Доклад. Правописание безударных гласных в корне.
консультация по русскому языку (3 класс) по теме

Чиркова Елена Владимировна

Доклад на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_metod._bezud._glasnye.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы учителя начальных классов по предупреждению  ошибок у младших школьников по правописанию безударной гласной в корне слова 

На протяжении многих лет работы  мне приходилось  анализировать усвоение учащимися  правописание безударных гласных в корне слова. Практика показывает, что ошибки  могут быть самыми разнообразными по своему характеру. Основными причинами, вызывающими это явление, считаю,  являются следующие:

1.Неумение найти объект применения правила:

- Ребёнок не может выделить гласную в слове, обычно это связано  со слабым навыком постановки ударения;

- Ребёнок не владеет  навыком морфологического анализа слова в специальных морфологических целях, то есть  не может выделить корень, в котором пишется безударная гласная. Это нередко приводит к тому, что ученик не только не видит безударную гласную, правописание которой ему нужно проверить, но и начинает расширять «границы» применения правила. Проверяя с его помощью гласную в приставке, суффиксе, окончании.

2.Неумение  практически пользоваться правилом:

- Ребёнок не может изменить слова, чтобы корневая безударная гласная  в нём оказалась под ударением. Особую трудность представляет правописание безударной гласной в корнях глаголов, проверяемых с помощью словоизменения.

- Ученик подбирает для проверки однокоренное слово на основе ложной аналогии. Например, слово ПАЛАТКА соотносит со словом ПОЛ, ПОЛЗТИ со словом УПАЛ;

- Ошибка  может возникнуть и потому, что в словарном запасе учащихся нет проверочного однокоренного слова. Так, не могут подобрать  проверочные слова к словам с безударной гласной в корне  ВИЛАСЬ, ЧИТАЛЬНЯ,  СТРЕЛЯЕТ и другие.

- Ученик, пользуясь правилом, подбирает в качестве проверочного слово с безударной гласной, например: поседеть от старости (седой), посидеть на скамейке (сидеть), что нередко  приводит к ошибкам;

3. Недостаточно развиты  грамматические умения  и речевые навыки:

- Умение различать гласные и согласные, находить  ударные и безударные гласные в слове, а также переносить  ударение с одного слога на другой (в тех случаях, когда ученик изменяет слово или подбирает однокоренное слово);

- Умение целенаправленно  производить морфологический анализ, то есть вычленять  именно ту часть слова, в которой содержится  изучаемая орфограмма.

- Умение выделять  среди однокоренных слов и различных форм одного и того же слов те, которые могут быть проверочными.

Виды упражнений, направленных на выработку  навыков правописания безударных гласных в корне слова.

Упражнения  в практическом  применении правила правописания предполагают:

- Умение находить слова, написание которых регулируется данным правилом;

- Умение оперировать самим правилом, то есть  находить проверочные слова (однокоренные или форму слова);

- Применять это правило в  самостоятельных или творческих работах.

1 этап. Упражнения, направленные на нахождение объекта  действия правила.

Эти упражнения  формируют у учащихся орфографическую зоркость. Орфографическая зоркость, то есть «способность пишущего человека видеть в читаемом тексте те «опасные» места в слове, написание которых регулируется данным правилом» /А.В.Текучев. Методика русского языка в средней школе. Изд. «Просвещение», является одним из необходимых условий в формировании навыка правильного письма. Ученик должен уметь  выделить следующие  опознавательные признаки орфограммы:

- Гласная находится в безударном положении.

- Безударная гласная находится в корне слова.

   Развитию орфографической зоркости будут способствовать упражнения:

- направленные на нахождение ударной и безударной гласной в различных частях слова;

- на сопоставление произношения и написания  ударной и безударной гласной;

- выделение слов, в которых написание безударных гласных  регулируется изучаемым правилом (среди однокоренных слов, среди слов на ранее изучаемые правила, в предложениях, в связных текстах).

2 этап. Упражнения в практическом применении правила правописания.

В инструктивной части правила указывается на два способа проверки слов: изменение слова или подбор однокоренного. Следовательно, система орфографических упражнений должна помочь учащимся усвоить сущность того языкового явления, которое лежит в основе применения правила:

В безударном положении пишется та же гласная, что и под ударением;

Проверочным может быть однокоренное слово или форма слова, в котором гласная корня находится под ударением.

Таким образом, нужны упражнения, которые вооружат учеников знанием опознавательных признаков проверочного слова, умением выделить это слово из имеющихся в его распоряжении ряда однокоренных слов или форм слова. Это такие упражнения:

- Сопоставление слов с ударными и безударными  гласными в корне;

- Выбор проверочного слова из двух  однокоренных;

- Выбор проверочного из нескольких однокоренных слов или форм;

- Подбор проверочных слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, а также форм этих слов.

- Различение проверочного однокоренного  и проверочного, представляющего изменение формы этого же слова;

- Подбор нескольких проверочных слов.

3 этап. Упражнения в развитии речи в связи с изучением  правописания безударных гласных в корне.

Важнейшими слагаемыми  всей работы над навыком правописания является активизация  и обогащение  словаря ребёнка. Эта работа охватывает собой различные виды упражнений, связанных с уяснением и уточнением  значения слова с выработкой умений в области словообразования и словоизменения. Упражнения, связанные с развитием речи учащихся не должны быть отдельным этапом в работе над данным правилом, они должны пронизывать всю систему упражнений в период изучения данной темы. Вот их основные виды:

- Упражнения в словообразовании, направленные на пополнение  словарного запаса ребёнка рядом однокоренных слов. На умение оперировать значением слова при подборе однокоренных слов.

- Упражнения, связанные с работой над значением слова (многозначность, прямое и переносное значение, слова, близкие и противоположные по значению). Эти  упражнения воспитывают у учащихся  привычку вникать в значение слова, отграничивать  однокоренные слова от слов, близких по значению (синонимов). Формируют навык  употребления слов в соответствии с их значением, воспитывают навыки точной и выразительной речи.

- Упражнения в составлении словосочетаний  и предложений.

- Упражнения, связанные с выполнением в процессе списывания или диктовки различных заданий, направленных на композиционную и стилистическую обработку текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Правописание безударных гласных в корне. Способы проверки безударного гласного в корне.

Правописание безударных гласных в корне.Способы проверки безударного гласного в корне....