Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по ФГОС
    рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

    Шкурова Яна Михайловна

    II. Пояснительная записка к курсу «Русский язык» 3 класс,

    Авторы С.В.ИВАНОВ, А.О. ЕВДОКИМОВА И ДР.,

    (УМК «Начальная школа 21 века»)

    Данная программа соответствует Образовательному стандарту начального общего образования, основывается на концепции образовательной области «Языки и литература» и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

                    Срок реализации 1 год.

                    Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

                    Целями обучения русскому языку являются:

    ·         ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

    ·         формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

    ·         развитие устной и письменной речи учащихся;

    ·         развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

    Основные задачи организации учебной деятельности для реализации первой цели:

     нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение.

                    Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:

    ü       грамотное и безошибочное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

    ü       Навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений;

    ü       разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

    Работа по развитию речи строится с учётом того, что речь - это реализация языка в конкретной языковой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово - ситуационными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.

                    В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству  в отдельный блок не выделяется, т.к. её реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.

                    Такое структурирование курса позволяет:

    o        успешно реализовывать цели развития логического и абстрактного мышления;

    o        решить практические задачи по формированию грамотного, безошибочного письма и развитию речи уч-ся;

    o        сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет;

    o        избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешение различных видов работы.

    Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_rus_yaz_3_kl.doc661.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка Саратовского района Саратовской области»

    Рассмотрено:

    на заседании МО

    Протокол №_____

    от «___» ________ 2014 г.

    Руководитель МО

    _______________________

    Согласовано:

    «___» ________ 2014 г.

    Зам. директора по УВР  

    ____________________

    Малофеева Е.В.                                            

                   Утверждено:

     «___» __________ 2014 г.

     Директор МОУ  СОШ

    с.Сосновка

    ______________________

    ЧеберякВ.Ф.

                                                 

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    3 класс

    УМК «Начальная школа XXI века»

    под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой

    Разработана

    учителем начальных классов

     Шкуровой Я.М.

    2014-2015 учебный год

    II. Пояснительная записка к курсу «Русский язык» 3 класс,

    Авторы С.В.ИВАНОВ, А.О. ЕВДОКИМОВА И ДР.,

    (УМК «Начальная школа 21 века»)

    Данная программа соответствует Образовательному стандарту начального общего образования, основывается на концепции образовательной области «Языки и литература» и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

            Срок реализации 1 год.

            Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

            Целями обучения русскому языку являются:

    • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
    • формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
    • развитие устной и письменной речи учащихся;
    • развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

    Основные задачи организации учебной деятельности для реализации первой цели:

     нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение.

            Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:

    • грамотное и безошибочное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
    • Навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений;
    • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

    Работа по развитию речи строится с учётом того, что речь - это реализация языка в конкретной языковой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово - ситуационными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.

            В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству  в отдельный блок не выделяется, т.к. её реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.

            Такое структурирование курса позволяет:

    • успешно реализовывать цели развития логического и абстрактного мышления;
    • решить практические задачи по формированию грамотного, безошибочного письма и развитию речи уч-ся;
    • сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет;
    • избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешение различных видов работы.

    Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

    III. Учебно-тематический план

    № п/п

    Наименование разделов

    Всего часов

    1

    Блок «Как устроен наш язык»

    59 ч.

    2

    Блок «Правописание»

    52ч.

    3

    Блок «Развитие речи»

    25ч.

    Итого:

    136 ч.

                  Планирование составлено  на основе   сборника программ, созданного на основе концепции « Начальная  школа 21 века».  Руководитель проекта -  член -корреспондент РАО  профессор Н.Ф. Виноградова. Сборник программ. Москва: Вентана-Граф, 2013.

     Учебник С.В. Иванов, А.О.Евдокимова. Русский язык . Учебник  для учащихся общеобразовательных учреждений ; Вентана-Граф-2013г

    Количество часов: всего - 170,  в неделю - 5 часов

    Плановых контрольных работ - 9,  списываний - 3

    Административных контрольных работ- 5

    Содержание программы

    Третий класс (170 ч)

    «Как устроен наш язык»

    (основы лингвистических знаний) (65 ч)

    Фонетика.  Повторение изученного в  1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч).

    Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч).

    Синтаксис (18 ч)

    Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

    Однородные члены предложения.

    Морфология (40 ч)

    Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

    Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.

    Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.

    Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

    «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) 4 ч

    Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.

    Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.

    Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

    Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, по).

    «Развитие речи» (35 ч)

    Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

    Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.

    Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.

    Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во втором классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

    Резервные уроки (20 ч)

    IV. Календарно-тематическое планирование

    № урока

    Тема урока 

    Тип урока

    Вид контроля

    УУД

    Дата

    план.

    факт.

    «Как устроен наш язык» (Фонетика)

    1

    Повторение фонетики.

    Повторительно-обобщающий

    Текущий

    Объяснять различие между звуками и буквами. Сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции. Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые и  мягкие  согласные звуки; гласные-согласные и т.д.).

    «Правописание»

    2

    Правило написания большой буквы.

    Повторительно-обобщающий

    Текущий

    Сопоставлять слова, анализировать их. Правильно писать собственные имена существительные.

    «Как устроен наш язык» (Фонетика)

    3

    Фонетический разбор слова.

    Повторительно-обобщающий

    Текущий. Фонетический разбор слов

    Переносить слова по слогам. Применять алгоритм выполнения фонетического анализа слов.

    «Правописание»

    4

    Правила переноса слов.

    Повторительно-обобщающий

    Текущий.

    Применять правила переноса слов на письме. Осуществлять самоконтроль.

    «Развитие речи»

    5

    Повторение признаков и типов текста.

    Тренировочный

    Текущий.

    Распознавать типы текста. Анализировать текст. Озаглавливать текст.

    «Как устроен наш язык» (Фонетика)

    6

    Фонетический разбор слова.

    Комбинированный

    Текущий.

