технологическая карта урока в 3 классе по теме: "Суффикс"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Целью данного урока является расширение знаний о суффиксе: определение места суффикса в слове, функции суффикса, значения суффиксов.  Для достижения поставленных целей путем деятельностного метода учащиеся открывают для себя новые знания посредством различных видов работ: фронтальной, парной, групповой, самостоятельной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по теме:

«Суффикс»

Предмет

Русский язык

Класс

3

Программа

Перспектива

Учебник

Л.Ф Климанова Т.В. Бабушкина «Русский язык»

Тема урока

Суффикс

Цели урока

Образовательные:

  • расширить знания детей о суффиксе
  • развивать орфографическую зоркость;
  • выполнить тест ;
  • активизировать словарь по теме «Город»;
  • формировать умение анализировать и делать выводы, интонационную выразительность речи, зрительную память с помощью слайдов.

Развивающие:

  • развивать у детей связную речь, память, воображение, наблюдательность;
  • развивать мотивационную сферу учащихся посредством создания ситуации успеха в ходе выполнения практических упражнений.

Воспитывающие:

  • воспитывать  культурную личность, любовь к русскому языку, внимание к слову, ответственность, интерес, любовь, патриотизм.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Формы организации урока

  • фронтальная;
  • парная;
  • индивидуальная;
  • групповая

Методы

  • репродуктивный;
  • поисковый.

Дата проведения урока

8 декабря 2016

Автор урока

Анохина Надежда Валентиновна – учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 4» города Саратова

Название этапа, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

1

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Прозвенел звонок,

  Начинается урок.

  Все друг к другу повернитесь,

  А теперь улыбнитесь.

  Улыбнитесь мне, гостям!

  И садитесь по местам.

- Приготовились работать.

  Какое сегодня число? Прочитаем и         запишем.

Запись числа.

Фронтальная. Индивидуальная.

Метапредметные УУД.

Регулятивные: самоопределение к учебной деятельности.

2

Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

- Спишите эти сочетания букв: крнь, прствк, кнчн.

- Отгадайте, что это за слова?

- Почему я их объединила для чистописания?

- Значит, о чем  будем сегодня говорить?

- Сегодня на уроке мы продолжим свое путешествие по городу, где живут части слова.

- Давайте вспомним, у каких частей слова мы побывали в гостях?

- Что такое корень?

- Как обозначается корень?

- Покажите.

- Что такое приставка?

- Как обозначается приставка?

- Покажите.

- Вернемся к этапу чистописания.

- Глядя на сочетание букв, предположите, какова будет тема урока.

- Отгадайте загадку и узнаете, к кому в гости мы отправимся сегодня.

После корня она стоит

Перед окончанием

Его я, если заменю,

Другое слово получу,

Обозначаю уголком

Называю …

- Сформулируйте тему урока.

Записываем с объяснением орфограмм.

- Какую цель поставим?

- Может быть, мы все знаем о суффиксе? Давайте проверим.

- Что такое суффикс?

- Где стоит?

- Для чего служит?

Запись.

Корень, приставка, окончание.

Части слова ( морфемы)                

Состав слова.

Корень, приставка.

Общая часть родственных слов, в которых передается их основное значение.

Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова.

Ответы детей.

Суффиксом.

Суффикс.

Расширять знания о суффиксе.

Часть слова.

После корня.

Для образования новых слов.

Фронтальная, индивидуальная

Метапредметные УУД

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

Предметные:

соблюдать единый орфографический режим.

Метапредметные УУД

Познавательные:

находить ответы на вопросы;

личностные: оценивать содержание учебного материала;

регулятивные: высказывать свое предположение, определять и формулировать тему и цели урока коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; предметные:

называть части слова, знать определения частей слова

3

Постановка проблемы.

Цель:

- создать проблемную ситуацию с затруднением;

- фиксирование цели.

Работа в парах.

- Запишите слова:

розочка, бабочка

- Найдите в них суффиксы.

- Задание было одно. Почему разные ответы?

- Что мы не знаем?

- Итак, как конкретно мы будем расширять знания о суффиксе?

Ответы детей.

Как находить суффиксы в словах.

Учиться находить суффиксы в словах.

Парная

Познавательные УУД: учатся искать и выделять необходимую информацию;

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

4

Открытие новых знаний.

Цель:

организовать учащихся исследованию проблемной ситуации.

Задачи:

вывести алгоритм нахождения суффиксов в словах; наблюдать над значением суффиксов.

Динамическая пауза.

Цель:

смена вида деятельности

- Напомните , что такое суффикс?

- Значит, что надо сделать, чтобы найти суффикс в слове?

  1. Прочитай слово. Запиши.
  2. Измени форму слова.

- Что изменилось? Это окончание.

Обведем его квадратиком.

  1. Найди и обозначь окончание.

- Выделяю все слово без окончания. Это – основа.

    4. Обозначь основу слова.

- Где стоит суффикс в слове?

- Значит, что надо найти?

- Как?

5. Подбери однокоренное слово.

6. Выдели корень.

- После корня перед окончанием стоит - ?

7. Найди и обозначь суффикс.

- Как ?

- Итак, мы вывели алгоритм нахождения суффикса в слове.

Повторим его.

- По этому алгоритму найдем суффикс в слове бабочка.

- Что мы сейчас делали?

Физминутка для глаз

- Вы уже много знаете о суффиксе. А сможете ли решить грамматическую задачу?

