Урок русского языка по теме: "Изменение имён существительных по числам"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Валл Людмила Николаевна

Урок русского языка по теме: "Изменение имён существительных по числам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.pptx1.14 МБ
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 2класс

Слайд 2

Ч..ща, варе…ка, гл..за, кот …арсик, утю…

Слайд 3

чаща Барсик варежка глаза кот утюг

Слайд 4

чаща глаза варежка кот Барсик утюг

Слайд 5

Тема урока: «Число имён существительных»

Слайд 6

Цель урока: научиться изменять имена существительные по числам.

Слайд 7

стр. 87

Слайд 8

Имена существительные в единственном числе обозначают ______________ предмет. один

Слайд 9

Имена существительные во множественном числе обозначают ___________ предметов. несколько

Слайд 10

Карандаш, мыши, тарелка, пеналы, карандаши, тарелки, ученики, пенал, ученик, мышь.

Слайд 11

Туча, огурец, кружка, трава, лось, нос, лес, дождь.

Слайд 12

Стр. 32, упр. 156.

Слайд 13

Единственно число – муха, стрекоза, гусеница, муравей. Множественное число – волки, слоны, собаки, жуки, соловьи, воробьи, вороны, кошки, аисты.

Слайд 14

Тучи, лужи, дождь, зонт, лужа, зонты, дожди, туча. Надвинулась тёмная …

Слайд 15

Тучи, лужи, дождь, зонт, лужа, зонты, дожди, туча. Полил холодный …

Слайд 16

Тучи, лужи, дождь, зонт, лужа, зонты, дожди, туча. Я раскрыл…

Слайд 17

Тучи, лужи, дождь, зонт, лужа, зонты, дожди, туча. Возле дома уже большая…

Слайд 18

Тучи, лужи, дождь, зонт, лужа, зонты, дожди, туча. Мрачные … закрыли небо.

Слайд 19

Тучи, лужи, дождь, зонт, лужа, зонты, дожди, туча. Идут холодные …

Слайд 20

Тучи, лужи, дождь, зонт, лужа, зонты, дожди, туча. Люди взяли …

Слайд 21

Тучи, лужи, дождь, зонт, лужа, зонты, дожди, туча. Всюду глубокие…

Слайд 22

Тучи, лужи, дождь, зонт, лужа, зонты, дожди, туча. Надвинулась тёмная … Полил холодный … Я раскрыл… Возле дома уже большая … Мрачные … закрыли небо. Идут холодные … Люди взяли … Всюду глубокие … ед. число мн. число



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку на тему: «Изменение имён существительных по числам»

Дата проведения урока: 15.03.2016г.

Класс: 2

Учитель: Валл Людмила Николаевна

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: познакомить учащихся с категорией числа имён существительных.

УУД, формируемые на уроке:

  • личностные: уметь оценивать свою работу на уроке и работу своих товарищей;
  • коммуникативные: правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
  • познавательные: учиться анализировать, сравнивать, классифицировать;
  • регулятивные: учиться ставить учебную задачу, составлять план и последовательность действий; учиться выделять то, что уже известно и то, что ещё подлежит усвоению.

Оборудование и технические средства обучения: интерактивная доска, мультимедиа проектор, ПК, электронное приложение к учебнику.

Наглядные пособия и рабочие материалы: раздаточный материал (карточки), смайлики (у каждого), «цветовая шкала» на карточках (у каждого), задание к уроку в электронном виде, презентация к уроку, тетради, рабочие тетради на печатной основе,  учебники, шкала оценивания (!, +, -), шкала обозначения цветов (зелёный, жёлтый, красный).

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, «Русский язык», 2 класс, 2012 год.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок у нас.

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Пожелайте друг другу успехов, улыбнитесь. Тихо присаживайтесь. Слайд 1

  1. Актуализация знаний

- Посмотрите на эту запись. Какое бы задание вы предложили выполнить своему соседу по парте.  Слайд 2

Слова на доске

Ч..ща,  варе…ка,  гл..за, кот   …арсик, утю…

(Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы)

- Выполните это задание.

(Дети по одному выходят к доске, выполняют задание, комментируют свои действия)

- К какой части речи относятся все эти слова?

(Это имена существительные)

- Докажите, что это – имена существительные.

(Все эти слова обозначают предмет и отвечают на вопросы Кто? или Что?)

- Придумайте предложение с одним из этих слов.

- Верно. Молодцы!

  1. Самоопределение к деятельности

- Наши друзья Аня и Ваня тоже так считают. Но они разделили эти слова на две группы по-разному.

- Аня разделила эти имена существительные так:        Слайд 3

чаща                                       Барсик

варежка

глаза

кот

утюг

- По какому признаку Аня разделила слова?

(В первом столбике имена нарицательные, а во втором – имя собственное)

А вот как разделил эти слова Ваня:                     Слайд 4

чаща                                 глаза

варежка

кот Барсик

утюг

- По какому же признаку разделил слова Ваня? (В первом столбике слова обозначают один предмет, а во втором – несколько, много)

- О чём это говорит? Сделайте вывод. (Имена существительные могут обозначать один предмет или несколько предметов. Имена существительные могут изменяться по числам)

- Сформулируйте тему урока. (Число имён существительных)    Слайд 5

- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Будем учиться изменять имена существительные по числам)             Слайд 6

  1. Работа по теме урока

- Откроем учебники на стр. 87 и прочитаем сообщение И.И. Самоварова.   Слайд 7

- Проверим, кто внимательно читал сообщение Самоварова.