    Проводить фонетический анализ слов. Наблюдать над омонимами.

    «Правописание»

    7

    Повторение правил обозначения гласных после шипящих.

    Закрепление знаний, умений, навыков

    Текущий.

    Верно писать сочетания жи-ши, чу-щу, ча-ща. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Как устроен наш язык» (Состав слова)

    8

    Повторение состава слова.

    Закрепление знаний, умений, навыков

    Текущий.

    Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс и окончание. Применять алгоритм разбора слов по составу.

    «Правописание»

    9

    Повторение правописания безударных гласных в корне слова.

    Закрепление знаний, умений, навыков

    Текущий.

    Находить в слове орфограмму. Применять алгоритм ее проверки. Классифицировать слова по наличию (отсутствию) данной орфограммы.

    «Развитие речи»

    10

    Повторение признаков и типов текстов.

    Тренировочный

    Текущий.

    Определять тему и основную мысль текста. Определять типы текстов, озаглавливать текст, составлять план.

    «Как устроен наш язык» (Состав слова)

    11

    Разбор слова по составу.

    Закрепление знаний, умений и навыков

    Текущий.

    Применять алгоритм разбора слов по составу. Подбирать однокоренные слова к данным корням.

    «Правописание»

    12

    Повторение правил правописания согласных в корне слова. Словарный диктант.

    Комбинированный

    Словарный диктант.

    Списывать текст без ошибок. Находить слова с орфограммой, классифицировать слова. Безошибочно писать слова из словаря.

    Резервные уроки

    13

    Списывание «Повторение орфограмм корня».

    Комбинированный

    Самостоятельная работа

    Применять алгоритм списывания. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Как устроен наш язык» (Состав слова)

    14

    Работа над ошибками. Повторение словообразования.

    Комбинированный

    Текущий.

    Повторить способы образования слов, развёрнуто толковать слова. Образовывать слова заданным способом.

    «Правописание»

    15

    Повторение правила правописания непроизносимых согласных в корне слова.

    Комбинированный

    Текущий.

    Закрепить знания о непроизносимых согласных. Осуществлять орфографический тренинг. Делить слова для переноса.

    Резервные уроки

    16

    Текущий диктант «Повторение орфограмм корня».

    Проверка знаний

    диктант «Повторение орфограмм корня».

    Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Развитие речи»

    17

    Работа над ошибками. Текст и его заглавие.

    Тренировочный

    Текущий.

    Корректировать свои действия. Подбирать тексты по данным заголовкам, выбирать окончание текста.

    «Как устроен наш язык» (Состав слова)

    18

    Разбор слова по составу и словообразование.

    Комбинированный

    Текущий.

    Выполнять полный письменный разбор слова по составу. Находить слова к схемам. Исправлять неверно выполненные разборы.

    Резервные уроки

    19

    Текущая контрольная работа «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу».

    Проверка и контроль

    ЗУН

    Контрольная работа

    Применять алгоритм разбора слов по составу, выполнения фонетического анализа слова. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Правописание»

    20

    Работа над ошибками. Повторение правописания суффиксов.

    Комбинированный

    Текущий.

    Корректировать свои действия. Конструировать и классифицировать слова. Использовать изученные правила.

    21

    Повторение правописания приставок.

    Комбинированный

    Текущий.

    Определять принцип классификации слов. Повторять изученные орфограммы. Исправлять ошибки.

    «Развитие речи»

    22

    Заглавие и начало текста. Словарный диктант.

    Тренировочный

    Словарный диктант.

    Анализировать и корректировать текст. Озаглавливать текст. Списывать исправленный текст. Безошибочно писать слова из словаря.

    «Как устроен наш язык» (Синтаксис)

    23

    Предложение и его смысл. Слова в предложении.

    Комбинированный

    Текущий.

    Сравнивать определения предложения. Наблюдать над смыслом предложения, над словами в предложении. Определять границы предложения. Составлять из слов предложения.

    24

    Виды предложений по цели высказывания и интонации.

    Комбинированный

    Текущий.

    Определять цели высказывания предложений.

    «Развитие речи»

    25

    Последовательность предложений в тексте.

    Тренировочный

    Текущий.

    Восстанавливать последовательность предложения в тексте. Подбирать заглавие к тексту, анализировать и корректировать текст.

    26

    Деление текста на абзацы.

    Тренировочный

    Текущий.

    Видеть в каждом абзаце микротему, восстанавливать последовательность абзацев.

    «Как устроен наш язык» (Синтаксис)

    27

    Главные члены предложения. Словарный диктант.

    Комбинированный

    Текущий.

    Находить грамматическую основу предложения. Безошибочно писать слова из словаря.

    «Правописание»

    28

    Повторение правописания разделительного  ъ и разделительного ь знаков.

    Повторительно-обобщающий

    Текущий.

    Различать ь и ъ разделительные знаки. Наблюдать над языковым материалом. Отрабатывать написание непроизносимой согласной в корне слова.

    «Как устроен наш язык» (Синтаксис)

    29

    Главные члены предложения.

    Комбинированный

    Текущий.

    Анализировать языковой материал. Отработать алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого. Коллективно вывести правило.

    «Правописание»

    30

    Правописание приставок.

    Комбинированный

    Текущий.

    Анализировать и писать слова с приставками на з- и с-.

    31

    Правописание приставок, оканчивающихся на з//с.

    Комбинированный

    Текущий.

    Применять алгоритм правописания приставок на з- и с-. Классифицировать слова по орфограммам.

    «Как устроен наш язык» (Синтаксис)

    32

    Подлежащее.

    Комбинированный

    Текущий.

    Находить подлежащее в предложениях. Ставить вопросы к словам. Исправлять ошибки.

    33

    Сказуемое.

    Комбинированный

    Текущий.

    Находить сказуемое в предложении, видеть, что сказуемое не всегда выражено глаголом. Находить подлежащее и сказуемое.

    «Развитие речи»

    34

    Правила написания писем

    Тренировочный

    Текущий.

