Главные вкладки

    Рабочая программа Русский язык 3 класс Школа 2100
    рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

    Шакобасова Мунира Раисьевна

    Рабочая программа Русский язык 3 класс Школа 2100

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk._shakobasova.docx161.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Рассмотрено»

    на заседании методического

    объединения учителей

    начальных классов

    Протокол №

    от «     »________  2016 г.

    Руководитель МО

    _________________

    М. П. Абрамова

    «Согласовано»

    Заместитель руководителя по УВР МОУ

     «СОШ с.Тёпловка»

    ___________

    /И.В.Сосновцева/

    «___»_____________2016 г.

    «Утверждаю»

    Руководитель

    МОУ «СОШ с.Тёпловка»

    ______________

    /А.Н.Новосардова/

    Приказ № ______

    от «____»___________2016 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по русскому языку для 3 класса

    (составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы начального  общего образования и

    авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» Образовательная система «Школа 2100».)

                 Составитель: учитель начальных классов

    МОУ «СОШ с. Тёпловка Новобурасского района

    Саратовской области»

    Шакобасова Мунира Раисьевна

                                                                                                                                                                                  Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                                  педагогического совета

                                                                                                                                                                                  протокол № ______

                                                                                                                                                                                  от «___» __________2013 г.

    2016 – 2017 уч. год

    Структура рабочей программы (разделы)

    1. Пояснительная записка.
    2. Общая характеристика учебного предмета.
    3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
    4. Содержание учебного предмета.
    5. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения по предмету.
    6. Тематическое планирование.
    7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

    1. Пояснительная записка.

    Рабочая учебная программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, Примерных  программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2010 – 400с. – (Стандарты второго поколения), авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа./ Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011.

    Актуальность изучения данного курса

              Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать носителем языка. Ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания.

              Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения.

                Данная  рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

               Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык»,а именно:

    - формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке

    (познавательная цель);

    - формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

    В соответствии с этой целью ставятся задачи:

    1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

    2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

    3) формирование у детей чувства языка;

    4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

    5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке. 

                                                   Учебно-тематическое планирование

    Предмет: «Русский язык»

    Класс – 3

    Учитель – Шакобасова М. Р.

    Всего часов – 170

    В неделю – 5

      Недель в год – 34

      В том числе:

    - плановых контрольных работ-12

    - написание диктантов – 11

    - контрольные списывания- 3

    - написание творческих работ-3

    - написание сочинений – 3

    - написание сочинений – 5

    - написание изложений – 2

    - написание свободных диктантов – 6

    Количества резерва – 10

    Тематический план учебной дисциплины составлен в соответствии с новым государственным стандартом начального общего образования (Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – Москва: Дрофа, 2006г,

    на основе  авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. Русский язык, 2004,

    соответствует целям и задачам образовательной программы МОУ «СОШ с. Тёпловка».

    Рекомендовано Министерством образования и  науки РФ.

       

        Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:

    1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

    2. Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

    3. Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс: варианты 1, 2. – М.: Баласс, 2012.

    5. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Фролова Л. А. Орфографическая тетрадь. Слова с непроверяемыми написаниями. 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

    6. Наглядные пособия.

    7. Е.В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, М. А. Яковлева Методические рекомендации для учителя. Русский язык 3 класс.- М.: Баласс, 2012.

    8. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.,Слова с непроверяемыми написаниями. Пособие  к учебнику «Русский язык». 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

    1. Общая характеристика учебного предмета.

        В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения:

    1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

    2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

    3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

    Линии, специфические для курса «Русский язык»:

    4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

    5) дальнейшее овладение родным языком;

    6) овладение орфографией и пунктуацией;

    7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

    8) развитие чувства языка.

    1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

     Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

    Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

    Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

    Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

    Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

    Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

    Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

    Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

    Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

    Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

    Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения и развивающих системах заключается в том, что:

    1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

    2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

    3. Введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм.

    4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес.

    5. Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.

    6. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

    7. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.

    8. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

    В авторскую программу изменения не внесены.

    1. Содержание учебного предмета.

