Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Статья содержит примеры заданий по работе со словарными словами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota_na_urokah_russkogo_yazyka.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»

Купцова Ольга Владимировна, учитель начальных классов

МОУ ООШ  п. Северный Хвалынского района Саратовской области

Словарная работа является неотъемлемой частью урока  русского языка.  Сделать ее увлекательной и разнообразной  для учеников  очень важно, потому что это помогает решить многие задачи  изучения языка, а именно: сформировать  интерес к нему, развивать орфографическую зоркость, умение думать, пополняется  словарный запас учеников. В своей практике я использую различные приемы словарно-орфографической  работы.

Традиционными являются упражнения в постановке пропущенных букв такие как:  

  • Вставьте пропущенные буквы: м…шина, м…газин, кла…, м…лина. 
  • Вставьте буквы и выпишите только те слова, в которых пропущена буква О (вместо О, может быть любая другая буква): б…гатство, з…бавный, пам…тник, …бида, к…мандир.

Можно использовать различные виды диктантов (выборочный, картинный). Например, запишите только те слова, в которых есть удвоенные согласные: иску…..тво, а…ея, экскур…ия, оди…дцать и др.

Огромную роль для обогащения словарного запаса играют задания на подбор слов.

«Подбери слово».  

На доске или карточках даны схемы слов с «ошибкоопасными»  местами. Задача учеников подобрать к ним словарные слова: -о---- (комета, дорога); ___сс___(шоссе, бассейн).  

Вариантом выполнения этого задания может быть вставка в текст подходящих по смыслу слов: На завтрак Миша съел _______ с сыром. (бутерброд).  

«Угадай слово».  

Учитель объясняет лексическое значение слова,  ученики записывают его себе в тетрадь. Например: изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-нибудь кусков цветной бумаги, материи (аппликация).

Для развития внимания и памяти можно использовать игру «Запомни». 

На доске записаны словарные слова (количество определяет учитель). Дети в течение одной минуты запоминают их. Затем слова закрываются. В течение отведенного времени дети должны записать как можно больше.  После выполнения задания можно организовать самопроверку или взаимопроверку проделанной работы.

«Исправь ошибки». 

Учитель записывает слова на карточках или на доске и в некоторых специально допускает ошибки. Задача учеников – найти их и исправить.

Развивать внимание и наблюдательность помогает   работа с сигнальными картами,  разгадывание ребусов.  

Большой интерес у детей вызывают задания с использованием различных типов кроссвордов: разгадать кроссворд по определениям слов, найти слова.  

Помимо простого разгадывания можно предложить выполнить задание наоборот. В кроссворде уже даны слова,  к ним необходимо подобрать  толкование (лексическое значение слова), например, используя следующие словарные слова:  

1

2

1

а

в

т

о

б

у

с

3

д

к

о

р

5

т

е

т

р

а

д

ь

е

я

е

с

6

о

б

е

д

ж

4

р

7

м

е

д

в

е

д

ь

ь

а

о

р

8

к

о

с

м

о

с

г

а

Вариант выполнения может быть таким:

По горизонтали: 1. Один из видов общественного транспорта.  5. Школьная принадлежность. Бывает в линию и клетку.

По вертикали: 1. Место проживания человека. 2. Второй месяц осени.  И так далее.

Интересны детям сканворды: задания,  в которых среди множества  букв нужно  найти только словарные слова.

В кроссворде спрятано 10 слов. Найдите их, запишите в тетрадь и подчеркните орфограмму.

Р

Г

Ш

З

А

П

А

Д

Л

А

Ж

О

Г

О

Р

Б

Е

У

С

Т

А

Р

Ы

Р

Х

Я

Ц

Т

Я

О

Д

О

Д

Е

В

О

Ч

К

А

П

П

Х

Л

Д

И

У

А

Н

Е

О

О

М

О

Л

О

Т

О

К

В

Р

Б

О

К

А

П

О

Г

Л

Л

А

Е

О

А

Л

И

М

О

Н

А

У

Д

В

С

Н

К

В

Р

О

Т

О

А

Ё

С

Е

Л

А

О

Р

Е

Х

О

С

А

Р

Д

С

К

С

И

Я

Это задание помогает развивать навыки самоконтроля.

