Урок русского языка. 3 класс. Тема: "Обстоятельство" УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Дейч Татьяна Викторовна

Урок "Открытия нового знания". Системно-деятельностный и метапредметный подход  способствуют формированию представления об обстоятельстве, как одном из второстепенных членов предложения и глубокому пониманию и преобразованию информации в таблицу. Урок направлен на формирование УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

3

ФИО учителя, категория

Дейч Татьяна Викторовна, 1 квалификационная категория

Наименование образовательного учреждения

МБОУ «Гальбштадтская СОШ»

Тема урока

«Обстоятельство»

Место урока в системе уроков по данной теме

Первый урок по данной теме. На изучение темы отведено 2 часа.

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

Цели педагогической деятельности

Создать условия для формирования понятия «Обстоятельство» и составления обобщающей таблицы по данному понятию.

Создать условия для развития умения договариваться и приходить к общему решению в совместной групповой деятельности при  обсуждении информации и составлении таблицы  «второстепенные члены предложения».

 Создать условия для развития познавательной активности

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Понимание обстоятельства как второстепенный член предложения. Знание вопросов, на которые отвечает обстоятельство, его роли в предложении. Обобщение полученных знаний в таблице.

Метапредметные: Использование языка с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач и коммуникативных задач.

Личностные: Владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в группе. Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, способность к самоорганизованности.

Формы обучения

Фронтальная, групповая

Техническое оборудование

Компьютер, интерактивная доска

Наглядные пособия

Карточка-напоминайка «Правила работы в группе», презентация, опорные слова «Узнать», «Научиться»

                                                                         

Конспект урока

1. Организационный момент.

    Что такое? Что случилось?
   Почему звенит звонок?

Дети: 

Мы готовы. Стол в порядке. 
Начинается урок.

Учите русский годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Сегодня наш урок начнём с того, что вспомним, что мы знаем о предложении.

- Что такое предложение? (Предложение  - это слово или сочетание слов, связанных между собой по смыслу и интонационно).

- Какие бывают предложения по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные, побудительные)

- Какие бывают предложения по интонации? (восклицательные и невосклицательные)

- Какие бывают предложения по наличию главных и второстепенных членов предложения? (распространённые и нераспространённые)

- Какое предложение называется нераспространённым? (Предложение без второстепенных членов предложения называется нераспространённым)

- Что вы знаете о подлежащем? (Подлежащее – называет то, о ком или о чём говорится в предложении – отвечает на вопросы КТО? ЧТО? – подчёркивается одной чертой.  Сказуемое – связано с подлежащим и называет действие, которое совершает предмет - Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ? – подчёркивается двумя чертами.)

Закончите предложение:

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это …  .  (подлежащее и сказуемое) СЛАЙД

- Какое предложение называется распространённым? (Предложение с второстепенными членами предложения называется  распространённым)

- Закончите предложение:

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это … . (?)  СЛАЙД

- Почему не можете продолжить? (не знаем название второстепенных членов)

- Что вы знаете о второстепенных членах предложения? (Второстепенные члены предложения поясняют, уточняют и дополняют главные и другие члены предложения)

- Что нужно сначала сделать, чтобы найти второстепенные члены предложения? (Чтобы выделить второстепенные, надо сначала найти главнее члены  предложения).

- Чего не знаете о второстепенных членах? (Как называются? На какие вопросы отвечают? Что обозначают? Как подчёркиваются?)

3. Постановка темы и задач урока.

 - Откройте учебник на стр. 86, прочитайте тему урока. (Обстоятельство) Сегодня на уроке вы будете исследователями.

- Какие цели сегодня на уроке вы поставите перед собой? ( УЗНАЮ: - Что такое обстоятельство?

                                                                                                                - Что обозначает обстоятельство?

                                                                                                                - На какие вопросы отвечает?

                                                                                                                - Как выделяется в предложении?

                                                                                                                - С каким членом связано в предложении?

                                                                                                                - Какую роль играет в предложении?

                                                                   УЧУСЬ: - находить обстоятельства, задавать вопросы,  применять знания)

4. Планирование работы

1) Тема исследования. (Обстоятельство)  СЛАЙД

    - Где встречается обстоятельство?  Значит объектом исследования – Предложение.

    Предмет исследования – Второстепенный член предложения – обстоятельство.

- Какой метод будем использовать? (Метод исследования – наблюдение).

5.  Реализация плана.

- В классе будут работать 4 лаборатории (4 группы по 5 человек).

Приступим к работе. Найдём ответ на первый вопрос «Что такое обстоятельство?».

Исследование № 1.

Задание группам: Прочитайте предложения. В каждом предложении выделите грамматическую основу. Задайте вопрос к второстепенному члену предложения. Вопрос запишите в скобке. Сделайте вывод.

    Дети растут быстро. (_____________) (как?)

    Осенью идут дожди. (                         ) (когда?)

    Маша любит гулять в парке. (                      ) (где?)

    Птицы улетают на юг. (                       ) (куда?)

    Из Москвы пришла посылка. (               ) (откуда?)

Вывод: Обстоятельство отвечает на вопросы _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

По сигналу учителя, ученики заканчивают работу.

Заполнение таблицы в презентации и в индивидуальных таблицах.

- Что нам удалось выяснить?

- Давайте заучим небольшое стихотворение. СЛАЙД

На вопросы: где? когда?

Как? откуда? и куда?