    Наблюдать над обращением в письмах. Составлять план текста по вопросам.

    Резервные уроки

    35

    Итоговый диктант «Орфограммы, изученные во 2-м классе»

    Контрольный

    Итоговый диктант

    Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Как устроен наш язык» (Синтаксис)

    36

    Работа над ошибками. Подлежащее и сказуемое.

    Комбинированный

    Текущий.

    Корректировать свои действия.  Анализировать сочетаемость слов. Находить грамматическую основу в предложении. Конструировать предложения.

    «Развитие речи»

    37

    Правила написания писем. Итоговый словарный диктант.

    Контрольный

    Итоговый словарный диктант.

    Анализировать и корректировать тексты учащихся. Самостоятельно писать письма. Безошибочно писать слова из словаря.

    «Как устроен наш язык» (Синтаксис)

    38

    Второстепенные члены предложения.

    Комбинированный

    Текущий.

    Ставить к словам вопросы. Составлять предложения.  Находить второстепенные члены предложения.

    39

    Обстоятельство.

    Комбинированный

    Текущий.

    Сравнивать предложения. Уметь находить обстоятельство в предложении. Ставить вопросы к второстепенным членам предложения.

    Резервные уроки

    40

    Итоговая контрольная работа «Простое предложение».

    Контрольный

    Итоговая контрольная работа

    Применять знания, полученные в ходе изучения темы. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Правописание»

    41

    Работа над ошибками. Правописание приставки с-.

    Комбинированный

    Текущий.

    Корректировать свои действия. Составлять слова с приставками. Применять алгоритм правописания приставки  с-. Исправлять ошибки.

    «Как устроен наш язык» (Синтаксис)

    42

    Обстоятельство.

    Комбинированный

    Текущий.

    Находить и выделять обстоятельство в предложении. Заменять обстоятельства фразеологизмами. Исправлять ошибки.

    «Развитие речи»

    43

    Правила написания писем.

    Комбинированный

    Текущий.

    Составлять план письма. Корректировать текст письма. Логично излагать свои мысли. Работать в парах.

    «Как устроен наш язык» (Синтаксис)

    44

    Определение.

    Комбинированный

    Текущий.

    Сравнивать предложения с определениями и без них. Наблюдать над значением определений.

    45

    Упражнение в нахождении определений в предложении.

    Комбинированный

    Текущий.

    Сравнивать предложения с определениями и без них. Выявлять значение определений. Находить определения в предложении.

    «Правописание»

    46

    Правописание слов с двумя  корнями.

    Комбинированный

    Текущий.

    Образовывать и записывать сложные слова при помощи соединительных гласных о, е. Выбирать слова к заданным моделям. Разбирать сложные слова по составу.

    47

    Соединительные гласные о, е. Словарный диктант.

    Комбинированный

    Текущий.

    Классифицировать слова с орфограммами в корне, приставке, суффиксе. Составлять слова с соединительными гласными о, е. Писать под диктовку. Безошибочно писать слова из словаря.

    «Развитие речи»

    48

    Правила написания писем.

    Комбинированный

    Текущий.

    Восстанавливать начало письма. Корректировать и писать письма.

    «Как устроен наш язык» (Синтаксис)

    49

    Дополнение.

    Комбинированный

    Текущий.

    Находить дополнения. Наблюдать над языковым материалом. Разбирать предложения по членам.

    «Правописание»

    50

    Правописание букв о и ё после шипящих в корне слова.

    Комбинированный

    Текущий.

    Наблюдать над обозначением звука [о] после шипящих в корнях слов. Правильно писать гласные о, ё после шипящих в словах. Развивать орфографическую грамотность.

    «Как устроен наш язык» (Синтаксис)

    51

    Упражнение в нахождении дополнений в предложении.

    Комбинированный

    Текущий.

    Применять полученные знания о дополнении и его значении в предложении. Сравнивать, какими членами предложения являются формы одного слова. Разбирать предложения по членам предложения. Решать проблемную задачу.

    «Правописание»

    52

    Правописание букв о, ё после шипящих в корне слова.

    Комбинированный

    Текущий.

    Классифицировать слова и писать буквы о, ё после шипящих в корне слова.

    «Развитие речи»

    53

    Обучение написанию писем.

    Комбинированный

    Текущий.

    Объяснять значение фразеологизмов. Корректировать текст с избыточным употреблением фразеологизмов.

    Резервные уроки

    54

    Текущая контрольная работа «Простое предложение. Члены простого предложения».

    Проверка и контроль ЗУН

    Текущая контрольная работа

    Применять знания, полученные в ходе изучения темы. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Как устроен наш язык» (Синтаксис)

    55

    Работа над ошибками. Однородные члены предложения.

    Комбинированный

    Текущий.

    Корректировать свои действия. Познакомиться с понятием однородные члены предложения. Находить в предложении однородные члены и определять, какими членами предложения они являются.

    «Правописание»

    56

    Обозначение звука [ы] после звука [ц].

    Комбинированный

    Текущий.

    Сопоставлять звуковую и буквенную запись слов. Работать со словарями. Применять алгоритм правила, классифицировать слова.

    «Как устроен наш язык» (Синтаксис)

    57

    Однородные члены предложения. Словарный диктант.

    Комбинированный

    Словарный диктант.

    Записывать предложения с однородными членами с помощью схем и по схемам составлять предложения. Ознакомиться с союзами: и, а, но, да, или. Безошибочно писать слова из словаря.

    «Правописание»

    58

    Знаки препинания при однородных членах предложения.

    Комбинированный

    Текущий.

    Формулировать правило. Ставить знаки препинания в предложении с однородными членами. Писать текст под диктовку.

    Резервные уроки

    59

    Текущий диктант «Правописание слов, образованных сложением; о-ё после шипящих; [ы] после ц.»

    Контрольный

    Текущий диктант

    Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Развитие речи»

    60

    Работа над ошибками. Правила написания писем.