    3  класс

    170 ч (5 часов в неделю)

    Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст»

    В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

    В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

    Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

    Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

    В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

    Раздел «Слово». Содержание работы

    Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

    Слово рассматривается с четырех точек зрения:

    1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;

    2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;

    3) грамматического значения;

    4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

    В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной согласной в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

    Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне (на материале трехсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми согласными в корне, с удвоенной согласной на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

    Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарем.

    Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных, типа вкусный, чудесный.

    Основные направления работы по развитию речи:

    1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

    2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

    3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

    4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

    Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу «Детская риторика». Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нем занимают коммуникативные умения.

    1. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения по предмету.

    3-й класс

    Личностными результатами изучения  предмета «Русский  язык»

    являются следующие умения и качества:

    –  эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

    свои эмоции;

    –  эмпатия –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

    –  чувство прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи;

    – любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

    – интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

    – интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме  общения;

    – интерес к изучению языка;

    – осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения  этих  результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

    Метапредметными результатами изучения  курса  «Русский  язык»

    является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    – самостоятельно формулировать тему и цели урока;

    – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

    – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Средством формирования регулятивных  УУД служат технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Познавательные УУД:

    –  вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;


    – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

    –   извлекать   информацию,  представленную в  разных  формах

    (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

    – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

    – пользоваться словарями, справочниками;

    – осуществлять анализ и синтез;

    – устанавливать причинно-следственные связи;

    – строить рассуждения.

    Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

    Коммуникативные УУД:

    – оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

    – адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;

    – высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    – слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

    –  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;

    – задавать вопросы.

    Предметными результатами изучения  курса  «Русский  язык»

    является сформированность следующих умений:

    3-й класс

    – воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

    – осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

    – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

    – производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

    – видеть в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам (без  введения этого  понятия), правильно писать слова  с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв  гласных и согласных в корне; писать слова  с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова  с соединительной буквой о и е; частицу не  с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия  выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

    –  правильно  списывать слова, предложения,  текст,  проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова  с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

    – находить в слове  окончание и основу, составлять предложения из  слов  в начальной форме  (ставить слова  в нужную форму).

     - образовывать слова  с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том  числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

     ь   – распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих  частей речи  в объёме программы;

    – определять вид  предложения по цели высказывания и интона- ции,  правильно  произносить  предложения  с  восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

    –  разбирать предложения  по  членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к  второстепенным членам, опреде- лять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять  из   предложения  сочетания  слов,  связанных  между собой;

    – видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с  однородными членами  (без  союзов,  c  одиночным союзом  и);

    – составлять предложения с однородными членами, употреблять

    их в речи;

    – осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

    –  читать художественные тексты учебника, осмысливая их  до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст  на  части  с  опорой  на  абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

    – читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество   частей, задавать вопрос   к каждой части, составлять  план, пересказывать по плану);

    –  письменно пересказывать  текст (писать подробное изложение доступного текста).

    Учащиеся должны осмысленно относиться к  изучению родного языка, сознательно наблюдать за  своей  речью,  стремиться к  употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов,  к совершенствованию своей речи.


                                                                                                  6.  Тематическое планирование.

    п/п

    Календарные сроки

    Тема урока

    Кол-во часов

    Характеристика деятельности учащихся

    1

    план.

    факт.

    Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове

    1

    3.09

    3.09

    Повторение

    1.

    10

    Знакомиться с  новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику.

    Называть отличительные признаки слова, предложения, текста.

    Отличать текст от  набора предложений, записанных как текст.

    Составлять устный рассказ «Что  я знаю  о тексте»; сопоставлять содержание своего  рассказа и рассказов одноклассников.

    Классифицировать изученные орфограммы (бук- венные –  небуквенные; буквы гласных,  буквы согласных, буквы ъ и ь).

    Находить  в   словах  изученные  орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически    обозначать   выбор     написания, писать графические диктанты.

    Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.

    2–3

    4.09-5.09

    4.09-5.09

    Что мы знаем о тексте

    2

    4

    6.09

    6.09

    Что мы знаем о слове, предложении, тексте

    1

    5

    9.09

    9.09

    По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

    1

    6–7

    10.09-11.09

    10.09-11.09

    Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение

    2

    8

    12.09

    Развитие умения писать слова  с изученными орфограммами, гра- фически обозначать орфограммы

    1

    9

    13.09

    Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание

    1

    10

    16.09

    Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита

    1

    11

    17.09

    Контрольный диктант № 1

    1

    Слово

    116

    Находить  корень в  группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из  деформированных предложений.

