Программа внеурочной деятельности «Путешествие в Грамотейск»
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Иванова Оксана Николаевна

Авторская программа курса «Путешествие в Грамотейск» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Программа «Путешествие в Грамотейск» предназначена для организации внеурочной деятельности   обучающихся начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_gramoteysk.docx59.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 35»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ГРАМОТЕЙСК»

для 1 – 4 классов

 

город Ульяновск

2016 год

Содержание

1. Пояснительная записка      

2. Тематический план  

3. Содержание программы

4. Предполагаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

5. Информационно – методическое обеспечение  

6. Список литературы      

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская программа курса «Путешествие в Грамотейск» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

 

         Программа «Путешествие в Грамотейск» предназначена для организации внеурочной деятельности   обучающихся начальных классов.

            Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит   курс внеурочной деятельности «Путешествие в Грамотейск»  , являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса «Путешествие в Грамотейск»  является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

         Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведённый для усвоения основ научного, этического, эстетического и других видов опыта человечества. Судьба ребёнка во многом зависит от того, что он усвоит из социального опыта и как усвоит.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся. Программа данного курса позволяет показать младшим школьникам, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу «Путешествие в Грамотейск» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях   следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Путешествие в Грамотейск» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

       Новизна курса внеурочной деятельности «Путешествие в Грамотейск» заключается   в его практической направленности (теоретические сведения, расширяющие и углубляющие языковые представления учащихся, реализуются в речевой деятельности, сочетающей устные и письменные формы работы), в преобладании аналитических, исследовательских приемов изучения материала.  

  1. Цель и задачи программы.

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности  
  1. Отличительные особенности программы

 Программа построено по четырём содержательным модулям:

1 класс  «По дорогам Фонемограда»

2 класс  «В Царстве Слов»

3 класс  « Мастерская архитекторов  »

4 класс  «В стране Сочинителей»

 

Принципы, лежащие в основе курса:

Научность: практические задания основаны на владении  теоретической базой, знании основных законов языка, основополагающих понятий речевой культуры.

Системность и последовательность: темы объединены в блоки, каждый из которых является частью общей структуры; последующий блок дополняет  общую картину языкового явления.

Природосообразность: сведения по курсу преподносятся с учетом готовности класса их воспринимать.

Культуросообразность: материал курса основан на русской культурно-языковой традиции. У учеников воспитывается отрицательное отношение к языковым явлениям, лежащим за пределами нормативной речи.

Креативность: изучение курса предполагает творческое взаимодействие учителя и учеников, диалогичность, чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе групп.

Соревновательность: каждая группа имеет возможность анализировать и комментировать результаты работы другой группы.

Творческий характер заданий:  например, интерпретировать языковые явления в тексте, ввести речевые элементы в готовый текст, создать свой текст в соответствии с речевой установкой и т. д.

          Содержание и методы обучения по программе курса «Путешествие в Грамотейск»  содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Важность   этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности, рекомендованного Федеральным государственным стандартом.

       Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

        Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

 Занятия строятся   следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

       В программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру (наблюдения в природе за растениями, животными), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д. Этот курс способствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет общественно- политические представления и знания о мире, о своей родине, приобщает к событиям, которыми живет страна, формирует нравственные качества, способствует развитию художественных интересов. Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время на занятиях внеурочной деятельностью. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов внеурочных занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.

        Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу «Путешествие в Грамотейск».

 

  1. особенности возрастной группы детей.

       Преподавание курса «Путешествие в Грамотейск» рассчитано на обучающихся начальной школы 1 – 4 класс, увлекающихся русской словесностью.Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия.

  Объём учебного времени, отводимого на изучение с 1-го по 4-й класс

 – 1 час в неделю, (1 кл. – 33 ч., 2-4 кл. по 34 часа), общий объём учебного времени составляет 135 часов (теории - 44 часа, практических занятий -91час  

               

  1. Система отслеживания и оценивания результатов

          Курс занятий внеурочной деятельностью даёт широкие возможности для проведения школьных олимпиад, конкурсов словесности, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д., проектной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

По дорогам Фонемограда

№п/п

                       

              Наименование разделов, тем

           Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

К тайнам волшебных слов.

