Русский язык 3 класс программа 2100 по теме " Изменение имён существительных по числам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок для 3 класса по программе 2100 по теме : "Изменение имён существительных по числам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chislo_imyon_sushchestvitelnyh.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс программа 2100

ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Тема: Изменение имён существительных по числам:

Цель  формирование понятия «единственное и множественное число» имён существительных, умения выделять его признаки; развитие умений определять число и изменять существительные по числам.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Этапы урока

Ход урока

Орг.момент

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся скорей за работу,

Чтобы новое что-то узнать.

Ι. Актуализация знаний.

Прочитайте, что записано на слайде. ЕчЕаЕсЕтЕиЕрЕеЕчЕи

-Какое слово зашифровано в задании по чистописанию? ( части речи)

- О какой части речи мы с вами говорили на предыдущем уроке? ( об имени существительном)

Сегодня у нас с вами не просто урок русского языка, а урок – путешествие к имени существительному.(слайд 3 )

Ребята, а кто может подсказать, что берут в путешествие туристы ?(Багаж). Да, нам нужен багаж  знаний.

- В наш багаж мы положим знания об имени существительном.

Что мы уже знаем об имени существительном? ( часть речи, предмет, кто? что?, муж.,жен.,сред.)

 Итак, багаж знаний готов.

- Как вы думаете, всё ли мы знаем об имени существительном? Значит, мы должны приобрести новые знания.

Словарная работа.

- Запишите отгадки к загадкам.

1)Деревья, которые все время дрожат. (осины)

2)Стоит он задумчивый,

В жёлтом венце,

Темнеют веснушки

На круглом лице. (Подсолнух)

3) Надевает папа кепку

И выходит из избы.

Справа он сажает репку,

Слева - свеклу и бобы.

Тут везде рядами грядки,

Будет урожай в порядке! (Огород)

 

4) Со времён ещё далёких

Из семян травы высокой

Хлеб пекут и варят каши,

Чтоб посеять -  землю пашут.

Называли -  пашаница,

А теперь зовут ( ПШЕНИЦА)

5) Два ремня висят на мне, 
Есть карманы на спине. 
А в поход пойдешь со мной - 
Я повисну за спиной. (рюкзак)

6) Пью бензин и масло ем,

Хоть не голодно совсем.
А без них я так болею,
Что поехать не сумею...(Машина)

– Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

- Оцените свою работу. Кто поставил себе пять? Почему? Кто обнаружил ошибку поправьте её.

- Что можете сказать об этих словах? ( это имена сущестительные)

– Какое слово лишние? Почему? (осины)

 Подумайте, как могут называться имена существительные?

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

 Наблюдение над употреблением существительных, выявление нового морфологического признака – числа.

Упр. 248. Коллективная работа:

1. Чтение текста, беседа по содержанию.

– Как вы поняли, что такое шторм, а что – штиль?

– Подходит ли другое заглавие? (Заглавие «Шторм и штиль» тоже подходит к тексту.)

– Кто главный герой рассказа? (Волны.)

2. – Найдите в тексте все слова, которые называют главного героя.

(Волны, им, волна, обе, на них, на другую, следующая.) Выпишите из них только имена существительные.

Запись: волна – волны.

– Это разные слова или одно и то же слово?

– Как они называются? (Формы слова.)

– Чем отличаются? (Разбираем по составу.)

– Есть ли ещё какие-то отличия между этими словами? Сколько предметов они называют?

– Что же это за признак у имён существительных? Как он называется?

– На этот вопрос мы будем искать сегодня на уроке ответ. Запишем его на доске: Как называется новый признак имён существительных?

План.

Учитель вместе с детьми составляет план.

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

III. Открытие новых знаний.

Работа в учебнике.

1. Упр. 249.

– Прочитайте и назовите новый признак имён существительных.

– Когда говорят о единственном числе, а когда о множественном?

– Прочитайте слова в упражнении. Какого они рода?

– Образуйте формы множественного числа. Запишите слова парами.

– Чем они отличаются? (Окончаниями.)

2. Выполнение упр. 250–251.

– Понаблюдаем, с помощью каких окончаний образуется форма множественного числа у существительных женского и среднего рода.

Сделайте вывод: какие окончания могут быть у существительных во множественном числе? Сравните свои выводы с теми, которые даны в виде схемы на с. 35.

Работа с определением (изучающее чтение) (с. 34).

1. Чтение определения.

– Задайте вопросы к каждому абзацу. У вас получится вопросный план.

1) Как изменяются имена существительные?

2) Что обозначает единственное число имён существительных?

3) Когда употребляется множественное число?

– Составьте схему-опору для ответа. Запись на доске и в тетрадях.

Изображают окончания -а, -е, -о – рядом ед.ч., -ы, -и, -а – рядом мн.ч.;

ед.ч. – один;

мн.ч. – много.

2. Вопрос на углубление, осознание грамматического признака.

– Может ли существительное изменяться по числам? Одно это будет слово или разные?

– А по родам? Какой же это признак – постоянный или непостоянный?

– Можно ли число назвать признаком постоянным? (Нет, по числам слово изменяется.)

– Такой признак, который у одного и того же слова может меняться, называется непостоянным.

IV. Развитие умений.

1. Работа в учебнике.

1. Упр. 252 –выполняют самостоятельно.

Сделайте вывод: можно ли только по одному окончанию определить число существительного? Что ещё нужно знать? (Что обозначает слово – один или много предметов.)

– Какое можно подобрать слово-помощник для множественного числа? (Они.)

2. Дополнительно: историческая справка о двойственном числе.

– Запишите слова в столбик: бок, рог, рукав.

– Запишите эти слова во множественном числе (бока, рога, рукава).

– Сейчас в русском языке две формы числа: единственное и множественное. А когда-то было ещё и двойственное число, которое обозначало парные предметы. Его имели те слова, которые мы записали, прочитайте их.

– Какая орфограмма есть в каждом из этих слов в форме единственного числа?

V. Итог урока.

– Ответьте на вопрос, сформулированный в начале урока.

VI. Домашнее задание.

1. Упр. 1, с. 40.

2. с.34-35 выучить правило.

 © ООО «Баласс», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок руссого языа по теме: "Изменение имён существительных по числам" 3 класс

Урок русского языка по программе "Школа 2100" по учебнику Бунеева. Урок составлен с использованием компьютерных технологий - мобильный класс. На уроке для словарной работы использовались загадки,...

Урок русского языка во 2 классе Тема: Изменение имён существительных по числам»

Урок – основное звено в процессе обучения. Поэтому готовясь к уроку, следует определить его изначальное место в системе других учебных занятий. Тема моего урока  «Изменение имён существител...

Разработка урока по русскому языку для 3 класса. Тема: Изменение имён существительных по числам.

Подробная разработка урока по теме: Изенение имён существительных по  числам. Присутствуют все этапы урока, работа в группах, индивидуальная работа, физминутка. Урок соответствует требованиям ФГО...

ТЕСТ по теме «Изменение имён существительных по числам» (3класс)

Тест в двух вариантах,содержит три уровня сложности....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имён существительных по числам"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ «А» МАОУ  СШ №51УЧИТЕЛЬ:  Шитова Татьяна НиколаевнаТема урока: Изменение имён существительных по числам....

Урок русского языка по теме: "Изменение имён существительных по числам"

Урок русского языка по теме: "Изменение имён существительных по числам"...

Урок русского языка Тема « Изменение имён существительных по числам»

Урок изучения и первичного закрепления знанийТема « Изменение имён существительных по числам» 3 класс...