    2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне

    3

    12

    18.09

    Повторение  понятий  «корень  слова»,  «однокоренные  слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне

    1

    13

    19.09

    Однокоренные слова   с  чередующимися согласными звуками  в корне

    1

    14

    план.

    факт.

    Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений

    1

    20.09

    3. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

    4

    Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать  несоответствие произношения и написания.

    Участвовать в  «открытии» и  формулировании орфографических  правил,  работать в  группе (паре), представлять  результат работы в  виде текста, схемы, опорных сигналов.

    Находить в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам,  правильно писать  слова,  графически  объяснять выбор написаний, находить и  исправлять орфографические ошибки.

    Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один   долгий звук,  отражать это  при фонетическом разборе слова.

    Формулировать обобщённое правило правописания  букв,  обозначающих согласные звуки  на конце и в середине слова.

    Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

    Писать свободный диктант после  предварительной подготовки.

    15

    23.09

    Правописание  проверяемых   букв    согласных  в   корне  слова

    (в конце и в середине слова)

    1

    16

    24.09

    Правописание проверяемых букв  согласных в корне слова

    1

    17

    25.09

    Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правиль- но писать слова  и графически обозначать орфограмму

    1

    18

    26.09

    Проверочная работа № 1

    1

    4. Удвоенные буквы согласных в корне слова

    5

    19

    27.09

    Понятие об удвоенных буквах согласных

    1

    20–22

    30.09-1.10

    Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. Р/р Творческая работа

    3

    23

    2.10

    Повторение. Проверочная работа № 2

    1

    5. Непроизносимые согласные в корне слова

    9

    24

    Наблюдение за  словами с непроизносимым согласным звуком в корне

    1

    25

    Правило  правописания  букв,  обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова

    1

    26

    Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам)

    1

    27

    Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

    1

    28

    Формулирование обобщённого правила  правописания  проверя- емых букв  согласных в корне слова

    1

    29

    Повторение. Проверочная работа № 3

    1

    30

    Правописание проверяемых букв  согласных в корне слова

    1


    31

    Контрольный диктант № 2

    1

    Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух  корней и соединительной буквы о (е).

    Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается  из  значения  двух корней.

    Использовать в речи  и правильно писать слож- ные   слова   разных  тематических  групп,  в  том числе характеризующих человека (внешность, характер).

    32

    «Пишу правильно» (работа над ошибками)

    1

    6. Безударные гласные  в корне слова

    7

    33

    Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор про- верочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

    1

    34

    Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безудар- ных  гласных.

    1

    35–36

    Упражнения в написании слов  с буквами безударных гласных в корне. Р/р Свободный диктант

    2

    37

    Повторение. Проверочная работа № 4

    1

    38

    Р/р Сочинение по опорным словам

    1

    39

    Контрольный диктант № 3

    1

    7. Сложные слова и их правописание

    6

    40

    Знакомство с понятием «сложные слова»

    1

    41

    Соединительные буквы о и е в сложных словах

    1

    42

    Образование сложных слов

    1

    43

    Сложные слова  – имена существительные и имена прилагатель- ные, их использование в речи  для  характеристики людей

    1

    44

    Употребление в речи  и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант

    1

    45

    Повторение. Проверочная работа № 5

    1

    Приставка

    8. Части слова.

    1

    Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивировать слитное – раздельное написание (по- – это приставка, так  как ... поэтому пишется слитно; по  –  это  предлог, так   как  ...  поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел).

    46

    Приставка, её роль в слове  (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в  словах при- ставки

    1

    9. Безударные гласные  в приставках

    3

    47–48

    Правописание букв  безударных гласных в приставках

    2


    49

    Приставки про-  и пра-, по- и па-, их правописание

    1

    Различать приставки по- и па-, про- и пра-. Различать и правильно писать слова  с удвоен- ной  буквой согласного в корне и  на  стыке при- ставки и корня.

