Технологическая карта урока русского языка "Род имен существительных" (3 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока Род имен существительных.
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: формирование понятия о грамматическом роде, способствование развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода
Задачи урока
Дидактические:
- знакомство с правилом определения рода у имен существительных;
- познакомить с приемами распознавания рода имен существительных.
Развивающие:
- развивать и обогащать речь учащихся;
- Развивать логическое мышление, внимание, память и коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать бережное отношение к учебнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_-_rod_imen_sushchestvitelnyh.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 22.01.2021 Школа: МАОУ СОШ №95 Класс: 3-3 Урок: 2 Время: 8:55 Кабинет: 219 | Студент: Балакина Ирина Витальевна Группа: 32 Учитель: Белоярова Татьяна Валерьевна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока Род имен существительных.
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: формирование понятия о грамматическом роде, способствование развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода
Задачи урока
Дидактические:
- знакомство с правилом определения рода у имен существительных;
- познакомить с приемами распознавания рода имен существительных.
Развивающие:
- развивать и обогащать речь учащихся;
- Развивать логическое мышление, внимание, память и коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать бережное отношение к учебнику.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | словесный метод, наглядный | Учитель вовлекает учащихся в деятельность. Создает комфортную обстановку. -Я очень рада войти В приветливый наш класс. И для меня уже награда Сиянье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе – гений! Но без труда и ум не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений – Мы вместе сочиним урок!
| Приветствуют учителя. | Личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат. | Презентация | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный,наглядный | -Откройте тетради и запишите число и классную работу. Сегодня у нас двадцать второе января. Чистописание. Рр, Дд, Оо Словарная работа. Посмотрите, сейчас на слайдах будут появляться картинки, вы должны угадать зашифрованное в ней слово. - Запишите эти слова в тетрадь. Слова: Мальчик, девочка, тетрадь, пенал, метро, яблоко, альбом, ученик. - Какой частью речи являются данные слова? Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное» Игра «Да – нет» Имя существительное – это часть речи?(Да!) Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными? (Да!) -Вот такое испытание – Это первое задание: В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. Наша задача – раскрыть еще одну «тайну». Хотите узнать? -Работаем в группах. Прочитайте слова, запишите их, распределяя на группы, согласно какому-то признаку. Облако, пурга, иней, Иванов, озеро, Алиса, девочка, снег, ученик. (одушевленные, неодушевленные, собственные и нарицательные) -Какие группы слов у вас получились? По какому признаку вы распределяли слова? -По какому признаку ещё можно разделить эти слова? -Да, молодцы. Но есть еще один признак, который вы не назвали. Возможно, маленькая сценка вам поможет. ( из книги К.И. Чуковского «От 3 до 5») ( Мама и сын) - Мама, у меня на пальце царап» - Не царап, а царапина. - Это у Муси - царапина, а я мальчик! У меня царап!» - Почему так сказал ребёнок? - Что он не понимает? - О каком признаке существительного идёт речь? | Прописывают в тетрадях чистописание. Выполняют словарную работу. -Существительными. Отвечают на вопросы игры. -Да. - одушевленные, неодушевленные, собственные и нарицательные Называют варианты распределения. | УУД: познавательные ( умение анализировать, делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков), личностные (сформированность учебно-познавательного интереса). | ||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный, репродуктивный | -Что бы сформулировать тему урока, давайте вернемся к нашей минутке чистописания. Составьте из звуков этих букв слово, это будет первая подсказка. Вторая подсказка это большой раздел, который мы сейчас изучаем. Какая тема урока получается? -Молодцы, давайте поставим цели на этот урок и составим план, придерживаясь которого мы достигнем целей. | -Род имени существительного. Цели: 1.Узнать какого рода бывают имена существительные. 2. Составить алгоритм определения рода имен существительных. 3.Научиться определять род имен существительных. План: 1.Выполнить практическую работу и сформулировать правило о роде имени существительного. 2.Сравнить наш вывод с правилом учебника. 3.Будем учиться определять род имени существительного. 4.Выполнить самостоятельную работу. 5.Сделать выводы. | Регулятивные УУД: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. | ||
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный, наглядный , проблемно-ситуационный | - Послушайте сказку. Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился. В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных. -Вам понравилась сказка? Что нового вы узнали?
