Три склонения имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Лидия Ивановна Кравченко

Цель данного урока- познакомить обучающихся с тремя склонениям имен существительных, научить распознавать типы склонений имен существительных, развивать исследовательские навыки, память, логическое мышление, воспитывать интерес к урокам русского языка, любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_skloneniya_imen_sushch.docx64.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» города Армянска Республики Крым

Конспект урока по русскому языку

в 4 классе по теме :

« Три склонения имён существительных»  

(с использованием исследовательских, игровых и здоровьесберегающих технологий, проблемного обучения)

Разработал: учитель

начальных классов

«Средняя общеобразовательная  школа №4»

города Армянска

Кравченко Л.И.

Армянск-2016

Тема: «Три склонения имен существительных».

Класс: 4

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

ЦЕЛЬ:  дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду, развивать исследовательские навыки, память, логическое мышление, воспитывать интерес к урокам русского языка, любви к родине.

УУД формируемые на уроке:

Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, стремление к красоте, нравственности.

Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: - осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Предполагаемые результаты:

Предметные: овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Метапредметные: определение общей цели и путей ее достижения, готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Личностные: формирование эстетических чувств, доброжелательности эмоциональной отзывчивости, любви и бережного отношения к природе.

Межпредметные  связи : окружающий мир, литературное чтение.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, рабочий лист ученика, учебник, тетради.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь. (слайд1)

« Когда я слышу – я забываю,

Когда я вижу – я запоминаю,

Когда я делаю – я понимаю», - гласит китайская пословица.

  1. Проверка домашнего задания.           

  •  Каллиграфическое письмо

- Девиз нашего урока:

Старайся, пробуй, живи,

Ум, внимание прояви,

Активным и внимательным будь,

О каллиграфии не забудь!

Хозяйкой каллиграфической минутки я выбрала букву О. На что она похожа? (на солнышко) Несмотря на то, что сейчас наступила зима, ему мы рады всегда.

Где мы встречаем чаще всего эти сочетания?

Мы уже выучили много словарных слов и сегодня напишем диктант.

  1. Актуализация знаний. Словарный диктант

Пассажир, правительство, оборона, овощи, одежда, молоко, пейзаж, салют, победа, овца ,беседа горизонт, билет, вагон, вокзал.

- Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

- Что общего в этих словах ? На  какой  вопрос они отвечают?

- Определите род, выделите окончания.

- В каком слове не смогли определить род? Почему?

- Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?

  1. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы урока. Творческая работа. Cлайд 2.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним грамматическим признаком имени существительного. Посмотрите, на доске записаны устойчивые словосочетания, в которых нужно вставить имена существительные. Что они означают?

Мама рассказала сказку о  дочер..  и сестр.. короля Солнца.            

 

  • Выделите окончания, определите род и падеж существительных.
  • Как вы думаете, почему у этих существительных  в одном падеже окончания  разные?
  • Вот эту проблему мы и попытаемся решить сегодня на уроке.

Дети, я буду рассказывать вам сказку, а вы мне помогайте. (Во время рассказа разделим существительные на группы по родам).

Сказка (слайд 3)

 Высоко в небе живёт король Солнце. И есть у него четыре дочери: Весна, Лето, Осень, Зима. Сейчас у нас Зима и старшей дочери недосуг сидеть во дворце. Ей нужно хозяйничать. Во дворце осталось только три дочери. Давайте поговорим о каждой из них.

 Весна. Весну называют утром года. С приходом весны просыпается и оживает природа. Земля начинает просыпаться от спячки, её покрывает зелёная трава, с холмов бежит вода. С Весной приходит первая гроза. Король Солнце очень любит Весну, она — его любимая дочка.

Лето. С приходом лета сильнее припекает солнце, и мы спешим в лес, чтобы спрятаться в тени самого раскидистого дерева от зноя. А лучше отправиться на море или озеро. Такой отдых будет помниться долго.

Осень. А вот с приходом осени в полях колосится рожь. Улетают птицы в тёплые края, и в лесах стоит тишь. Когда наступает ночь, из норки выползает мышь. Она спешит в степь, чтобы сделать запасы на зиму, а потом забраться в кровать и спокойно зимовать.

Ж. р,        М.р. - С.р. –о ,е.         Ж.р.-     Слайд 4.

весна

лето

осень

природа

лес

рожь

земля

дерево

тишь

трава

солнце

ночь

вода

зной

мышь

гроза

король

степь

дочка

море

кровать

солнце

озеро

отдых

- И вот вернулась Зима во дворец. Как вы думаете, к какой группе она присоединится? Почему? Что общего в этих словах ?

