Конспект открытого урока по русскому языку в 4 «Д» классе по программе «Начальная школа 21 века» Тема:"Правописание глаголов".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Гущина Татьяна Ивановна

Конспект  открытого

 

урока по  русскому  языку

 

в  4 «Д» классе

 

по программе «Начальная школа 21 века»

 

        Тема:"Правописание  глаголов".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:Гущина  Т.И.

 

 

                            2014-2015 уч.год

 

 

Тема: Правописание глаголов.

Задачи урока: закрепить все ранее  изученные орфограммы в глаголах, познакомить с орфограммой "Буква ё после шипящих в окончаниях глаголов; провести орфографический тренинг."

 

Цели:

  1. Научить   правописанию буквы «ё» после шипящих в глаголах.
  2. Продолжить работу с глаголами. Закрепить полученные знания:

         - по правописанию - ться, - тся в глаголах;  

         - правописанию   мягкого знака после шипящих в глаголах;

         - правописанию  частицы не  с глаголами;

         - правописанию безударных окончаний глаголов;

         - по выполнению фонетического разбора  глагола.

 3. Учить образовывать от словарных слов глаголы.

          4.  Учить детей грамотно писать.

5. Развивать умение синтезировать слова в предложение.

  1. Развивать внимание и сообразительность.
  2. Развивать интерес и любовь к русскому языку.
  3. Совершенствовать умение работать в парах, в команде и самостоятельно, выслушивать ответы одноклассников.
  4. Воспитывать внимание и добросовестное отношение к работе.
  5. Обогатить словарный запас и грамматический строй речи  учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

1.Оргмомент.

 

2.Чистописание: ться, тся.

 

Двенадцатое декабря.

Классная работа.

ться  тся  

 

 

    - Обратите внимание на соединение «ь» с буквой «эс», здесь нижнее соединение. Пропишите, пожалуйста,  всю строчку.

     - В какой части речи могут встречаться такие сочетания? (В глаголах).   

 

3. Проверка  домашнего задания.

 

     - Приведите примеры из домашнего задания – Рабочая тетрадь №1 «Пишем грамотно»,стр.42.

 

     - Задайте вопросы к глаголам. (Что делает? надеется, что делать? надеяться, что делает? старается, что делать?  стараться?

 

     - На столах у вас лежат конверты, со словами . Найдите среди них слова с такими же сочетаниями. Назовите их (кланяться, не останется).

 

Работа в парах:

    - Составьте из всех слов пословицу.

 

     - Что у вас получилось? («Кто любит земле кланяться – без наградыне останется»). (Открывается запись на доске ).

 

Двенадцатое  декабря.

Классная работа.

 

Ться  тся

     Кто любит земле кланяться – без награды не останется.

 

              -  Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Опрос 2 -3 детей).

    - На какое ещё одно правило, связанное с глаголом, встретилось слово? (Правописание частицы НЕ с глаголом – не останется).

 

    - Какое правило на правописание частицы НЕ с глаголами вы знаете? (Частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ  не употребляются. Назовите эти слова:  ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и др).

    - Спишите в тетрадь эту пословицу. Подчеркните сочетания, выделите орфограмму.

 

4.  Словарная работа.

 

     - Продолжим работу  с глаголами. Из словарных слов образуйте глаголы, в которых будут использоваться  сочетания из чистописания  -ться, - тся. 

 

     - На какой вопрос отвечают глаголы неопределённой формы (что делать?), на какой вопрос отвечают глаголы,  употреблённые в форме 3-го лица ед. ч.? (что делает?)

Проверю вашу эрудицию в знании словарных  слов:

-Что заставила малыша заплакать?

-Кто ходит в лесу с ружьём и собакой?

 

     - Образуйте  от данных словарных слов глаголы неопределённой формы  и глаголы в форме 3-го лица единственного числа. (На доске выставлены карточки со словарными словами).

 

Двенадцатое  декабря.

Классная работа.

 

ться  тся

      Кто любит земле кланяться – без награды не останется.

 

            Что делать?                      Что делает?

 

Обида -        

Охотник -    

Ссора -          

 

 

      - Запишите первое слово «обида». Задайте  вопросы. Образуйте глагольные формы. (Что делать? обижаться; что делает? обижается).

 

      - Подчеркните сочетания и выделите орфограмму.

      - С остальными словами поработайте самостоятельно, обменяйтесь тетрадями.

 

      - Проверка. (Охотник - что делать? охотиться, что делает? охотитсяссора – что делать? ссориться, что делает? ссорится ).

 

Вывод.  

      - Какой  вывод можно сделать?

