Урок по русскому языку 3 класс " Приставки и суффиксы".
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Пиляева Анастасия Александровна

Урок по русскому языку  в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavki_i_suffiks.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык.

УМК: «Школа России».

Тип урока :

Класс : 3

Тема : Правописание суффиксов и приставок .

Цель: развивать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости – звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами –ок, -ик, ек.

Учебные задачи:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности  к окружающим.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    коммуникативных УУД:

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
  • формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
  • развитие навыков сотрудничества в парах;

    регулятивных УУД:

  • формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;
  • формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

  • формирование навыков работы с учебной информацией;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью ;
  • формирование  способности решать проблемы поискового характера;

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;
  • создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать суффиксе или приставки на письме;
  • включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.

4. Коррекционно - развивающие задачи:

  • Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание.,  
  • фонематические представления, тонкую и общую моторику.,
  • Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Оборудование урока:  Проектор ,экран,  электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной , В.Г.Горецког «Русский язык».

Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, дифференцированная, фронтальная, индивидуальная.

Прогнозируемые результат: учащиеся научится находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученными орфограммами, работать с электронным приложением к УМК «Русский язык»; оценивать результаты выполненного задания.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Мы очень рады их видеть. Давайте их поприветствуем. А теперь улыбнёмся друг другу и начнём наш урок.

Проверим готовность к уроку ( тетрадь, учебник, пенал, дневник).

Приготовимся к письму на уроке , нам надо выполнить пальчиковую гимнастику.

Приветствуют  гостей, проверяют свою готовность к уроку.

Ребята повторяют за учителем

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- формирование положительного отношения к процессу познания;

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2

Самоопределение к деятельности.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Слайд 1)

Послушайте стишок , и отгадайте о каком  он. .

Без сапог он просто зверь,

в сапогах – герой, поверь.

Шпага, шляпа, сапоги…

Разбежались все враги!

Знает весь кошачий род –

носит в сказке обувь кот.
(Кот в сапогах).

- Кто написал эту сказку? (Шарле Перо)

(Слайд 3)

- Какие сказки вы ещё знаете?

Отвечают на вопросы учителя, находят нужные слова.

Это сказка кот в сапогах.

(Золушка, Мальчик с пальчик, Спящая красавица, красная Шапочка, Ослиная шкура, Синяя Борода)

Личностные:

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

3

Чистописание.

- Какой первый звук вы слышите?

-На какую букву начинается в слове кот.

К к ко ку ок

Образуйте от слова кот однокоренные слова.

Кот  котёнок котик

- В слове котик , какой суффикс должны написать  -ек или –ик, как проверим ?

-Выделим суффиксы .

Развивают навык плавного, каллиграфически правильного

На букву «К»

Кот  котёнок котик

Подберём проверочное слово «котики»

Буква и осталась не убежала , пишем суффикс и, если убежали значит будем писать суффикс ек.

Личностные:

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Предметные:

Включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова:

4

Актуализация знаний.

Словарные слова

Прочитайте предложение.

Друзья под…рили Тане рыженького котёнка.

-Вставьте пропущенную букву.

- Как проверим?

-Найдём главные члены предложения?

Выделенные слова разберём по составу.

 (Слайд 4)

Кот в сапогах , хочет убедиться , что вы сообразительные ребята и умеете отгадывать загадки.

(Слайды 5,6,7,8)

Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы  

Подберём проверочное слово

«подарок» .

Познавательные: самостоятельное выделение  и формирование познавательной цели

Регулятивные:

 Развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;

Предметные:

Включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме;

5

Работа  по теме урока.

а) Работа по учебнику.

Ребята наш гость Кот в сапогах  хочет посмотреть какие вы дружные ребята и  как вы умеете работать вместе в парах . Отправляемся мы с вами к  «Суффиксам  –ек  и-ик», они приготовили для вас задание. (Слайд 9 )

Откройте учебник стр.126 упр.243..

Работа в парах. Проверка..

Какое правило вам  помогло справиться с заданием?  Скажите когда пишем  суффикс –ек, а когда –суффикс –ик.

Когда пишем суффикс –ек?( Если исчезает гласный звук, то пишем-ек)

Когда пишем суффикс –ик?(Если гласный звук не исчезает, то пишем  суффикс –ик).

Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы  записывают

Познавательные: самостоятельное выделение  и формирование познавательной цели

Регулятивные:

 Развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;

Коммуникативные:

развитие и навыков сотрудничества, умения излагать своё мнение аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования;

Предметные:

Включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме;

6

Физкультминутка.

Подвижная  физкультминутка  

7.

Продолжение изученного материала.

а) Работа по карточкам.

Ребята,  кот в сапогах подобрал к данным ему словам родственные слова, но по дороге к нам в школу он их рассыпал, и осталось вот что:

прочитайте :

Машина- … ист, рыба-… ак, море-…як, пожар-…ник, писать-   тель, скрипка-…ач.

А здесь потерял приставки?

Спишите, допишите подходящие по смыслу приставки.

..летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копал яму, ..вязала варежки, ..шёл друга.

Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы  записывают родственные слова.

Личностные:

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Познавательные: 

-самостоятельное решения проблем поискового характера; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью4 формирование умения работать с ИКТ;

Регулятивные:

 Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

-умение взаимодействовать  со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Предметные:

Включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме;

8

Рефлексия урока .

Учитель предлагает детям оценить своё эмоциональное состояние.

Ребята , посмотрите , пожалуйста, на дерево!

Оцените свои впечатления от сегодняшнего урока.

(Слайд 11)

. Каждый яблочко имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — если у вас ещё есть проблемы в изученной теме и  вам ещё нужна помощь.много ошибок.

Получают позитивный настрой от урока.

Регулятивные:

оценка- осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

Личностные:

-умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень  самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

-умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

-проявлять активность в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему " Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-"

Конспект урока русского языка во 2 классе по учебно-методическому комплекту "Начальная школа ХХI века . При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реал...

Визитная карточка урока по русскому языку тема "Приставка, как часть слова"

Визитная карточка урока по русскому языку по теме "Приставка, как часть слова"...

План-конспект урока по русскому языку "Роль приставок и суффиксов в словах"

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний". Тема: Роль приставок и суффиксов в словахЦель урока:1. Учить находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,...

конспект урока по русскому языку Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -."

Тема урока: Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -.Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание суффиксов имен существительных -ИК, -ЕК».Цель урока:...

Урок по Русскому языку "Общее понятие о суффиксе."

Урок   по формированию понятия суффикса .На уроке поэтапно  идёт формирование понятия....