Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имени существительного". 3 класс.
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Кобецкая Вероника Андреевна

    ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках изучению новой темы "Род имени существительного"
    На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно использовать презентацию (на ваше усмотрение) 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rod_imeni_sushchestvitelnogo.doc77.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта

    Методист: ______________________/________________

    Учитель: __________________________/______________
    Оценка:_______(_____________)

    Предмет: русский язык
    Класс: 3 в
    УМК: «Начальная школа XXI века»
    Дата: 19.12.16
    Тема: Имя существительное. Род. Значение рода.

    Цель: формировать у учащихся знания по теме «Род. Значение рода имени существительного»

    Задачи:

    1. Образовательная: формировать представления о роде имени существительного, способах определения рода имени существительного;
      совершенствовать умение выполнять морфемный и фонетический разборы.
    2. Развивающая: разивать устную связную речь, умение слушать и слышать учителя, а также одноклассников.
    3. Воспитательная:  воспитывать интерес к русскому языку

    Оборудование: 

    Формируемые УУД:
    1.Регулятивные

    а) нацеливание на успешную деятельность.

    б) определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

    в) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

    г) коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

    2.Личностные

    а) выражение  положительного отношения к процессу познания.

    б) положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

    в) желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
    г) осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
     

    3.Коммуникативные

    а) формирование умения слушать и слышать

    б) инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации 

    в) контроль, коррекция, оценка действий партнера

    г) совершенствовать устную связную речь

    4.Познавательные

    а) совершенствовать умение распознавать распознавать различные части речи;

    б) совершенствовать умение выполнять морфемный разбор;

    в) совершенствовать умение выполнять фонетический разбор;

    в) формировать умение определять род имени существительного

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    1.Орг. момент

    цель: cоздать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    Приветствие детей. Проверка готовности к уроку.

    Приветствие учителя. Организация рабочего места.

    1.Регулятивные

    а) нацеливание на успешную деятельность.

    2.Личностные

    а) выражение  положительного отношения к процессу познания.

    2. Актуализация знаний

    Посмотрите на доску. Перед вами картинки. Прочитайте надписи к ним. Какое слово лишнее?

    Молодцы! (учитель убирает слово с доски)
    На какие две группы можно разделить эти слова?

    Молодцы, ребята. Все эти слова называют предмет. Какая часть речи называет предмет?

    Что нам уже известно об имени существительном?

    Читают: кресло,кровать, диван, котёнок, щенок, печенье, молоко, масло, балерина, повар, конфеты.
    Лишнее слово — конфеты. Потому что все предметы даны в ед.ч., а это — во мн.ч.

    Одушевлённые (котёнок, щенок, балерина, повар) и неодушевлённые (кресло, кровать, диван, масло, молоко).

    Имя существительное

    1.Обозначает предмет
    2.Отвечает на вопросы кто?что?
    3.В предложении может быть выраженно подлежащим и дополнением
    4.Бывает собсвенное и нарицательное
    5.Может обозначать ед.и мн. числа

    1.Регулятивные

    а) нацеливание на успешную деятельность.

    2.Личностные

    а) выражение  положительного отношения к процессу познания.

    3.Коммуникативные

    а) формирование умения слушать и слышать

    б) совершенствовать устную связную речь

    3. Введение в тему урока
    цель: создать условия для того, чтобы учащиеся осознали тему и цель урока

    В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи.

    С какой «тайной» русского языка мы познакомимся сегодня? Как вы думаете?

    Давайте вернемся к нашим картинкам. Попробуйте разделить эти слова на три группы.

    А я предлагаю вам такой вариант
    1 столбик — кровать, балерина

    2 стобик — кресло, печенье, масло, молоко
    3 столбик — диван, щенок, котёнок, повар.

    Я разделила эти слова на три группы. По признаку рода.
    Итак, сегодня мы с вами познакомимся с родом имени существительного.

    Высказывают свои предположения.

    Пробуют поделить слова по различным признакам.

    1.Регулятивные

    а) нацеливание на успешную деятельность.

    2.Личностные

    а) выражение  положительного отношения к процессу познания.