 

      (Если глагол употреблён в начальной форме и отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?-  на конце пишется – ться,   если глагол употреблён в форме 3-его лица, ед.ч и мн.ч.  и отвечает на вопросы Что делает?, Что делают? Что сделают? Что сделает? – на конце пишется - тся).

 

5.Сообщение темы урока.

 

5.1. Работа по учебнику.

 

- Кто догадался,  с какой частью речи,  мы сегодня будем работать на уроке?  (С глаголом).

 

- Сегодня  мы с вами закрепим  знания о глаголе, полученные на предыдущих уроках, узнаем и новое о этой части речи.  Мы будем совершенствовать умения работать в парах, в команде  и самостоятельно.

 

- А сейчас работа по учебнику: стр. 129, упр. 1.

 

- На какие три группы   можно разделить эти слова?

 

   (Ученики называют группы и на доске появляются карточки- помощники  на каждое, изученное правило).

 

                   Двенадцатое декабря.

Классная работа.

 

Правописание НЕ с глаголами.  

 

                                               Ь после шипящих на конце слов.

 

Правописание - ться, - тся.

 

 

 

- Какое правило на правописание частицы НЕ с глаголами вы знаете?  Приведите примеры.

(Опрос слабых учеников).

 

- Какое правило на правописание Ь после шипящих в  глаголах  вы знаете?   Приведите примеры.

(Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак).

 

- В каких ещё случаях,  мы пишем мягкий знак после шипящих? Приведите примеры.

(В именах существительных  3 –го склонения).

 

- Какое правило на правописание -ТЬСЯ, -ТСЯ с глаголами вы знаете? Приведите примеры.

(Опрос слабых учеников).

 

         5.2. Самостоятельная работа  по учебнику.

 

- Выполните задание самостоятельно:

 

               - 1 ряд - 1 вариант – «Правописание НЕ с глаголами»;

- 2 ряд - 2 вариант – «Ь после шипящих на конце слов»;

- 3 ряд - 3 вариант – «Правописание - ться, - тся».

 

-  Выпишите по четыре слова, выделите орфограмму, сочетания, обменяйтесь тетрадью с соседом, оцените работу "+"  "-".

 

          5.3. Проверка  самостоятельной работы.

                  (Опрос учащихся по вариантам).    

                                         

     1 вариант                      2 вариант                      3 вариант

     не кричать                     лечь                                 кусается

     недоумевать                  беречь                             кусаться

     ненавидеть                    прилечь                           волноваться

     не готовился                 узнаешь                           волнуется

 

          6. Физминутка.

               

              - А сейчас, ребята, проведём  небольшую разминку.

 

 

 

 

 

                1 упражнение. Руками держаться за край сиденья, выпрямляя ноги и опираясь на спинку стула. И. П.

                2 упражнение.  Сцепление рук на голове. Поднять руки вверх. И. П.

                3 упражнение. Локти на столе, пальцы сжаты в кулаки, сжимание и разжимание пальцев.

 

7.  Новый  материал.

 

7.1. Работа по карточкам. Самостоятельная работа.

                   (Каждый ученик получил карточку с заданием).

 

                 - Выполняя  эту  работу, вы приоткроете тайну языка,те, кому будет тяжело, могут воспользоваться  этой  таблицей.

 

Лицо

1-е спряжение

2-е спряжение

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

    1- лицо

-у,  -ю

-ем

-у, -ю

-им

2 -е лицо

-ешь, -ёшь

- ёте, -ете

-ишь

-ите

3- е лицо

-ет, -ёт

-ут, -ют

-ит

-ат, -ят

 

             - Обратите внимание, встречается ли в личных окончаниях глаголов   буква «о» и помните об этом при выполнении самостоятельной работы на  карточках.

 

 

 

 

     Вариант 1. Прочитай внимательно про себя предложения. Допиши окончания в глаголах и выдели их.

         1.Коля очень береж…   свои книги. 2. Как неторопливо теч…   речка. 3.     Куда ты теч…  ручей?

 

 

 

     Вариант 2. Прочитай внимательно про себя предложения. Допиши окончания в глаголах.

          1. Пёс Полкан много  лет стереж…   наш дом. 2. Садовник каждую неделю    стриж…  газон. Ты стриж... своего   пуделя?

 

 

 

 

 

            7.2. Проверка работы.

                 (Опрос по 1 варианту 2 детей, по 2 варианту 2 детей).

бережёт-3л.,ед.ч.                    стережёт-3л.,ед.ч.

течёт- 3л..ед.ч.                       стрижёт-3л.,ед.ч.