6

2

4

1

Вводное занятие. Значение русского языка

1

1

2

Волшебные слова

1

 

1

3-4

Важные слова

2

1

1

5

Дорогие слова

1

1

6

Праздник «День Вежливости»

1

1

Кто-кто в алфавите живёт?

10

2

8

7-8

 Как возникла письменность. «Буква заблудилась», «Добавь букву»…

2

1

1

9-10

Меня зовут фонема. «Эхо»…

2

2

11-12

Звук под «маской»

2

2

13-15

Игры «Флот помог», «Телефон»…

3

1

2

16

Праздник «Путаница»

1

1

 Тайны фонемы

12

5

7

17

Игры «Произноси правильно», «Повтори скороговорку»

2

1

1

18-19

Опасные согласные

2

1

1

20-21

На сцене гласные

2

1

1

22-23

«Фонемы повелевают буквами»

2

2

24-25

Когда ь пишется, а когда не пишется?

2

1

1

26

Ваши старые знакомые

1

1

27-28

«Ошибкоопасные» места

2

1

1

29-30

 Уроки речевого творчества

2

2

Моя азбука  (работа над проектом)

3

1

2

31

 Начало работы над проектом.

1

1

32

 Создание книжки – малышки.

1

 

1

33

 Презентация проектов.

1

1

ИТОГО

33

10

23

 

                                                                2 класс

В Царстве Слов

№ п/п

               Наименование разделов, тем

    Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

Не похоже на тебя, не похоже на меня

3

1

2

1-2

Вводное занятие. Игра «Слово или не слово»

2

1

 1

3

Игры «Составь слово», «Угадай-ка»

1

 

1

Многозначные слова

5

2

3

4-5

Разные значения слов

2

1

1

6-7

Игры «Про хвосты и головы», «Два значения»

 2

1

1

8

Викторина «Угадай значение слова»

1

1

Театр близнецов

6

1

5

9-11

Омонимы. Игра «Кто вы?»

3

1

2

12-13

Игры «Узелки на память», «Про Фому и про Ерёму»

2

 

2

14

Инсценировка «Слова-близнецы»

1

1

Слова-друзья

6

1

5

15-16

Синонимы. Игра «Незнайка»

2

1

1

17

Слова-друзья в пословицах

1

1

18

Четырьмя буквами

1

1

19

Так ли в сказке?

1

 

1

20

Уроки речевого творчества «Слова-друзья»

1

1

Слова-противники

6

2

4

21-23

Антонимы.  Игры «Угадай слово», «Ленивый и прилежный»

3

1

2

24-25

Игры «Закончи пословицу», «И грустно и радостно»

2

1

1

26

Игра «Умники и умницы»

1

1

Почему их так называют?

6

2

8

27-29

Происхождение слов.

3

1

2

30-32

Что за птица?  Что за зверь? Что за рыба?

3

1

2

33-34

Проект Праздник слов

2

2

ИТОГО

34

9

25

 3 класс

 Мастерская архитекторов

    Наименование разделов, тем

       Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

Строительная работа морфем

6

2

4

1-3

Морфемы - «смыслиночки»

3

1

2

4

Чудесные превращения слов.

1

1

5-6

Копилки слов

2

1

1

Приставки- труженицы

7

2

5

7

Игра с приставками

1

1

8-9

Законы для приставок

2

1

1

10-11

Приставки-нарушители

2

1

1

12  

Самые трудные

1

 

1

13

Значение приставок

1

1

Фундамент слова

5

2

4

14-15

В гостях у слов - родственников.

2

1

1

16-17

Кто командует корнями

2

1

1

18

Не лезьте за словом в карман

1

1

19

Творческая мастерская кукарямбы

1

1

 На Машине времени в прошлое.

