Конспект урока по русскому языку по темеТема Дательный падеж 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Наталья Галинская Вячеславовна

Конспект урока по русскому языку по темеТема Дательный падеж 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 15

имени Пяти Героев Советского Союза

Конспект  открытого урока

по русскому языку в 4 «А» классе

Тема: Дательный падеж

Автор:

 Галинская Наталья Вячеславовна

Цели урока: 

  • обучающие:

а) познавательные:

  • познакомить с основными значениями родительного падежа, его вопросами и предлогами;

б) практические:

  • учить детей распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные вопросы, вспомогательные слова, предлоги;
  • развивать умение видеть в словах изученные орфограммы;
  • упражнять в синтаксическом разборе и морфологическом разборе;
  • развивающие:
  • развивать монологическую речь;
  • умение выступать перед классом;
  • развитие умения читать и понимать  текст;
  • развитие умения сформулировать учебную проблему и цели урока;

  • воспитательные:
  • воспитание интереса и бережного отношения к русскому языку;

  • здоровьесберегающие
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • смена видов деятельности;
  • соблюдение двигательной активности детей

 

Тип урока: 

 Комбинированный урок

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Гости к нам пришли сегодня..

К ним сейчас вы повернетесь

Улыбнитесь,подружитесь,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

1   2   3   1

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Словарная работа.

Списать и вставить пропущенные буквы.

Ув-жение,д-брота,-тветственность,спр-ведливость.

1. Запись под диктовку с обозначением орфограмм.

У берёзки вьюга посеребрила светлые косы.

– Сколько разных орфограмм в предложении? (7.)

2. Синтаксический разбор и выписывание словосочетаний.

3. Устный морфологический разбор слова косы.

4. Определить падежи всех имён существительных.

– Какие падежи не встретились?

– Вспомним сколько падежей в русском языке?

презентация

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

 1 3  3  

Используется мотивирующий приём.

– Мы сегодня ознакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Георгия Граубина, сказал:

«Такой падеж…

Я с детства не терплю:

Давать,

Делиться чем-нибудь

С друзьями

Не люблю».

– Правильно, речь идёт о дательном падеже.

– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

  1. Почему падеж получил такое название?
  2. 2.Вопросы падежа.
  3. 3. Вспомогательное слово.
  4. 4.Предлоги

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

4  5  6   2  3

1.  «Что мы знаем о дательном падеже».

– Расскажите, что вы знаете о дательном падеже.

Один ученик устно рассказывает о дательном падеже, приводит примеры словосочетаний с существительным в дательном падеже.

Другой ученик начинает заполнять на доске таблицу: в столбик записывает вопросы, вспомогательное слово.

2. Работа на доске (на слайде представлено предложение).

– Прочитайте предложение, вставьте подходящие предлоги.

Туристы шли … реке … лесу (к, по).

– Запомните эти два предлога дательного падежа. Дополните вашу

таблицу предлогами.

3. Работа с таблицей в учебнике.

а) Сравните составленную вами таблицу с таблицей в учебнике на

с. 127 после упр. 145.

– Есть ли отличия?

– Может ли употребляться дательный падеж без предлога? Приведите пример.

б) Упр. 146 – сравнение таблиц для В.п., Р.п. и Д.п.

– Вспомните предлоги, которые употреблялись с В.п. и Р.п. (см. с. 121, 124 и 127).

– Сравните предлоги, с которыми употребляются все три падежа. Повторяются ли предлоги?

– Какой вывод можно сделать? (Предлог помогает определить падеж.)

4. История названия «дательный» падеж.

Упр. 144.

– Просмотрите текст этого упражнения, не читая его.

– Какую информацию вы надеетесь получить из этого упражнения?

– Прочитайте текст более внимательно. Оправдались ли ваши

предположения? Что нового узнали из текста?

– С каким словом тесно связано название «дательный»?

– Вот как эту мысль проиллюстрировал поэт.

Если б я названия

Падежам давал,

Я б тогда дарительным

Дательный назвал!

(Т. Рик)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

IV. Развитие умений.

  1. 4  5  6  1  3

1. Работа в учебнике.

Упр. 145.

Первые два словосочетания записываются на доске, остальные – с комментированием и самостоятельно.

– Какие окончания бывают у имён существительных в дательном падеже?

Самостоятельное составление и запись предложений с однородными членами. Проверка коллективная: ученик рисует схему на доске, остальные зачитывают предложения, соответствующие ей.

2. Игра «Кто получил подарки?».

– Я прочитаю предложение, а вы определите, кто из зверей получил подарок. Запомните: это слово должно стоять в дательном падеже. Я дарю крокодилу сапоги, бегемотикам по ботикам, кошке гармошку, мартышкам по книжке. (Подарки получили крокодил, бегемотики, кошка и мартышки.)

– А теперь проверим, кто самый внимательный. Назовите, какие подарки получили звери.

– В каком падеже стоят эти существительные? (В В.п.)

– Почему это не И.п., ведь можно задать вопрос кто? что? [Эти слова не называют того, кто дарит, они не являются подлежащим – подлежащее я (дарю).]

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.

4  4

– Прочитайте скороговорку (выводится на слайде с помощью проектора).

Простоквашу дали Клаше,

Недовольна Клаша:

Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши.

– В этой скороговорке встречаются имена существительные во всех изученных нами падежах: в И.п., в Р.п., в Д.п., в В.п. Так ли это? (Да.)

– Над существительными появляются названия падежей. (Простоквашу – В.п., Клаше – Д.п., Клаша – И.п., простокваши – Р.п., каши – Р.п.)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VI. Домашнее задание.

Упр. 5, с. 135–136.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Именительный падеж имен существительных"

Предмет: Русский языкКласс:  3 «е»Тема урока: Именительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и п...

3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Родительный падеж имен существительных"

Предмет: Русский языкКласс:  3 «е»Тема урока: Родительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и пре...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных" (4 класс)

Конспект урока русского языка с учащимися 4 классаТема: дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательныхЗадачи:1)    научить правописанию безударных падежных око...

Урок по русскому языку по теме "Дательный падеж имен существительных"

Презентация к уроку русского языка с использованием технологии критического мышления...

Конспект урока по русскому языку начальная школа. Тема: "Падежи. Именительный падеж"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса, по теме: "Падежи. Именительный падеж"...