Сценарий урока русского языка по теме: "Правописание суффиксов -ик-, -ек-". (Начальная школа XXI века)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Филатова Светлана Викторовна

Урок проведён во втором классе с использованием деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopiskanie_suffiksov_-ik-_ek_.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дата 7декабря 2011 года

Предметрусский язык

Тип урокаоткрытие новых знаний

Тема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»

Цели урока

  1. предметные:формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек ( организовать наблюдение за словами с данными суффиксами,подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;
  1. метапредметные:способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;учить делать выводы и обобщения.
  2. личностные:развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  1. по источнику знаний:   словесные, практические, наглядные;
  2. по уровню познавательной активности:  частично - поисковый;
  3. по принципу расчленения или соединения знаний:аналитический, сравнительный.

Оборудование:  фишки для моделирования; карточки для парнойи/или групповой работы; презентация.

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация

 к учебной деятельности.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Открытие нового знания.

Физминутка

Первичное закреплениес  комментированием во внешней речи.

Самостоятель-ная работа с последующейсамопровер-кой по эталону.

Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд 1.

Наш урок мне хочется начать словами:

«Грамотность – это вежливость  автора по отношению к читателю»

-Как вы понимаете эти слова?

-Как вы думаете, к какому блоку будет относиться сегодняшний урок?

-Какая учебная задача стоит перед нами на уроках этого блока?

- Я желаю вам удачи.

-Так как, наш урок посвящён правописанию, давайте вспомним, с какими орфограммами мы познакомились в этом учебном году?

Слайд 2.

- Правописание безударных гласных в корне слова.

- Правописание парных согласных в корне слова.

- Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

-Что заметили? (Все орфограммы стоят в корне слова)

а) Слайд 3.

- Сейчас мы будем работать в парах.

-Возьмите карточку с цифрой 1.

-Распределите данные слова на три группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать?

Столб, мостик, зонт,  столбы, мост, зонты,  столбик,  мосты,зонтик.

б) проверка

Слайд 3.

Правописание безударных гласных  в корне слова

Правописание парных согласных в корне слова

                        ?

столбы

столб

столбик

мосты

мост

мостик

зонты

зонт

зонтик

-Как  вы думаете, есть ли орфограмма в словах третьего столбика? Докажите.

-Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с новой орфограммой)

-Обсудите друг с другом, что бы вы хотели узнать об этой орфограмме?        

Слайд 4.

  Как называется орфограмма?

  Можно ли её проверить?

  Как можно проверить эту орфограмму?

-Давайте попробуем ответить на все вопросы по порядку.

-Как называется эта орфограмма?

-Чтобы ответить на этот вопрос, выделите в словах корень, окончание и суффикс. В каком месте находится орфограмма? (в суффиксе), Попробуйте назвать эту орфограмму.

Слайд 5.

-Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какое проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова)

-Можем ли мы ему помочь?

-Запишите эти слова. (Мы не знаем, как их записать)

-Оцените на шкале своё умение писать слова с суффиксами – ик, -ек.

-Давайте всё-таки поможем Вите решить его проблему. Для этого я предлагаю вам объединиться в группы и провести наблюдение за словами с данными суффиксами.

Слайд 6.

Измените форму слов.

один

много

нет

ключик

арбузик

орешек

замочек

Понаблюдайте за словами и попробуйте сделать выводы, когда в слове пишется

суффикс –ик, а когда – суффикс  -ек.

Слайд 7.

Измените форму слов.

один

много

нет

ключик

ключики

ключика

арбузик

арбузики

арбузика

орешек

орешки

орешка

замочек

замочки

замочка

Понаблюдайте за словами и попробуйте сделать выводы, когда в слове пишется

суффикс –ик, а когда – суффикс  -ек.

-Какой вывод мы сделаем?

-Можно ли проверить слова с суффиксами -ик, -ек?

-Что для этого надо сделать? Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 123. Совпадают ли они?

-Значит, мы совершили верное открытие.

-Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки.

-Давайте посмотрим, смог ли Витя Перестукин справиться со свой проблемой?

(просмотр отрывка из мультфильма)

Слайд 8.

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Видно ключик не нашёл.

А чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

(Разминка для рук)

-Для того, чтобы мы смогли писать слова с суффиксами –ик, -ек, я предлагаю вам составить алгоритм.

Слайд 9.

1) Выделяю корень слова, если после корня [ик] -?

2) Изменяю форму слова.

3) Если [ и ], то              -ик-

4) Если [ -  ], то -ек-

-Итак, мы ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам потренироваться. Будем работать в парах. Возьмите карточку. Действуя по алгоритму, проверьте слова. Если в них допущена ошибка, исправьте их.

Слайд 10.

Листик, внучик, сухарек, ящичек, кирпичик, совочик, слоник, лучек.

-Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

(проверка)

-Ну, а теперь давайте вернёмся к шкале. Какое умение вы оценивали на ней?

-Как вы считаете, изменился ли ваш результат к концу урока?

-Что нам поможет это проверить? (Самостоятельная работа).

Слайд 11.

Запишите слова в нужный столбик.

-ик-                                         -ек-

Кармаш.к, хвост.к, мяч.к, ореш.к, словар.к, человеч.к.

-Проверьте свою работу по эталону.

-ик-                                         -ек-

хвостик  кармашек

мячик  орешек

словарик   человечек

-Оцените на шкале своё умение писать слова с суффиксами –ик, -ек.

-Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

-На какие вопросы мы должны были ответить?

-Сумели ли мы это сделать?

-Напишите, на оценочном листе что вам дал сегодняшний урок и чем бы вы хотели заняться на следующем уроке.

Сегодня на уроке я познакомился (познакомилась) с …      .

Я научился (научилась) …    .

На следующем уроке я хотел(а) бы …    .

-Спасибо за урок.

Объясняют собственное понимание высказывания.

Определяют тип урока.

Вспоминают изученные орфограммы.

Распределяют слова по группам (по виду орфограмм).

Называют критерий классификации.

Сталкиваются с затруднением

 (не могут назвать орфограмму в словах третьего столбика).

Ставят учебные задачи.

Называют орфограмму.

Записывают слова, испытывая затруднение в правописании суффикса.

Оценивают на шкале умение писать слова с суффиксами  - ик -, -ек-.

Наблюдают за словами ( изменяют форму слова – выделяют суффиксы).

Обсуждают свои наблюдения.

Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике.

Составляют алгоритм.

Находят ошибки в словах,  действуя по составленному алгоритму.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют по эталону.

Оценивают умение писать слова с данными суффиксами на шкале.

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

Мотивация к учебной деятельности

Умение классифицировать и определять критерий для клдассификации.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Планирование деятельности.

Умение сотрудничать со сверстниками.

Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Умение составлять алгоритмы.

Пошаговый и итоговый взаимо- и самоконтроль.

Пошаговый и итоговый взаимо- и самоконтроль.

Умение плани-ровать, контро-лировать и оценивать учеб-ные действия.