Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

На данном уроке учащиеся знакомятся с именем существительным как частью речи, с его значением и употреблением в речи; расширяют представление о предметах и явлениях окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

Урок русского языка во 2 классе.    УМК «Школа России»

Разработала учитель начальных классов

Матвеева Елена Николаевна

Тема: « Имя существительное  как части речи».

Цель: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;

Задачи:

  1. Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета;
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  привитию у воспитанников  интереса к русскому языку.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся.
  5. Планируемые результаты:

Предметные: 

  • научатся находить имена существительные, отличать их от других частей речи;
  •  определять  значение имени существительного;
  • соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;

Метапредметные :

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  •  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и   аргументировать свою точку зрения;

Личностные :

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных      ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Тип урока:  урок-открытие нового знания.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковый.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: компьютер.

Ход урока

I.  Орг. момент.

-Вы сегодня рано встали? (Да)

-На урок не опоздали?  (Нет)

Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь

1.Работа с загадкой    (слайд 1)

-Сегодняшний урок я бы хотела начать с такой загадки:  «Кто ворчит и почту носит?

Иногда приходит в гости с целым ворохом газет. Догадались или нет?».

-Подберите однокоренное слово к слову почтальон.  (почта)

- Сегодня перед уроком почтальон Печкин принёс вам телеграмму « Я забыл очень важное слово. Помогите вспомнить. Дядя Фёдор»

II. Целепологание   (слайд 2)

- Что будем делать?   (-Искать)

- Какие у вас возникли вопросы?

-Как называется?     -На какие вопросы отвечает?    -Что обозначает?

-Какова цель нашего урока?

 1) познакомимся с новой частью речи и научимся распознавать её среди других частей речи.

III. Открытие нового  материала.

1.- Печкин оставил нам вот этот конверт, что это? (Письмо)

Давайте посмотрим, что внутри. (Листочки с заданиями: записать одним словом)

- Движение воздуха-….(ветер)

- Сильный ветер со снегом…(метель)

- Ненастье с громом и молнией….(гроза)

- Прочитайте ещё раз записанные слова. Что вы можете сказать о них?

- Отвечают на вопрос что?  И обозначают явления природы.


                                           ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ   (слайд 3)

-На каком предмете мы говорим об этих явлениях? («Окружающий мир»)                                                               

2.-А в сумке Печкина ещё и бандероль лежит.  Давайте посмотрим, что в ней. (Заяц, медведь, морковка, карточка с задачей) (слайд 4)

-Заяц съел 3 морковки, а медведь 4 яблока.  Сколько всего яблок и морковок съели зверюшки?

- Молодцы. –О ком говорится в задаче?

-Подберите однокоренные слова к словам заяц и медведь

- Как одним словом назвать эти слова? (животные)

-Что съели эти животные?

- Как одним словом назвать эти слова? (растения)

-Запишите названия животных и растений.

-Какие орфограммы в словах.

-Кто помог справиться с этим заданием?  

-Как их одним словом назвать?   (люди)

- На какой вопрос отвечают эти слова?    (Кто?)

                            КТО? ЖИВОТНЫЕ, ЛЮДИ   (слайд 5)

-На каком уроке мы сейчас побывали?  (на уроке «Математики»)

Печкин просит вас открыть  учебник русского языка  с 45.

 Интересно, что там может нам помочь?  (Работа с правилом)

Самостоятельная работа по  упражнению № 75. (Взаимопроверка)

Оцените свою работу на данном этапе урока. (Смайлики)

-Ребята, Печкин прислал вам открытку. Посмотрите, какая она красивая!

 -Это репродукция картины Серова Федота Васильевича «Катание с горы»

-А какие чувства у ребятишек?    (радость, веселье, восторг)

 Как вы думаете, почему дети такие весёлые? Давайте составим по этой иллюстрации небольшой текст. (Устно)

- Ребята, а что ещё можно найти в сумке у почтальона? И у нашего Печкина в сумке лежит журнал. Ой, из него выпали какие – то листочки. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. (Работа с деформированным текстом)  

Прочитайте, что у вас получилось.

- Из какого произведения эти строки? («Берёза» Сергей Есенин)

- Какое время года описано в стихотворении?  (зима)

-Запишите несколько имён существительных относящихся к зиме.