Обстоятельства всегда

Вам ответ дадут; да – да!

И зачем? и почему?

Тоже дай вопрос ему!

- Прочитайте это стихотворение с интонацией удивления. (1-2 ученика читают)

Исследование № 2

- Над каким вопросом будем работать? Что обозначает обстоятельство.

Задание 1.   Прочитайте информацию об обстоятельстве на жёлтой карточке. Ознакомьтесь с таблицей  и допишите недостающие данные во первую колонку и заполните второй столбец. Ответьте на вопрос второго задания.

Обстоятельство называет

Вопросы

                                              действия

                                действия

                                действия

                                действия

                               действия

Вывод:  Обстоятельство обозначает: _________________ действия, _____________ действия,

___________ действия, ____________________ действия, ______________ действия.

Задание 2. Как подчёркивается обстоятельство?  Выберите правильный ответ:

                       а) одной чертой;        б) двумя чертами;        в) пунктирной линией;          г) волнистой линией;  

                                       д) прерывистой линией с точкой.

Вывод:  Обстоятельство подчёркивается так:    

По сигналу учителя, ученики заканчивают работу.

Заполнение таблицы на доске и в индивидуальных таблицах.

- Что узнали, выполнив задание?

ФИЗМИНУТКА

 

Исследование № 3.

- Ответим на следующие вопросы: Какова роль обстоятельства в предложении и, с каким членом оно связано в предложении?

Задание. Выполните задание упр. 3 (стр. 88)  Спишите предложения в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения. Задайте вопрос к второстепенному члену. Определите, от какого слова вы задавали вопросы. Поставьте над ним крестик. Чем это слово является в предложении?

Охотник возвратился (откуда?) из леса.

В воскресенье (когда?) пришли гости.

Ученики прилежно (как?) занимаются.

Вывод: Обстоятельство связано в предложении со _______________________ .

7. Первичное закрепление. Проверка понимания.    (Резерв)

Игра «Поиграем в предложение»

1 группа – подлежащее. (ребята, соловей, дождь, собаки,

2 группа -  сказуемое  (были, запел, окончился, замолкли, купались)  

3 группа – обстоятельство (в классе, в лесу, быстро, в деревне, в озере, громко)

4 группа – называет, что обозначает обстоятельство (место, образ, время, причину, цель)

Другие группы голосуют сигналами: согласны – зелёный, не согласны – красный.    

8. Рефлексия.  

- Какие вы цели ставили?

- Что вам удалось узнать?

- Расскажите по таблице об обстоятельстве.

- Чему смогли научиться?

Дополните предложение: Второстепенные члены предложения – это….

Намечаются дальнейшие цели.

Самооценка собственной учебной деятельности на уроке.

Заполняют листы самооценки.    

10. Д/з выучить таблицу, стр.  89 упр. 5

Возьмите свой смайлик и приклейте его в таблицу.      Тема урока была мне понятна                    По новой теме мне нужно ещё поработать

Лист самооценки

Номер группы _________

Название группы_______________________________

Фамилия и имя ________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

1. Все ли члены группы принимали участие в исследовании?

    А. Да, все работали одинаково.

    Б. Нет, работал только один.

    В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

    А. Работали дружно, ссор не было.

    Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

    В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

3. Тебе нравится результат работы группы?

    А. Да, все получилось хорошо.

    Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

    В. Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

    Отметь нужное место на линейке знаком X.

Лист самооценки

Номер группы _________

Название группы_______________________________

Фамилия и имя ________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

1. Все ли члены группы принимали участие в исследовании?

    А. Да, все работали одинаково.

    Б. Нет, работал только один.

    В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

    А. Работали дружно, ссор не было.

    Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

    В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

3. Тебе нравится результат работы группы?

    А. Да, все получилось хорошо.

    Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

    В. Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

    Отметь нужное место на линейке знаком X.

                         

           

                                                                                                                                                                                     

       

                       Грамматическая основа предложения

(_____________________)           (_______________________)

(_____________________)           (_______________________)                                                                                          

                                                            (_______________________)

                                                            (_______________________)

                                                         (_______________________)

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Название

второстепенного члена предложения

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

Как подчёркивается?

Какой частью речи выражено?

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_______________ действия

_______________ действия

_______________ действия

_______________ действия

_______________ действия

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

______________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

______________________

______________________

______________________

______________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 века" во 2 классе

План-конспект урока с презентацией по теме "Антонимы". Урок составлен на основе деятельностного подхода в обучении с использованием здоровьесберегающих технологий....

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века" "Слова-омонимы" , 2 класс

Данный материал содержит разработку урока по теме "Слова-омонимы" (блок "Развитие речи") и презентацию к уроку....

Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс). Тема: «Согласные звуки»

Конспект урока русского языка по программе "Начальная школа ХХI века" Тема "Согласные звуки" 2 класс...

Урок русского языка по программе «Начальная школа XXI века» Тема: « Слова однозначные и многозначные»

Цели:·         создание условий для знакомства с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова·         отработ...

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)

Цель: учить находить в предложении главные  члены предложения или  грамматическую основу по алгоритму....

Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс) Тема: Корень как часть слова

Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс) Тема: Корень как часть словаЦель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоени...

Технологическая карта урока русского языка "Повторение" (УМК "Начальная школа XXI века, 3 класс)

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся об изученных орфограммах, пунктуации в предложениях с однородными членами предложения.Задачи урока:Дидактические:Обобщить и систематизировать знания об орфог...