Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: «Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных».
    учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

    Грозникова Ксения Владимировна

                                                          

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx37.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме:

    «Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных».

    УМК «Школа России»

    Автор: Грозникова Ксения Владимировна

    Учитель начальных классов

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме  «Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных». УМК «Школа России»

    ».

    Дата  проведения:29.10.2017

    Учитель: Грозникова Ксения Владимировна

    Тип урока

    Решение частных задач

    Педагогические задачи

    Создать условия для ознакомления со способами подстановки при распознавании именительного, родительного и винительного падежей имен существительных 2-го склонения без предлога; совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен существительных; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

    Планируемые предметные
    результаты

    Научатся различать родительный и винительный падежи у существительных 2-го склонения; правильно писать безударные окончания имен существительных; определять склонение имен существительных; выполнять звуко-буквенный анализ слова; выполнять морфологический разбор слова

    Метапредметные УУД

    Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

    Личностные
    результаты

    Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознанно готовиться

    к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

    Организационная структура урока

    Этап урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности учащегося
    (осуществляемые действия)

    Формируемые способы
    деятельности

    учащегося

    1

    2

    3

    4

    1. Организационный момент.

    II. Актуализация знаний

    III.Самоопределение к деятельности

    IV. Работа по учебнику

    V.Физкультминутка

    VI. Продолжение работы по учебнику

    Приветствие, готовность к уроку.

    Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник).

    – Спишите предложение,  вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах ударение, подчеркните орфограммы. Выделите грамматическую основу. Дайте характеристику предложения.

    – Разберите слова по составу:

    Солнышко, лимонный, кормушка, рассвет, царский.

    -Прочитайте имена существительные. На какие две группы их можно разделить?

    Слон, день, учитель, дождь. (слайд 1)

    -Запишите эти имена существительные в два столбика, поставьте их форму винительного и родительного падежа, в скобках перед словами укажите вопрос. (слайд 2)

    -Сравните окончания имен сущ. В первом столбике и во втором. Какую особенность вы заметили?

    -Почему в первом столбике и в винительном, и в родительном падежах форма слова одинаковая?

    -Какая трудность может возникнуть при определении падежа одушевленных существительных?

    -Заполните таблицу. (приложение 2)

    -В чем сходство этих падежей?

    -Чем они отличаются?

    -Допишите в столбиках существительные женского  рода первого склонения земля, сестра, выделите окончания. (слайд 3)

    -Что вы можете сказать?

    Сформулируйте задачи урока.

    Упр. 201 стр. 111 

    Коллективное выполнение. Далее работа по вопросами заданиям упражнения.

     

    - Как можно решить проблему различения этих падежей? С каким приёмом вы познакомились?

    Упр. 202 стр. 111

    Коллективное выполнение.

    Запишите словарное слово хлебороб, поставьте ударение, выделите орфограммы.

    Объясните с помощью толкового словаря значение слова хлебороб.

    Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

    Списывают предложение, выполняют задания.

     С д..рев..ев д..ждём сыплются лист..я. (повеств., невоскл., простое, распростр.)

    Выполняют разбор слов по составу.

    Делят данные имена существительные на одушевленные и неодушевленные.

    Окончания в первом столбике одинаковые, во втором – разные.

    Одушевленные имена сущ. и в форме родит. падежа, и в форме винит. падежа отвечают на вопрос кого?

    Трудно различить родительный и винительный падежи.

    Заполняют таблицу.

    Одинаковые вопросы в именительном и винительном падежах, винительном и родительном падежах.

    Разные предлоги, роль в предложении.

    Записывают данные имена существительные.

    У сущ. женского рода 1го склонения в винительном и родительном форма слова разная: в в.п. окончания –у, -ю, в р.п. – и, -ы.

    Вспомнить, чем отличаются винительный и родительный падежи, научиться различать существительные в родительном и винительном падежах.

    Учащиеся по цепочке склоняют слова.

    С приемом замены одушевленных сущ. 2го склонения одуш. сущ. 1го склонения ж.р. Если у сущ. 1го склонения окончание –у,ю, то это В.п., если – и,ы, то это Р.п.

     Самостоятельное выполнение письменных заданий.

    Крестьянин, земледелец, выращивающий хлеб.

    Выделять существенную информацию
    из текста загадки. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять,

    уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

    Видео 1.

    – Прочитайте задание в упражнении 204. Определите падеж выделенных имен существительных. Объясните, как вы это делали.

    – Прочитайте любые три предложения. Укажите падеж имен существительных. Назовите главные члены предложения.

    Определяют падеж выделенных имен существительных. Называют главные члены предложения.