5

2

3

20-21

Забытые слова

2

1

1

22-23

О чём расскажут нам фамилии?

2

1

1

24

Конкурс «Непонятные слова»

1

1

Новое поколение

4

1

3

25-26

Неологизмы.  Игра «Новое слово»

2

1

1

27

Игры «Какое слово моложе?», «Три слова»

1

1

28

Праздник слов

1

1

Слова-кочевники

4

1

3

29-30

Иноязычные слова в русском языке.

2

1

1

31-32

Игры «Найди кочевника?», «Откуда он?» и др

2

2

33-34

Проект «Знакомые незнакомцы»

2

1

1

 

 ИТОГО

34

11

23

4 класс

В Стране Сочинителей

№ п/п

     Наименование разделов, тем            

       Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

Дорога к письменности

4

2

2

1

Как обходились без письма.

1

1

2-3

Древние письмена .Откуда книга пришла? Викторина «Поговорим о книге»

2

1

1

4

Конкурсно-игровая программа «Книжкино царство – мудрое государство»

1

1

Крылатые слова и выражения

4

1

3

5-6

Фразеологические обороты. Игра «Попались на удочку»

2

1

1

7

Игры «Ноги в руки!», «Одним словом» и др.

1

1

8

Мини-зарисовка «Праздник крылатых выражений.

1

 

1

Путеводители

3

1

2

9-10

Наши помощники

2

1

1

11

Секреты словарей

1

 

1

Путешествие по тексту

9

4

5

12

Чем отличаются тексты

1

1

13-14

Темы текстов. Опорные слова.

2

1

1

15-16

Дружба предложений в тексте.

2

1

1

17-18

Раз словечко, два словечко.

2

1

1

 19-20

Мастерская редакторов

2

2

Путешествие по стилю.

 13

6

 7

21

Почему такие разные  

1

1

22

Разговорный стиль языка. Диалог

1

 

1

23-24

Сказка. Сочинение сказки по данному началу

2

1

1

25

Научный стиль. Виды текстов: научная статья

1

1

26-27

Отзыв .Аннотация. Составление аннотации к литературному произведению.

2

1

1

28-29

Деловая игра «Вёрстка газеты»

2

2

30

Художественный стиль. Общее понятие

1

1

31

Стихи. Особенности построения (ритм, рифма, размер и строфа)

1

1

 

32-33

 Проба пера

2

2

34

Творческая гостиная

1

1

ИТОГО

34

14

20

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс

По дорогам Фонемограда (33 часа)

  1. К тайнам волшебных слов. (6 часов)

              Значение русского языка в жизни людей.  Красота и богатство русского языка.

Слова грустные, весёлые, маленькие, большие, вежливые, важные.

Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите…

Важные слова: Родина, Россия, Москва, Красная площадь, мама, папа, школа, друзь, учителя, малая родина Ульяновская область, родной город Ульяновск…Праздник «День Вежливости».

  1. Кто-кто в алфавите живёт? (10 часов)

Рассказ А.Шибаева «Одна буква». Игры «Сом дом», «»Замени букву» «Какое слово задумано?», «Два колодца», «Метаграмма», «Забавные недоразумения», « Что получилось?», «Лото», «Лето», Спрятавшееся слово», Эхо», «Флот помог» и др. 

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Праздник «Путаница».

  1. Тайны фонемы (12 часов) 

 

 Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

 «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

     Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

    Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

              Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

   Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

     Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

  1. Уроки речевого творчества ( 2 часа) 

 «Что такое творчество?» (Раскрытие сущности творчества. Сочинение рассказов, чистоговорок, фантастических историй. Словотворчество.).

 «Я и мое настроение» (Разговор о разных чувствах, веселом и грустном настроении человека. Беседа по рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква». Сочинение на тему «Весело, грустно». Рисование веселых и грустных рисунков.).

  Игры «Что слышно в звуках?», «Разгадайте загадки», «Самое трудное задание», «Скороговорка в ребусе», «Составь предложение», «Лесная школа», «Скороговорка» и др.