течёшь-2л.,ед.ч.                     стрижёшь -2л,,ед.ч.

Оцените свою работу. В чём заключается тайна языка?

  Вывод.

            - К какому  выводу вы пришли при выполнении этой работы? (Возможные варианты: «После шипящих пишем букву «Ё»»; «Под ударением в окончаниях глаголов слышим «О», а пишем «Ё»».

 

7.3. Чтение орфографического правила: учебник стр. 130.

 

        Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква «Ё».Например: стрижём, печём. Буква «О» в окончаниях глаголов не пишется.

-Какие вы молодцы!Вы сами  сделали правильный вывод.

 

 

 

         8. Закрепление нового материала.

 

 

          8.1.Выполнение фонетического разбора. 

 

                  На доске запись [п и ч о м].  (У доски работает один ученик, комментируя работу, остальные ученики записывают  в тетрадь).

 

 

Классная работа.

 

[п и ч о м] -  печём, пе-чём

[п ] - согл.;  мягк., парн. [п]; глух., парн. [б]; буква «пэ»;

[и]  - гласн.; безударн., буква «и»;

[ч ] - согл.; мягк. непарн.; глух. непарн.; буква  «че»;

[о]  - гласн., ударн., буква «ё»;

[м] - согл.; тверд. парн. [м ]; звонк. непарн.; буква  «эм»;

--------------------------------------

5 б., 5 зв., 2 слога

       - Почему для фонетического разбора мы выбрали именно это слово?

(Мы узнали новое о глаголе на уроке. Под ударение в окончаниях глаголов  после шипящих слышится (о),а пишется ё.

 

 

 

           8.2. Игра «Эстафета».  Работа в команде

 

     - На доске выставлены карточки – помощники. Работа в команде.

     - Первый ряд – 1 команда,  второй  ряд – 2 команда,  третий  ряд – 3 команда.

     - Образуйте от глаголов в неопределенной форме глаголы 3-го  лица множественного числа

     - На какой вопрос  отвечают глаголы в форме 3-го лица множественного числа?  (Что делают?).

Выделите ударный слог .Что можете сказать об окончании глагола?(оно безударное)Наша задача определить спряжение глаголов с безударным личным  окончанием. Что нам в этом поможет?(Н.Ф. глагола).

 

     - Запишите каждая команда свои слова в тетрадь. Образуйте глаголы и по одному человеку от команды выходите к доске и записывайте слова.  (Один человек от команды работает у доски, остальные записывают в тетрадь).

 

Двенадцатое декабря.

Классная работа.

 

 

Что делают?

 

Сушить сушат(2 спр.)

Вязать - вяжут(1 спр.)

Пахать пашут(1спр.)

Гасить – гасят

Тянуть – тянут

Рубить - рубят

Сидеть - сидят

Петь - поют

Ходить - ходят

Ответы детей.

Вывод:-ут,-ют-1спряжение;

             -ат, -ят-2 спряжение.

 

 

 

 

Резерв

           8.4. Разбор предложения.

 

       - Составьте с одним или двумя из этих глаголов предложение.  Лучшее предложение запишем в тетрадь  и разберем:

                      запись предложения по диктовку;

                      нахождение грамматической основы и второстепенных членов;

                      определение частей речи.

Осенью белки сушат грибы, ягоды и прячут орехи в дуплах.

       

9.Итог.

 

- Над чем мы  сегодня работали на уроке?  (Ответы детей).

-Что мы повторили?(Ответы детей).

- Чему научились?  (Ответы детей).

 Выставление оценок за работу на уроке.(самооценка)

 

        10.Домашняя работа.     

              Учебник стр. 130, упр.4.Повторить правило.

 

 

На следующих уроках мы продолжим   работать над правописанием  безударных личных окончаний  глаголов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классная работа.

ться   тся  ться   тся   ться   тся  ться   тся   ться    тся   ться   тся   ться    

      Кто любит земле кланяться – без награды не останется.

                     Что делать?      Что делает?

Обида -       обижаться          обижается

Охотник -  охотиться            охотится

Ссора -       ссориться             ссорится

Вариант 1.

Не кричать, недоумевать, ненавидеть, не готовился.

 

[п и ч о м] -  печём, пе-чём

[п ] - согл.;  мягк., парн. [п]; глух., парн. [б]; буква «пэ»;

[и]  - гласн.; безударн., буква «и»;

[ч ] - согл.; мягк. непарн.; глух. непарн.; буква  «че»;

[о]  - гласн., ударн., буква «о»;

[м] - согл.; тверд. парн. [м ]; звонк. непарн.; буква  «эм»;

________________

5 б., 5 зв., 2 слога

 

сушить – сушат

вязать - вяжут

пахать - пашут

 

Осенью   белки   сушат  грибы,  ягоды   и   прячут   орехи   в   дуплах.

