Определение рода имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по русскому языку. 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку. 2 класс

Тема: «Определение рода имени существительного»

Цели деятельности учителя: актуализировать знания о постоянных и непостоянных  морфологических признаках имени существительного; создать условия для знакомства с постоянным признаком имени существительного – родом; формировать навык определения рода имен существительных; научить определять род имен существительных разными способами.

Планируемые результаты образования:

Предметные: ученики научатся определять род имен существительных разными способами, получат возможность научиться выбирать наиболее удобный способ для определения рода имен существительных.

Личностные: ценностное отношение к процессу определения рода существительного; осознание учащимися ценности изучаемого способа определения  рода существительного; осознание практической важности определения морфологических признаков части речи; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, ищут пути решения заявленной проблемы.

Познавательные: овладевают умением находить способы решения поставленной цели по определению рода имен существительных.

Коммуникативные:  умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Материал к занятию:

1) учебник по русскому языку;

2) презентация к уроку;

3) плакат «Правила работы в группе»

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодняшний урок я предлагаю начать словами, которые вы видите на доске. Прочитайте их.

Начинаем урок.

Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики.

Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

С добрым утром!

Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

(Предположения детей)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Над какой темой мы сейчас работаем?

Какие части речи вы знаете?

Узнайте, о какой части речи будем говорить сегодня. Для этого найди лишнюю часть речи в каждой строке и объясни свой выбор:    

юность, красота, горячий
дерево, говорить, весна

Для того чтобы открыть новое, нужно вспомнить, что мы уже знаем об имени существительном.

Какие признаки имени существительного мы изучили?

Какие из этих признаков постоянные?

Что значит термин «постоянный признак»?

Что значит термин «непостоянный признак»?

На доске написаны имена существительные. Прочитайте их.

Попробуйте распределите эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «он», «она», «оно».

Мы работаем над темой «Части речи».

Мы знаем следующие части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

В первой строке слово горячий – это имя прилагательное, во второй говорить – это глагол. Остальные слова являются именами существительными.

Мы знаем, что существительные бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, бывают единственного и множественного числа.

Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

Признак не изменяется.

Признак изменяется.

дом, весна, окно, клей, пальто,

каток, папка, добро, мебель, поземка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе

(Выслушиваются ответы детей)

3. Выявление места и причины затруднения

Сколько групп у вас получилось?

Какие имена существительные мы можем заменить словом он?

Какие имена существительные мы можем заменить словом она?

А словом оно?

Как называется этот признак?

Назовите имена существительные, род которых  вы не сумели точно определить?

В чем же причина затруднения?

Три группы.

Имена существительные мужского рода.

Имена существительные женского рода.

Имена существительные среднего рода.

Род имени существительного.

Кофе, …

Мы сомневаемся, какое волшебное слово лучше подходит к этим словам.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Какова же цель нашей работы на уроке?

Тема нашего урока так и называется «Определение рода имени существительного».

Научиться правильно определять род имени существительного.

5. Реализация построенного проекта.

Какого рода бывают имена существительные?

Постоянный это признак имени существительного или непостоян-ный? Докажите.

Мужского, женского и среднего рода.

(Приходят к выводу, что род – это постоянный признак имени существительного)

Распределите слова в три столбика, работая по алгоритму. Выделите окончания.

Алгоритм:

  1. Местоимение и окончание имени существительного указало на род;
  2. Глагол подсказал род имени существительного;
  3. Имя прилагательное указало на род имени существительного.

Исходя из слов, которые вы записали, назовите тему по развитию речи, которая будет сопутствовать нам на уроке.

Допишите еще по одному слову в каждый из столбиков на данную тему.

Определение рода имени существительного. Способ 1.

Мужской род (он)

Женский род (она)

Средний род (оно)

     

Сейчас мы будем выполнять творческое задание - составлять текст по опорным словам.

(На доске текст)

Наступила холодная __________ . Белоснежное ____________ укрыло землю. ___________ __________ освещает все вокруг. __________ __________ блестит и переливается. Как ___________ !

Определите тему нашего текста.

