4 класс Русский язык УМК «Школа России» Тема урока: «Неопределённая форма глагола». Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

4 класс

Русский язык

УМК «Школа России»

Тема урока: «Неопределённая форма глагола».

Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_russkiy.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Русский язык

УМК «Школа России»

Тема урока: «Неопределённая форма глагола».

Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи

Цели урока:

 Образовательные:

Познакомить детей с глаголом в неопределённой форме, учить образовывать начальную форму глагола, выполнять морфемный разбор глагола в неопределённой форме.

Развивающая: формировать УУД

Воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес на уроках русского языка

Планируемые результаты:

Предметные

Учебно- языковые умения

Находить глаголы в неопределённой форме;

образовывать начальную форму глагола;

выполнять морфемный разбор глагола в неопределённой форме.

Речевые умения

Умение строить высказывания в научном стиле

Метапредметные

регулятивные

  • Принимать и осознавать учебную задачу;
  • осуществлять

контроль и оценку выполняемых действий;

  • работать

по предложенному плану;

  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности и деятельности других;

Познавательные

  • Осуществлять анализ свыделением существенных признаков;
  • делать умозаключения и выводы;
  • формулировать учебную задачу; проводить анализ
  • с выделением существенных признаков; делать

умозаключения и выводы; моделировать открытые свойства;

Коммуникативные

  • Договариваться при совместном решении задач;
  • Понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • слушать и понимать речь других; уметь
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владеть диалогической формой речи.

Личностные

Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная

Ресурсы: В. П. Канакина. В. Г. Горецкий Русский язык 4 класс, часть 2.

Технологическая карта урока

Этапы

 урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Здравствуйте, ребята!

 Очень тихо присаживаемся на свои места, открываем тетради, записываем число. 

Приветствует обучающихся,

проверяет их  готовность к

уроку, включает в деловой ритм.

Эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя,

проверяют свою готовность к уроку.

Личностные:

мотивация к

учебной

деятельности и

самоопределение

2.Актуализация знаний

Для урока я приготовила корзину с пословицами. Давайте прочитаем их.

Взял книгу в руки – не заскучаешь.

Мы будем много знать, если мало будем спать.

Хорошо того учить, кто хочет много знать.

Сделали дело – гуляем смело!

А теперь возьмите одну из пословиц и сделайте девизом нашего урока, запишите её  в тетрадь. При этом соблюдайте все законы каллиграфии.

У: Прочитайте свои девизы. Я вижу, как серьёзно вы настроены на урок.

У: Подготовим руку к письму. Минутка чистописания. 

-Пропишите сочетания букв  по образцу в тетрадях.

На доске: ть//ти//чь//

У: Ребята,  мы ещё встретимся с этими сочетаниями на нашем уроке и узнаем о них побольше.

Подготавливает к введению новой темы.

Проводит минутку чистописания

Дети выбирают пословицы, записывают в тетрадь

Прописывают буквы по образцу.

3.Постановка задачи и цели урока

О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (Слайд 1.)

- Конечно же - это Глагол.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (Слайд №2)

- Изменяется ли глагол по числам? (Слайд №3)

- Какие три времени имеет глагол? (Слайд №4)

-А хотели бы вы ещё больше знать о глаголе?

У: Ребята, посмотрите на экран. Здесь написаны слова: Выкопал, выдержал, угрожают, шагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти.(Слайд №5)

- Сейчас мы поработаем в парах: распределите данные слова по временам, а если встретятся лишние, не записывайте их.

-Проверяем?

п.в. н.в. б.в.

выкопал угрожают стемнеет

выдержал шагает сбегут

- Какие слова не записаны? (решить, беречь,

привезти).(Слайд №6)

- Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп? Ваши предположения……
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке? 
(Новую форму глаголов) (Слайд №7)

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем она отличаются от других форм.

Какие задачи мы можем поставить для себя на уроке?

Выберите из предложенного списка.

Находить в тексте гл. новой ф.

-Образовывать у глагола новую ф.

-Находить гл. в прош. вр.

- Склонять имена сущ.

