Урок русского языка: "Слова и их дальние родственники"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Серёжкина Наталия Сергеевна

Конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_i_ih_dalnie_rodstvenniki.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Слова и их дальние родственники»

Цели урока:

Создать условия для:

– открытия еще одного способа проверки слов: учет их происхождения.

– формирования умений работать со Словарем происхождения слов;

-систематизации знаний о родственных словах, умения находить их в тексте.

- развития устной и письменной речи учащихся; развития орфографической зоркости, внимания, мышления,

воображения; формирования навыков самоконтроля и познавательной активности. В результате чего ученик:

- развивает свою устную и письменную речь;

- учится контролировать себя, давать самооценку;

- воспитания умения работать в парах; формирования личностных качеств, таких как ответственность,

коммуникативность. В результате чего ученик учится учиться.

Оборудование урока: Учебник Чураковой Н.А. «Русский язык», ч.1, 2; Рабочая тетрадь 1.

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.

Организационный момент.

Эмоциональная мотивация

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

-Слова – строительный материал русского языка и составляют его богатство, они делают наш родной язык выразительным, точным, разнообразным.

дети садятся

2. 

Повторение изученного. Актуализация знаний.

-Давайте освежим в памяти знания! Скажите, чему мы учились на предыдущих уроках? 

Минутка чистописания

-Посмотрите на доску, какие буквы будем писать?

Зз Зз Зз Сс Сс Сс

-Хорошо, а теперь посмотрите на слова на доске. Прочитайте их:

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

-Ребята, в этих всех словах встречаются буквы З и С. Давайте их тоже запишем

-Найдите из этих слов только те, которые являются родственными.

-Ребята, а почему эти называются родственными?

-Что такое корень слова?

-Назовите еще раз родственные слова и их корень.

-Докажите, почему вы так считаете. Ведь снег и мороз бывают зимой, а декабрь это зимний месяц. Что вы знаете о написании корня в родственных словах?

-Молодцы!

Дети отвечают, вспоминают правила

Дети пишут буквы

Дети читают

Дети пишут

Дети называют: зима, зимушка, зимовать, зимний

Это слова, которые имеют общий корень. Корень слова – это его общая я часть. Чтобы выделить корень – нужно определить родственные слова 

Дети называют: зима, зимушка, зимовать, зимний

Корень ЗИМ

Дети отвечают, корень – общая часть для родственных слов, которая пишется одинаково

3.

Мобилизация внимания

-Сегодня на уроке мы продолжим открывать секреты слов русского языка.

-Где мы можем посмотреть тему урока?

-Откройте учебник Ч.1, найди содержание. Назовите тему, с которой работали на прошлом уроке. Назовите тему, с которой будем работать сегодня.

-Давайте определим цель урока на сегодня.

-На какой странице учебника находится наша тема?  Откройте нужную страницу, прочитайте тему еще раз. Давайте определим цель урока.

 -Рассмотрите страницу, обратите внимание на новый значок Ђ. Что он обозначает? С каким словарем мы будем работать на уроке?

-Посмотрите на иллюстрацию на стр. 119, какие цветы вы видите?

-Почему эти цветы так названы? От каких других слов давным-давно произошли эти слова? Найдите эти предметы на другой иллюстрации

-Являются ли эти слова родственниками?

-Ребята, родственники бывают близкими, а бывают и ….

-Давайте попробуем сегодня обнаружить дальних родственников у слов!

-Как вы думаете, а сейчас слова гвоздь и гвоздика родственные? А слова колокол и колокольчик? Кувшин и кувшинка?

- А какие слова мы называем родственными?

-Наши герои, Маша и Миша написали слова сирень и снегирь по-разному, Маша написала СИРЕНЬ, СНЕГИРЬ, а Миша СЕРЕНЬ, СНИГИРЬ.

(на доске Маша и Миша со словами)

- Ребята, Маша думает, что слово СИРЕНЬ произошло от слова СИНИЙ, а Миша считает, что от слова СЕРЫЙ. Кто из них прав? А чтобы правильно нам записать найдите слова СИРЕНЬ СНЕГИРЬ в словаре.

-Убедились, что слово Сирень происходит от слова СИНИЙ, где звук и под ударением. А слово СНЕГИРЬ от слова СНЕГ.

-Запишите в тетради правильно, так как должно быть:

сирень – синий

снегирь – снег

-Выделите корень, поставьте ударение!

-Являются ли эти слова родственными?

-Давайте сделаем вывод, зачем нам находить дальних родственников?

Давайте, прочитаем его на с. 119, последний абзац внизу страницы

-А сейчас давайте придумаем предложение со словом снегирь и запишем его

На куст рябины прилетел снегирь.

  1. Подчеркнуть основу предложения
  2. Выписать словосочетание, прилетел (куда?) на куст
  3.  Назвать слово, где все звуки твёрдые
  4. Назвать слово, где все звуки мягкие
  5. Слоги

Дети отвечают содержание

Называют, открывают содержание, отвечают на вопросы

С.119

Дети называют цель

будем работать со словарём происхождения слов

дети называют цель

Колокольчик, кувшинка, гвоздика

Гвоздь, колокол, кувшин

Нет, потому что означают разные предметы

Дальними

Нет, у них разные значения

Слова, у которых общая часть и одинаковое значение

Дети читают запись на доске

Работа со словарём

Записывают

Выделяют

Нет

Чтобы не ошибиться в написании слов

Дети читают вывод в учебнике

Дети придумывают и записывают, один ребенок у доски с комментированием

4.

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем. 

Дети выполняют движения

5.

Продолжаем работу по теме урока

- Вернемся к стр. 120 учебника. – Мы часто проверяем слова учитывая их происхождение… Давайте прочитаем в учебнике этот абзац?

-Про Мишу и Машу соседи говорят «Это Николаевы дети», то есть дети Николая. Догадываетесь, какое отчество у Маши и Миши Ивановых?

-Многие фамилии образовались от имен. От какого имени произошла фамилия Николаев? Алексеев?

-Давайте, выполним упражнение 88. Прочитайте задание. Давайте рассмотрим пример.

-Теперь будем, выполнять упражнение у доски и в тетрадях

-А сейчас давайте проверим выполнение заданий у ребят за доской и у вас в тетрадях

Ребенок читает

Николаевна/Николаевич

Дети отвечают

Дети читают задание, рассматриваем пример

Дети выполняют у доски, в тетрадях, ставят ударение, убеждаются в правильном написании (4 слова у доски, 2 самостоятельно и закрытой доской)

6.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Ребята, скажите для чего нужно знать дальних родственников слов?

-Давайте вспомним какие цели мы ставили в начале урока и проверим достигли мы их или нет.

Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

- Пришло время оценить вашу работу:

  • Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь смайлик «всё хорошо».
  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать».
  • Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь».

Дети отвечают

7.

Сообщение домашнего задания, инструктаж. 

-Подвести итог, записать домашнее задание Домашнее задание.

  1. Сложное – с.121 (учеб.), упр.90
  2. Менее сложное – с.47 (т), упр.58

 

 

СИРЕНЬ

СНЕГИРЬ

СЕРЕНЬ

СНИГИРЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...

Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...