 

СУШИТЬ

 

ВЯЗАТЬ

 

ПАХАТЬ

 

ГАСИТЬ

 

 РУБИТЬ

 

 ТЯНУТЬ

 

 СИДЕТЬ

 

 ПЕТЬ

 

ХОДИТЬ

 

ССОРА

 

 ОХОТНИК

 

 ОБИДА

 

 

 

 

     Вариант 1. Прочитай внимательно про себя предложения. Допиши окончания в глаголах и выдели их.

         1.Коля очень береж…   свои книги. 2. Как неторопливо теч…   речка. 3.     Куда ты теч…  ручей? 4. Мама печ… очень вкусные пироги.

 

      Вариант 2. Прочитай внимательно про себя предложения. Допиши окончания в глаголах.

          1. Пёс Полкан много  лет стереж…   наш дом. 2. Садовник каждую неделю    стриж…  газон.

 

 

 

 

Кто    любит   земле   кланяться   – без награды    не останется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глагол.

 

      Глаголы называют не только действия (работать, учиться, варить),  но  исостояния (спать, ждать, думать, мёрзнуть, таять).

      Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? 

У глаголов есть грамматические признаки:

      - вид (делать, сделать);

      - время (прошедшее, настоящее, будущее);

      - наклонение (изъявительное, условное, повелительное);

      - лицо  (1-е лицо, 2 лицо, 3 лицо);

      - число (ед. ч. и мн. ч.);

      - род (ж. р., м. р., ср. р.)

 

      На вопросы  что делать?, что делал?, что делает?, что будет делать? отвечают глаголы несовершенного вида.

 

      На вопросы  что сделать?,  что сделал?, что сделает? отвечают глаголысовершенного вида.

 

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ГЛАГОЛА.

 

  1. Чтобы определить вид глагола, необходимо к нему задать вопросы.
  2. Если глагол отвечает на вопросы что делать?, что делал?, что делает?, что будет делать? -  глагол несовершенного вида.
  3. Если глагол отвечает на вопросы что сделать?, что сделал?, что сделает?,  - это глагол совершенного вида.

 

 

      Частица НЕ с глаголами  пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ  не употребляются:  ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и др).

Глагол имеет следующие формы:

 

- Начальная форма образуется при помощи суффиксов  

- ть,  - ти, - чь. Начальная форма глагола  не изменяется. 

         В н. ф. глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?Глаголы совершенного вида в начальной форме отвечают на вопрос что сделать? 

 

        - Глаголы в личной форме указывают на того (тех), кто совершает действие. Личные формы образуются при помощи окончаний.

                     (я) говорю                            (мы) говорим

                    (ты) говоришь                      (вы) говорите

                    (он, она, оно) говорит         (они) говорят

 

 

      - Глаголы звонишь, звонит, звоним, звоните, звонят,  а также все глаголы, образованные от них – имеют ударное окончание.

 

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

 

      Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, видишь, съешь, стеречь.

 

Правописание - ться, - тся в глаголах.

 

      Если глагол употреблён в начальной форме и отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?-  на конце пишется – ться,   если глагол употреблён в форме 3-его лица, ед.ч и мн.ч.  и отвечает на вопросы Что делает?, Что делают? Что сделают? Что сделает?,  на конце пишется – тся).

 

 

 

Спряжение глаголов.

 

      Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.

 

Лицо

1-е спряжение

2-е спряжение

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

    1- лицо

 

-у,  -ю

-ем

-у, -ю

-им

-е лицо

 

-ешь, -ёшь

- ёте, -ете

-ишь

-ите

3- е лицо

 

-ет, -ёт

-ут, -ют

-ит

-ат, -ят

 

Как определить спряжение глагола.

 

  1. Если окончание ударное, спряжение определить легко.
  2. Если окончание безударное, образуй форму 3-го лица множественного числа.
  3. Если в Н. ф. глагол оканчивается на –ить (кроме глаголов брить, стелить), то это глагол 2 спряжения.
  4. Если в Н. ф. глагол не оканчивается  на –ить и не относится к глаголам – исключениям, то это глагол 1 спряжения.

 

 

Ко 2-му спряжению относятся глаголы:

      -  которые в Н. ф.  оканчиваются на – ить (кроме глаголов брить, стелить);

      - 4 глагола, Н. ф. которых оканчивается на –атьгнать, дышать, держать, слышать;

      - 7 глаголов, Н. ф. которых оканчивается на –еть: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть.