-Разбирать гл. новой ф.

Поставьте эти задачи в нужной последовательности. Это и будет планом работы над темой урока.

- А где мы можем узнать о новой форме глагола? Совершенно верно. Я предлагаю вам самим постараться найти ответ.

Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку учебной задачи

Организует самостоятельную работу учащихся

Проводит проверку

Задает вопросы по заданию

Помогает ребятам поставить задачи к уроку

Формулируют цель урока и определяют задачи.

Инсценировка (выступают двое учащихся, один из них корреспондент)

Одна известная часть речи решила дать интервью. Корреспондент известного издательства задал несколько вопросов. Давайте послушаем их, ребята, и отгадаем, про кого идет речь.

– Что вы больше всего любите?

– Люблю действовать.

– Что вы больше всего не любите?

– Не люблю предлоги .

– Что бы вы пожелали ребятам?

– Чтобы русский все ребята.

на "десятку" знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

Отвечают на вопросы учителя

Самостоятельно работают в парах.

Отвечают на вопросы учителя.

Ставят задачи на урок.

Познавательные.

Регулятивные:

целеполагание – постановка учебной

задачи на основе

соотнесения того, что уже известно и  неизвестно.

Личностные:

Проявлять

интерес к новому учебному материалу.

4. Изучение нового материала. Работа с учебником.

Работа с учебником. Упр.183, с.107

- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)

-Запишите эти слова столбиком в тетрадь.

(Слайд 8.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (варианты ответов)

- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. (Слайд №9)

- Какова же тема нашего урока?

Тема: Неопределенная форма глагола(Слайд №10)

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)

_ На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

(Слайд 11)

Организует исследовательскую деятельность детей.

 Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный». Слайд №12)
Перед вами на экране слова. Это разные части речи и разные формы глаголов.
Выпишите глаголы в неопределенной форме.
Бежать, бежит, кость, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь,плести, кости, везти, грусть, стеречь.

Проверка с эталоном (Слайд №13)

В листках самооценки в 1 задании поставьте себе тот балл, который вы заработали (обращайте внимание на разбалловку)

- Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме.

- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

-Они оканчиваются на - ти, - ть, чь

- Кто попробует сделать вывод ?

Вывод: Глаголы в неопределённой форме имеют формообразующие  суффиксы –ть, -ти. –чь (Слайд №14)

У: Ребята, давайте вернёмся к началу нашего урока. Почему мы сегодня на минутке чистописания писали именно эти сочетания букв? (Это один из признаков глаголов неопределённой формы)

Cоставляют план достижения

цели и определяют средства,

аргументируют свои высказывания, делают выводы.

Познавательные.

Регулятивные:

планирование –

составление

плана действий

 (с помощью учителя)

Индивидуальная работа

 Индивидуальная работа

А теперь, ребята, я предлагаю вам поработать самостоятельно. У каждого из вас на столе лежит карточка с заданием. Вам необходимо выполнить задание в течение 5 минут.

Найдите в таблице 10 «спрятанных» глаголов неопр. ф.

А сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу.

Оцените свою работу, согласно разбалловке.

Организует деятельность детей на экране.

Контролирует выполнение работы.

Наводящими вопросами помогает детям сделать вывод.

Выполняют работу

Соотносят вопросы глаголов неопределённой формы.

Называют

признаки глаголов неопределённой формы.

Делают вывод.

Познавательные:

осуществлять

анализ, проводить

сравнение,

классификацию изученных

фактов языка

по заданным

основаниям.

Регулятивные:

самоконтроль и

самооценка -

сличения способа

действия и его

результата с

заданным эталоном с целью

обнаружения

отклонений и

отличий от эталона,

сохранение

учебной задачи урока на каждом

этапе.

5.Физминутка

А теперь немного отдохнём. (Слайд № 15)

Организует двигательную

физминутку

Дети  выполняют движения.

6.Закрепление. Работа у доски.

Групповая работа.

