Конспект урока по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тема урока: Правописание парных по глухости-звонкости согласными на конце слови перед согласными в корне.

3 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы ведения урока: деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,  индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

  • компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной  работы, сигнальные карточки.

Цели:

  • Познавательные: закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине; овладеть последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами
  • Воспитательные: воспитание  интереса к русскому языку, чувства сопереживания, взаимопомощи
  • Развивающие: развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekturoka_po_russkomu_yazyku.doc106.5 КБ
Office presentation icon otkrurok_po_r.yaz_.ppt2.29 МБ

Предварительный просмотр:


Конспект

открытого урока по русскому языку в 3 А классе

«Правописание парных по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне»

                                                               

Подготовила:

Логинова Лариса Александровна

                                                                учитель начальных классов

Урок русского языка

Тема урока: Правописание парных по глухости-звонкости согласными на конце слови перед согласными в корне.

3 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы ведения урока: деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,  индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

  • компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной  работы, сигнальные карточки.

Цели: 

  • Познавательные: закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине; овладеть последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами
  • Воспитательные: воспитание  интереса к русскому языку, чувства сопереживания, взаимопомощи
  • Развивающие: развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь

Цели урока: 

  • закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине;
  • овладеть последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами;
  • развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь;
  • воспитание  интереса к русскому языку, чувства сопереживания, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу;

- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне  слова  разными способами;

- сопоставлять произношение и написание слов;

- подбирать проверочное слово;

- находить примеры слов на изученную орфограмму;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения, характеризующие эти результаты:

- принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне  слова.

                                                         

                                                         

                                                           Ход урока

1. Оргмомент

-Добрый день, а он обязательно будет добрым, если мы подарим свои улыбки друг другу.

-Чтоб сегодня наш урок

Всем пошел ребятам впрок

Постарайтесь все понять,

Слушать ,думать и вникать.

2.  Мотивация к учебной деятельности

– Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
– Что для этого нужно?
– Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится.

Слайд

  «Сказки мудростью богаты
Сказке скажем: «Приходи!»
Это присказка ребята.
Сказка будет впереди».

– Какие  слова нам могут  подсказать тему урока?
– Сформулируйте  тему урока.
– Поставьте цель урока.

Слайд

(Продолжить работу над умением проверять слова с парными согласными в корне и на конце слова.)

-Что такое звук? Что такое буква? Какие парные согласные по глухости-звонкости вы знаете?

-Какие способы проверки вы знаете?

3.  Актуализация знаний.

 а). Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

слайд

-расшифруйте слова :

(конпка, жолка, тарква)

-Назовите парную согласную, требующую проверки. Подберите проверочное слово.

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний - тихо говорит.

-Запишите согласные парами: по строчкам верхняя-звонкие, нижняя-глухие

(Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ)

Слайд

4. Словарно-орфографическая работа:

 а)  Слайд 3. Письмо по памяти.

- Назовите предметы. (Хлеб, пирог, морковь)

- Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными)

- Какая орфограмма встречается в этих словах? (Парные согласные на конце слов.)

(читает ученик)

-Парные согласные- самые опасные!

В корне ты их проверяй-

Рядом гласный подставляй!

Если слышишь парный звук-

Будь внимателен ,мой друг,

Гласный тут же подставляй,

слово смело изменяй

Зуб на зубы, лед на льды

Будешь грамотным и ты!

- Запишите эти слова по памяти вместе с проверочными словами.(слайд прикрыть)

Проверка.

Слайд

б) Показ картинок –назовите слово. Подберите однокоренное слово, чтобы в нем  появилась парная согласная, которую нужно проверять.

Береза-березка, лопата-лопатка, тетради-тетрадь.

При выполнение дети уточняют происхождение слов:

-Береза -название получило по цвету коры, у древних славян существовало слово «бер»-светлый, ясный. Именно от Бер образовалось берза, а потом береза.

-Лопата образовано от древнего слова «лоп», что значит «широкий лист»

-Слово тетрадь произошло от греческого слова «тетра», что значит , «сложенный вчетверо»

-Запишите слова парами.

