Главные вкладки

    Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Правописание ЧА-ЩА "
    учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс) на тему

    Шебельгут Елена Сергеевна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 5_pravopisanie_cha-_shcha.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку

    Тема: «Правописание ЧА- ЩА».

    Тип урока: изучение нового материала ;

    Цель:  развивать умения распознавать и правильно писать слова с сочетаниями ча, ща.

    Планируемые результаты

    предметные: -уточнить знания о написании слов в сочетаниях ча-ща;

    -соотносить произношение ударных гласных в сочетании ча-ща и их обозначение буквами;

    -подбирать примеры слов с таким сочетанием;

    -применять правило при написании слов с данным буквосочетанием.

    - личностные: - проявлять интерес к новым знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

    Оборудование: компьютер, проектор, русский язык : 1 класс:  В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

    Этап урока

    Метод и приемы

    Хро-нометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность ученика

    УУД

    1.

    Организационный

    Словесный

    ≈ 2

    Здравствуйте, ребята.

    Прозвенел звонок для нас,

    Все зашли спокойно в класс.

    Встали все у парт красиво,

    Поздоровались учтиво.

    Эмоционально настраиваться на работу.

    Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

    Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

    2.

    Актуализация знаний.

    Этап повторение.

    Словесный

    Приём закрепления и сравнения.

    Фронтальный опрос.

    Учебный диалог.

    Чистописание

    Минутка чистописания

    Звуко- буквенный анализ слова лето

    ≈ 5

    Гулять сегодня некогда:

    Мы заняты другим.

    Пришли сегодня на урок мы

    И всех мы удивим!

    Внимание! Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок? 

    Все ль на месте, все ль в порядке:

    Книга, ручка и тетрадки,

    И линейку не забудь:

    Отправляемся мы в путь!  

    -Ребята! Мы начнем наш урок с минутки чистописания.

    - Посмотрите на доску, что нам нужно дорисовать? Правильно это чашка.

    -Посмотрите внимательно на первую чашку, запомните её детали.

    -Нарисуйте точно такую же чашку.

    -Посмотрите как пишется слово чашка, пропишите это слово до конца строки.

    -Какие слова вы видите на экране? (туча, роща).

    -Сколько букв в этих словах? Звуков? (4)

    -Какие в этих словах звуки ч*, щ*? (согл., мяг.,глух., шипящие).

    -Запомните, буквы ч и щ обозначают мягкие непарные звуки ч* и щ*, поэтому перед любыми гласными читаются мягко.

    -Люди договорились, что после ч и щ пишется буква а.

    -Давайте сыграем в игру «Найди маму». Закончи предложения.

    -Например, у ежихи были ежата.

    У зайчихи были…..(зайчата),

    У грачихи были……(грачата),

    У галки были…..(галчата).

    -Какая орфограмма в этих словах? (ча- ща пиши с буквой а).

    -Ребята посмотрите, наш знакомый герой Незнайка  составил предложение.

    -Прочитайте его.

    -Скажите Незнайка правильно написал предложение, или  у него есть ошибка?

    -Не правильно, в слове учатся после ч нужно писать букву а.

    -Почему? Что мы знаем о звуках ч и щ? (ча-ща пиши с буквой а).

    -Послушайте грамматическую сказку про звук ч,щ.

    -Вы видите на доске сказку, начинаем читать с первой парты по предложению, остальные внимательно слушают.

    Жили- были на свете шипящии ч,щ,ж,ш а неподалеку жили гласные а, я, у, ю, ы, и.

    Жили очень дружно.

    И вот однажды решили буквы поигратьв прятки.

    Вышло водить шипящим, остальные побежали прятаться.

    Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут.

    Шипящии во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом- нашли уже многих.

     Вот только никак не могут найти три гласные- ы, ю, я. Искали, искали.

    С ног сбились, до вечера искали, но так и не нашли. Обиделись шипящии- с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят вместе, а только так: Ча, Ща пишутся с буквой а и остальные нашли шипящии нашли себе гласные.

    -В данном задании вам нужно вставить пропущенные буквосочетания:

    Летела сорока лесом,

    Глядела на все с интересом,

    Все видела, все приме..ла (ча)

    И всем обо всем сооб..ла. (ща)

    -Какая в этих словах орфограмма? (ча- ща пиши с буквой а).

    Воспринимать информацию, сообщаемую учителем.

    Поддерживать учебный диалог

    Заниматься чистописанием

    Рисовать чашку

    Вспоминать , что обозначают шипящие

    Находить орфограмму в словах

    Поддерживать учебный диалог

    Работать по сказке

    Работать у доски

    Работать в тетради

    Находить общее

    Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

    К: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию

    П: строить речевые высказывания в устной форме.Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    Аргументация своего мнения и позиции.