    Тренировочный

    Текущий.

    Корректировать свои действия. Логически выражать свои мысли. Писать письма с опорой на текст. Творчески подходить к выполнению самостоятельной работы.

    «Как устроен наш язык» (Синтаксис)

    61

    Разбор предложений с однородными членами

    Комбинированный

    Текущий.

    Правильно писать предложения с однородными членами, связанными союзами и интонацией.

    «Правописание»

    62

    Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

    Комбинированный

    Текущий.

    Наблюдать над пунктуацией при однородных членах, соединенных союзами. Анализировать схемы. Правильно переносить слова.

    «Как устроен наш язык» (Синтаксис)

    63

    Однородные члены предложения

    Комбинированный

    Текущий.

    Логически и абстрактно мыслить, опираясь на языковые единицы. Выделять грамматические основы в предложениях. Устанавливать связь между однородными членами предложения. Исправлять ошибки в употреблении однородных членов.

    Резервные уроки

    64

    Списывание «Правописание слов, образованных сложением; о-ё после шипящих; [ы] после ц.».

    Тренировочный

    Списывание

    Применять алгоритм списывания. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Правописание»

    65

    Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

    Комбинированный

    Текущий.

    Применять алгоритм правописания буквы ё после шипящих в корне слова. Уметь исправлять ошибки, доказывать постановку знаков препинания. Конструировать предложения.

    «Развитие речи»

    66

    Правила написания писем.

    Комбинированный

    Текущий.

    Правильно подписывать точный адрес на конверте.

    Резервные уроки

    67

    Повторение фонетики и состава слова. Словарный диктант.

    Комбинированный

    Словарный диктант.

    Применять алгоритм разбора слов по составу, выполнения фонетического анализа слова. Грамотно писать словарные слова.

    «Правописание»

    68

    Повторение правил правописания.

    Комбинированный

    Текущий.

    Классифицировать родственные слова. Сопоставлять звуковую и буквенную запись слов. Конструировать предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания. Развивать орфографическую зоркость.

    Резервные уроки

    69

    Итоговый диктант за I полугодие «Орфограммы, изученные в I-II четвертях 3-го класса».

    Контрольный

    Итоговый диктант

    Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    70

    Работа над ошибками. Части речи.

    Комбинированный

    Текущий.

    Корректировать свои действия. Классифицировать слова по значению.

    71

    Самостоятельные и служебные части речи.

    Комбинированный

    Текущий.

    Наблюдать над самостоятельными и служебными частями речи. Формулировать правило. Уметь разбирать слова по образцу.

    «Развитие речи»

    72

    Повторение. Текст.

    Комбинированный

    Текущий.

    Подбирать заглавие текста, составлять план, сопоставлять тексты описания и повествования. Создавать собственный текст.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    73

    Имя существительное.

    Комбинированный

    Текущий.

    Классифицировать существительные  по вопросам и значениям.

    Резервные уроки

    74

    Итоговая контрольная работа за I полугодие

    Итоговый

    контроль

    Итоговая контрольная работа

    Применять знания, полученные в ходе изучения тем. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Правописание»

    75

    Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм.

    Комбинированный

    Текущий.

    Корректировать свои действия. Находить изученные орфограммы в словах. Развивать орфографическую зоркость. Конструировать предложения.

    «Развитие речи»

    76

    Правила написания изложения.

    Тренировочный

    Текущий.

    Обобщить сведения, необходимые для написания изложения.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    77

    Род имен существительных. Итоговый словарный диктант.

    Комбинированный

    . Итоговый словарный диктант.

    Определять род имён существительных. Безошибочно писать слова из словаря.

    78

    Закрепление. Род имен существительных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Определять род имён существительных. Запомнить, какого рода бывают неизменяемые существительные. Работать с толковым словарём.

    «Развитие речи»

    79

    Обучение написанию изложения.

    Тренировочный

    Текущий.

    Обогащать свою речь. Писать изложение текста-описания. Осуществлять взаимопроверку.

    «Правописание»

    80

    Повторение правописания.

    Комбинированный

    Текущий.

    Обобщать изученные орфограммы. Корректировать свои действия. Исправлять ошибки.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    81

    Число имён существительных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Обсуждать правило. Классифицировать имена существительные по числам. Определять число имен существительных в тексте.

    «Правописание»

    82

    Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Формулировать правило. Определять род имени существительного. Отработать алгоритм правописания ь после шипящих на конце имён существительных. Классифицировать слова по орфограммам.

    83

    Закрепление правописания мягкого знака после  шипящих на конце имен существительных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Применять алгоритм правописания ь после шипящих на конце имён существительных. Отгадать слово по его значению.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    84

    Число имён существительных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Определять род имён существительных во множественном числе.

    «Правописание»

    85

    Изменение имен существительных по числам.

    Комбинированный

    Текущий.

    Изменять имена существительные по числам. Делить слова на слоги. Применять алгоритм правописания слов с безударной гласной. Писать под диктовку.

    86

    Изменение имен существительных по числам. Закрепление.

    Комбинированный

    Текущий.

    Изменять имена существительные по числам. Познакомиться с изменением существительных, оканчивающихся на -мя.

    «Развитие речи»

    87

    Обучение написанию изложения. Словарный диктант.

    Тренировочный

    Словарный диктант.

    Анализировать и корректировать текст. Составлять план и записывать часть текста по плану. Безошибочно писать слова из словаря.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    88

    Изменение имён существительных по падежам.

    Комбинированный

    Текущий.

    Знакомиться с понятием «изменение слова по падежам». Решать проблемные задачи.

    89

    Падеж имён существительных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Знакомиться с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении.

    90

    Закрепление падежей имён существительных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Ознакомиться с понятием «косвенный падеж». Сопоставлять слова в форме И. и В. падежей.

    «Правописание»

    91

    Слова с удвоенными согласными в корне слова.

    Комбинированный

    Текущий.

    Анализировать языковой материал. Классифицировать слова.