Еще использую задание «Главное слово»:  даю ключевое слово, на каждую  букву которого нужно подобрать словарное. Выполнение такого задания  можно провести в форме соревнования «Кто быстрее?»  в рамках индивидуальной  или парной работы. Главное, чтобы в ключевых словах было одинаковое количество букв.  Например, при изучении словарных слов в 4-ом классе  даю такие слова как ПАМЯТНИК и ПАССАЖИР.

П ЕРРОН

АППЕТИТ

МЕТАЛЛ

ЯКОРЬ

ТАЙГА

НАДЕЖДА

ИСКУССТВО

КРОССВОРД

ПЕЧАЛЬ

АЛЬБОМ

СИТУАЦИЯ

ССОРА

АРОМАТ

ЖЕЛЕЗО

ИСТИНА

РАЙОН

В качестве домашнего задания иногда предлагаю детям самим составлять кроссворды. Объем слов определяю в зависимости от класса, заранее договариваемся, что их может быть и больше. И часто получается именно так.  Дети  с удовольствием выполняют это задание и  стараются  использовать на несколько слов большее.  Для проверки они  обмениваются домашними заданиями  и решают их.  Далее происходит взаимооценка кроссвордов учениками, обмен мнениями. Такие задания требуют затраты большего времени, но их польза очевидна: дети учатся правильно строить речевые высказывания, слушать мнения друг друга, оценивать свою работу и работу других учеников.

Большой интерес вызывают задания творческого характера: придумать, зашифровать, составить.  

  • Составить предложения, используя как можно больше словарных слов на букву М (или любую другую букву). Например:  В мультфильме медведь мечтал о молоке и мороженом.  Заяц ел на завтрак землянику.
  • Составить текст, используя в нем словарные слова на заданную букву, например,  З: здравствуй, здание, завтра, здесь, завод.
  • Составить текст на определенную  тему, используя в нем как можно больше словарных слов.  Например, «Спорт»,  «Зима» или  «Москва».

Наша страна называется Российская Федерация.  Столица России  - город Москва. В ней  есть памятники культуры, такие как  Кремль и   Красная площадь, современные  здания, метро. В столице находится правительство. Его возглавляет председатель. Я очень люблю свое  отечество.  

Интересны задания на различные виды шифрования слов. Однако они требуют  затраты времени. Поэтому их можно использовать в качестве домашней и внеурочной работы.  Для ее выполнения можно объединить учеников в группы.

 «Вычисли».

Ученикам нужно выполнить определенные «действия» со словами и получить загаданное слово.

Километр – метр + грамм= (килограмм)

Память – ь + ник= (памятник)

«Расшифруй слово». 

Из словарного слова убираются все гласные буквы. Задача учеников узнать слово и назвать находящиеся в нем орфограммы.  

ГРЗНТ (горизонт), КПТН (капитан), СКРТ (секрет), ПМТНК (памятник).

Также можно использовать шифрование слов по соответствующему порядковому номеру буквы в алфавите:  33_ 9_ 29_ 12 (язык). 

Можно предложить ученикам составлять словари. Они могут быть составлены по типу орфограммы (–О-, -А- ) или по тематике (например, школьные принадлежности, животные).

Это только некоторые  виды заданий, которые  помогают учителю оживить словарную работу, повысить орфографическую грамотность обучающихся и приобщить их к изучению родного языка.  Ученики в свою очередь лучше запоминают слова, развивают внимание, мышление и, безусловно,  проявляют творчество.  А это очень важно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Доклад "Использование мультимедийных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"

Доклад "Использование мультимедйных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."

В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе....

Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Доклад на районном Мо учителей начальных классов (из опыта работы)...

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Работа со словарными словами в начальной школе                                           ...