- Распределите суффиксы на группы: тель, очк, ик, ищ, евич, ник, ечк, ок, ович, ист, оньк, ек, ич, еньк, ичн.

- Почему не смогли распределить суффиксы?

- Какую цель еще ставим?

Делимся на группы. (5)

Дети в каждой группе образуют новые слова с помощью суффиксов. (приложение 1)

- Что мы узнали из проделанной работы?

- С любым ли суффиксом можно образовать слово?

- Давайте завяжем узелок на память со стр. 109 учебника.

- Не хотите ли что-то добавить к первой части правила?

Часть слова.

Разбить слово на части. (морфемы)

Розочка – розочки, роза.

После корня.

Корень.

Подбор родственных слов.

Суффикс.

Находили суффикс в словах.

Ответы детей.

Не знаем, по какому признаку.

Как можно объединять суффиксы?

Делают выводы.

Суффиксы имеют значения.

Лишь с тем, которое подходит по значению.

Читают правило.

Суффикс – это значимая часть слова.

Фронтальная

групповая

Познавательные УУД : находить ответы на вопросы, проводить сравнение и классификацию слов, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической  формой.

5

Развитие умений – применение знаний.

Цели:

проверить уровень усвоения материала, использование полученных знаний в практической деятельности.

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

1.- Внимание на экран.

- Соедините слово с нужным суффиксом.

    Рыба                                      - ушк

    Дуб                                        - к

    Ключ                                     - ок

    Солнце                                  - ек

    Зверь                                     - ик

    Дед                                        - ышк

- Какое значение придают эти суффиксы словам?

- Образуйте новые слова с помощью суффикса.

Охота

Стройка                                    - тель

Учит

Двор                                         - ник

Сад

- Какая проблема возникла?

- А какое слово можно образовать?

- Что видим?

- Вывод?

- Что обозначают слова с суффиксами – тель-, - ник-?

2. Раздаю карточки.

- Исправьте ошибки.

Детушки гуляли в лесике. На лесной поляне растет дубик. У речки построен теремок, там с Курушкой – сестрицей жил братец Петушонок. 

- Находим в словах суффикс.

  1. 3. Игра.
  2. – Давайте поиграем.
  3. – Отгадайте загадки.
  4. 1. Он слетает белой стаей
  5.     И сверкает на лету.
  6.     Он звездой прохладной тает
  7.     На ладони и во рту.

Пишу на доске.

2. Клейкие почки,

    Зеленые листочки.

    С белой корой

    Стоит под горой.

Пишу на доске.

  1. Какой это мастер

    На стекла нанес

    И листья, и травы,

    И заросли роз?  

Пишу на доске.

Соревнуемся рядами.

За 2 мин нужно написать как можно больше родственных слов к данным.

- Кому какое слово достанется – покажет жеребьевка.

- Выделяем суффикс.

- Зачем мы изучаем тему «Суффикс»?

Самостоятельная по вариантам.

Раздаю карточки.

- Найти слова с суффиксом. Выделить его.

1 вариант.

Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, снега, снежки, заморозки.

2 вариант

Добрый, осенний, сынок, говорит, школьная, учитель, огни, садик.

Учащиеся выходят к доске по одному.

Запись в тетрадь.

Уменьшительно-ласкательное

Нельзя образовать слово с корнем сад и данными суффиксами.

Садовник

Два суффикса.

Иногда в слове встречаются 2 суффикса.

Профессии людей.

Через 1 минуту дети зачитывают редактированный текст.

Детки гуляли в лесочке. На лесной поляне растет дубок. У речки построен теремок, там с Курицей – сестрицей жил братец Петушок.

У доски выписываем слова с разбором.

 Снег

Береза

Мороз

Жеребьевка

Игра

2 ученика у доски (закрыты)

Самопроверка по образцу.

Фронтальная

Парная

Индивидуальная

Познавательные УУД: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: учатся планировать свою деятельность.

Познавательные УУД: учатся использовать полученные знания для решения учебной задачи самостоятельно.

6

Рефлексия.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Удалось ли нам сделать на уроке то, что намечали?

- Вспомните, что намечали?

- Расскажите все , что вы знаете о суффиксе.

- Какие смысловые оттенки они вносят?

Тест

- Отгадайте зашифрованное слово, заполнив тест.

Суффикс – это

О – часть речи

М – часть слова;

Суффикс служит

М – для связи слов в предложении

О – для образования новых слов;

Суффикс стоит

О – перед корнем

Л – после корня

Суффикс – это

О – изменяемая часть слова

М – неизменяемая часть слова

Чтобы найти суффикс в слове, надо:

О – изменить форму слова

Д – подобрать однокоренные слова;

В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга

Е – книжный

Ц – книжечка  (слайд 36)

 

- Какое слово получилось?

- Оцените свою работу на уроке, заполнив оценочные листы.

Расширить наши знания о суффиксе.

Ответы детей.

Молодец

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные УУД: учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: учатся выражать свои мысли.

Регулятивные: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация

В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для  3 класса  представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...

Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?

Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Суффикс" 2 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Суффикс" 2 класс...

Урок и технологическая карта урока 2 класс. Тема: Части речи (вводный)

Урок и технологическую карту разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 города Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна в рамках предметной недели. Февраль 2018г. Лист индивидуальных заданий для...

Урок обучения грамоте (технологическая карта урока) 1 класс УМК Школа России

Технологическая карта с применением Электронного приложения Обучение грамоте к Азбуке В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А.Виноградской,М.. Бойкиной УМК Школа России...

Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России". (Урок обобщение)

Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...