    Резервные уроки

    92

    Текущая контрольная работа «Части речи, род и число имен существительных».

    Контрольный

    Текущая контрольная работа

    Применять знания, полученные в ходе изучения темы. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Развитие речи»

    93

    Работа над ошибками. Правила написания писем.

    Комбинированный

    Текущий.

    Корректировать свои действия. Анализировать текст и излагать содержание от первого лица.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    94

    Падеж имён существительных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Различать падежные и синтаксические вопросы к слову. Находить слова в Р.п., ставить слова в форму определённого падежа.

    «Правописание»

    95

    Правописание суффикса -ок- в именах существительных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксах. Составлять слова по заданной модели.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    96

    Изменение имён существительных по падежам.

    Комбинированный

    Текущий.

    Ставить слова в форму Т.п. Находить слова в форме Т.п. Работать в парах.

    «Правописание»

    97

    Правописание суффиксов -ец- и -иц- и сочетаний -ичк- и -ечк-. Словарный диктант.

    Комбинированный

    Текущий.

    Анализировать языковой материал. Формулировать выводы. Заменять звуковую запись на буквенную, составлять слова по моделям. Безошибочно писать слова из словаря.

    «Развитие речи»

    98

    Работа с текстом.

    Комбинированный

    Текущий.

    Работать с текстом учебника. Различать текст-описание и текст-повествование.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    99

    Склонение имён существительных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Наблюдать за употреблением языкового материала в письменной и устной речи. Формировать понятие «склонение». Классифицировать существительные по склонениям.

    «Правописание»

    100

    Правописание сочетаний -инк- и -енк-.

    Комбинированный

    Текущий.

    Применять алгоритм написания слов с сочетаниями -инк-, -енк-. Составлять слова по заданным моделям.

    Резервные уроки

    101

    Списывание «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных; удвоенные согласные в словах; суффиксы имен существительных».

    Контрольный

    Списывание «

    Применять алгоритм списывания. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    102

    Склонение имен существительных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Определять склонение имён существительных, стоящих в косвенных падежах.

    «Правописание»

    103

    Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.

    Комбинированный

    Текущий.

    Работать по таблице. Объяснять выбор безударного падежного окончания существительного.

    «Развитие речи»

    104

    Работа с текстом.

    Тренировочный

    Текущий.

    Индивидуально работать с текстом: пересказывать, составлять и записывать план.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    105

    Склонение имён существительных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Решать проблемные задачи. Наблюдать над формой Р.п. некоторых имён существительных и записывать их в соответствии с нормой.

    «Правописание»

    106

    Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.

    Комбинированный

    Текущий.

    Осуществлять взаимопроверку. Применять алгоритм применения правила правописания безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    107

    Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Словарный диктант.

    Комбинированный

    Словарный диктант.

    Знать понятия «одушевлённые и неодушевлённые существительные». Классифицировать слова. Работать в парах. Безошибочно писать слова из словаря.

    «Правописание»

    108

    Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения

    Комбинированный

    Текущий.

    Анализировать языковой материал. Работать с таблицей. Развёрнуто объяснять выбор безударного падежного окончания.

    Резервные уроки

    109

    Текущий диктант «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных; удвоенные согласные в словах; суффиксы имен существительных».

    Самостоятельная работа

    Текущий диктант

    Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Развитие речи»

    110

    Работа над ошибками. Обучение написанию изложения.

    Комбинированный

    Текущий.

    Корректировать свои действия. Пересказывать от первого лица, корректировать готовый план текста.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    111

    Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

    Комбинированный

    Текущий.

    Классифицировать слова и самостоятельно работать над упражнениями. Осуществлять самопроверку и самооценку.

    «Правописание»

    112

    Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения.

    Комбинированный

    Текущий.

    Применять алгоритм правописания безударных окончаний имён существительных 2-го склонения.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    113

    Имена существительные собственные и нарицательные.

    Комбинированный

    Текущий.

    Различать существительные собственные и нарицательные. Классифицировать слова. Решать проблемные задачи.

    «Правописание»

    114

    Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.

    Комбинированный

    Текущий.

    Наблюдать над особенностями обозначения звука [о] после шипящих и ц в окончаниях имён существительных. Применять правило.

    Резервные уроки

    115

    Тест «Род, число, падеж, склонение имен существительных».

    Контрольный

    Тест

    Применять знания, полученные в ходе изучения темы. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Развитие речи»

    116

    Работа над ошибками. Обучение написанию изложения. Словарный диктант.

    Комбинированный

    Текущий.

    Корректировать свои действия. Соблюдать порядок действий при написании изложения. Работать в парах. Безошибочно писать слова из словаря.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    117

    Способы образования имён существительных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Вспомнить, что такое словообразование. Анализировать слова. Классифицировать слова по способу образования.

    «Правописание»

    118

    Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения

    Комбинированный

    Текущий.

    Развёрнуто объяснять выбор безударного падежного окончания. Работать с таблицей.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    119

    Способы образования имён существительных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Решать проблемные задачи. Образовывать имена существительные разными способами при помощи тренировочных упражнений.

    «Правописание»

    120

    Закрепление правописания безударных окончаний имён существительных 3-го склонения

    Комбинированный

    Текущий.

    Применять алгоритм правописания безударных окончаний имён существительных 3-го склонения.

    Резервные уроки

    121

    Итоговый диктант «Орфограммы, изученные в III четверти 3-го класса».

    Контрольный

    Итоговый диктант

    Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Развитие речи»

    122

    Работа над ошибками. Обучение написанию изложения.

    Комбинированный

    Текущий.

    Корректировать свои действия. Анализировать и корректировать текст.

    Резервные уроки

    123

    Повторение фонетики и состава слова.

    Комбинированный

    Текущий.

    Применять алгоритм разбора слов по составу, выполнения фонетического анализа слова.

    Резервные уроки

    124

    Итоговая контрольная работа «Род, число, падеж, склонение, имен существительных; существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные».

