Проект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание НЕ с глаголами" УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Дейч Татьяна Викторовна

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание НЕ с глаголами". Урок соответствует принципам построения современного урока, на котором реализуется развитие ребёнка при активном восприятии учебного материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_russkogo_yazyka_po_teme.docx32 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx493.97 КБ

Предварительный просмотр:

           Проект урока русского языка по теме «Правописание НЕ с глаголами»

Класс     4 класс

УМК   «Начальная школа 21 века»

Состав класса:  в классе 16 учеников, из них с нормой развития 16 человек. 

Цели урока: создать условия:

- для формирования навыка правописания частицы НЕ с глаголами;

- для знакомства с глаголами-исключениями.

- для формирования умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- для формирования положительного отношения к познавательной деятельности.

 Планируемые результаты:

Предметные: знание способа написания частицы НЕ с глаголами.

Метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности.

Используемые педагогические технологии, методы, приёмы: Технология деятельностного метода; формы работы – групповая, парная, индивидуальная.

Время реализации урока – 40 минут.

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера!

- Доброе утро, ребята!

- Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!

- Меня зовут Т. В. и этот урок русского языка проведу у вас я!

- Как вы думаете, что вам сегодня понадобится на уроке?

Настроим внимание, проведём разминку: «Да! Нет!»

- Откройте тетради, запишите число и вид работы.

Разминка:

1. Лето морозное?   Нет

2. А осень дождливая? Да

3. Кошка родила щенят? Нет

4. У гвоздя есть шляпка? Да

5. Море глубокое? Да

6. Треугольник – это квадрат? нет

7. Жи- ши пиши с буквой И? Да

8. Бамбук – это дерево? Нет

9. В радуге 7 цветов? Да

10. Сегодня 7 октября? Нет

Слайд «Доброе утро!»

Мотивация

- Всем я желаю хорошего настроения, успехов, а что ещё…. вам предстоит отгадать.  

- По группам я выдаю вам чистые листочки, на которых вы должны будете записать буквы и составить из них слово. А буквы вы узнаете, ответив на вопросы. Внимание на экран!

- Итак, какое слово у вас получилось?

Девизом нашего урока я предлагаю поговорки о дружбе:

«Дружба - великая сила. Дружба творит чудеса»

- Что вам  удалось повторить, выполняя предыдущее задание?

(наводящие вопросы)

- Что такое глагол?

- Пишутся ли предлоги перед глаголами?

- Какие слова мы называем синонимами?

- Какое слово является синонимом словам приятель, товарищ? (друг)

Работают в группах. Отгадывают буквы, отвечая на вопросы, составляют слово.

ДРУЖБА

Глагол – это часть речи….

Предлогов перед глаголами не бывает.

Синонимы – это слова близкие по значению.

Слайд «Дружба - …»

Целеполагание

-Предлагаю прочитать предложения  о друге и дружбе.

1. Друг в беде бросит.

2. Новых друзей наживай, а старых забывай.

3. Дружба – как стекло, разобьешь – склеишь.

- Что это за предложения?

- Вам они понравились?

- Почему они так звучат: бессмысленно, неправильно?

- Внесите изменения, поставьте на своё место слово НЕ? Запишите пословицы в тетрадь. Проверим все вместе.

- Прочитайте получившиеся пословицы. Какая тема их объединяет?

- Перед какой частью речи вы поставили слово НЕ?

- А как вы записали коротенькое слово НЕ с глаголами? Почему слитно? Почему раздельно? На какие имеющиеся у вас знания вы можете опираться? Может кто-то по личному опыту знает,  как нужно писать НЕ с глаголами? (Почему у нас разные мнения? Почему мы не пришли к единому ответу?)

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Какие цели поставите перед собой на уроке?

- Я предлагаю схематически изобразить нашу тему так! (В круге: НЕ?ГЛ) Понятны сокращения?

-Пословицы.

-Нет.

-Не хватает слова НЕ.

Дети работают в тетрадях самост. индивид.

- Тема «Дружба»

- Перед глаголами.

Предположения детей

«Правописание НЕ с глаголами»

Ищу ответ на вопросы:

- Что такое НЕ?

- Как пишется НЕ с глаголами?

Учусь:

- правильно писать НЕ с глаголами.

Интерактивная доска.

1. Друг в беде бросит.

2. Новых друзей наживай, а старых забывай.

3. Дружба – как стекло, разобьешь – склеишь.  

Слайд «Тема урока…»

Карточки опоры на доске: «Ищу ответ на вопросы»

«Учусь»

(В круге: НЕ?ГЛ)

Планирование

-Тему мы назвали, цели обозначили, каким будет наш следующий шаг?

Учитель предлагает построить лесенку.

На доске:

                                                    - тема

Что такое..                                 - мы

Как пишется…

Применяю..