    Лебедь около плывет, злого коршуна ( В. п.) клюет. Куртка шофера ( Р. п.) пахнет бензином. Мы не заметили жука ( В. п.) и рамы зимние закрыли. Незнайка нарисовал Пончика

    ( В. п.) таким толстым, что он даже не уместился на портрете. Карп Карлыч у Карла (лисы, Р. п.) Карпыча карпа ( В. п.) купил. Тут Иван с конька ( Р. п.) слезает.

    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    . Упр. 205 стр 112

    – Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя по орфографическому словарю.

    – Подчеркните имена существительные, которые

    в родительном и винительном падежах имеют одинаковые окончания

    Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

    нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Записывают, вставляя пропущенные буквы. Подчеркивают имена существительные, которые в родительном и винительном падежах имеют одинаковые окончания.

    Выполняют звуко-буквенный разбор слов «шофер», «трамвай».

    (См. РМ, Приложение 3.)

    Трамва́й – [трамва́й’] – 2 слога;

    т – [т] – согласный, глухой парный, твердый парный;

    р – [р] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;

    а – [а] – гласный, безударный;

    м – [м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;

    в – [в] – согласный, звонкий парный, твердый парный;

    а – [а] – гласный, ударный;

    й – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.

    –––––––––––––––––

    7 букв, 7 звуков

    Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    VII. Дальнейшая работа
    по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

    Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

    – Запишите данные предложения. (слайд 4)

    Определите падеж выделенных имен существительных.

    1. Король без принцессы тосковал.

    2. На лугу принцесса плела венок для Трубадура.

    3. Вдали она увидела гениального сыщика.

    4. Темной ночью разбойники украли петуха.

    5. Около кота лениво лежал пес.

    – Выполните контрольное задание. Укажите падеж существительного в словосочетании. слайд 5

    люблю отца

    остался без отца

    уважаю учителя

    сбежал с урока

    ищу ребенка

    хожу без друга

    заступился за малыша

    поймал разбойника

    Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические

    упражнения, работу со словарями. Определяют падеж.

    Король без принцессы (Р. п.) тосковал. На лугу принцесса плела венок для Трубадура (Р. п.). Вдали она увидела гениального сыщика (В. п.). Темной ночью разбойники украли петуха (В. п.). Около кота 

    (Р. п.) лениво лежал пес.

    Выполняют контрольное задание. Указывают падеж существительного в словосочетании.

    люблю отца (В. п.)

    остался без отца (Р. п.)

    уважаю учителя (В. п.)

    сбежал с урока (Р. п.)

    ищу ребенка (В. п.)

    хожу без друга (Р. п.)

    заступился за малыша (В. п.)

    поймал разбойника (В. п.)

    Понимать
    на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону


    Окончание табл.

    1

    2

    3

    4

    VIII. Итог урока. Рефлексия

    Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

    – Что нового узнали?

    - Как различить винительный  и родительный падежи одушевленных имен существительных мужского рода?

    - Что на уроке было труднее всего?

    – Понравилась ли вам работа на уроке?

    Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. 

    Дополняют предложения:

    •  Мне понравилось на уроке…

    •  Мне удалось на уроке…

    •  Я порадовался на уроке за…

    •  Я могу похвалить себя за…

    •  Мне надо еще поработать над…

    Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

    Домашнее

    задание

    Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

    – Выполнить упражнение 206

    Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

    Принимать, сохранять учебные задачи

    Приложение 1

    Организация начала урока

    Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

    – Проверим готовность к уроку.

    Мы сюда пришли учиться,
    Не лениться, а трудиться.
    Работаем старательно,
    Слушаем внимательно.

    Сообщают о готовности к уроку.

    Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).

    Приложение 2


    Именительный падеж

    Родительный  падеж

    Винительный падеж

    Вопросы

    Предлоги

    От, до, из, без, у, с, около, для, после, вокруг, возле.

    В, во, на, за, про, через

    Член предложения

    Окончание

    1-ое скл.

    2-ое скл.

    1-ое скл.

    2-ое скл.

    1-ое скл.

    2-ое скл.

    Приложение 3

    Работа по учебнику (упражнение 205)

    Квартира, агроном, пшеница, инженер, вокзал, герой, вторник, хозяин, ромашка, солдат, ворона, шофёр, беседа, горизонт, отец, человек, телефон, заяц, девочка, учитель, воробей, трамвай, тракторист, комбайнёр, медведь.

    Шофёр – [шаф’о́р] – 2 слога.

    ш – [ш] – согласный, глухой парный, твёрдый непарный;

    о – [а] – гласный, безударный;

    ф – [ф] – согласный, глухой парный, мягкий парный;

    ё – [о] – гласный, ударный;

    р – [р] – согласный, твёрдый парный, звонкий непарный.

    ––––––––––––––––––––––––––––

    5 букв, 5 звуков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

    В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

    Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

    В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

    Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

    В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....

    Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.

    Конспект  урока  по  теме  "Именительный,  родительный и  винительный  падежи  одушевленных  имен  существительных."...