Памятка "Виды разборов"
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Васильева Ирина Геннадьевна

Памятка "Виды разборов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_razborov_i_uslovnye_oboznacheniya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

4.Разбор предложения.

  1. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее, укажи часть речи.
  2. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое, укажи часть речи.
  3. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу, указываем части речи.
  4. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют, указываем части речи.
  5. Ставим вопросы от второстепенных членов предложения, указываем части речи.
  6. Предложение: простое или сложное;

по цели высказывания: повествовательное, побудительное или вопросительное;

по интонации: восклицательное или невосклицательное; односоставное или двусоставное;

выписать грамматическую основу;

распространенное или нераспространенное;

есть или нет однородные члены предложения.

                          Образец:  

пр.       прил.            сущ.              гл.                       прил.                сущ.

В осеннем  лесу  появились  большие   грибы.                                                 

грибы (какие?) большие

появились (где?) в лесу  

в лесу (каком?) осеннем  

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием!

Предложение: простое; повествовательное; невосклицательное; двусоставное; грамм. основа - грибы появились; распространенное.


Виды разборов и условные обозначения

1 – фонетический разбор

2 – разбор слова по составу

3 – морфологический разбор слова (как части речи)

4 – разбор предложения

1.Фонетический разбор слова.

1. Запиши слово и его транскрипцию, раздели на слоги.

2. Укажи для гласных звуков:

- ударный или безударный.

3. Укажи для согласных звуков:

- твёрдый или мягкий, парный или непарный;

- звонкий или глухой, парный или непарный.

4. Посчитай количество букв и звуков.

 Образец письменного разбора:                   

мячик [м'а ч'ик]

мя-чик

м-[м'] - согл., мягк. парн., зв.непарн.      

я- [а ] - гл.,уд.                              

ч- [ч'] - согл., мягк.непарн., глух. непарн.                                                    

и- [и] - гл.,безуд.

к- [к ] - согл., тв.парн., глух.парн.                

                   

 5б.,5зв.

2. Порядок разбора слова по составу.

  1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
  2. Выдели основу слова.
  3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
  4. Укажи приставку.
  5. Укажи суффикс.

       Например:     з а м о р о з к и

3.Морфологический разбор имени существительного.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма   (И.п., ед.ч.).
  3. Постоянные признаки:собственное или нарицательное;

одушевлённое или неодушевлённое; род; склонение.

4. Непостоянные признаки: число; падеж.

5. Роль в предложении.

Образец письменного разбора:

На дереве весело пела маленькая птичка.

1. (На) дереве – сущ.

2. Н. ф. – дерево.

3. Пост. пр. – нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.

4. Непост. пр. – ед. ч., П. п.

5. Пела (где?) на дереве.

3.Морфологический разбор имени прилагательного.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма   (И.п., м. р.,ед.ч.).
  3. Постоянные признаки: -.

4. Непостоянные признаки: род; число; падеж.

5. Роль в предложении.

Образец письменного разбора:

На дереве весело пела молодая птичка.

1. Молодая  – прил.

2. Н. ф. – молодой.

3. Пост. пр.

4. Непост. пр. – ж.р., ед. ч., И.п.

5. Птичка (какая?) молодая.

3.Морфологический разбор  глагола.

  1. Часть речи.
  2. Неопределенная форма (Что делать? Что сделать?).
  3. Постоянные признаки: вид совершенный или несовершенный, спряжение.

4. Непостоянные признаки: время, число, лицо (для настоящего и будущего времени), род (для прошедшего времени).

5. Роль в предложении.

Образец письменного разбора:

На дереве весело пела молодая птичка.

1. Пела – гл.

2. Н. ф. – петь.

3. Пост. пр. – несов. вид, 1 спр.

4. Непост. пр. – прош. время, ед. ч., ж.р.

5. (Что делала?) пела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Разбор глагола по составу. Алгоритм разбора" , по программе "Школа 2100"

Цель:  научить обучающихся разбирать глагол по составу.Задачи:развивать умения видеть в слове его части;учить объяснять условия выбора орфограмм;воспитывать интерес к родному языку.Оборудование: ...

Правила выполнения фонетического разбора слова и разбора слова по составу.

Памятки для выполнения грамматических заданий для учащихся начальных классов. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и разбор слова по составу....

Дидактический материала по русскому языку в 3 классе на тему "Разбор предложения по членам,разбор слов как часть речи, фонетический разбор"

Дидактический материала по русскому языку в 3 классе на тему "Разбор предложения по членам,разбор слов как часть речи, фонетический разбор"...

Карточка-помощница "Порядок разбора имени прилагательного как части речи (морфологический разбор)"

Карточка-помощница "Порядок разбора имени прилагательного как части речи (морфологический разбор)", 3-4 классы...

Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).

Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения....

Разбор слова по составу или морфемный разбор.

Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изуче...