Проверяю себя..

Оцениваю свою работу..

Учитель предлагает построить план достижения поставленной цели с опорой на предложенные им пункты.

- С чего начнём? Что потом? А затем? и т.д.

- Составим план достижения цели.

(фронтально)

               

Дети выстраивают план на доске.

Реализация плана

- Чтобы ответить на эти  вопросы предлагаю провести микроисследования. Как предлагаете организовать работу?

1) Исследование № 1.

«Какой частью речи является  слово НЕ?»

- Где мы можем найти ответ на этот вопрос? Поработаем с источником информации (листы на столах).

- Прочитайте определение, выделите карандашом то, что можете рассказать о слове НЕ.

- Что такое НЕ? К какой части речи оно относится?

-Что ещё узнали о частице НЕ? Что это значит «Отрицательная»?

- Какие ещё служебные части речи вы знаете?

- Какую роль выполняет частица в нашей речи?

- Мы ответили на первый вопрос?

-Может группами?

Дети садятся группами.

Читают определение, обсуждают, делают выводы.

Исследование № 2.

- Какой следующий пункт нашего плана?

1. Прочитайте предложения, обращая внимание на выделенные слова. Распределите их на две колонки. Объясните, по какому признаку проводили деление. Сделайте вывод о написании НЕ с глаголами. (предложения на интерактивной доске)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Кто кого обидит, тот того и ненавидит.

Потчевать велено, а неволить грех.

Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? Лентяю всё неможется да нездоровится.

Проверка выполнения задания.

- К какому выводу вы пришли, выполняя данное исследование?

- Значит надо выяснить, когда НЕ пишется слитно, а когда раздельно.

-Предлагаю вам прочитать выделенные слова без НЕ. Что заметили? Есть ли такие слова в русском языке?

Попробуйте в группах сформулировать правило написания НЕ с глаголами. (Дописать предложения: Если глагол может употребляться без НЕ, то Не с глаголом пишется ___________.

Если глагол не употребляется без НЕ, то НЕ пишется с глаголом ______________________.

-Прочитайте вывод.

- Откройте учебник на стр. 92 и сравните наш вывод с правилом, данным в учебнике.

- Ответить на вопрос «Как пишется Не с глаголами?»

Работу выполняют в группе.

Одна из групп проделывает работу у доски.

НЕ с глаголами пишется раздельно, но бывает что и слитно.

Наблюдают, обсуждают, делают выводы.

Дописывают предложения.

Одна из групп читает вывод.

Предложения на интерактивной доске

На интерактивной доске подставляют слова СЛИТНО, РАЗДЕЛЬНО.

ФИЗМИНУТКА

Полетим в космос. Открыть люки, протереть …

- Как называются слова-глаголы, которые с НЕ пишутся слитно?  

Историческая справка:

- Их надо запомнить. Здесь НЕ находится в составе корня. На самом деле в русском языке много слов-исключений:

Невзлюбить, неволить, негодовать, недомогать, ненавидеть, неистовствовать, нездоровиться и др.

-Кстати, слова, к которым присоединилось НЕ, исчезли из языка. А данные глаголы устаревают и в разговорной речи встречаются редко. Попробуем их объяснить, подбирая синонимы.

- Они называются исключениями

(если время позволит, можно подобрать синонимы к данным словам)

Применение

- Способ рассуждения при написании НЕ с глаголами нами открыт. Каким будет наш следующий шаг?

Правильно: «Мало знать, надо применять»

Задание в Р.Т. стр. 32 упр. 2

Проверка:

- Прочитайте слова 1 столбика. Как написали НЕ с глаголами? Как рассуждали?

- Прочитайте слова 2 группы. Почему написали слитно?

Итог: Научились применять правило?

ФИЗМИНУТКА для глаз

- Учимся применять

Задание выполняют, работая в паре.

Контроль

«Нельзя кое-как, положась на удачу,

Усвоить тему, решить задачу,

Правильно сшить костюм без примерки –

Каждое дело «просит»» проверки»

- Догадались, к какому пункту плана мы подошли?

Пишем графический диктант. Записываем в строчку цифры от 1 до 10. Раздельное написание НЕ с глаголами обозначаем буквой Р, слитное – буквой С.

Диктант: 1. Не суди товарища по наружности.

2. Не бросай товарища в беде.

3. Не стану мешать.

4. недоумевать по поводу ответа

5. не хочу ссориться

6. негодовать из-за опоздания

7. не были на экскурсии

8. нельзя допускать ошибок при письме

9. не могу прийти на работу

10. недомогал всю неделю

Проверка по ключу:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Р р р с р с р с р с

Итог:

-Кто поставил себе «5» и «4»?

Итог: лестница

Контролируем свои знания

Самопроверка по ключу. Самооценка по критериям:

«5» - без ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

Оценка

«Услышим скоро мы звонок, пора заканчивать урок!»