-Давайте вернемся к словам, которые мы делили на группы. Разделите наши слова. Девочки возьмите свои слова, а мальчики – свои. Запишите. Проверка. -Какие слова взяли девочки? Почему? - Какие слова взяли мальчики? Почему? - А какие слова остались лишними? Почему? - Как их ещё можно назвать? -Сделайте вывод. -На какие три группы делятся существительные? -Подтвердите свои предположения в учебнике на с. 4. и выполните упражнение 1. Проверка задания.
-Ребята, герои нашего учебника задают вопрос, могут ли имена существительные изменять род? | Слушают сказку. -Существительные бывают женского, мужского и среднего рода. -Пурга, Алиса, девочка. Потому что к ним можно подставить “она моя”. -Иней, Иванов, снег, ученик. Потому что к ним можно подставить “он мой”. -Облако, озеро. Потому что к ним можно подставить “оно моё”. -Среднего рода. Составляют вывод на основе проделанной работы. -Существительные женского рода, мужского рода, среднего рода. Выполняют задание. Выдвигают свои предположения. Доказывают свою точку зрения. Делают вывод. -Существительные не изменяются по родам. | Познавательные УУД: - анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств, - постановка и решение проблемы; - умения делать выводы в результате совместной работы класса, - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи. Личностные УУД: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные УУД: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. РегулятивныеУУД: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку). Коммуникативные УУД: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | ||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный, наглядный | -Молодцы. Откройте страницу учебника 5 и выполните упражнение 3. Проверка. - Поставьте устно слова на слайде в единственное число и определите род имён существительных. Закладки, подушки , ботинки, очки, окна, корабли, ножницы, стёкла. -У таких слов род не определяется.
-Вы хорошо справились, давайте еще раз повторим что мы узнали о имени существительном на этом уроке. | Выполняют задания. Диалог с учителем. -Очки и ножницы нельзя поставить в единственное число, как у них определить род? Проговаривают изученное на уроке. | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Регулятивные УУД - постановка учебной задачи. Личностные.УУД: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные УУД: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный, наглядный | -Сейчас я попрошу вас открыть ваши рабочие тетради на странице 25 и выполнить самостоятельно упражнение 32. Прочитайте задание и приступайте к выполнению. -Время на выполнение вышло, я попрошу вас поменяться тетрадями с соседом и выполнить взаимопроверку. -Молодцы. Теперь проверим работу все вместе. | Выполняют самостоятельную работу. Проверяют работы друг друга. Сверяют работу со слайдом. Отмечают ошибки. | Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности). Регулятивные УУД: - составление плана и последовательности действий. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный, наглядный | -На слайде вы видите слова. (Радость, журавль, Рожь, Костёр, Успех, Девочка, Ветер, Цыплёнок, Товарищ, Пение, Букет, Вещь, Торт, Дирижёр, Город). Ваша задача распределить их по трем группам: 1 группа: одушевлённые имена существительные мужского рода. 2 группа: неодушевлённые имена существительные мужского рода. 3 группа: неодушевлённые имена существительные женского рода. - Вспомним, какой был наш план? Мы выполнили его пункты. - Расскажите, как определить род имен существительных? | Распределение слов по группам. Проверка задания. Проговаривают план. | (Познавательные УУД) Уметь комментировать учебные действия при выполнении задания. (Регулятивные УУД) | ||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | словесный | Продолжите фразу: Слайд - Я узнал… - Я научился… - Я смогу… - Мне было интересно… - Мне понравилось… - Спасибо за урок! | Оценивают свои достижения. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: рефлексия. Регулятивные УУД: контроль, оценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Винительный падеж имен существительных. Лес - наше богатство"
На уроке открытия новых знаний учащиеся выясняют в чём заключается опасность при определении именительного и винительного падежей и составляют алгоритм для их распознования....
технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме Определение падежей имен существительных
урок русского языка 3 класс Определение падежей имен существительных...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах"
Урок был представлен на школьном методическом семинаре. технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Дательный падеж имени существительного»
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Дательный падеж имени существительного»...
Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное. Склонение имени существительного по падежам" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний падежей имени существительного, изменение слов по падежам (склонение).Задачи урока: Дидактические:1. Обобщить и систематизировать...