Работа со словарными словами
статья по русскому языку на тему

Украева Алина Леонидовна

В данной статье я описываю методы запоминания и проверки у учащихся словарных слов. Информация будет полезна учителям начальных классов, русского языка и ученикам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slovarnymi_slovami.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со словарными словами

Правописание словарных слов всегда вызывает много трудностей не только у учащихся, но и у некоторых взрослых. Такие слова обычно нельзя проверить, к ним не применимы орфограммы, и их написание необходимо запомнить.

Во всех программах по русскому языку отводится время на изучение и контроль знаний учащихся по написанию словарных слов. К сожалению, учащимся нужно допустить не один раз ошибку в слове, чтобы запомнить, как оно пишется.

Ниже написанные методы запоминания словарных слов должны помочь педагогам и родителям в повышении грамотности у учащихся.

  1. Запоминание словарных слов
  1. Орфографическое проговаривание слова, написание его в воздухе пальчиком, воображаемым карандашом, который находится на кончике носа, при этом слово нужно писать на потолке или противоположной стене.
  2. Блокнотики или тетрадки, куда учащиеся записывают новые словарные слова. На каждое словарное слово отводится целый лист. Учащимся нужно записать словарное слово, выделить «опасные» места.

 На оставшемся месте нарисовать это словарное слово так, чтобы в рисунке отображалась буква, которую нужно запомнить в этом слове. Например, слово мороз, можно нарисовать узор в виде буквы «о». Не всегда и не все слова можно нарисовать. В таком случае можно привлечь аудиальную «подсказочку», то есть связать слово с мнемоническим представлением.

К каждому словарному слову надо подобрать такое слово, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное, имеет схожее звучание со словарным. Например, Костя в костюме, Катя у калитки, Белая береза, Пессимист Петя, дилетант Дима.

  1. Объяснить происхождение слова. Например, платье, платок. В основе этих двух слов лежит древнерусское слово ПЛАТЬ, что означает «кусок материи».
  2. Работа с иностранными словами. Попросите ребенка придумать, как возникло слово или связать его по смыслу с каким-то русским, чтобы он запомнил проблемную букву. Например, аромат – от слова «ром» (пахнет заморским напитком – ромом)
  3. Тематическая группировка. Можно разделить слова по темам (квартира, еда, птицы, школа и т.д.) и составлять из выбранных слов рассказы. Также можно группировать слова по схожести орфограмм (удвоенные согласные, слова, в корне которых нужно запомнить букву о и т.д.) и тоже составлять рассказы.

  1. Проверка словарных слов
  1. Вы называете определение, а учащиеся отгадывают и записывают слово в тетрадь. Например, архитектурное сооружение, предназначенное для подъема или спуска пешком (лестница).
  2. Предложите написать слова под диктовку, но только согласными (вы диктуете те слова, в которых нужно запомнить написание согласных) или гласными, если нужно запомнить слово с проблемными гласными. Например, еоие (велосипед), аоаоия (лаборатория), прфсср (профессор), ссцц (ассоциация).
  3. Вы показываете иллюстрацию, а учащиеся записывают словарное слово.
  4. Предложите учащимся тему, например, школа. Пусть учащиеся составят рассказ, используя как можно больше словарных слов по этой теме. Кто правильно запишет больше всех словарных слов в своем рассказе, будет считаться победителем.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно.-метод. Пособие / Т.Г. Визель. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 127с. – ( Библиотека логопеда).
  2. Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб.:Питер, 2008. 96с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).
  3. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности6 1 – 4 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 240с. – (Методическая библиотека).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над словарными словами ( из опыта работы.)

Материал можно использовать на уроках русского языка в 2-4 классах....

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....