Сообщение
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Пащенко Анна Сергеевна

Дидактические игры во время огранизации внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на тему « Дидактические игры во время организации внеурочной деятельности»

Игра - творчество, игра - труд. Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре как воспитательному средству придавал А.С.Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Увлекательные дидактические игры создают у школьников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.

Сегодня остро встал вопрос развития самостоятельной и творческой активности учащихся во внеурочной работе на основе дифференцированного и индивидуального подхода, а также подготовки и проведения различных видов внеклассной деятельности: викторин, конкурсов, математических утренников и вечеров, математических Недель. Индивидуальный подход к учащимся на уроках, практика внеклассной работы способствуют развитию и становлению личности в условиях единой школы, повышению уровня обучения.

    Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они проводятся по программам, выбранным учителем и, обычно, согласованным с учениками и корректируемым в процессе обучения с учетом их индивидуальных возможностей, познавательных интересов и развивающихся потребностей. Участие в большинстве видов внеурочных занятий является необязательным, за результаты работы ученик отметок не получает, хотя его работа также оценивается, но другими способами: поощрениями через стенную газету, награждение грамотами, книгами, сувенирами и т.д. Само участие ученика в факультативе, в кружковой работе, в состязаниях и олимпиадах уже является дифференциацией обучения в школе. Тем не менее и к этой категории школьников целесообразно для максимального развития их индивидуальных способностей и интересов, удовлетворения потребностей широко применять дифференциацию обучения на факультативных и кружковых занятиях и индивидуальный подход в организации и руководстве их самообучения.

        Во внеурочной деятельности могут с успехом использоваться разнообразные игровые формы.

       На внеурочной деятельности « Замимательная математика»  проведены.

Игра «Знай свой разряд», Математические горки, Игра «У кого какая цифра». Математический КВН

По отбору материала (тематические: «Своя игра»,  «Веселый математический поезд»)

  По форме проведения (игра - вертушка, игра - турнир, игра - путешествие и викторина, ролевые игры, «Математическая карусель», игра - спектакль «Суд над нулем », игра - экскурсия, сказки) По количеству учащихся (индивидуальные, командные)

           Особое место во внеурочной деятельности « Тайны русского языка» занимают языковые дидактические игры.

Звуко-буквенных языковых дидактических игркоторые направлены на развитие фонематического слуха, умений звуко-буквенного анализа слова.

1. "Цепочка слов": каждое последующее слово начинается на конечную букву или часть слова предыдущего (книга — ананас — слон — носы — ...).

2. "Отгадай букву" . Игра способствует запоминанию алфавита: ведущий загадывает букву алфавита (например, Ь). Играющие называют слово (минимум из четырех букв (лось)), выслушав которое, ведущий объявляет, есть ли в нем задуманная буква (да). На основании его ответа игроки продолжают дальше подбирать слова (например, липа; ответ ведущего — пет), пытаясь за меньшее количество ходов отгадать букву.

3. Различного рода шифровки: простейший вариант — шифровать слова по порядковому номеру буквы в алфавите: (14, 33, 20, 1 — мята); сложный вариант — шифровка хорошо знакомых детям названий сказок, пословиц, "методом финикийского алфавита", при сохранении только букв согласных звуков: К л б к (Колобок).

Словесные языковые дидактические игры направлены на расширение словарного запаса детей, формирование умения определять значение слова и его оттенки, подбирать к словам синонимы, антонимы, различать омонимы и др. Словесные игры многочисленны.

Это разнообразные игры, построенные на анаграммах: 1) составление одного слова из предложенного набора букв. Например: "Восстановите слова и найдите "четвертое лишнее": СЕНАВ, ОЛЕТ, ЕСОНЬ, ЧОНЬ (весна, лето, осень, лишнее — ночь); 2) составление

слов из определенного набора букв (распространенные названия этой игры — "Анаграмма" и "Наборщик") или на основе готового слова из 7—10 букв. Данная игра привлекательна в подвижном варианте ("Анаграмма па сцепе"), когда в роли букв заданного слова выступают дети (у каждого на листе своя буква). Выслушав толкование слова (например: "Овощ, который превратился в Чипполино"), дети должны выстроиться в ряд, образовав слово-ответ: "лук"[7]. Для проведения игры необходимы комплекты букв разных цветов.

Занимательна игра "Поиск "волшебных" слов", имеющих смысл при прямом и обратном чтении (частный случай анаграмм). Например: сон — нос, мол — лом и др. Не следует путать с нахождением палиндромов — слов и фраз, читающихся одинаково в прямом и обратном порядке: Алла, искать такси, Леша на полке клопа нашел. Палиндромы-фразы можно приводить как занимательный материал, однако составлять их дети еще не могут, тогда как найти слова-палиндромы (шалаш, казак, потоп, топот и др.) им вполне по силам.

Интересна классическая игра "Королевский квадрат" ("Балда"): в квадрат 5x5 вписывается слово, к которому добавляют по одной букве до получения слова. Обратный вариант игры — "Чехарда": из заполненного квадрата игроки "извлекают" слова.

Грамматические игры чаще всего используются в практике преподавания русского языка как иностранного или неродного, однако, учитывая поликультурный состав современной школы, их проведение также целесообразно.

Популярна игра "Снежный ком" — распространение исходного словосочетания или простого нераспространенного предложения путем добавления каждым игроком нового слова за каждый ход (считаются только самостоятельные части речи). Расцвел цветок. — Расцвел прекрасный цветок. — В саду расцвел прекрасный цветок. 

Коммуникативные игры направлены на развитие умения эффективно использовать языковые и речевые средства в соответствии с ситуацией общения; предполагают распределение учащихся по ролям и разыгрывание ситуаций общения в соответствии с темой и ролями учащихся. Для таких игр необходима предварительная подготовка, в ходе которой сообщаются правила поведения в той или иной ситуации, принятые в русской культуре, закрепляются рекомендуемые языковые клише. После проведения игры проходит ее коллективное обсуждение, комментирование допущенных ошибок, даются рекомендации для их исправления. Пример коммуникативной игры: "Телефонный разговор с бабушкой". Ситуация учебной дискуссии уместна для организации коммуникативной игры с целью отработки навыков употребления языковых клише согласия, корректного несогласия с мнением оппонента, выражения собственного мнения и др.

                                                                             

       Подготовила :

Учитель начальных классов Пащенко А.С.

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица - памятка "Сообщение - отзыв" для учащихся 3-4 класса

Эта таблица-памятка очень помогает моим ученикам на первых стадиях написания сообщения-отзыва по прочитанному произведению. Нашла памятку в книге Е. И. Матвеевой "Учим младшего школьника понимать текс...

сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"

Сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"...

Сообщение на родительском собрании "Домашние задания школьников и отношения семьи и школы"

Цели домашних заданий, типы домашних заданий. Обязанности учеников, родителей и учителя. Рекомендации СанПин. Советы родителям...

Факторы формирования личности (сообщение)

Личностное развитиеребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально - психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, ха...

факторы формирования личности (сообщение)

Личностное развитиеребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально - психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, ха...

Сообщение о инновационных технологиях

Данное сообщение можно использовать при работе на методической кафедре....

Сообщение по теме"Первоклассник в общении со взрослыми"

Для адаптации ребенка к новой социальной роли и но¬вым взаимоотношениям с окружающими взрослым необходимо знать как можно больше об уже сформировавшемся коммуникативном поведении ребенка, научиться по...