 

К 1-му спряжению относятся все остальные глаголы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol.otkrytyy_urok_2014g._4_klass.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого

урока по  русскому  языку

в  4 «Д» классе

по программе «Начальная школа 21 века»

        Тема:"Правописание  глаголов".

Учитель:Гущина  Т.И.

                            2014-2015 уч.год

Тема: Правописание глаголов.

Задачи урока: закрепить все ранее  изученные орфограммы в глаголах, познакомить с орфограммой "Буква ё после шипящих в окончаниях глаголов; провести орфографический тренинг."

Цели:

  1. Научить   правописанию буквы «ё» после шипящих в глаголах.
  2. Продолжить работу с глаголами. Закрепить полученные знания:

         - по правописанию - ться, - тся в глаголах;  

         - правописанию   мягкого знака после шипящих в глаголах;

         - правописанию  частицы не  с глаголами;

         - правописанию безударных окончаний глаголов;

         - по выполнению фонетического разбора  глагола.

 3. Учить образовывать от словарных слов глаголы.

          4.  Учить детей грамотно писать.

5. Развивать умение синтезировать слова в предложение.

  1. Развивать внимание и сообразительность.
  2. Развивать интерес и любовь к русскому языку.
  3. Совершенствовать умение работать в парах, в команде и самостоятельно, выслушивать ответы одноклассников.
  4. Воспитывать внимание и добросовестное отношение к работе.
  5. Обогатить словарный запас и грамматический строй речи  учащихся.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Чистописание: ться, тся.

Двенадцатое декабря.

Классная работа.

ться  тся  

    - Обратите внимание на соединение «ь» с буквой «эс», здесь нижнее соединение. Пропишите, пожалуйста,  всю строчку.

     - В какой части речи могут встречаться такие сочетания? (В глаголах).   

3. Проверка  домашнего задания.

     - Приведите примеры из домашнего задания – Рабочая тетрадь №1 «Пишем грамотно»,стр.42.

     - Задайте вопросы к глаголам. (Что делает? надеется, что делать? надеяться, что делает? старается, что делать?  стараться?

     - На столах у вас лежат конверты, со словами . Найдите среди них слова с такими же сочетаниями. Назовите их (кланяться, не останется).

Работа в парах:

    - Составьте из всех слов пословицу.

     - Что у вас получилось? («Кто любит земле кланяться – без награды не останется»). (Открывается запись на доске ).

Двенадцатое  декабря.

Классная работа.

Ться  тся

     Кто любит земле кланяться – без награды не останется.

              -  Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Опрос 2 -3 детей).

    - На какое ещё одно правило, связанное с глаголом, встретилось слово? (Правописание частицы НЕ с глаголом – не останется).

    - Какое правило на правописание частицы НЕ с глаголами вы знаете? (Частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ  не употребляются. Назовите эти слова:  ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и др).

    - Спишите в тетрадь эту пословицу. Подчеркните сочетания, выделите орфограмму.

4.  Словарная работа.

     - Продолжим работу  с глаголами. Из словарных слов образуйте глаголы, в которых будут использоваться  сочетания из чистописания  -ться, - тся. 

     - На какой вопрос отвечают глаголы неопределённой формы (что делать?), на какой вопрос отвечают глаголы,  употреблённые в форме 3-го лица ед. ч.? (что делает?)

Проверю вашу эрудицию в знании словарных  слов:

-Что заставила малыша заплакать?

-Кто ходит в лесу с ружьём и собакой?

     - Образуйте  от данных словарных слов глаголы неопределённой формы  и глаголы в форме 3-го лица единственного числа. (На доске выставлены карточки со словарными словами).

Двенадцатое  декабря.

Классная работа.

ться  тся

      Кто любит земле кланяться – без награды не останется.

            Что делать?                      Что делает?

Обида -        

Охотник -    

Ссора -          

      - Запишите первое слово «обида». Задайте  вопросы. Образуйте глагольные формы. (Что делать? обижаться; что делает? обижается).

      - Подчеркните сочетания и выделите орфограмму.

      - С остальными словами поработайте самостоятельно, обменяйтесь тетрадями.

      - Проверка. (Охотник - что делать? охотиться, что делает? охотится; ссора – что делать? ссориться, что делает? ссорится ).

Вывод.  

      - Какой  вывод можно сделать?

      (Если глагол употреблён в начальной форме и отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?-  на конце пишется – ться,   если глагол употреблён в форме 3-его лица, ед.ч и мн.ч.  и отвечает на вопросы Что делает?, Что делают? Что сделают? Что сделает? – на конце пишется - тся).

