Главные вкладки

    Урок русского языка . 2 класс. УМК "Школа России". Тема: Буквосочетаня жи-ши, ча-ща, чу-щу.
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Соловьёва Наталья Юрьевна

    Разработка урока русского языка во 2 классе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема. Буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу

    Педагогические цели: способствовать формированию умения правильно писать буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу; создать условия для ознакомления со словарным словом товарищ.

    Тип урока. Проблемный.

    Основное содержание темы, понятия и термины. Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. Слово с непроверяемым написанием товарищ.

    Планируемые
    результаты
    (предметные)

    Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

    Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

    Личностные
    результаты

    Осознание роли языка и речи в жизни человека.

    Осознание необходимости быть грамотным, учиться.

    Универсальные
    учебные действия
    (метапредметные)

    Познавательные:

    - формулировать тему и цели урока;

    - развивать орфографическую зоркость;

    - анализировать, сравнивать произношение и написание.

    Коммуникативные:

    - учиться полно и точно выражать свои мысли, формулировать высказывание.

    Регулятивные:

    - адекватно оценивать свои достижения при выполнении заданий.

    Оборудование: телевизор-монитор, фото слайды (формат jpeg), мешочек для «слоговой лотереи» и карточки с заданиями, индивидуальные карточки.

    Использованная литература и интернет материалы:

    1. https://znanija.com/task/19817014 

    2. https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-vo-klasse-po-teme-pravopisanie-bukvosochetaniy-zhi-shi-cha-scha-chu-schu-619724.html

    3. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс- М.: ВАКО.

    4. Назаренко А.А. Русский язык. 2 класс: отрывные карточки: для общеобразоват. учрежд. к учеб. В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. - М.: «Аркти», Изд-во «Наша школа».

    ХОД УРОКА

    I. Организация класса. Приветствие.

    II. Каллиграфическая минутка.

    –Посмотрите внимательно на экран (фото-слайд 1). Какие слова здесь спрятаны?

    ноч

    доч

    туч

    ка

    реч

    печ

    руч

    ной

    поч

    меч

    мач

    та

    - Какое правило нужно помнить, чтобы правильно записать эти слова?

    – Пропишите все упомянутые буквосочетания, соблюдая нормы каллиграфического письма.

    чк

    чн

    чт

    III. Исправление «ошибочных утверждений» (Умственная разминка)

    А сейчас проведем небольшую умственную разминку. Игра «Ошибочные утверждения». Вы должны понять, в чём ошибка, и исправить её.

    - В русском языке 35 букв. (Нет. 33)

    - Все звуки русского языка можно разделить на гласные и негласные. (Нет. На гласные и согласные)

    - Буквы е, ё, ю, я всегда обозначают 2 звука. (Не всегда. Только в начале слова, после гласных и после ь,ъ) Приведите пример.

    - ъ и ъ обозначают один и тот же звук. (Нет, они вообще не обозначают звука)

    - Звуки [ж ш ц] всегда мягкие. (Нет. Они всегда твёрдые)

    - Звуки [ ч’ щ’ й’] всегда твёрдые (Нет. Они всегда мягкие)

    Молодцы, вы отлично справились с заданием.

    IV. Самоопределение к деятельности через проблемную ситуацию

    Работа  фото-слайдом 2

    На экране высвечиваются изображения обозначающие слова: роща, жираф, шишка, чум, щука, чайник. Учащиеся произносят данные слова.

    – На какие три группы можно разделить эти слова? (слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу)

    – Подумайте и скажите, какой может быть тема нашего урока? Чему, по вашему мнению, мы сегодня будем учиться?

    Звуковой анализ

    - Давайте запишем эти слова звуками? Начнём с буквосочетаний жи-ши. ( К доске выходит ученик и записывает ).

    [ж ы р а ф]  [ш ы ш к а]

    - Далее с буквосочетаниями ча-ща. (Выходит другой ученик)

     [р о щ’ а]  [ч’ а й’ н’ и к]

    - Далее с буквосочетаниями чу-щу. (Выходит другой ученик)

     [ч’ у м]  [щ’ у к а]

    А теперь давайте запишем слова напротив каждой звуковой схемы. Можем ли мы записать эти слова так, как они звучат? Почему? (Дети должны записать правильно, так как эти орфограммы изучались в 1 классе: жираф, шишка, роща, чайник, чум, щука). Что необычного вы замечаете? (слова звучат и пишутся по -разному)

    - Какую букву нам хочется написать в словах «жираф» и «шишка»? (ы)

    - Какую букву надо писать на самом деле? (и)

    Сформулируйте правило.