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какую цель ставили перед собой?

- Удалось достичь поставленных целей?

- Что узнали на уроке о правописании НЕ с глаголами?

- Где это знание можем применить?

Рефлексия

Вспомните, как вы сегодня работали на уроке, всё ли хорошо усвоили и оцените свою работу.

          - Я понял правило написания НЕ с глаголами, могу применять, могу объяснить другому.

          - Я понял правило написания НЕ с глаголами, могу применять, но есть сомнения.

         -  Правило понял, но применять не научился.

- Кого вы бы хотели похвалить за работу?

Слова на экране презентации

Домашнее задание

Для выполнения домашнего задания возьми карточку, цвет которой соответствует цвету выбранной фишки.


      Д/З Проведите исследовательскую работу. На материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей НЕ. Выпиши эти примеры (10 слов или словосочетаний)

        - Творческое задание. Прочитай текст. Измени предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать? (добавить к глаголам частицу НЕ). Запиши текст в тетрадь.

«Друзья природы»

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу.  (Допиши ещё одно предложение, употребляя глагол с НЕ)

       - Составь пословицы, объясни их смысл.

Запиши пословицы, раскрывая скобки.

Кто не работает                     (не) сидеть на печи.

Есть калачи -                          торопись делом.

(Не) спеши языком,               тот (не) ест.

Кто поздно встаёт,                   тому и кузнец (не) вкует.

Кто разуму (не) имеет,               у того хлеба (не)достает.

    - Спиши, раскрой скобки, вставь пропущенные буквы.

Оправдался

-Что ты в школе натворил?

-Я (не)дрался,

(Не) с..рил,

И (не)бегал,

И (не)прыгал,

И н..гами я

(Не)дрыгал,

И девч..нок (не)дразнил,

И чернила (не)разлил,

(Не)валялся на полу,

Я стоял себе в углу.

ИСТОЧНИК информации – Справочник по русскому языку.

Частица  это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.

К формообразующим  частицам относят частицы  быпусть,  пускайда,  давай(те).

Смысловые  частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. Например:

1) отрицательные:    не,     ни,   вовсе не,    далеко не,     отнюдь не 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

Часть речи, которая никогда не пишется перед глаголами. (четвёртая и вторая буквы в слове) 2. Синоним к словам приятель, товарищ . (третья буква в слове) 4. Часть речи, которая может о себе так сказать: «Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады, и хлеб в полях растёт» ? ( третья буква в слове) 3. Продолжите предложение: «Части речи можно поделить на две группы: самостоятельные и ________________». (четвёртая и шестая буквы в слове) Дружба

Слайд 3

Дружба – великая сила. Дружба творит чудеса.

Слайд 4

Дру г в б е де бросит . 2. Новых друзей на ж и вай , а старых за бывай. 3. Дружба – как ст е кло , разобьешь – склеишь . не

Слайд 5

Друг в беде (не) бросит . 2. Новых друзей наживай , а старых (не) забывай. 3. Дружба – как стекло, разобьешь – (не) склеишь.

Слайд 6

Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами»

Слайд 8

Способ действия: Если глагол может употребляться без НЕ, то НЕ с глаголами пишется ____________. Если глагол не употребляется без НЕ, то НЕ пишется с глаголом __________. раздельно слитно

Слайд 9

Слова-исключения невзлюбить неволить негодовать недомогать ненавидеть нездоровиться и др.

Слайд 10

Физминутка для глаз

Слайд 12

Ключ к проверке 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 р р р с р с р с р с Критерии оценки: «5» - без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки

Слайд 13

Рефлексия: - я понял(а) правило написания НЕ с глаголами, могу применять, могу объяснить другому. - Я понял(а) правило написания НЕ с глаголами, могу применять, но есть сомнения. - Правило понял, но применять не научился.

Слайд 14

Домашнее задание: - стр. 94 упр. 3 - Р.т. с. 33 упр. 3,4 - стр. 93 упр. 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Учимся писать приставки" (УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока : открытие новых знанийЦели: организовать  работу учащихся  с группой приставок, в которых пишется буква а;  учить определять место орфограммы в слове.Задачи:Образовательные: ...

Урок русского языка. 2 класс Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)

Урок русского языка. 2 класс. программа Гармония.Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)....

Урок русского языка.2 класс. Тема"Устаревшие слова".УМК "Начальная школа XXI века".

На данном уроке учащиеся знакомятся с устаревшими словами,их употреблением в современном русском языке.Прилагается презентация....

Урок русского языка 2 класс, тема "Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100

"Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100"Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100"...

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: "Антонимы" УМК "Начальная школа 21 века"

Презентация к уроку-исследованию по теме :"Антонимы"  2 класс...

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....