терминологический словарик для учителей по языковому образованию младших школьников
консультация по русскому языку на тему

Шепелина Салтанат Закаровна

Терминологический словарик для учителей содержит толкование некоторых фундаментальных терминов по языковому образованию младших школьников - коммуникативная компетенция, коммуникативно-речевые умения, концепция языкового образования и другие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Компетенция – это комплекс знаний, навыков, умений, приобретенный в ходе занятий и составляющий содержательный компонент обучения, компетентность – это свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции.

Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов / А.Н. Щукин. – М.: Высш. шк., 2003. – 332 с.

  1. Коммуникативная компетенция – это способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию (психологическое определение).

 Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 237 с.

Коммуникативная компетенция – термин, обозначающий знание языка (родного и неродного), его фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, владение этими средствами языка и механизмами речи – говорения, аудирования, чтения, письма – в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей человека. Коммуникативная  компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности. Коммуникативная  компетенция приобретается в результате естественной речевой деятельности и в результате специального обучения (лингво-методиическое определение).

Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / М.Р. Львов. – М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 1999. – 272 с.

  1. Коммуникативно-речевые умения  - определенный комплекс основанных на речеведческих понятиях умений по созданию высказывания, текста. Классификации коммуникативно-речевых умений, проведенные  разными авторами позволяют сделать вывод о том, что речевые умения трактуются как умение осуществлять речевую деятельность, а коммуникативные умения следует соотносить с процессом общения, согласно которому подбираются языковые средства. Речевые и коммуникативные умения являются основой коммуникативной компетентности учащихся.

  1. Концепция (лат. conceptiо — понимание, система) - система связанных

    между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное

    явление.

Малый академический словарь русского языка

 http://www.classes.ru/all-  russian/dictionary-russian-academ-term-28779.htm

  1. Концепция языкового образования – документ, определяющий стратегию развития современного школьного филологического образования, обозначающий основные методологические подходы к изучению русского языка и литературы, устанавливающий научно обоснованные требования к содержанию и объёму филологического образования школьников, определяющий базовое содержание обязательной части общеобразовательных программ по русскому языку и литературе.
  2. Личностно-ориентированный подход ставит в центре образовательной системы ребенка/ученика, интересы его развития, личностные структуры сознания. 

         Зимняя И.А. Педагогическая психология.    http://www.studfiles.ru/preview/1621545/

  1. Деятельностный подход  предполагает, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности.  Важнейшие педагогические требования к организации обучения и воспитания: определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода учащегося в позицию субъекта познания, труда, общения. (А.Н. Леонтьев)

В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования – создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной личности. «Личностный» компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъекто-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д.; оно принимает их и соразмеряет с ними.

          Зимняя И.А. Педагогическая психология.    http://www.studfiles.ru/preview/1621545/

  1. Функционально-семантический подход к изучению русского языка связан преимущественно с направлением изучения языка от значения. Системно-структурный и функционально-семантический подходы необходимы для того, чтобы выбрать целесообразный порядок, нужную последовательность. Уровни языка изучаются параллельно: без знания фонетики (и основ фонологии) невозможно усвоить графику и орфографию, без понимания синтаксиса трудно понять морфологию, без морфемики - словообразование и ту же орфографию. Выбор слова зависит от содержания речи, пунктуация - от структуры предложения, от интонации...

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativno-rechevykh-umenii-mladshikh-shkolnikov-v-protsesse-izucheniya-tek#ixzz4PsTZ6Vcl

  1. Коммуникативный подход к изучению русского языка ориентирован на формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности. Согласно этому подходу любое языковое явление следует рассматривать сквозь призму коммуникативной целесообразности. Коммуникативный подход предполагает изучать любое языковое явление не само по себе, не только внутри языковой структуры, но в ситуациях коммуникации, в речи, в тексте, не только понять сущность изучаемого явления, но и употребить соответствующую языковую форму в собственной речи, изучить ее употребление и другими авторами - мастерами слова. Коммуникативная направленность обучения «раскрывает перед школьниками речевую перспективу в обучении родному языку, повышает практическую ценность изучаемых грамматических знаний, углубляет представление о речевой грамотности в широком смысле слова.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativno-rechevykh-umenii-mladshikh-shkolnikov-v-protsesse-izucheniya-tek#ixzz4PsUJsBWw

  1. Технология (от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон).  Дословно «технология» - наука о мастерстве.

http://агасу.рф/files/documents/44-redaktor/kursy/Erkina_lektsia_sovr_tehn.pdf

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

https://ru.wikipedia.org/wiki/Образовательные_технологии

  1.  Принцип текстоцентризма, или изучения языка на текстовой основе — это принцип признания текста в качестве важнейшей единицы в обучении русскому языку.

Обучение русскому языку в школе : учеб, пособие для 0-26 студентов педа  гогических вузов / Е. А. Быстрова, СИ. Львова, В. И. Капинос и др. ; под ред. Е. А. Быстровой. - М. : Дрофа, 2004. — 240 с. http://www.studfiles.ru/preview/3299582/

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в формировании языковой компетенции младших школьников

В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды ее проявления являются основой психического развития ребенка. Нельзя ввести ребенка в мир по...

Роль внеурочной деятельности в языковом развитии младшего школьника

Образовательная программа внеурочной деятельности " В царстве слов" позволяет показать учащимся начальной школы как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое зна...

Абстрактная лексика в языковом сознании младшего школьника.

Абстрактная  лексика в языковом сознании младшего школьника....

Лексика в языковом сознании младших школьников

Данный материал рассказывает об опыте работы с учащимися начальной школы по теме "Лексика в языковом сознании младших школьников"...

"Формирование языковой личности младшего школьника на основе использования рефлексивных технологий"

«Нельзя научить, можно научиться» - такова философия технологии рефлексивного (критического) мышления.  Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уч...