Звучащее слово Е.Верейская «Сорок сорок», В.Капралова «Лена искала булавку», В.Викторов «Был в саду переполох», С.Коган «Вёз на горку Саня сани»,   В.Левин «Вместе с тучей»,     «На хоря напала хворь  М.Матусовский «Скороговорка», И.Демьянов «Считалки», «Плачет Костя» и др.Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.

  1. Моя азбука  (3 часа)

 Составление своей азбуки. Защита проектов.

2 класс

В Царстве Слов (34 часа) 

  1. Не похоже на тебя, не похоже на меня (3 часа) 

Междометия, предлоги, союзы, местоимения, частицы.  

Игры «Ох! и Ах!», «Он, она, оно, они», «Пятый лишний», «Составь слово», «Вставьте буквы», «Какие слова», «Переставленные буквы», «Отгадайка», «Перекрёсток», «Помогите Леночке», «Узелки на память», «Незнакомое слово» и др.

Звучащее слово: И.Токмакова «Плим», Н.Кончаловский «Про овощи», О.Григорьев «Мама мол мыла», Л.Виноградов «Три матрёшки», О.Дриз «Привет», Л.Кондрашенко «Тарарам», Н.Слепакова «Кабутта», Ю.Ермолаев «Незнакомое слово», И.Туричин «Шефы» и др

  1. Многозначные слова (5 часов)

Однозначные и многозначные слова.Несколько значений одного слова. Основное и вторичное значения слова.

Игры «Язык», «Колокольчик», «Золотая», «Носы и хвосты», «Морж», «Крепкий», «Машины», «Пятачок», «Шишка», «Горлышко», «Два значения», «Кто больше?», «Что делают часы?», «Барометр упал», «Не достал!», «Гребешок» и др.

Звучащее слово: И.Токмакова «В чудной стране», А.Шибаев «Не жалейте пятачка», «Баранка», «Лук», Е.Петрищева «Бросил», Б.Рябинин «Острые вещи», С.Маршак «Загадка», Ф.Бобылёв «Отчего ты плачешь, друг?», А.Власов «Самовар», Г.Бойко «Два значения», В.Орлов «Что делают часы?», К.Кублинскас «Лиса и петух», Э.Киселёва «Молоко убежало», А.Стройло «Морж», Ю.Коринец «Лапки», «Твой след», Е.Авдиенко «Осень», В.Коркин «Золотые руки», И.Снегова «Бьют часы» и др. Викторина «Угадай значение слова»

  1. Театр близнецов (6 часов)

Омонимы (Ключ Часть речи ода и та же).  Омоформы  (Мой – гл. и мест). Омофоны (Гриб и грипп). Различие омонимов, омоформов и многозначных слов.  Игры «Ключ», «Мир», «Худой»,  «Кнопка», «Коса», «Завод», «Засыпать», «Три» и др.

Звучащее слово: А.Шибаев «Храбрая мушка», «Быки», «Лисички», Б.Гольдберг «Коса», В.Лифшиц «Ключ», Я.Козловский «Вы откуда, молодцы?», Н.Сладков «Овсянка», А.Кузичёв «Звёзды», Г.Шмань «Лисичка» и др.Инсценировка «Слова – близнецы»

  1. Слова – друзья  (6 часов)

Синонимы.

Игры «Родник и ключ», «Небольшая и маленькая», «Бураны, вьюги и метели», «Боец и воин», «Спеши да поторапливайся», «Четырьмя буквами», «Второе название животного», «Назови по-другому», «Одно из двух», «А как по-другому?», «Знаете ли вы?», «Так ли в сказке?», и др.

Звучащее слово: Д.Лукич «Ключ», А.Барто «Родник», В.Берестов «Бураны», И.Токмакова «Зябнет осинка», М.Дудин «Деревья», Е.Аксельрод «Солнце», А.Усанова «Улетела злая вьюга», В.Орлов «Ночь», «За морем теплее, а дома светлее» (сказка), А.Митяев «Долг» и др. Уроки речевого творчества  «Слова – друзья».