    Анализировать состав  слова, осознанно выбирать  разделительный ъ или  ь, исходя из состава слова  и фонетических опознавательных признаков.

    Выделять в слове  окончание и основу, действовать  по алгоритму.

    Систематизировать знания  о  составе слова   в виде схемы, таблицы.

    Участвовать в открытии нового  знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учеб- ном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.

    10. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки   и корня

    2

    50

    Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке пристав- ки и корня

    1

    51

    Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня

    1

    11.  Разделительные ъ и ь

    5

    52

    Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания раз- делительного ъ и ь

    1

    53

    Правописание слов с разделительными ъ и ь

    1

    54

    Повторение. Проверочная работа № 6

    1

    55

    Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ.

    Р/р Свободный диктант

    1

    56

    Контрольный диктант № 4

    1

    12. Части слова. Окончание и основа

    2

    57

    Понятие об окончании и основе слова

    1

    58

    Развитие умения находить в слове окончание

    1

    13. Основа слова и окончание

    2

    59

    Как найти в слове основу

    1

    60

    Развитие умения находить в слове окончание и основу

    1

    14. Части слова. Суффикс

    14. Части слова.

    2

    61

    Суффикс и его роль  в слове

    1

    62

    Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова

    1

    15. Разбор слова по составу

    4

    63

    Составление слов по схемам. Порядок разбора слова  по составу

    1


    64

    Контрольное списывание

    1

    65

    Упражнения в разборе слов по составу

    1

    66

    Повторение. Проверочная работа № 7

    1

    16. Части речи в русском языке

    1

    Выделять  в  предложении самостоятельные и служебные части речи.

    Составлять в группе обобщённую схему «Части речи»,  сопоставлять свой  вариант с  вариантом учебника.

    Открывать, участвуя в проблемном диалоге, при- знаки имени существительного как части речи. Определять  грамматические   признаки   имён существительных.

    Определять начальную форму имени существительного.

    Наблюдать за  использованием имён  существительных в речи.

    Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу –  составление текста-описания  с помощью имён  существительных. (П) Анализировать  имена существительные: называть  их  грамматические признаки в определён- ной  последовательности (выполнять морфологический разбор).

    Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно- ласкательным значением и др.), осознавать значимость  использования таких слов  для  успешного общения.

    Разбирать имена существительные по  составу, соотносить слово со схемой.

    67

    Части речи  в русском языке

    1

    17. Имя существительное как часть речи

    2

    68

    Определение имени существительного

    1

    69

    Роль  имён   существительных  в  речи.  Р/р  Творческая  работа:

    составление текста

    1

    18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

    3

    70

    Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существи- тельных

    1

    71

    Имена существительные в речи

    1

    72

    Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных

    1

    19. Род имён существительных

    3

    73

    Имена существительные мужского, женского и среднего рода

    1

    74

    Род – постоянный признак имён  существительных

    1

    75

    Окончания имён  существительных мужского, женского и средне- го рода

    1

    20. Число имён существительных

    4

    76

    Изменение имён  существительных по числам

    1

    77

    Образование множественного числа имён  существительных

    1

    78

    Окончания имён  существительных в единственном и во множе- ственном числе

    1

    79

    Разбор имени существительного как части речи

    1


    21. Словообразование имён существительных

    8

    Продуцировать связное высказывание на  грамматическую тему  («Что  я знаю  об именах существительных»,  «Опираясь  на  знания об  именах существительных, я умею...»).

    Письменно  пересказывать  текст-повествование с  элементами  описания  (писать  обучающее по- дробное  изложение текста).

    Сочинять сказку,  используя  имена  существительные с различными суффиксами.

    80

    Образование  имён   существительных  с   уменьшительно-ласка- тельным значением

    1

    81

    Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

    1

    82

    Образование имён  существительных от основ существительных и глаголов

    1

    83

    Р/р Сочинение сказки с использованием имён  существительных с различными суффиксами

    1

    84

    Разбор имён  существительных по составу

    1

    85

    Р/р Обучающее изложение «Мурлыка»

    1

    86

    Употребление имён  существительных в речи

    1

    87

    Повторение. Проверочная работа № 8

    1

    22. Местоимение как часть речи

    6

    Отличать  местоимения от  слов  других частей речи.

    Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактиро- вания).

    Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль  личных местоимений в речи. Продуцировать текст с  использованием  место- имений (сочинение «О себе»).

    88

    Понятие о местоимении. Личные местоимения

    1

    89

    Местоимения 1,  2,  3-го  лица.  Правописание предлогов с  место- имениями

    1

    90

    Разбор местоимения как части речи

    1

    91

    Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе»

    1

    92

    Закрепление знаний о местоимении. Р/р Свободный диктант «Паучок»

    1

    93

    Повторение. Проверочная работа № 9

    1

    23. Имя прилагательное как часть речи

    4

    Группировать слова  по частям речи.

    Находить  в  тексте  имена  прилагательные  по вопросу.

    94

    Определение имени прилагательного

    1

    95

    Роль имён  прилагательных в речи. Связь имён  прилагательных с именами существительными

    1

    96

    Роль имён  прилагательных в речи

    1

    Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён  прилагательных. (П) Различать  текст-повествование  и  текстописание.  (П)

    Выделять   в    предложении   словосочетания прил. +  сущ., ставить вопрос  от имени суще- ствительного к имени прилагательному. Называть  признаки  имени  прилагательного (морфологический разбор).

    Продуцировать текст-описание по опорным словам.

    Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П)

    Проверять  написание  безударного  окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные.

    97

    Разбор имени прилагательного как части речи

    1

    24. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных

    4

    98

    Окончания имён  прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

    1

    99

    Как проверить правописание букв  безударных гласных в оконча- ниях имён  прилагательных

    1

    100

    Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён  прилагательных. Знакомство с антонимами

    1

    101

    Закрепление правописания слов с изученными орфограммами

    1

    25. Разбор имён прилагательных по составу

    4

    102

    Словообразование имён  прилагательных. Р/р Сочинение по опор- ным  сочетаниям слов

    1

    103

    Проверочная работа № 10

    1

    104

    Разбор имён  прилагательных по составу

    1

    105

    Контрольный диктант № 5

    1

    26. Разбор имён прилагательных по составу

    часть речи

    26. Глагол как

    4

    Наблюдать за ролью  глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. (П)

    Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые  знания о грамматических признаках глаголов.

    Выделять  начальную  (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

    Образовывать и употреблять в речи  глаголы в различных формах времени.

    Выделять суффикс -л- в форме  прошедшего времени  глагола.

    106

    Определение глагола как части речи

    1

    107

    Изменение глаголов по временам

    1

    108

    Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

    1

    109

    Изменение глаголов по числам

    1

    27. Правописание частицы не с глаголами

    2

    110

    Употребление частицы  не  с  глаголами.  Правило правописания частицы не с глаголами

    1

    111

    Развитие умения писать частицу не с глаголами. Р/р Свободный диктант

    1

    28. Неопределённая форма глагола

    7

    Определять изученные грамматические признаки глагола.

    Накапливать опыт  употребления в речи  различных  глагольных форм.

    Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи.

    112

    Понятие о неопределённой форме  глагола

    1

    113

    Р/р Контрольное изложение

    1

    114

    Неопределённая форма глагола.  Правописание ь в глаголах не- определённой формы

    1

    115

    Контрольный диктант № 6

    1

    116

    Образование форм  времени от неопределённой формы глагола

    1

    117

    Разбор глагола как части речи

    1

    118

    Повторение. Проверочная работа № 11

    1

    29. Наречие как часть речи

    2

    119–120

    Понятие о наречии как части речи

    2

    121–127

    Резервные уроки по  разделу «Слово»,  планируются по  усмотре- нию учителя

    7

    Предложение

    25

    Различать виды  предложений по цели высказы- вания.

    Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопроситель- ные, побудительные; восклицательные и  невос- клицательные.

    Накапливать опыт  постановки логического уда- рения.

    Различать  слово, словосочетание и  предложение.

    Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически.

    Различать грамматическую основу  и  второстепенные члены предложения.

    Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов.