    Контрольный

    Итоговая контрольная работа

    Применять знания, полученные в ходе изучения тем. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Правописание»

    125

    Работа над ошибками. Повторение правописания безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения. Итоговый словарный диктант.

    Комбинированный

    Итоговый словарный диктант.

    Корректировать свои действия. Применять алгоритм правописания безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения. Безошибочно писать слова из словаря.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    126

    Имя прилагательное.

    Комбинированный

    Текущий.

    Коллективно обсуждать вопросы, связанные с изучением имени прилагательного. Классифицировать имена прилагательные, устанавливать связь между прилагательными и существительными.

    «Правописание»

    127

    Правописание окончаний имён существительных множественного числа.

    Комбинированный

    Текущий.

    Наблюдать над окончаниями имен существительных. Применять алгоритм правописания окончаний имён существительных множественного числа.

    «Развитие речи»

    128

    Повторение. Работа с текстом.

    Комбинированный

    Текущий.

    Восстанавливать порядок предложений в тексте. Подбирать заголовок, составлять план.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    129

    Имя прилагательное.

    Комбинированный

    Текущий.

    Решать проблемные задачи. Обсуждать правило, определять род, число и падеж имён прилагательных. Наблюдать над склонением имен прилагательных.

    «Правописание»

    130

    Повторение правописания безударных окончаний имен существительных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Наблюдать над формой слова. Классифицировать слова по орфограммам. Развивать орфографическую зоркость. Иправлять ошибки.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    131

    Имя прилагательное.

    Комбинированный

    Текущий.

    Работать в коллективе. Наблюдать над именами прилагательными. Находить имена прилагательные в роли сказуемого.

    «Правописание»

    132

    Правописание окончаний имён существительных на -ий,-ия,-ие.

    Комбинированный

    Текущий.

    Работать с таблицей. Формулировать правило.

    133

    Упражнение в правописании окончаний имён существительных на -ий,-ия,-ие.

    Комбинированный

    Текущий.

    Применять алгоритм правописания слов, оканчивающихся на -ий, -ия, -ие. Классифицировать имена существительные. Развивать орфографическую зоркость.

    134

    Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных

    Комбинированный

    Текущий.

    Формулировать и обсуждать правило. Применять алгоритм правописания безударных окончаний имён существительных.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    135

    Качественные имена прилагательные.

    Комбинированный

    Текущий.

    Наблюдать над значением имен  прилагательных. Сравнивать признаки предмета. Рассмотреть степени сравнения имён прилагательных.

    136

    Закрепление. Качественные имена прилагательные.

    Комбинированный

    Текущий.

    Различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним. Образовывать прилагательные с приставкой не-, с суффиксами -оват-, -еват-, -оньк-, -еньк-.

    «Развитие речи»

    137

    Изложение с элементами сочинения.

    Тренировочный

    Текущий.

    Анализировать текст, создавать текст-рассуждение, самостоятельно писать текст по данному плану.

    «Правописание»

    138

    Правописание окончаний имён прилагательных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Работать с таблицей. Формулировать правило. Изменять имена прилагательные по падежам.

    «Развитие речи»

    139

    Обучение написанию изложения. Словарный диктант.

    Комбинированный

    Словарный диктант.

    Анализировать текст, составлять план, письменно пересказывать текст с элементами сочинения. Грамотно писать слова из словаря.

    «Правописание»

    140

    Правописание окончаний имён прилагательных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Группировать слова по орфограммам. Исправлять ошибки в написании окончаний имён прилагательных.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    141

    Краткая форма качественных прилагательных.

    Комбинированный, повышенной сложности

    Текущий.

    Познакомиться с понятием краткой формы качественных имен прилагательных. Наблюдать над языковым материалом в устной и письменной речи. Работать с текстом.

    «Правописание»

    142

    Правописание окончаний имён прилагательных.

    Комбинированный,

    Текущий.

    Работать с таблицей учебника. Классифицировать слова с буквами о и е в окончании.

    Резервные уроки

    143

    Списывание «Орфограммы, изученные в 3 классе».

    Комбинированный,

    Списывание

    Применять алгоритм списывания. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Развитие речи»

    144

    Правила написания сочинений.

    Тренировочный

    Текущий.

    Различать сочинение и изложение. Анализировать текст. Подбирать заголовки. Исправлять нарушения в тексте.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    145

    Относительные имена прилагательные.

    Комбинированный

    Текущий.

    Классифицировать имена прилагательные, которые имеют или не имеют степени сравнения.

    «Правописание»

    146

    Правописание относительных имён прилагательных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Классифицировать слова с -н-, -нн-.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    147

    Образование относительных имён прилагательных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Наблюдать над языковым материалом. Образовывать относительные прилагательные разными способами.

    Резервные уроки

    148

    Тест «Орфограммы, изученные в 3 классе».

    Контрольный

    Тест

    Применять знания, полученные в ходе изучения курса. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Правописание»

    149

    Работа над ошибками. Правописание относительных имён прилагательных. Словарный диктант.

    Комбинированный

    Текущий.

    Корректировать свои действия. Образовывать слова по схеме. Классифицировать слова с суффиксами -ов-, -ан-, -ян-, -енн-. Безошибочно писать слова из словаря.

    «Развитие речи»

    150

    Правила написания сочинений.

    Тренировочный

    Текущий.

    Анализировать текст, обсуждать план. Творчески создавать собственный текст.

    «Правописание»

    151

    Сочинение на тему «Моя история»

    Комбинированный

    Сочинение

    Работать с толковым словариком. Классифицировать качественные и относительные прилагательные.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    152

    Притяжательные имена прилагательные.

    Комбинированный

    Текущий.

    Наблюдать над разрядами имен прилагательных. Различать качественные и относительные прилагательные. Формулировать правило о притяжательных прилагательных.