  1. Слова – противники (6 часов)

Антонимы.

Игры «Труд и лень», «Весёлый и грустный», «Ленивый и прилежный», «Узелки на память», «Напоминайкин просит слова», «И грустно и радостно», «Четверо друзей», «Берёза, тополь, липа», «Наоборот»,  «Кто прав?» и др.

Звучащее слово: Б.Тимофеев «Далеко мой стук слышится вокруг», «В.Орлов «Спор», П.Ребро «Кто прав?», «Г.Сапгир «Яблоко», Д.Родари «Тараторка», К.Ушинский «Ленивый и прилежный», Н.Найдёнова «Загадка», Н.Сладков «Чёрным по белому», С.Баруздин «Какое над нами небо?», Г.Поженян «Звёзды» и др.Игра «Умники и умницы».

  6.   Почему их так называют? (6 часов)

Происхождение слов (Этимология). Жизнь слова. Рождение и отмирание слов. Заимствованные слова.

Игры: «В зоопарке», «Почему так птицу назвали?», «Что кроется в названии животного?», «Почему так рыбу зовут?», «Лёгкие вопросы», «Знаете ли вы?», «Почему так названы растения?», «Что за гриб?», «Какие это цветы?»,  «Какое насекомое?» и др.

Звучащее слово: Е.Ильин «Ежевика», «Поползень», Е.Трутнева «Подсолнух», Н.Сладков «Имена птиц», В.Берестов «Мать-и-мачеха», Г.Ганейзер «Что звери на лугу забыли?» и др.

  1. Проект «Праздник слова»

3 класс

Мастерская архитекторов (34 часа)        

  1. Строительная работа морфем (6 часов)

 «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.  Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

  1. Приставки- труженицы (7 часов)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

  1. Фундамент слова (5часов)

 

   Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

  Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

  1. Творческая мастерская кукарямбы. (1 час )

 Творческая работа по составлению несуществующих слов на основе знаний о морфемном составе и способах словообразования.

         

  1. На Машине времени в прошлое.( 5 часов)

    Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

 Игры: «Слова-долгожители», «Изменившиеся слова», «Архаизмы в юморе, сатире, иронии», Кому принадлежат эти предметы?», Что делали раньше этими предметами?», «Какие слова стали вместо устаревших?», «Что кроется в фамилиях?», «Почему так говорят?», «Кем он будет?», «Напоминайкин глаголит», «Знаете ли вы?», «Непонятные слова», «Забытые слова» и др. Конкурс «Непонятные слова»

  1. Новое поколение  (4 часа)

    Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

 Игры: «Новые слова», «Новый предмет», «Откуда это слово?», «Какое слово моложе?», «Ответьте!», «Три слова», «А вы знаете?», «Два новых слова», «Напоминайкин произносит речь», Что это за зверь?»,  «Знаете ли вы?», «Узелок на память» и др.

Звучащее слово: Г.Сапгир «Ту» летит», «Завтра»,  «Мы забрались в этот шар», Г.Граубин «Шишкопад», Н.Егоров «От села до переката», И.Демьянов «За обедом», В.Голяховский «Листопад», Я.Аким «Космонав»    

  1. Слова-кочевники ( 4 часа)

   Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- кочевники». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

 Игры: «Слова из Франции», «Слова из Турции», «Слова из Германии», «Слова-иностранцы», «Шесть и шесть», «Как вы понимаете?», «Почему так называют?» и др.

Звучащее слово: И.Орловска «Братья-месяцы», А.Угрюмов «О наших именах» и др.

  1. Проект «Знакомые незнакомцы» ( 2 часа)

Творческие работы на основе полученных знаний о «тайнах» слов

4 класс

В Царстве Сочинителей

  1. Дорога к письменности.( 4 часа)

                 Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

    Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

  Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица?