- Закончите высказывания. Имена существительные в единственном числе обозначают ______________ предмет. (Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет)           Слайд 8

Имена существительные во множественном числе обозначают  _____________ предметов. (Имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)                    Слайд 8

Игра «Путаница». На экране записаны слова: карандаш, мыши, тарелка, пеналы, карандаши, тарелки, ученики, пенал, ученик, мышь.        Слайд 9

- Ребята, слова перепутались. Как нам их распутать? (Нужно разделить их на две группы: существительные единственного числа и существительные множественного числа)    

- Давайте распределим эти слова на две группы.

На доске карточки со словами. Ученики выходят по очереди и прикрепляют карточку в нужный столбик.

ед. число                                                               мн. число

карандаш                                                              мыши

тарелка                                                                  пеналы    

пенал                                                                     карандаши

ученик                                                                   тарелки

мышь                                                                     ученики

- Посмотрите внимательно на эти столбики, может кто-то не согласен?

  1. Физминутка

- Ребята, встаньте, пожалуйста. Немного разомнёмся и поиграем. Я вам буду называть имена существительные. Если это существительное в единственном числе, то вы поднимаете ручки вверх и делаете наклон вперёд. Если существительное во множественном числе – то поднимаете руки вверх и делаете наклоны в стороны.

Огурец, деревья, цветы, тетрадь, телефон, книги, портфель, мешок, телевизор, уроки, звонок, свеча, птицы.

- Молодцы. Присаживайте на свои места, будем работать дальше.

  1. Продолжение работы по теме урока

- На экране записаны слова. Что скажете о них? Свяжите их с темой урока.

(Эти имена существительные записаны в единственном числе).

- Запишите эти слова в тетрадь так, что бы они превратились в существительные множественного числа.

Туча, огурец, кружка, трава, лось, нос, лес, дождь.   Слайд 10

Тучи, огурцы, кружки, травы, лоси, носы, леса, дожди.

- Кто-то сомневается в каком-либо слове?

- Придумайте и запишите 2 своих слова во множественном числе.

Интерактивная игра «Помоги совушке»

- Давайте поможем сове построить лесенки к домику. Для этого нужно правильно распределить слова в два столбика.

Дети по очереди выходят к компьютеру и распределяют слова по группам.

мн. число                                            ед. число

соловьи                                                попугай

воробьи                                                муха

волки                                                   стрекоза

вороны

слоны

собаки

Упражнение в рабочей тетради на печатной основе. Стр. 32, упр. 156.

- Прочитайте задание. Что будете делать в этом упражнении? (Нужно сначала выписать существительные единственного числа, а затем существительные множественного числа)

Учащиеся выполняют работу. Сверка с образцом на доске.

Единственно число – муха, стрекоза, гусеница, муравей.

Множественное число – волки, слоны, собаки, жуки, соловьи, воробьи, вороны, кошки, аисты.

Оценивание цветом. У детей цветовые карточки, на доске обозначения цветов. - Ребята, покажите цветом, как вам удалось справиться с этим заданием.

Зелёный цвет – всё получилось, было не трудно.

Жёлтый цвет – были затруднения, но я справился.

Красный цвет – было очень сложно, мне нужна помощь.

  1. Рефлексия

Работа в парах

Учащиеся получают карточки.

Тучи, лужи, дождь, зонт, лужа, зонты, дожди, туча.

Надвинулась тёмная …

Полил холодный …

Я раскрыл…

Возле дома уже большая …

Мрачные … закрыли небо.

Идут холодные …

Люди взяли …

Всюду глубокие …

- Предлагаю вам определить стрелками место каждого слова в предложении. Работаем в паре, поэтому  не забывайте совещаться и принимать решение вместе.

Слайд 11

- Предлагаю вам дать название каждому столбику.

- Проверьте по образцу правильность выполнения этого задания. И оцените, как вы его выполнили, по шкале.

! – у меня всё получилось, я всё сделал правильно

+ - у меня почти всё получилось, есть одна, две ошибки

- - у меня больше двух ошибок, мне нужно было быть более внимательным

Шкала (!, +, -) на доске .

- Какая пара поставила себе !?

- У какой пары знак + за это  задание?

  1. Подведение итогов урока

- Изменяется ли смысл предложения, если использовать существительные разного числа?

- Какую цель ставили перед собой?

Сделайте вывод: важно ли правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа?

- Какое задание показалось самым интересным?

- Какое задание было трудным?

- Оцените цветом, насколько была понятна эта тема?

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Изменение имён прилагательных по числам"

Презентация к уроку русского языка по теме: "Изменение имён прилагательных по числам". Знакомство с новым материалом....

Презентация к уроку русского языка по теме " Изменение имён существительных и прилагательных по падежам".

Что значит просклонять имя существительное и прилагательное?Это значит изменять имя существительное и прилагательное по вопросам или по падежам....

Методическая разработка уроков русского языка по теме "Изменение имён существительных по падежам"

УМК «21 век». Русский язык. 3класс. В данной разработке представлена технологическая карта 4 уроков русского языка. Цели: Сформировать представление об изменение имен существительных по падежам. Вв...

урок русского языка на тему "Изменение имён существительных по падежам"

Первичное знакомство со склонением имён существительных по падежам. На уроке используется игры, словарная работа и другие виды работ....

Урок русского языка по теме " Склонение имён существительных множественного числа"

урок русского языка в 4 классе -изучение нового материала...

Конспект урока русского языка по теме «Изменение имён прилагательных по родам и числам». УМК "Перспектива" 3 класс

Конспект урока русского языка Тема: «Изменение имён прилагательных по родам и числам»Цель деятельности учителя: формирование представление обучающихся об основных грамматических признаках ...