    30. Виды предложений по цели высказывания и интонации

    3

    128

    Виды  предложений по цели высказывания

    1

    129

    Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение

    1

    130

    Восклицательные и невосклицательные предложения

    1

    31. Главные и второстепенные члены предложения

    6

    131

    Грамматическая основа  предложения. Подлежащее и сказуемое

    1

    132

    Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое

    1

    133

    Понятие о второстепенных членах предложения

    1

    134

    Составление схем предложений и предложений по схемам

    1

    135

    Предложения распространённые и нераспространённые

    1

    136

    Разбор предложений

    1

    32. Предложения с однородными членами

    7

    Разделять непунктированный текст на  предло- жения.

    Совместо  обсуждать порядок действий при  син- таксическом   разборе  простого  предложения. Использовать   этот     порядок   при     разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и  сокращать предложение  до основы, сравнивать смысл.

    Находить однородные члены в простом предло- жении с двумя главными членами.

    Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать  предложения  с  однородными членами.

    Накапливать  опыт    нахождения  в   тексте  и использования в речи  таких предложений. Наблюдать за  ролью   разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами. Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая  основа   –  две  грамматические основы). (П)

    Накапливать опыт  постановки запятой и  упо- требления в речи  сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. (П) Конструировать   сложные   предложения   (по схеме, по данному началу). (П)

    Совместно составлять алгоритм синтаксическо- го разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя.  (П)

    137

    Однородные подлежащие и сказуемые

    1

    138

    Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении

    1

    139

    Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

    1

    140

    Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородны- ми членами

    1

    141

    Главные  и  второстепенные  однородные  члены  предложения. Определение однородных членов предложения

    1

    142

    Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум)

    1

    143

    Повторение изученного. Р/р Свободный диктант

    1

    33. Простые и сложные предложения

    6

    144

    Понятие о простом и сложном предложении

    1

    145

    Запятая в сложном предложении без союзов. Схема  сложного предложения

    1

    146

    Развитие умения различать сложные предложения и простые пред- ложения с однородными членами и ставить в них запятые

    1

    147

    Запятая в  простом предложении  с  однородными членами  и  в сложном предложении.  Р/р Свободный диктант

    1

    148

    Разбор простого и сложного предложений

    1

    149

    Повторение. Проверочная работа № 12

    1

    150–152

    Резервные  уроки  по  разделу  «Предложение»,  планируются  по усмотрению учителя

    3

    34. Повторение

    5

    Систематизировать изученный материал по мор- фологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц.

    153

    Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание

    1

    154

    Повторение изученных орфограмм и состава слова

    1

    Продуцировать устное  сообщение на грамматиче- скую тему по изученному материалу.

    155–157

    Итоговый контроль

    3

    158–170

    Резервные уроки, планируются по усмотрению учителя

    13

    Итого: 170 ч.


                                                                7.   Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

                                                                                     Список литературы.

    Основная:

    1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

    2. Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

    3. Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс: варианты 1, 2. – М.: Баласс, 2012.

    Дополнительная:

    1. Е.В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, М. А. Яковлева Методические рекомендации для учителя. Русский язык 3 класс.- М.: Баласс, 2012.

     2. «Учитель года Москвы – 2002». Конспекты уроков в начальной школе. – М.: Издательство «Ювента», 2002

    3.Правила и упражнения по русскому языку.: Учеб. Пособие /Сост. Н.Н. Сусакова; Под ред. И.О. Родина, Т.М. Пименовой. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001

    Список нормативно-правовых документов

    1. Закон РФ «Об образовании»

    1. Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100» Москва: «Баласс», 2008г.

    1. Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, - М.: Дрофа, 2006






    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

    Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....

    Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

    Рабочая программа составлена для 1 класса по всем предметам. Образовательная система "Школа 2100"...

    Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"

    Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...

    Рабочая программа Математика 1 класс Школа 2100

    Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Школа 2100...

    Рабочая программа для 2 класса ("Школа 2100")

    Рабочая программа  содержит пояснительную записку, содержание программы, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, методическое обеспечение и тематическое пла...

    рабочие программы 1-4 класс "Школа 2100"

    рабочие программы 1-4 классы "Школа 2100"...

    Рабочая программа для 3 класса "Школа 2100"

    Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии, изо (все - с календарно-тематическим планированием)....