    - Какую букву нам хочется написать в словах «роща» и «чайник»? (я)

    -  Какую букву надо писать на самом деле? (а)

    Сформулируйте правило.

    - Какую букву нам хочется написать в словах «чум» и «щука»? (ю)

    - Какую букву надо писать на самом деле?(у)

    Сформулируйте правило.

    Грамматическая сказка «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными» (рассказывает учитель)

         Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, Ы, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Я, Ю как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: жи-ши, ча-ща, чу-щу!

    V. Усвоение новых знаний и способов действий.

    Работа с учебником (с.11)

    - А теперь давайте посмотрим, что же по этому поводу говорит учебник. Откройте его на с.11. Читаем правило (выводится фото-слайд 3)

    Физкультминутка

    Руки вперёд! (Эхо) И чуча-чача, чуча-чача.(Вместе)

    Руки вперёд!  В локтях согнули. И чуча-чача, чуча-чача.

    Руки вперёд!  В локтях согнули. Спины прогнули. И чуча-чача, чуча-чача.

    Руки вперёд!  В локтях согнули. Спины прогнули. Головы закинули. И чуча-чача, чуча-чача.

    Руки вперёд!  В локтях согнули. Спины прогнули. Головы закинули. Языки высунули. И чуча-чача, чуча-чача.

    Выполнение упражнения 11 (с.10). Самооценивание.

    Итак, поработаем с учебником. Смотрим на упр.11 (с.10)

    Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

    – Спишите 2 предложение самостоятельно. Подчеркните буквы, обозначающие шипящие согласные звуки.

    - Проверьте правильность выполнения по образцу (образец выводится на экран, фото-слайд 4). Оцените свою работу соответствующим знаком на полях.

    Если вы всё сделали правильно, поставьте палочку с крестиком на вершине.

    Если вы допустили 1-2 ошибки или исправления, поставьте палочку с крестиком посредине.

    Если вы допустили 3 и больше ошибок, поставьте палочку с крестиком внизу.

    Словарно-орфографическая работа со словом «товарищ».

    VI. Закрепление знаний и способов действий.

    «Слоговая лотерея»

    - В русском языке очень много слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. К тому же, эти буквосочетания могут находиться в разных местах в слове: начале, конце или средине. Сейчас мы проведём небольшую «слоговою лотерею». Вы вытяните карточку со слогом, а ваше задание – подобрать такое слово, чтоб этот слог находился в нужном вам месте.

    Карточки:

    жи

    ?

    ?

    жи

    ча

    ?

    чу

    ?

    ши

    ?

    ?

    ши

    ?

    щу

    ща

    ?

    ?

    чу

    щу

    ?

    Индивидуальная работа с карточками

    ФАМИЛИЯ , ИМЯ_______________________________________________________________________ 1. Впиши пропущенную букву. Составь предложение с одним словом.

    КУВШ_ Н ,     Щ_ПАЛЬЦЫ,    СЛУЧ_Й,     ЭТАЖ_,    СВЕЖ_Й,    Щ_КА,    ПУШ_СТЫЙ,   Ч_ГУН,

    ТРЕЩ_ТЬ,     СНЕЖ_НКИ,  Ч_ДЕСА, Ч_ЛКИ,     Ж_ТЕЛЬ,    Ч_ЙКА,   ПИЩ_,   Щ_РЮСЬ,

    ЗАМЕЧ_ТЕЛЬНЫЙ,      ПЛОЩ_ДЬ,      ДРУЖ_ТЬ,     Ш_ПОВНИК.

    ____________________________________________________________________________________.

    VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

    – Закончите предложения:

    •  Я сегодня узнал…

    •  Я научился…

    VIII. Домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка УМК Школа России 4 класс Тема: "Время глагола"

    Урок повторения и усовершенствования знаний учащихся о глаголе....

    Презентация к уроку русского языка. Программа "Школа России". Тема " Перенос слов"

    Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Слайды с заданиями по теме "Перенос слов"...

    Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

    Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

    Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

    Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

    Технологическая карта урока. Русский язык Класс: 1 «г» Тема: «Не главные слова-предметы»

    Цель: создать условия для формирования умения составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам, ориентируясь на сюжетную картинку;Планируемые результаты: Предметные: ·...