5.Сообщение темы урока.

5.1. Работа по учебнику.

- Кто догадался,  с какой частью речи,  мы сегодня будем работать на уроке?  (С глаголом).

- Сегодня  мы с вами закрепим  знания о глаголе, полученные на предыдущих уроках, узнаем и новое о этой части речи.  Мы будем совершенствовать умения работать в парах, в команде  и самостоятельно.

- А сейчас работа по учебнику: стр. 129, упр. 1.

- На какие три группы   можно разделить эти слова?

   (Ученики называют группы и на доске появляются карточки- помощники  на каждое, изученное правило).

                   Двенадцатое декабря.

Классная работа.

Правописание НЕ с глаголами.  

                                               Ь после шипящих на конце слов.

Правописание - ться, - тся.

- Какое правило на правописание частицы НЕ с глаголами вы знаете?  Приведите примеры.

(Опрос слабых учеников).

- Какое правило на правописание Ь после шипящих в  глаголах  вы знаете?   Приведите примеры.

(Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак).

- В каких ещё случаях,  мы пишем мягкий знак после шипящих? Приведите примеры.

(В именах существительных  3 –го склонения).

- Какое правило на правописание -ТЬСЯ, -ТСЯ с глаголами вы знаете? Приведите примеры.

(Опрос слабых учеников).

         5.2. Самостоятельная работа  по учебнику.

- Выполните задание самостоятельно:

               - 1 ряд - 1 вариант – «Правописание НЕ с глаголами»;

- 2 ряд - 2 вариант – «Ь после шипящих на конце слов»;

- 3 ряд - 3 вариант – «Правописание - ться, - тся».

-  Выпишите по четыре слова, выделите орфограмму, сочетания, обменяйтесь тетрадью с соседом, оцените работу "+"  "-".

          5.3. Проверка  самостоятельной работы.

                  (Опрос учащихся по вариантам).    

                                         

     1 вариант                      2 вариант                      3 вариант

     не кричать                     лечь                                 кусается

     недоумевать                  беречь                             кусаться

     ненавидеть                    прилечь                           волноваться

     не готовился                 узнаешь                           волнуется

          6. Физминутка.

               

              - А сейчас, ребята, проведём  небольшую разминку.

                1 упражнение. Руками держаться за край сиденья, выпрямляя ноги и опираясь на спинку стула. И. П.

                2 упражнение.  Сцепление рук на голове. Поднять руки вверх. И. П.

                3 упражнение. Локти на столе, пальцы сжаты в кулаки, сжимание и разжимание пальцев.

7.  Новый  материал.

7.1. Работа по карточкам. Самостоятельная работа.

                   (Каждый ученик получил карточку с заданием).

                 - Выполняя  эту  работу, вы приоткроете тайну языка,те, кому будет тяжело, могут воспользоваться  этой  таблицей.

Лицо

1-е спряжение

2-е спряжение

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

    1- лицо

-у,  -ю

-ем

-у, -ю

-им

2 -е лицо

-ешь, -ёшь

- ёте, -ете

-ишь

-ите

3- е лицо

-ет, -ёт

-ут, -ют

-ит

-ат, -ят

             - Обратите внимание, встречается ли в личных окончаниях глаголов   буква «о» и помните об этом при выполнении самостоятельной работы на  карточках.

     Вариант 1. Прочитай внимательно про себя предложения. Допиши окончания в глаголах и выдели их.

         1.Коля очень береж…   свои книги. 2. Как неторопливо теч…   речка. 3.     Куда ты теч…  ручей?

     Вариант 2. Прочитай внимательно про себя предложения. Допиши окончания в глаголах.

          1. Пёс Полкан много  лет стереж…   наш дом. 2. Садовник каждую неделю    стриж…  газон. Ты стриж... своего   пуделя?

            7.2. Проверка работы.

                 (Опрос по 1 варианту 2 детей, по 2 варианту 2 детей).

бережёт-3л.,ед.ч.                    стережёт-3л.,ед.ч.

течёт- 3л..ед.ч.                       стрижёт-3л.,ед.ч.

течёшь-2л.,ед.ч.                     стрижёшь -2л,,ед.ч.

Оцените свою работу. В чём заключается тайна языка?

  Вывод.

            - К какому  выводу вы пришли при выполнении этой работы? (Возможные варианты: «После шипящих пишем букву «Ё»»; «Под ударением в окончаниях глаголов слышим «О», а пишем «Ё»».

7.3. Чтение орфографического правила: учебник стр. 130.

        Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква «Ё». Например: стрижём, печём. Буква «О» в окончаниях глаголов не пишется.