    3.

    4.

    5.

    Постановка учебной задачи и ее решение

    Метод: создание проблемной ситуации.

    Физ. Минутка

    Решение частных задач

    Итог урока. Рефлексия.

    ≈ 10

    ≈20

    =5

    -Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? ( Правописание ЧА -  ЩА).

    -Какие цели урока?

    -Сейчас приготовьте ручки и тетрадки, вам нужно будет слушать внимательно.

    -Я буду читать словосочетания, а ваша задача записать слово с сочетаниями ча - ща:

    Шестьдесят минут это(час)

    Густой, заросший, частый лес это(чаща)

    Сосуд для заварки чая это (чайник)

    Еда, а по другому (пища).

    -В словах выделите орфограмму по данной теме.

    -Обменяйтесь тетрадями и с доской сравните ответы вашего соседа по парте.

    А теперь давайте встанем и разомнемся.

    -Продолжаем нашу работу.

    -Откройте учебник на странице 118, найдите

    задание № 7.

    -Прочитайте задание.

    -первый ряд работает с первым столбиком, второй со вторым, третий с третьим).

    -Кому не понятно задание, поднимайте руку. Давайте проверим.

    -Переходим к заданию № 8, на странице 118.

    -Прочитайте задание.

    -Давайте поработаем устно.

    -Запишите два предложения себе в тетрадь.

    Дополни первое предложение словами (зеленый, в траве), чтобы получилось новое предложение.

    -Кто составил?  Прочитай нам свое предложение (опрос 2 человека).

    -А теперь добавь к словам второго предложения другие слова, чтобы тоже получилось новое предложение.

    -На странице 119, найдите упражнение № 9.

    -Прочитайте.

    -Составьте из сочетаний слов скороговорки.

    -Напиши любую из них себе в тетрадь.

    -Какие звуки учат произносить скороговорки?                     -Произнеси эти звуки. (чу, щу).

    -Подчеркните в словах своей скороговорки буквосочетания, написание которых надо запомнить.

    -Найдите страницу 115, задание № 1.

    -Прочитайте второй столбик, и запомните эти слова.

    -Давайте еще раз с вами повторим буквосочетания: ЖИ-ШИ пиши с буквой и, ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ.

    - С доски спишите себе в тетрадь текст без ошибок, выделяя при этом изученные орфограммы.

    Наши рощи.

    Хороши наши рощи! Красивые там берёзы. Сколько в рощах птиц! Стучат пёстрые дятлы, кричат грачи. Люди часто ходят в рощу слушать пение птиц.

    -Какие предложения по цели высказывания и интонации вы услышали?

    Сочетанья ща и ча

    В словах пища и свеча

    Куща,гуща,каланча,

    Туча, роща, саранча,

    Чаща, дача и печать-

    Нужно с буквой а писать.

    Подводим итоги урока: 

    - Давайте еще раз хором произнесем правило .

    -Дома еще раз все повторить правила.

    - Я запомнил, что ча- ща….(пиши с а)

    -Я буду всегда правильно писать.. (ча-ща).

     -Урок окончен, Спасибо за хорошую  работу на уроке.

     

    Формулировать тему урока. Знакомится с целями урока.

    Работать по сказке

    Показывать наглядно

    Записывать предложения себе в тетрадь.

    Выполнять задания

    Приводить собственные примеры

    Читать по цепочке

    Рассуждать на изученную тему

    Определять, какие предложения были во время вопросов

    За учивать правило

    Обобщать информацию

    Подводить итог

    Р: принимать и сохранять учебную задачу.

    П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

    К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    Аргументация своего мнения и позиции.

    Учет разных мнений;

    П: строить речевые высказывания в устной форме.

    Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

    К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    Аргументация своего мнения и позиции.

    Учет разных мнений;

    Л: установка на ЗОЖ.

    Р: принимать и сохранять учебную задачу.

    П: строить речевые высказывания в устной форме.

    Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

    К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    Аргументация своего мнения и позиции.

    Учет разных мнений;

    Л:Самооценка на основе критерия успешности;

    Контроль и оценка успешности деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Самое удивительное чудо на свете. Сказки." 1 класс

    Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Самое удивительное чудо на свете. Сказки." 1 класс...

    Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс

    Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс...

    Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости на письме гласными и ь" 1 класс

    Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости на письме гласными и ь" 1 класс...

    Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Правописание ЧА-ЩА " 1 класс

    Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Правописание ЧА-ЩА " 1 класс...

    Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)

    Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...