  Откуда книга пришла? Викторина «Поговорим о книге». Конкурсно-игровая программа «Книжкино царство – мудрое государство»

 Игры: «Говори как робот», «Эхо», «Повторяй-ка», «Посидим, поокаем!», «Запомни и напиши», «Слова с безударными гласными в корне», «Слова с парными согласными в корне слова», «Найди слово», «Где спряталась орфограмма?», «Найди орфограмму», «Почему большая буква?» и др.

Творческое задание «Придумай свой алфавит».

  1. Крылатые слова и выражения (4 часа)

 Фразеологические обороты.

Игры: «Держать язык за зубами», «Попались на удочку», «Прикуси язык», «Шиворот навыворот», «На всю ивановскую», «Три загадки», «Ноги в руки», «Где раки зимуют?», «Одним словом», «Напоминайкин выступает», «Дать и взять», «Кто больше?», «Знаете ли вы?» и др.

Звучащее слово: С.Баруздин «Жил-был гусак», М.Рыльский «Мухи белые летели», В.Викторов «За домом», Б.Заходер «Ноги в руки», «Н.Сладков «Три загадки», А.Ситковский «Всё лучшее», Ю.Коринец «Круглый год»,   «Праздник крылатых выражений.

  1.  Путеводители (2 часа)

 Знакомство с видами словарей, их «работой»

 

  1. Путешествие по тексту (9 часов)

Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением. Мастерская редакторов. Редактирование тестов с речевыми ошибками.

  1. Путешествие по стилю.(13 часов)

  Стили речи. Общее понятие о культуре речи. Упражнения в определении стилистической принадлежности текстов. Деловая игра «Вёрстка газеты». .   .Работа с загадками.  Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. Аннотация. Составление аннотации к литературному произведению. Отзыв (о фильме, о прочитанной книге). Стихи. Особенности построения (ритм, рифма, размер и строфа) . Проба пера.

  1. Творческая гостиная.(1 час)

 Защита творческих проектов.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Результаты обучения по курсу внеурочной деятельности «Путешествие в Грамотейск»  в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных Федеральным государственным стандартом требований к результатам обучения учащихся:

Личностные результаты 

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

       Метапредметные результаты

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;
  • на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

  • различать устное и письменное общение;
  • различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
  • уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
  • продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
  • распознавать и вести этикетный диалог;
  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;
  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
  • сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

 ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература

  1. Введение ФГОС начального общего образования второго поколения: опыт и проблемы .Методическое пособие /под ред. Н. В. Калининой, А. П. Мишиной, В. В. Зарубиной  Ульяновск УИПКПРО 2011г.
  2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  7. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;

  1. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  2. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  3. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  4. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  5. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2006
  6.  Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  7. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  8. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  9. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

Литература для детей.

  1. Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. – М.: Дет.лит, 1981
  2. Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
  3. Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
  4. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
  5. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
  6. Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
  7. Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. – М.: Просвещение ,1991

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Сайт  детского  познавательного  журнала  «Весёлые  медвежата» http://www.medvejata.ru/greenlight/

  1. Сайт  «Сеть  творческих  учителей» http://www.it-n.ru/Board.aspx?cat_no=2168&Tmpl=Thread&BoardId=2170&ThreadId=23860

  1. Сайт  «Детские  электронные  книги  и  презентации» http://viki.rdf.ru/cat/1_klass/

  1. Информационный  образовательный портал http://www.rusedu.ru/subcat_28.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Путешествие в Спортландию."

Примерная программа внеурочной деятельности по пропогане и развитии компетенций учащихся в области безопасности....

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по тропе здоровья" 1-4 класс

Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета 1-4 класс"

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в Компьютерную Долину"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в Компьютерную Долину" для 3 класса...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по городу Мастеров"

Программа внеурочной деятельности «Путешествие по городу Мастеров»  реализует направление «Общественно-полезная и проектная деятельность» в рамках федерального госу...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикет" 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности  по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие к истокам духовности" 3 класс

Программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. Программа основана на программе курса "Истоки" доктора педагогических наук А. В. Камкина....