5. Обобщение и систематизация знаний.

 

                     Тест.

  1. Подчеркни парные согласные.
    з, б, к, н, с, ж, ч,

  1. Подчеркни слова с парной согласной.
    Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

  1. Вставь букву:
    Обе..,   кни..ка,   берё..ка,  носоро…

4. Подчеркни слова, которые являются  проверочными

           Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

 - Работа в мини-группах. Класс делится на группы, назначается старший.

Каждая группа получает тест. Дается время на выполнение.  Старший дает оценку каждому члену группы. Проверка.

5. Физминутка.  Задание:
– Выполнять упражнения за учителем.
– Внимательно слушать слова из физминутки и стараться запомнить как можно больше слов на изученную орфограмму.

Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся з
арядка – раз, два, три.
Мягкая посадка.

– Назовите слова с парной согласной. Подберите проверочные слова.

6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

а) по учебнику:  с.114, упр. 217

-Прочитайте стихотворение. Какой заголовок подойдет. Найдите орфограмму в словах, объясните написание. (устно)

б)работа в парах:

(по карточкам)

1 карточка  Вставьте пропущенные буквы и соедините пары.

Ловок

Гладок

Близок

Резок

Лёгок

Крепок

Гибок

Робок

Сладок

Ги_кий

Ро_кий

Кре_кий

Ло_кий

Сла_кий

Гла_кий

Лё_кий

Бли_кий

Ре_кий

2 карточка. Вставьте пропущенную букву, подберите синонимы.  

                 

Товарищ

Противник

Причина

Страх

Волшебник

Пово…

Дру…

Вра…

Ма…

Испу…

Проверка

Слайд

Вывод:

- Где могут стоять парные согласные в словах? (в середине и на конце слова)

Слайд

7. Физкультминутка. ( Для глаз  и снятия статического напряжения) 

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Взглядом следить за движением солнышка на слайде.

Слайд  

8. Самостоятельная работа(закрепление темы )

Осуществляется дифференцированный подход)

     А- задание легкое, на знание и применение правила.

Б-задания , где надо подумать.

С- творческое задание.

Самопроверка

А1. Как проверить слова с парными согласными в корне?

  1. подобрать однокоренные слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук
  2. прочитать слово по слогам, а затем написать
  3. подчеркнуть букву, которую нужно проверить
  4. поставить ударение и подумать

А2. Найди ошибку.

  1. з – с
  2. г – к
  3. ж – ш
  4. н – м

А3. Найди ошибку в подборе проверочных слов.

  1. гру(з, с) – грузило, грузить, грузы
  2. уло(в, ф) – ловить, уловом, лов, ловушка
  3. горо(д, т) – города, городок, городище
  4. гла(д, т) – гладить, гладенький, погладить

А4. Какое слово здесь лишнее (см. тему)?

  1. зарядка
  2. мороз
  3. сугроб
  4. собака

В1. В каком ряду во всех словах пропущена буква В?

  1. тра(в, ф) ка, морко(в, ф)ка, голо(в, ф)ка, жира(в, ф)
  2. шка(в, ф), канна(в, ф)ка, шар(в, ф), подгото(в, ф)ка
  3. зимо(в, ф)кА, спла(в, ф), ло(в, ф)кий, Дуро(в, ф)
  4. обу(в, ф)ь, ту(в, ф)ли, кро(в, ф)ь, о(в, ф)ца

В2. В каком предложении верно указаны пропущенные согласные буквы?

  1. Дож…ь и сне…  – это оса…ки (д, г, д).
  2. Дру… – это бли…кий тебе челове… (к, з, к).
  3. Стри… выбрал самый крутой бере… (ш, г).
  4. Если зимой сне… глубокий, значит, летом хле… высокий (г, п).

В3. Сколько ошибок допущено в пословицах?

Холод не терпит голот. Лучше хлеп с водою, чем пирок с бедою. Каков арбус, таков и вкус. Моркофь прибавляет кровь. Зимний Тулуб всякому люп. Видом хорош, а на дело не Гош.