Прочитайте название темы.

-Объясните значение слова  склонение.  Подберите  к нему однокоренные слова.

-Что значит " имя существительное склоняется" (Изменяется по падежам и числам)

- Почему три склонения?

-Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое склонение имён существительных, какие бывают группы  склонений. Как их  различать. Мы должны научиться определять склонение имён существительных).

- Имена существительные бывают трёх склонений. Правильно ли мы с вами поделили слова на три склонения?(чтение правила в учебнике).

  1. Работа по теме  урока. Исследовательская деятельность в группах. Работа по учебнику. Упражнение 153( с.89)

-Просклоняйте  письменно группы слов . Коллективная проверка.

-Сравните окончания в каждой группе слов.

-Что вы заметили? (Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но отличаются от окончаний существительных других групп )

-Сколько склонений в русском языке?

-Что для них характерно? (Имеют одинаковые окончания при изменении по падежам)

-Самостоятельная работа.Упр.154( с.89)

-Какие слова записали?

-Какие имеют окончания?

- Какого они рода и числа?(существительные  женского и мужского рода, единственного числа  с окончаниями –а,-я)

- Работа с рубрикой «Обратите внимание!»

Физкультминутка.

  1. Закрепление  изученного материала.

Определение склонения существительных в тексте.

Комментированное письмо.

- Чтобы определить склонение, необходимо, чтобы существительное стояло в именительном падеже, единственном числе (начальной форме).

(чтение сказки, распределение существительных по склонениям).

В лесу, на поляне, под ветвями ели стоял гнилой пень. Это был дом

гнома. Лицо гномика скрывала длинная борода, из которой едва виднелись курносый нос и толстые щёки. Каждое утро гном садился на крыльцо и пел песню о птице в небе, о росе на цветке. Ему подпевали и старая мышь, которая таскала с поля рожь, и дядька гриб с трухлявой шапкой, и дедушка медведь, и белка в дупле. Чудесная песнь! Её гномику пел в детстве его папа, а кузнечик выводил мелодию на скрипочке.

Слайд 5.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Ж. р.

М. р.

Ср. р.

М. р.

Ж. р.

Взаимопроверка. Самооценка.

-Словарная работа. Запись словарного слова беседа. Найти значение слова в толковом словаре. Подбор однокоренных слов (беседа, беседовать, собеседник). Поставить ударение, выделить орфограммы. К какому склонению относятся слова беседа, собеседник?

Работа в парах. Подберите слова с противоположным значением.

Работа-…..,молодость-…,родина-…,сказка-…,отвага-…,тоска-…,храбрость-…,тишина-…,польза-…,доброта-…,старость-…

-Назовите существительные 1-го склонения. Взаимопроверка.

  1. Рефлексия. Самостоятельная работа. Слайд 6.

Распределите слова согласно задания:

        пристань

       медведь

суббота

платок

лошадь

бинокль

сирень

пшеница

конь

земля

бревно

солома

солнце

капля

У каждого ребёнка на парте карточка  с заданием трех ступеней сложности.

Задания I

Прочитай слова.

Разбей слова на три столбика.

Задания II

Прочитай слова.

Разбей на три группы по склонениям.

Задания III

Прочитай слова.

Раздели их на три столбика по схеме :

1 скл. - ж. р.

и м. р.

-а      - я

2 скл. - ср. р.

-о     -е

и м.р. с нулевым окончанием

3 скл. - ж. р.

с нулевым окончанием

-

земля

солома

конь солнце

бинокль

лошадь

сирень пристань

Взаимопроверка.

Оцените свою работу на уроке.

  1. Итог урока.

- Что такое  склонение?

- Достигли  ли мы цели урока?

- Назовите опорные слова для определения склонения. (Именительный – падеж, единственное число, род, окончание)

- Сколько групп  склонений  в русском языке?

Тестирование. Слайд 8.                                       

Выбери правильное утверждение

1. а) Склонение существительных зависит от рода и окончания имён существительных;

б) склонение существительных  не зависит от рода и окончания имён существительных.

2. а) Ко второму склонению имён существительных относят существительные мужского и среднего рода с окончаниями -о, -е;

б)  Ко второму склонению имён существительных относят

существительные мужского с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е;

3. а) К первому склонению имен существительных относят существительные мужского и женского рода;

б) К первому склонению имен существительных относят существительные мужского и женского рода с окончанием -а, -я.

                4. а) Только имена существительные  женского рода с нулевым окончанием относятся к третьему склонению;

          б) не только имена существительные  женского рода с нулевым окончанием относятся к третьему склонению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...