«Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и о – беглые гласные».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Рассалова Светлана Андреевна

Цель: создать условия для формирования представлений о понятии "чередование гласных в корне", развивать умение находить эти гласные.

Учебные задачи:

Направленные на достижение предметных результатов:

1.     Формирование представления о беглых гласных посредством наблюдения за словами;

2.     Вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах;

3.     Развивать орфографическую зоркость.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

1.     Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;

2.     Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной формах;

3.     Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.

Направленные на достижение личностных результатов:

1.     Формирование уважительного отношения к иному мнению;

2.     Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3.     Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и о – беглые гласные».

Класс: 3 "В"

Цель: создать условия для формирования представлений о понятии "чередование гласных в корне", развивать умение находить эти гласные.

Учебные задачи:

Направленные на достижение предметных результатов:

  1. Формирование представления о беглых гласных посредством наблюдения за словами;
  2. Вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах;
  3. Развивать орфографическую зоркость.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Использование различных способов обработки, анализа, передачи информации;
  2. Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной формах;
  3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей.

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению;
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник,  рабочая тетрадь.

Материалы для учителя: учебник, презентация, технологическая карта.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые на данном этапе урока)

1.

Этап мотивации (самоопределения)

Слайд               

  Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Здравствуйте ребята. Садитесь.

Приветствуют, садятся на места.

 Личностные : личностное самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

2.

Этап актуализации и пробного учебного действия

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 Сейчас мы поиграем в игру  «Доскажи словечко». Слайд

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди – ка:

Куст в колючках, будто еж,

Вот и назван … (ежевика)

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля … (енот)

- С какой буквы начинаются эти слова? Что вы можете сказать про букву Е в данных словах? Какие?

- Запишите, продолжив закономерность

Е ее Е е Е ее Е е

- Прочитай пословицу, объясните смысл. Слайд

Есть терпенье – будет и уменье.

Запишите в тетрадь с красной строки.

Какие орфограммы вы видите в этом предложении.

Вспомните, когда пишется в словах разделительный ь. Подчеркните орфограммы.

Записывают число, классная работа.

Называют словечко.

- Ежевика

- Енот

- Слова начинаются с  буквы е.

Она даёт 2 звука [й] и [э]

- Записывают

Нужно быть терпеливым.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Словарная работа

Приготовьтесь к словарному диктанту. Какая буква «убежала»? Слайд

Запишите словарные слова с красной строки: победа, чувство, космос, космонавт, аптека, орех, и новое словарное слово однажды. Поставьте ударение, какие буквы надо запомнить?

Записывают словарные слова, на доске вставляют буквы.

Надо запомнить о, д и ж.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное  произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Посмотрите на экран и скажите, что есть общего в словах?  Слайд На экране слова рука-ручка, снег-снежок, река-речка. Выделите корень? Чем различаются  корни в первой паре слов?

Как в русском языке называется такое различие звуков?

Почему  происходит чередование звуков?

У всех слов есть  корень.

Различаются звуками на конце корня.

Чередованием.

Такое чередование возникает при образовании новых слов.

Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата.

3.

Этап локализации индивидуальных затруднений

Сравните формы одного и того же слова. Сон-сна; день-дня. Слайд

Запишите эти пары слов. Определите падеж слов. Выделите корень сначала у слова в И.п., а потом у слова в Р.п.

Миша тоже выполнял это задание и пожаловался, что не может быть у слов такие корни –сн- и –дн-.

А вы как думаете, ребята?

Давайте посмотрим,  что получается: Слайд

 [о]             [-]          [э]              [-]

Сон – с_на; день – д_ня.

В начальной форме в корне слова есть гласный звук, а в другой форме его нет. Корень в разных формах каждого слова один и тот же! Просто в нём есть чередование звуков.

В формах с[о]н – с[-]на звук о чередуется с нулевым звуком: [о] / [-], [э] / [-]

Куда же девается звук?

Это явление так и называется: беглые гласные в корне слова!

Корень в таких случаях нужно смело выделять, помня про беглый гласный. Выделите корни слов.

Что? Сон – И.п., нет чего? сна –Р.п.

Что? Пень – И.п., нет чего? пня –Р.п.

Слушают объяснение учителя.

Гласные убегают.

Выделяют.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого  и поискового характера.

Коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Ребята, давайте уточним тему урока. Слайд

На экране тема «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и о – беглые гласные».

Что вы сегодня узнаете на уроке и чему должны научиться?

Беглые гласные.

Должны узнать, что такое беглые гласные, какие они бывают, учиться определять беглый гласный в корне, правильно записывать букву беглого гласного.

Регулятивные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

5. Этап обобщения затруднений во внешней речи

Попробуйте правильно выделить  корни в словах с беглым гласным: ров-рва, пень - пня. Слайд  

Что такое ров?

А вы заметили, какими буквами на письме обозначаются беглые гласные звуки?

Запомните: это всегда буквы е или о!

Как правильно написать слово ветер или ветир?

-Чтобы никто не делал таких ошибок, мы познакомимся с правилом. Откройте учебник на странице 127. Прочитайте правило. Слайд

Корень –ров-, -рв; пень -, пн-.

Отвечают на вопрос, опираясь накартинку.

Буквами е или о.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации.

6. Физминутка

Какой праздник нас ожидает  накануне? Давайте отправимся с вами в космос. Под музыку повторять движения учителя.  Слайд

День космонавтики.

 Выполняют физминутку.

Личностные: здоровьесбережение.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

А чтобы закрепить полученные знания,  выполним упражнение 144. (Первые четыре слова разбираем вместе, а остальные слова самостоятельно).

Снизить тревожное состояние у обучающихся, создать атмосферу благополучия и спокойствия.

Дальше выполняете работу в парах. Проверка

(Нет дятла) дятел, (нет ногтя) ноготь, (нет камня) камень, (нет ливня) ливень.

Слепень, локоть, полдень, коготь, клубень, уголь, кашель, танец, ситец.

Лёгкая орфограмма?

Не спешите с выводом. Часто эта орфограмма появляется у существительных в форм мн.ч. Как, например, писать много шиш(е/и)к, много дос(а/о)к? Напишите эти слова столбиком, а рядом его начальную форму. Выдели корни и сравни. Есть ли беглый гласный? Если есть – вы знаете, какую букву писать!

Расскажите правило своими словами. А теперь уточним его, изучив содержание плаката.

Работают у доски и в парах.

Записывают слова, выделяют корни, сравнивают.

Выводят правило и сравнивают с учебником.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Над какой темой мы работали? Слайд

- Какова была цель урока?

- Вы довольны своей работой?

Ответьте на вопросы (на слайде)

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 касс...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О - беглые гласные» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗКАТема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О - беглые гласные»Цели деятельности учителя:   формирование знаний о беглости гласных...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках  ...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки." 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в корне беглым; формирование умения выделять корни в словах с таким че...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки" (УМК «Перспективная начальная школа»)

Предмет: русский язык Класс: 3 аТема урока: Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки (УМК «Перспективная начальная школа»)Тип урока: Урок ...