    «Правописание»

    153

    Правописание притяжательных имён прилагательных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Применять алгоритм правописания суффиксов притяжательных имен прилагательных. Повторять знаки препинания в предложениях.

    «Развитие речи»

    154

    Составление текста по его части

    Закрепление знаний, умений и навыков

    Текущий.

    Восстанавливать цельность текста. Выбирать и обсуждать подходящее по смыслу начало текста.

    Резервные уроки

    155

    Повторение фонетики и состава слова.

    Закрепление знаний, умений и навыков

    Текущий.

    Образовывать относительные имена прилагательные разными способами. Применять алгоритм разбора слов по составу, выполнения фонетического анализа слова.

    «Правописание»

    156

    Правописание краткой формы качественных имён прилагательных.

    Комбинированный

    Текущий.

    Образовывать краткую форму

    имён прилагательных. Коллективно формулировать и отрабатывать правило.

    Резервные уроки

    157

    Текущая контрольная работа «Имя прилагательное и его грамматические признаки».

    Контрольный

    Текущая контрольная работа

    Применять знания, полученные в ходе изучения темы. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    158

    Работа над ошибками. Местоимение.

    Комбинированный

    Текущий.

    Корректировать свои действия. Коллективно обсуждать вопросы, связанные с изучением местоимения. Находить местоимения в тексте.

    «Развитие речи»

    159

    Работа с текстом. Словарный диктант.

    Комбинированный

    Текущий.

    Индивидуально выполнять   задание по выбору. Подбирать начало текста. Безошибочно писать слова из словаря.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    160

    Личные местоимения.

    Комбинированный

    Текущий.

    Находить в устной и письменной речи местоимения и слова, которые они заменяют в тексте. Анализировать таблицу учебника. Конструировать текст.

    Резервные уроки

    161

    Итоговый диктант «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 3-м классе».

    Контрольный

    Итоговый диктант

    Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    162

    Работа над ошибками. Закрепление. Личные местоимения.

    Комбинированный

    Текущий.

    Корректировать свои действия. Находить личные местоимения, изменять местоимения по падежам. Работать с таблицей учебника.

    «Правописание»

    163

    Правописание местоимений с предлогом.

    Комбинированный

    Текущий.

    Применять алгоритм написания местоимений с предлогами.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    164

    Итоговая контрольная работа «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 3-м классе».

    Контрольный

    Итоговая контрольная работа

    Применять знания, полученные в ходе изучения курса. Осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    165

    Работа над ошибками. Изменение местоимений.

    Комбинированный

    Текущий.

    Корректировать свои действия. Наблюдать над изменением местоимений по падежам. Определять грамматические признаки местоимения.

    Резервные уроки

    166

    Правописание местоимений.

    Комбинированный

    Текущий.

    Применять алгоритм написания местоимений с предлогами и без предлогов. Выявлять у местоимений изменяемые и неизменяемые признаки.

    167

    Повторение правописания. Итоговый словарный диктант.

    Комбинированный

    Итоговый словарный диктант.

    Самостоятельно работать в орфографической тетради. Безошибочно писать слова из словаря.

    «Как устроен наш язык» (Морфология)

    168

    Изменение местоимений.

    Комбинированный

    Текущий.

    Классифицировать местоимения. Применять алгоритм написания местоимений с предлогами.

    169

    Повторение признаков имени существительного.

    Комбинированный

    Текущий.

    Самостоятельно работать в орфографической тетради.

    170

    Повторение признаков имени прилагательного.

    Комбинированный

    Текущий.

    Самостоятельно работать в орфографической тетради.

    1. Требования к уровню подготовки учащихся.

                                                               

    К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

    различать:

    • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
    • виды предложения по цели высказывания и интонации;
    • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
    • предложения с однородными членами;

    выделять, находить:

    • грамматическую основу простого двусоставного предложения;
    • в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

    Получат возможность научиться решать практические задачи:

    • проводить фонетический анализ слова и разбора слова по составу;
    • характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
    • составлять план текста (при помощи учителя);

    применять правила правописания:

    • падежных окончаний имён существительных;
    • суффиксов имён существительных -онок- (-ёнок-), -ек-, -ик-, ост(ь)-;
    • падежных окончаний имён прилагательных;
    • словарных слов, определённых программой;

    постановки знаков препинания при однородных членах предложения

    1. Критерии и нормы оценки знаний, умения и навыков учащихся.

    Особенности контроля тесно связаны с построением курса русского языка. Основные принципы отбора содержания и его методического построения: дифференцированный подход к изучению русского языка (созданий условий для выбора заданий, посильных для учащихся); разноуровневость обучения с учётом индивидуальных особенностей школьников (при единой познавательной  цели языковой материал различается разной ступенью трудности); обеспечение предпосылок для личносто-ориентированного обучения (к достижению единой цели учащиеся идут разными, индивидуальными путями). Этими методическими идеями обусловлены принципы контролирующе-оценочной деятельности:

    1. Принцип «блокового» контроля – все письменные работы по русскому языку рекомендуется проводить по блокам.
    2. Принцип дифференциации
    3. Принцип выбора – наличие в контрольных работах дополнительных заданий ставит ученика в ситуацию выбора: получить или не получить дополнительную оценку, попробовав свои силы при выполнении нестандартных творческих заданий.

    Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводятся в форме письменных работ: контрольных работ (текущих, итоговых), тестовых заданий.

    диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений.

    Инструментарий для оценивания результатов.

    Контрольная работа – проводятся несколько раз в год сразу после изучения крупных тем программы, а также в конце четверти, года с целью проверки выполнения требований школьной программы за истекший период  работы.

    При оценке контрольной работы учитывается правильность её выполнения. Исправления ученика не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не влияет на отметку. За выполнения контрольной работы ставятся следующие отметки:

    «5» - безошибочное выполнение всех заданий.

    «4» - ученик выполнил правильно не менее  ¾  всех заданий.

    «3» - если ученик выполнил менее ½ заданий.

    «2» если ученик не справился с большинством заданий.

