------

(шли вперед,не отступили,не испугались вражеских пушек)

Как вы понимаете смысл предложения Но устояли наши богатыри? (Выдержали, удержались, отбились

В каком предложении выражена основная мысль рассказа?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 (В Советской Армии есть такие богатыри.)

Задание. 1.

 Расскажите по плану, как советские богатыри освободили город:

1. На шлюпках к берегу.

2. По грудь в воде.

3. Сквозь огонь прошли — не дрогнули.

4. Красный флаг над городом.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание. 2.

О каком городе на морском берегу идет речь?__________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Правописание глаголов" - УМК "Начальная школа XXI века"

Урок проведен с использованием различных методов обучения: проблемного, группового, деятельностного, наглядного. Учащиеся работают с дополнительной учебной литературой и словарями. Задания группам под...

Конспект урока русского языка во 2 классе по УМК " Перспективная начальная школа"

Урок русского языка во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" . Тема урока " Закрепление по теме "Орфография".Урок- путешествие по городам и сёлам русских ремесленников (Дымково, Городец, Хох...

Сценарий урока русского языка по теме: "Правописание суффиксов -ик-, -ек-". (Начальная школа XXI века)

Урок проведён во втором классе с использованием деятельностного метода....

Урок русского языка в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа"

Урок руского языка по программе "Перспективная начальная школа". тема: "Окончания прилагательных мужского рода единственного числа в Именительном и Винительном падежах"...

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»

ЦЕЛЬ: Познакомить с понятием «синоним», его назначением; учить находить и выделять синонимы в группе слов, подбирать синонимы, редактировать текст, используя синонимы. Закреплять умения работать с тол...

Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"

Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс.  Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...

Урок русского языка в 3 А классе по УМК «Начальная школа XXI века». Провела : Учитель начальных классов Багеева А.Р. Тема урока: Правописание притяжательных прилагательных

Задачи урока:1) Предметные: знакомство с притяжательными именами прилагательными .2) Метапредметные: 1. Познавательные: общеучебные универсальные действия – ввести термин «...