-Какие вы молодцы!Вы сами  сделали правильный вывод.

         8. Закрепление нового материала.

          8.1.Выполнение фонетического разбора. 

                  На доске запись [п и ч о м].  (У доски работает один ученик, комментируя работу, остальные ученики записывают  в тетрадь).

Классная работа.

[п и ч о м] -  печём, пе-чём

[п ] - согл.;  мягк., парн. [п]; глух., парн. [б]; буква «пэ»;

[и]  - гласн.; безударн., буква «и»;

[ч ] - согл.; мягк. непарн.; глух. непарн.; буква  «че»;

[о]  - гласн., ударн., буква «ё»;

[м] - согл.; тверд. парн. [м ]; звонк. непарн.; буква  «эм»;

--------------------------------------

5 б., 5 зв., 2 слога

       - Почему для фонетического разбора мы выбрали именно это слово?

(Мы узнали новое о глаголе на уроке. Под ударение в окончаниях глаголов  после шипящих слышится (о),а пишется ё.

           8.2. Игра «Эстафета».  Работа в команде

     - На доске выставлены карточки – помощники. Работа в команде.

     - Первый ряд – 1 команда,  второй  ряд – 2 команда,  третий  ряд – 3 команда.

     - Образуйте от глаголов в неопределенной форме глаголы 3-го  лица множественного числа

     - На какой вопрос  отвечают глаголы в форме 3-го лица множественного числа?  (Что делают?).

Выделите ударный слог .Что можете сказать об окончании глагола?(оно безударное)Наша задача определить спряжение глаголов с безударным личным  окончанием. Что нам в этом поможет?(Н.Ф. глагола).

     - Запишите каждая команда свои слова в тетрадь. Образуйте глаголы и по одному человеку от команды выходите к доске и записывайте слова.  (Один человек от команды работает у доски, остальные записывают в тетрадь).

Двенадцатое декабря.

Классная работа.

Что делают?

Сушить - сушат(2 спр.)

Вязать - вяжут(1 спр.)

Пахать - пашут(1спр.)

Гасить – гасят

Тянуть – тянут

Рубить - рубят

Сидеть - сидят

Петь - поют

Ходить - ходят

Ответы детей.

Вывод:-ут,-ют-1спряжение;

             -ат, -ят-2 спряжение.

Резерв

           8.4. Разбор предложения.

       - Составьте с одним или двумя из этих глаголов предложение.  Лучшее предложение запишем в тетрадь  и разберем:

                      . запись предложения по диктовку;

                      . нахождение грамматической основы и второстепенных членов;

                      . определение частей речи.

Осенью белки сушат грибы, ягоды и прячут орехи в дуплах.

       

9.Итог.

- Над чем мы  сегодня работали на уроке?  (Ответы детей).

-Что мы повторили?(Ответы детей).

- Чему научились?  (Ответы детей).

 Выставление оценок за работу на уроке.(самооценка)

        10.Домашняя работа.     

              Учебник стр. 130, упр.4.Повторить правило.

На следующих уроках мы продолжим   работать над правописанием  безударных личных окончаний  глаголов.

Классная работа.

ться   тся  ться   тся   ться   тся  ться   тся   ться    тся   ться   тся   ться    

      Кто любит земле кланяться – без награды не останется.

                     Что делать?      Что делает?

Обида -       обижаться          обижается

Охотник -  охотиться            охотится

Ссора -       ссориться             ссорится

Вариант 1.

Не кричать, недоумевать, ненавидеть, не готовился.

[п и ч о м] -  печём, пе-чём

[п ] - согл.;  мягк., парн. [п]; глух., парн. [б]; буква «пэ»;

[и]  - гласн.; безударн., буква «и»;

[ч ] - согл.; мягк. непарн.; глух. непарн.; буква  «че»;

[о]  - гласн., ударн., буква «о»;

[м] - согл.; тверд. парн. [м ]; звонк. непарн.; буква  «эм»;

________________

5 б., 5 зв., 2 слога

сушить – сушат

вязать - вяжут

пахать - пашут

Осенью   белки   сушат  грибы,  ягоды   и   прячут   орехи   в   дуплах.

СУШИТЬ

ВЯЗАТЬ

 

ПАХАТЬ

ГАСИТЬ

 РУБИТЬ

 ТЯНУТЬ

 СИДЕТЬ

 ПЕТЬ

ХОДИТЬ

ССОРА

 ОХОТНИК

 ОБИДА

     Вариант 1. Прочитай внимательно про себя предложения. Допиши окончания в глаголах и выдели их.