    Тестовые задания  - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности уме ния использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. Задание считается выполненным правильно, если ученик поставил крестик рядом со всеми верными ответами. За правильное выполнение теста выставляется 1 балл (ученик нашёл и отметил все правильные ответы). Если ученик отметил не все правильные ответы, то задание считается невыполненным и за него выставляется 0 баллов. Ученик также получает 0 баллов, если найдя все верные ответы, он пометил один или несколько неверных. Отметки за выполнение теста:

    «5» - если ученик набрал 13-14 баллов.

    «4» - если ученик набрал 10-12 баллов.

    «3» - если ученик набрал 7-9 баллов.

    «2» - если ученик набрал 7 (от 0 до 6 баллов).

    Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Объём текста для диктанта во 2 классе – 20-40 слов. Учитель ошибки  в диктанте не исправляет, а лишь подчёркивает слова, в котором они встретились. За диктант выставляется одна отметка:

    «5» - если в диктанте нет ошибок.

    «4» - если допущено не более двух ошибок.

    «3» - если допущено не более четырёх ошибок.

    «2» - если допущено пять и более ошибок.

    Учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду:

    1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку.
    2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считается как две ошибки.

    Орфографическое задание оценивается так:

    «5» - за полностью выполненное задание без ошибок.

    «4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке.

    «3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное задание, но при двух ошибках.

    «2» - за невыполненное задание.

    Ошибкой считается:

    1. нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
    2. неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, т. е словарные);
    3. отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения); отсутствие точки не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

    Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических яв лений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

    Контрольное списывание, как и диктат, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных пра вил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, об наруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

    Оценивание списывания:

    «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

    «4» - за работу, в которой одно-два исправления или одна ошибка.

    «3» - за работу, в которой две-три ошибки.

    «2» -  за работу, в которой четыре ошибки и более.

    Словарный диктант – в него включены слова с непроверяемыми написаниями. Количество слов в словарных диктантах во 2 классе не должно быть менее 8 слов и превышать 10 слов. Оценивание словарного диктанта:

    «5» - за работу без ошибок.

    «4» - за работу, в которой одна ошибка.

    «3» - за работу, в которой две ошибки,

    «2» - за работу,  в которой три-пять ошибок.

    Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и пере давать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Объём текста для изложения во 2 классе 30-45 слов (ответы на вопросы).

    Оценивание изложения:

    «5» -  правильно и последовательно (без пропусков сущест венных моментов) воспроизведено содержание авторско го текста;  нет фактических ошибок;  правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

     «4» - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;  имеются незначительные нарушения последователь ности изложения мыслей;  имеются отдельные фактические и речевые неточ ности (допускается не более трех речевых недочетов в со держании и построении текста).

    «3» - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложе ния мыслей;  есть недочеты в построении предложений и употреб лении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

    «2» - допущено существенное искажение авторского тек ста (упущены важные события, отсутствует главная часть);  много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

    Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

    Ошибки:

    1. нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних      букв в словах;
    2. неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
    3. отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
    4. наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
    5. существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произве дения;
    6. отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
    7. употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

    Недочеты:

    1. отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
    2. отсутствие «красной» строки;
    3. неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
    4. незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

    1. Перечень учебно-методического обеспечения.

              Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Учебно-методический комплект  допущен Министерством образования РФ.

    Методические и учебные пособия.

    Учебники:

    1. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.  Ч. 1 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 196 с.: ил. ( Начальная школа XXI века).
    2. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.  Ч. 2  / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160 с.: ил. ( Начальная школа XXI века).

    Учебник включён в федеральный перечень. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования  (2004 г).  Рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

    Рабочие тетради:

    1. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений  /М.И. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.-96 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
    2. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений  / М.И. Кузнецова - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.-96 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

    Наличие методических пособий для учителя:

    1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.-176 с.
    2. Иванов С.В., Кузнецова М.И.  Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. -  М.: Вентана – Граф, 2008. -448 с. - (Начальная школа XXI века).

     

    1. График контрольных работ

    Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов (34 недели по 5 часов в неделю), в том числе: 24 текущих контрольных работы (4 списывания, 3 диктанта, 4 контрольных работы, 13 словарных диктантов); и 14 итоговых контрольных работ (4 диктанта, 4 контрольных работы, 2 теста, 4 словарных диктанта).

    Вид контрольной работы

    1 четверть

    2 четверть

    3 четверть

    4 четверть

    год

    Текущая контрольная работа

    1

    1

    1

    1

    4

    Текущий диктант

    1

    1

    1

    3

    Списывание

    1

    1

    1

    1

    4

    Тест

    1

    1

    2

    Словарный диктант

    3

    3

    4

    3

    13

    Итоговая контрольная работа

    1

    1

    1

    1

    4

    Итоговый диктант

    1

    1

    1

    1

    4

    Итоговый словарный диктант

    1

    1

    1

    1

    4

    Итого:

    9

    9

    11

    9

    38


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку 2 класс Гармония Фгос

    В программе представлено подробное тематическое планирование, а также контрольно-измерительные материалы....

    рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС

    рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС...

    Рабочая программа по русскому языку 2 класс ПНШ ФГОС

    Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе авторской программы по русскому языку М.Л. Каленчук, ООП МБОУ "С...

    Рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС

    Рабочая  программа  по  УМК  "Начальная  школа  21  века"  под  ред.  Н.Ф.Виноградовой,  по  ФГОС...

    Рабочая программа по русскому языку 3 класс по ФГОС

    Рабочая программа по русскому языку  3 класс  с   УУД...

    Рабочая программа по русскому языку 1 класс по ФГОС . УМК «Гармония» 2013-2014 уч год

    Рабочая программа по курсу «Русский язык» на 2013– 2014 учебный год 1 класс. Образовательная система: «Гармония»...

    Рабочая программа по русскому языку 4 класс по ФГОС

    Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования для 4 клааса по ФГОС...