Перед вами на доске написаны фразеологизмы. Замените их глаголами неопределённой формы и запишите в кроссворд. (У каждого ученика на партах лежат кроссворды). Если затрудняетесь, то можете пользоваться фразеологическим словарем в учебнике.

По горизонтали:

1.Зарубить на носу - запомнить

3.Клевать носом - дремать.

4. Пропустить мимо ушей - прослушать

По вертикали:

2.Делать из мухи слона - преувеличивать

5.Обвести вокруг пальца - обмануть

6. Держать язык за зубами – молчать

Проверяем.

Оцените свою работу

Следующий этап нашей работы – это работа в группах

  1. Группа

Прочитать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы.

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю)зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

2.группа

Замените словосочетания глаголами в неопределённой форме.

  • Привести в исполнение –
  • Принять участие –
  • Задать вопрос –
  • Оказать помощь –

3 группа

Исключите в каждом столбике лишнее слово и докажите.

катать

гуляю

дружить

пароль

сорить

навещать

сеять

считать

рисовал

(Правильные ответы высвечиваются на экране слайд №16)

Оцените результат работы.

Предлагаю в группах на ноутбуках выполнить задание: «Помоги кошке поймать мышку»

(Поставьте данные глаголы в неопределенную форму). Это поможет вам заработать лишний балл за правильно выполненное задание.

Организует групповую деятельность детей.

Контролирует выполнение работы.

Учатся образовывать глаголы неопределённой формы. Заполняют кроссворд.

Находят отличительные признаки глаголов неопределённой формы.

Делают выводы.

Распределяются по группам, выполняют задания.

Проверяют с эталоном

Познавательные:

ориентация в

учебнике, чтение

учебных текстов. Их полноценное

понимание и

воспроизведение, выполнение

действий и

сравнение с

эталоном.

Регулятивные:

действие по

намеченному

плану, сохранение

учебной задачи урока на каждом

этапе.

7 .Рефлексия деятельности.

Подведём итоги.

- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается.

- Что нового вы узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (Слайд 17)

- На что оканчиваются данные глаголы? (Слайд 18.)

- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)

(Слайд 19) hello_html_m60dc9947.png

У: А сейчас я предлагаю взять ваши стикеры, выйти к доске и приклеить его к той фразе, которая для вас актуально сейчас.

  • Я понял данную тему …
  • Мне не все понятно…
  • Я ничего не понял …

Сдайте, пожалуйста ваши листки самооценок. Я внимательно их проверю и выставлю отметку за урок.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Самооценка учащихся.

Оценивают

результаты

своей

деятельности

на уроке

Регулятивные:

оценка своих

достижений,

осознание трудностей

Личностные:

Учебно-познаватель

ный мотив

изучения русского

языка.  

Ориентация

на понимание

причин успеха

в учебе, проявление

интереса к новому

учебному материалу,

развитие

способности к

самооценке

8. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Упр.182. с.106 Вы все были молодцы! Спасибо за работу на уроке! До свидания!(Слайд №20)

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Алгоритм постановки и решения учебных задач"

Чем же отличается обучение по системе РО Эльконина-Давыдова от других развивающих систем? Тем, что основной задачей обучения является построение научной системы понятий и освоение наиболее общих принц...

Неопределённая форма глагола (конспект урока)

Конспект урока русского языка в 4 классе с различными видами урочной деятельности....

презентация к уроку неопределённая форма глагола

презентация отражает этапы урока...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Система РО Эльконина-Давыдова. (урок постановки и решения учебной задачи)

Тема: « Обозначение звука [й* ] с помощью разделительного ь знака»Цель: продолжить изучение способа обозначения звука [й*] в позиции – после согласного перед гласным.Задачи: формирование УУД. Познават...

Технологическая карта урока "Неопределённая форма глагола" 4 класс

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Неопределённая форма урока" 1 урок. УМК "Школа России"...

Конспект урока по теме "Начальная (неопределённая) форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты: Предметные:Уметь: определять неопределенную форму глагола по вопросам;правиль...

Конспект урока Тема: Начальная (неопределённая) форма глагола

Тема: Начальная (неопределённая) форма глагола...