1) 7                                             3) 9
2) 8                                             4) 10

С1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. ска…ка, сла…кий, серё…ка, селё…ка, сторо…ка, сосе…ка
  2. голуб…, ро…кий, про..ка, ры..ка, тру..ка, оши..ка
  3. лебед…, площа..ка, заря…ка, кру..ки, варе…ка, гря…ка
  4. пиро…, игру…ка, мя…кий, ре…кий, повя…ка, бума…кА

С2. В каком предложении допущена ошибка?

  1. Волк опустил в прорубь свой хвост.
  2. Рыбка мелка, да уха сладка.
  3. Глеб Рыбкин упал в сугроб.
  4. Прохожие ропко ступают по скользким дорожкам.

Слайд  Проверка

А1

А2

А3

А4

В1

В2

В3

С1

С2

Х

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

Х

Х

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

Х

 

Х

 

 

 

 

Х

7. Подведение итога урока. Комментирование оценок.

– Что удалось на уроке?
– Что больше всего понравилось?
– Чьим успехам смогли порадоваться?
– За что можете себя похвалить?

-Выполнили ли мы намеченные задачи?

9. Рефлексия с помощью цветных кружков.

       Слайд

- Выберите и поднимите кружок  соответствующего цвета.

  • На сегодняшнем  уроке мне всё понятно.
  • Мне ещё надо поупражняться.
  • На этом уроке я плохо понял.

  Тест.

Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,

Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

Вставь букву:
Обе..,   кни..ка,   берё..ка,  носоро…

 Подчеркни слова, которые являются  проверочными

           Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

   

 

А- задание легкое, на знание и применение правила.

Б-задания , где надо подумать.

С- творческое задание.

Самопроверка

А1. Как проверить слова с парными согласными в корне?

подобрать однокоренные слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук

прочитать слово по слогам, а затем написать

подчеркнуть букву, которую нужно проверить

поставить ударение и подумать

А2. Найди ошибку.

з – с     г – к      ж – ш        н – м

А3. Найди ошибку в подборе проверочных слов.

гру(з, с) – грузило, грузить, грузы

уло(в, ф) – ловить, уловом, лов, ловушка

горо(д, т) – города, городок, городище

гла(д, т) – гладить, гладенький, погладить

А4. Какое слово здесь лишнее (см. тему)?

Зарядка     мороз      Сугроб   собака

В1. В каком ряду во всех словах пропущена буква В?

тра(в, ф) ка, морко(в, ф)ка, голо(в, ф)ка, жира(в, ф)

шка(в, ф), канна(в, ф)ка, шар(в, ф), подгото(в, ф)ка

зимо(в, ф)кА, спла(в, ф), ло(в, ф)кий, Дуро(в, ф)

обу(в, ф)ь, ту(в, ф)ли, кро(в, ф)ь, о(в, ф)ца

В2. В каком предложении верно указаны пропущенные согласные буквы?

Дож…ь и сне…  – это оса…ки (д, г, д).

Дру… – это бли…кий тебе челове… (к, з, к).

Стри… выбрал самый крутой бере… (ш, г).

Если зимой сне… глубокий, значит, летом хле… высокий (г, п).

В3. Сколько ошибок допущено в пословицах?

Холод не терпит голот. Лучше хлеп с водою, чем пирок с бедою. Каков арбус, таков и вкус. Моркофь прибавляет кровь. Зимний Тулуб всякому люп. Видом хорош, а на дело не Гош.

1) 7                                             3) 9

2) 8                                             4) 10

С1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

ска…ка, сла…кий, серё…ка, селё…ка, сторо…ка, сосе…ка

голуб…, ро…кий, про..ка, ры..ка, тру..ка, оши..ка

лебед…, площа..ка, заря…ка, кру..ки, варе…ка, гря…ка

пиро…, игру…ка, мя…кий, ре…кий, повя…ка, бума…кА

С2. В каком предложении допущена ошибка?

Волк опустил в прорубь свой хвост.

Рыбка мелка, да уха сладка.

Глеб Рыбкин упал в сугроб.

Прохожие ропко ступают по скользким дорожкам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....