         1.Коля очень береж…   свои книги. 2. Как неторопливо теч…   речка. 3.     Куда ты теч…  ручей? 4. Мама печ… очень вкусные пироги.

      Вариант 2. Прочитай внимательно про себя предложения. Допиши окончания в глаголах.

          1. Пёс Полкан много  лет стереж…   наш дом. 2. Садовник каждую неделю    стриж…  газон.

Кто    любит   земле   кланяться   – без награды    не останется.

Глагол.

      Глаголы называют не только действия (работать, учиться, варить),  но  и состояния (спать, ждать, думать, мёрзнуть, таять).

      Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? 

У глаголов есть грамматические признаки:

      - вид (делать, сделать);

      - время (прошедшее, настоящее, будущее);

      - наклонение (изъявительное, условное, повелительное);

      - лицо  (1-е лицо, 2 лицо, 3 лицо);

      - число (ед. ч. и мн. ч.);

      - род (ж. р., м. р., ср. р.)

      На вопросы  что делать?, что делал?, что делает?, что будет делать? отвечают глаголы несовершенного вида.

      На вопросы  что сделать?,  что сделал?, что сделает? отвечают глаголы совершенного вида.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ГЛАГОЛА.

  1. Чтобы определить вид глагола, необходимо к нему задать вопросы.
  2. Если глагол отвечает на вопросы что делать?, что делал?, что делает?, что будет делать? -  глагол несовершенного вида.
  3. Если глагол отвечает на вопросы что сделать?, что сделал?, что сделает?,  - это глагол совершенного вида.

      Частица НЕ с глаголами  пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ  не употребляются:  ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и др).

Глагол имеет следующие формы:

- Начальная форма образуется при помощи суффиксов  

- ть,  - ти, - чь. Начальная форма глагола  не изменяется. 

         В н. ф. глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы совершенного вида в начальной форме отвечают на вопрос что сделать? 

        - Глаголы в личной форме указывают на того (тех), кто совершает действие. Личные формы образуются при помощи окончаний.

                     (я) говорю                            (мы) говорим

                    (ты) говоришь                      (вы) говорите

                    (он, она, оно) говорит         (они) говорят

      - Глаголы звонишь, звонит, звоним, звоните, звонят,  а также все глаголы, образованные от них – имеют ударное окончание.

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

      Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, видишь, съешь, стеречь.

Правописание - ться, - тся в глаголах.

      Если глагол употреблён в начальной форме и отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?-  на конце пишется – ться,   если глагол употреблён в форме 3-его лица, ед.ч и мн.ч.  и отвечает на вопросы Что делает?, Что делают? Что сделают? Что сделает?,  на конце пишется – тся).

Спряжение глаголов.

      Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.

Лицо

1-е спряжение

2-е спряжение

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

    1- лицо

-у,  -ю

-ем

-у, -ю

-им

2 -е лицо

-ешь, -ёшь

- ёте, -ете

-ишь

-ите

3- е лицо

-ет, -ёт

-ут, -ют

-ит

-ат, -ят

Как определить спряжение глагола.

  1. Если окончание ударное, спряжение определить легко.
  2. Если окончание безударное, образуй форму 3-го лица множественного числа.
  3. Если в Н. ф. глагол оканчивается на –ить (кроме глаголов брить, стелить), то это глагол 2 спряжения.
  4. Если в Н. ф. глагол не оканчивается  на –ить и не относится к глаголам – исключениям, то это глагол 1 спряжения.

Ко 2-му спряжению относятся глаголы:

      -  которые в Н. ф.  оканчиваются на – ить (кроме глаголов брить, стелить);

      - 4 глагола, Н. ф. которых оканчивается на –ать: гнать, дышать, держать, слышать;

      - 7 глаголов, Н. ф. которых оканчивается на –еть: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть.

К 1-му спряжению относятся все остальные глаголы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков математики в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века" с применением ИКТ.

Технологические карты уроков по разделу "Задача", презентации к урокам....

Конспект и презентация к уроку "Обучение грамоте" 1 класс, по программе "Начальная школа 21 века". Тема: Звуки [з, з\']. Буквы З з.

Тип урока: Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)Задачи:Образовательная :познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными зв...

Урок математики в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века" на тему " Решение уравнений"

На уроке отрабатывается умение учащихся решать различные вмды уравнений.Учащимся предлагаются задания по выбору, используется дифференцированная работа...

Урок математики в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века»

урок «открытия нового знания» ( с применением технологии деятельностного метода)....

Урок математики в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» Тема урока: «Знакомство с многоугольниками».

В ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятием «многоугольник» и названием многоугольников....