    б) положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

    в) желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
    г) осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
     

    3.Коммуникативные

    а) формирование умения слушать и слышать

    б) инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации 

    в) контроль, коррекция, оценка действий партнера

    г) совершенствовать устную связную речь

    4. Открытие новых знаний
    цель: сформировать у учащихся знания о роде имени существительного

    Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
    (Написано на доске в виде схемы)
    Слова
    кровать и балерина относятся к женскому роду. Слова диван, щенок, котёнок, повар относятся к мужскому роду.
    Слова
    молоко, печенье, масло, кресло относятся к среднему роду.
    Как легко определить к какому роду относится то или иное слово?
    Для этого есть «слова-помощники» -
    он мой, она моя, оно моё.
    Я приготовила для вас стихотворение-правило, выучив которое вы без труда сможете определить род любого имени существительного.
    («стихотворение-правило» записано на доске, у детях на партах лежат карточки со «стихотворением-правилом»)
    Женский род запомню я
    И скажу «Она моя»,
    И запомню род мужской,
    И опять скажу - «Он — мой»
    Средний род - «Оно — моё»
    Это правило моё!

    Это правило поможет определять вам не только род имени существительного, но и род имени прилагательного. Откройте 161-ю страницу. Денис, прочитай правило.
    То есть для того, чтобы определить род им.прил. нужно сначала определить род имени существительного и от него задавать вопрос к имени прилагательному. Например, замок (он мой-м.р.) какой? - красивый — м.р.
    Статуя (она моя-ж.р.) какая? Красивая
    Здание (оно моё-ср.р.) какое? Красивое

    Я вам открою еще один маленький секрет. Чаще всего, у сущ. В женском роде — окончание а,я. В мужском — нулевое, а в среднем — о. Но так бывает не всегда. Например,плеть, грудь — слова оканчиваются на -ть, но они относятся к женскому роду. Или слово кофе. Он мой. Это слово нужно запомнить, ведь хочется сказать кофе — оно моё. Со словами-исключениями вы познакомитесь на следующем уроке.

    Поэтому, лучше всего, посмотреть на окончание и проверить его словами-помощниками.Поступайте так, чтобы избежать ошибок.

    Откройте тетради, записываем число, классная работа.
    Прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним стихотворение-правило.
    Женский род запомню я
    И скажу «Она моя»,
    И запомню род мужской,
    И опять скажу - «Он — мой»
    Средний род - «Оно — моё»
    Это правило моё!
    Посмотрите, я приготовила для вас текст.
    Текст (карточки у детей)
    С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку.
    Антон, прочитай текст.
    Наша задача из текста выписать только им.сущ. и распределить их в три столбика.

    (На доске написать: М.р. Ж.р. Ср.р.) Читаем первое предложение. В нём есть имена существительные?
    Чтобы определить род у этих слов, нам нужно поставить слово в начальную форму, например., что? Небо (оно моё) — ср.р.
    Снежок(он мой) — м.р.
    Во мн.ч. Род определить невозможно.




    Слушают учителя

    Читают стихотворение-правило (один раз про себя, второй раз хором)

    Читают правило.

    Читают хором.

    Один ученик читает текст, остальные — слушают.

    Есть: с неба, снежок

    Второе предложение — ребята (они — мн.ч.)

    Во двор — двор (он мой — м.р., записываю в 1ст.)
    Из снега — н.ф. - снег (он мой-м.р., записываем в 1ст.)
    Фигурки-мн.ч. Род опредить нельзя
    Коля-м.р., 1
    Снеговика — м.р.,1
    В руке ж.р.., 2
    Метла — ж.р., 2
    На голове — ж.р.,2
    Ведро — ср.р., 3
    Женя — м.р./ж..р., 1/2
    Башню — ж.р.,2
    С окошками — мн.ч., род определить нельзя
    Толя-м.р., 1
    Илья-м.р.,1
    Дед Мороз-м.р.,1
    Снегурочка-ж.р.,2
    С бородой-ж.р.,2
    ёлочку-ж.р.,2

    1.Регулятивные

    а) нацеливание на успешную деятельность.

    б) определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

    в) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

    г) коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

    2.Личностные

    а) выражение  положительного отношения к процессу познания.