Составление какого предложения у вас вызвало трудности?

Предлагайте свои варианты.

Какое предложение составлено правильно?

Какое слово вам подсказало в каком роде должно быть имя существительное?

Окончание глагола подсказывает, в каком роде должно стоять имя существительное. Назовите основу предложения.

Назовите словосочетание, которое вы вставили.

Определение рода имени существительного по признаку. Способ 2.

Определение рода имени существительного по действию в прошедшем времени. Способ 3.

Задание: спиши текст, подбирая подходящие по смыслу имена существительные. Определите их род.

Наступил долгий осенний …  . На улице подул холодный …  . Мелкий частый … постучал в окно. А дома тепло и уютно. И нет ничего лучше, чем в такой вечер слушать добрые, умные бабушкины сказки. В них есть и злой…  , и добрый …  , и прекрасная …  .

Подумайте, что заранее подсказывает род недостающих имён существительных?

Организация и проведение физминутки.

(Комментируют каждое слово)

Тема «Зима».

(Приводят примеры)

Зима.

__________ ___________ укрыло землю.

Пушистый снег укрыл землю.

Белоснежный ковер укрыл землю.

Белоснежное одеяло укрыло землю.

Укрыло

Одеяло укрыло

Белоснежное одеяло

Имя прилагательное; действие глагола в прошедшем времени.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Каким будет следующий этап нашей работы?

Для тренировки предлагаю следующее задание: определи род имён существительных, заменяя их одним из слов он, она, оно. Поставь прилагательные в нужную форму и запиши получившиеся сочетания слов (прил. + сущ.). Отметь окончания в именах прилагательных.

Гимнастка, прыжок, движение ловк…(-ий, -ая, -ое).

Природа, небо, пейзаж, зимн…( -ий,  -яя, -ее).

Потренируемся в применении нового знания и поучимся определять род имён существительных.

(Учащиеся работают в тетрадях, один ученик с комментированием работает у доски).

Ловкая гимнастка, ловкий прыжок, ловкое движение. Зимняя природа, зимнее небо, зимний пейзаж.

7. Самоконтроль с самопроверкой.

Как проверить усвоили новую тему или нет?

Выполните следующее задание: Запиши словосочетания в тетрадь. Определи род имён существительных, выдели окончания у имён прилагательных.

Красивая роза, большое дерево, красный тюльпан, ленивый кот, старший брат, яркое солнце, интересная книга.

Давайте проверим вашу работу.

Нужно поработать самостоятельно.

Учащиеся работают самостоятельно.

Проверка выполненного задания через документ-камеру.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Где мы будем применять новые знания?

Я предлагаю вам применить новое знание при работе над следующим заданием. Поработайте в группах.

Проверяем. По каким признакам определили?

На уроках русского языка, на других уроках, на экзаменах.

Учащимся даны слова – имена существительные. Первая пара выписывает слова женского рода, вторая пара – мужского рода, третья пара – среднего рода.

Женщина, корова, окно, народ, дедушка, трамвай, улица, пальто, метро, солнце, беседа, ужин, сыр.

9. Рефлексия.

Заканчивается урок. Что нужно сделать?

Какова была цель урока?

Мы достигли её?

Докажите.

Подвести итог урока.

Научиться определять род имён существительных.

Да

Сами поставили цель, узнали способы определения рода имён существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение рода имен существительных. 4 класс

Материал по программе УМК "Школа России", учебник "Русский язык. 4 класс" А.М. Зеленина, Г.Г. ХохловаВведение понятия рода, как постоянного признака, учиться определять род имен существительных, стоящ...

3 кл. (2013 год) Интерактивный тренажер "Определение рода имен существительных"

Данная презентация представляет собой интерактивный тренажер по теме «Определение рода имен существительных». Тренажер представлен в виде таблиц и легко проверяется. (10 таблиц по 10 слов....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе".

Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе."...

презентация "Определение рода имен существительных в тексте"

Презентация  "Определение рода имен существительных в тексте"  3 класс....

определение рода имен существительных

Проверка умения определять род, число имени существительных...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...