 Развитие речи: придумать предложения  разные по цели высказывания о берёзе.

-На каком уроке мы побывали?  («Литературное  чтение»)

Оцените свою работу на данном этапе урока. (Смайлики)

IV.ОБОБЩЕНИЕ   (слайд 9)

1.-  На какие вопросы  отвечают слова о которых мы сегодня говорили?

-Какие слова отвечают на вопрос кто?  

-Какие слова отвечают на вопрос что?

-Как одним словом назвать эти все слова?

-А мы можем эти предметы увидеть, услышать, потрогать, представить ?

-Значит, они существуют?

 - Как назвать их одним словом? (Имя существительное)

2.Работа в учебнике с правилом -стр.45  , упражнение №74

-Что-то новое  узнали?

- Значит, мы достигли своей цели, помогли  Дяде Фёдору вспомнить важное слово. А чтобы он запомнил его ещё, лучше давайте  повторим правило все вместе.

v.Закрепление изученного. Работа в учебнике. (слайд 11)

1.  Упр.76  стр.45 –устно

VI. Итог урока

 О какой части речи говорили сегодня?

-На какие вопросы отвечают имена существительные?

VII. Домашнее задание:  с 45 учить правило, упражнение  № 77.

VIII. Рефлексия

-С каким настроением вы заканчиваете урок?  Покажите мне свои смайлики.

 

http://sportlo.ru/wp-content/uploads/2014/10/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82.-%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpghttp://sportlo.ru/wp-content/uploads/2014/10/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82.-%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpg

http://sportlo.ru/wp-content/uploads/2014/10/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82.-%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpghttp://sportlo.ru/wp-content/uploads/2014/10/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82.-%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpg

http://sportlo.ru/wp-content/uploads/2014/10/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82.-%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpghttp://sportlo.ru/wp-content/uploads/2014/10/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82.-%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpg

                



Предварительный просмотр:

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

Урок русского языка во 2 классе.    УМК «Школа России»

Разработала учитель начальных классов

Матвеева Елена Николаевна

Тема: « Имя существительное  как части речи».

Цель: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;

Задачи:

  1. Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета;
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  привитию у воспитанников  интереса к русскому языку.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся.
  5. Планируемые результаты:

Предметные: 

  • научатся находить имена существительные, отличать их от других частей речи;
  •  определять  значение имени существительного;
  • соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;

Метапредметные :

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  •  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и   аргументировать свою точку зрения;

Личностные :

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных      ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Тип урока:  урок-открытие нового знания.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковый.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: компьютер.

Ход урока

I.  Орг. момент.

-Вы сегодня рано встали? (Да)

-На урок не опоздали?  (Нет)

Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь

1.Работа с загадкой    (слайд 1)

-Сегодняшний урок я бы хотела начать с такой загадки:  «Кто ворчит и почту носит?

Иногда приходит в гости с целым ворохом газет. Догадались или нет?».

-Подберите однокоренное слово к слову почтальон.  (почта)

- Сегодня перед уроком почтальон Печкин принёс вам телеграмму « Я забыл очень важное слово. Помогите вспомнить. Дядя Фёдор»

II. Целепологание   (слайд 2)

- Что будем делать?   (-Искать)

- Какие у вас возникли вопросы?

-Как называется?     -На какие вопросы отвечает?    -Что обозначает?

-Какова цель нашего урока?

 1) познакомимся с новой частью речи и научимся распознавать её среди других частей речи.

III. Открытие нового  материала.

1.- Печкин оставил нам вот этот конверт, что это? (Письмо)

Давайте посмотрим, что внутри. (Листочки с заданиями: записать одним словом)

- Движение воздуха-….(ветер)

- Сильный ветер со снегом…(метель)

- Ненастье с громом и молнией….(гроза)

- Прочитайте ещё раз записанные слова. Что вы можете сказать о них?

- Отвечают на вопрос что?  И обозначают явления природы.


                                           ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ   (слайд 3)

-На каком предмете мы говорим об этих явлениях? («Окружающий мир»)                                                               

2.-А в сумке Печкина ещё и бандероль лежит.  Давайте посмотрим, что в ней. (Заяц, медведь, морковка, карточка с задачей) (слайд 4)

-Заяц съел 3 морковки, а медведь 4 яблока.  Сколько всего яблок и морковок съели зверюшки?