    б) положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

    в) желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
    г) осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
     

    3.Коммуникативные

    а) формирование умения слушать и слышать

    б) инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации 

    в) контроль, коррекция, оценка действий партнера

    г) совершенствовать устную связную речь

    4.Познавательные

    а) совершенствовать умение распознавать распознавать различные части речи;

    б) совершенствовать умение выполнять морфемный разбор;

    в) совершенствовать умение выполнять фонетический разбор;

    в) формировать умение определять род имени существительного

    4Физ.минутка
    Цель: снять физическую усталость

    3. Открытие новых знаний
    цель: сформировать у учащихся знания о роде имени существительного

    А сейчас давайте выполним все вместе морфемный разбор слова хоровод.
    К какому роду относится слово хоровод?

    А теперь давайте выполним необычный фонетический разбор. Я написала характеристики звуков. Нам нужно подобрать слова к схемам:
    КОФЕ МЕТЕЛЬ КЛЮЧ ПРОЧЬ ВЕТЕР ЛАСКА СИТЕЦ МАТЧ
    1)
    [ ] - согл., тв., глух., парн.
    [ ] - согл., мягк., звон., непарн.
    [ ] - гл., уд.
    [ ] - согл., мягк., глух., непарн.
    2)
    [ ] - согл., мягк., глух., парн.
    [ ] - гл., уд.
    [ ] - согл., мягк., глух., парн.
    [ ] - гл., безуд.
    [ ] - согл., тв., глух.

    м.р. Он мой
    Хоровод — окончание нулевое, основа — хоровод, корни — хор, вод. О — соединительная.

    Ключ

    Ситец

    1.Регулятивные

    а) нацеливание на успешную деятельность.

    б) определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

    в) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

    г) коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

    2.Личностные

    а) выражение  положительного отношения к процессу познания.

    б) положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

    в) желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
    г) осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
     

    3.Коммуникативные

    а) формирование умения слушать и слышать

    б) инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации 

    в) контроль, коррекция, оценка действий партнера

    г) совершенствовать устную связную речь

    4.Познавательные

    а) совершенствовать умение распознавать распознавать различные части речи;

    б) совершенствовать умение выполнять морфемный разбор;

    в) совершенствовать умение выполнять фонетический разбор;

    в) формировать умение определять род имени существительного

    4. Инструктаж к д/з

    Открываем дневники, записываем домашнее задание.

    Выучить стихотворение-правило. Стр. 160, упр. 2

    Записывают д/з. Слушают инструктаж учителя

    1.Регулятивные

    а) нацеливание на успешную деятельность.
    2.Личностные

    а) выражение  положительного отношения к процессу познания.
    б)
     желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;

    3.Коммуникативные

    а) формирование умения слушать и слышать

    5. Подведение итогов

    С какой темой мы сегодня познакомились?

    Как определить род?

    Давайте вспомним стихотворение-правило.

    Женский род запомню я
    И скажу «Она моя»,
    И запомню род мужской,
    И опять скажу - «Он — мой»
    Средний род - «Оно — моё»
    Это правило моё!

    Род имени существительного
    Пользуясь словами-помощниками:
    М.р. - он мой
    Ж.р. - она моя
    Ср.р. - оно моё

    Читают стихотворение-правило хором.

    1.Регулятивные

    а) нацеливание на успешную деятельность.
    2.Личностные

    а) выражение  положительного отношения к процессу познания.
    б)
     желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;

    3.Коммуникативные

    а) формирование умения слушать и слышать

    РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ НИЖЕ

    СТИХОТВОРЕНИЕ-ПРАВИЛО
    Женский род запомню я
    И скажу «
    Она моя»,
    И запомню род
    мужской,
    И опять скажу - «
    Он — мой»
    Средний род - «Оно — моё»
    Это правило моё!

    С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку.

    СТИХОТВОРЕНИЕ-ПРАВИЛО
    Женский род запомню я
    И скажу «
    Она моя»,
    И запомню род
    мужской,
    И опять скажу - «
    Он — мой»
    Средний род - «Оно — моё»
    Это правило моё!

    С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"

    Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....

    Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс

    УМК "Школа России" Планируемые  результаты  УУД Предметные,  метапредметные, личностные...

    Технологическая карта урока русского языка в 3 - ем классе (УМК "21 век") на тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и « Ц»

    Урок был составлен в рамках конкурса в сетевом издании "Образование:эффективность,качество,инновации"...

    Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

    Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...

    Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс

    Тема: «Изменение имён существительных по падежам» Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся  падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, ф...

    Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...