- Молодцы. –О ком говорится в задаче?

-Подберите однокоренные слова к словам заяц и медведь

- Как одним словом назвать эти слова? (животные)

-Что съели эти животные?

- Как одним словом назвать эти слова? (растения)

-Запишите названия животных и растений.

-Какие орфограммы в словах.

-Кто помог справиться с этим заданием?  

-Как их одним словом назвать?   (люди)

- На какой вопрос отвечают эти слова?    (Кто?)

                            КТО? ЖИВОТНЫЕ, ЛЮДИ   (слайд 5)

-На каком уроке мы сейчас побывали?  (на уроке «Математики»)

Печкин просит вас открыть  учебник русского языка  с 45.

 Интересно, что там может нам помочь?  (Работа с правилом)

Самостоятельная работа по  упражнению № 75. (Взаимопроверка)

Оцените свою работу на данном этапе урока. (Смайлики)

-Ребята, Печкин прислал вам открытку. Посмотрите, какая она красивая!

 -Это репродукция картины Серова Федота Васильевича «Катание с горы»

-А какие чувства у ребятишек?    (радость, веселье, восторг)

 Как вы думаете, почему дети такие весёлые? Давайте составим по этой иллюстрации небольшой текст. (Устно)

- Ребята, а что ещё можно найти в сумке у почтальона? И у нашего Печкина в сумке лежит журнал. Ой, из него выпали какие – то листочки. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. (Работа с деформированным текстом)  

Прочитайте, что у вас получилось.

- Из какого произведения эти строки? («Берёза» Сергей Есенин)

- Какое время года описано в стихотворении?  (зима)

-Запишите несколько имён существительных относящихся к зиме.

 Развитие речи: придумать предложения  разные по цели высказывания о берёзе.

-На каком уроке мы побывали?  («Литературное  чтение»)

Оцените свою работу на данном этапе урока. (Смайлики)

IV.ОБОБЩЕНИЕ   (слайд 9)

1.-  На какие вопросы  отвечают слова о которых мы сегодня говорили?

-Какие слова отвечают на вопрос кто?  

-Какие слова отвечают на вопрос что?

-Как одним словом назвать эти все слова?

-А мы можем эти предметы увидеть, услышать, потрогать, представить ?

-Значит, они существуют?

 - Как назвать их одним словом? (Имя существительное)

2.Работа в учебнике с правилом -стр.45  , упражнение №74

-Что-то новое  узнали?

- Значит, мы достигли своей цели, помогли  Дяде Фёдору вспомнить важное слово. А чтобы он запомнил его ещё, лучше давайте  повторим правило все вместе.

v.Закрепление изученного. Работа в учебнике. (слайд 11)

1.  Упр.76  стр.45 –устно

VI. Итог урока

 О какой части речи говорили сегодня?

-На какие вопросы отвечают имена существительные?

VII. Домашнее задание:  с 45 учить правило, упражнение  № 77.

VIII. Рефлексия

-С каким настроением вы заканчиваете урок?  Покажите мне свои смайлики.

 

http://sportlo.ru/wp-content/uploads/2014/10/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82.-%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpghttp://sportlo.ru/wp-content/uploads/2014/10/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82.-%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpg

http://sportlo.ru/wp-content/uploads/2014/10/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82.-%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpghttp://sportlo.ru/wp-content/uploads/2014/10/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82.-%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpg

http://sportlo.ru/wp-content/uploads/2014/10/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82.-%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpghttp://sportlo.ru/wp-content/uploads/2014/10/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82.-%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpg

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Конспект открытого урока русского языка на тему: «Части речи. Имя существительное.» 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знанияФорма урока: урок-мини-исследование.Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).Форма работы: групповая, индив...

Конспект урока русского языка Тема: Повторение. Части речи. Имя существительное.

Цели деятельности учителя: повторение материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, сам...

Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...

План-конспект урока на тему "Существительное как часть речи"

План-конспект урока на тему "Существительное как часть речи", УМК Школа России...

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....

Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...