"Твердые и мягкие согласные звуки"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Аввакумова Раиса Михайловна

Технологическая карта урока "Твердые и мягкие согласные звуки", русский язык, 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tverdye_i_myagkie_soglasnye_zvuki.docx443.34 КБ

Предварительный просмотр:

Аввакумова Р.М.,

учитель начальных классов МБОУ ООШ №19,

г.-к. Геленджик

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 1-ом классе на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Тип урока:

 Открытие новых знаний

Авторы УМК

УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкина, М.Н.Дементьева, Н.А.Стефаненко

Цели урока:

Сформировать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

использовать знаковые символы при составлении звуковых схем;  наблюдать и сравнивать согласные звуки;

Личностные:

- воспитывать любовь к родному языку;

- работать в паре по предложенному учителем плану;

- учить проводить самооценку  деятельности.

 Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель  деятельности с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-учить выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения

-уметь проверять правильность выполнения задания  по эталону

-формулировать связный ответ на поставленный вопрос.

- упражнять в применении  правил поведения  и общения в паре.

Предметные:

-  научить различать согласные звуки мягкие и твердые;

-  познакомить со способами обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами;

-  формировать умение моделировать звуковые схемы слов;

- формировать орфографическую зоркость.

Оборудование:

 Интерактивная доска, учебник.

Образовательные ресурсы:

 Презентация, раздаточный материал

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать благоприятную рабочую обстановку.

 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель:

- актуализировать имеющиеся знания;

-зафиксировать затруднение, связанное с «незнанием».

- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
 

- Сегодня мы будем продолжать познавать тайны русского языка.

- Поиграем в слова. Подумайте, сколько слов в квадратах? Запишите их. (Слайд 1.)

              У                              А

    Л              К            М     Я      Л

              Ю                             Е    

- Можно ли их при письме переносить с одной строки на другую?

- Какими звуками они различаются?

- Чем ещё отличаются эти слова? Объясните значения слов лук и люк.

-Разделите их на две группы.

- Запишите их в два столбика.

- Придумайте свои слова, изменив в квадратах только букву гласного звука. Дополните столбики своими словами.

1. Задание на пробное действие.

-Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь, продолжив столбики: (Слайд 2.)

1) Поверчу волшебный круг –

    И меня услышит друг.  

                                        (Телефон.)

2) Золотая голова велика, тяжела.

    Золотая голова отдохнуть прилегла.

   Голова велика, только шея тонка.

                                           (Тыква.)

3) Мордочка усатая,
   Шубка полосатая,
   Часто умывается,
   За хвостом гоняется.

                                       (Кот.)

4) Рассекет океан,
    Из спины живой фонтан!
    Страшен и огромен он,
    Но ест крошечный планктон.

                                         (Кит.)

2. Рефлексия выполненного задания.

- Какие отгадки вы записали в первый столбик, а какие во второй?

- Посмотрите на экран, все выполнили задание верно?     (Слайд 3.)             

Эмоциональный настрой на урок.

Запись в тетрадях слов: лук, люк, мал, мял, мел.

 

Нельзя, потому что…..

- В словах лук, мал первые звуки твёрдые, а в словах люк, мял, мел первые звуки мягкие.

Учащиеся высказывают предположения:

1. Лук, люк; Мал, мял, мел.

2. Лук, мал; Люк, мял, мел.

Запись в тетрадях.    

Возможные ответы: лик, лак, мёл, мил,  мыл.

Лук,               Люк,

лак,                мял

мал,                мел,

тыква,            телефон,

кот.                кит.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

 -ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 - уметь определять уровень усвоения учебного материала.

   

Личностные УУД:

 - формируем умение  выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-  формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 -оценивать содержание учебного материала

 -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 -работать по предложенному плану, инструкции;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- формируем умение работать в группе.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель:

- организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.

- Почему не все правильно распределили слова по столбикам?

- Какие слова записали неправильно?

- Назовите первый звук в слове, в котором допустили ошибку.

-Какой это звук?

Возможные предположения учащихся.

Ответы учащихся.

- Мягкий/твёрдый согласный звук.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

- построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.  

- Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

- Кто может озвучить тему сегодняшнего урока?

(Учитель записывает тему урока на доске.)

- Какую цель вы поставите сегодня на уроке перед собой? (Слайд 4.)

- Научиться распознавать в слове мягкие и твёрдые согласные звуки.

- Правильно обозначать в письме мягкость согласных звуков.

-Твёрдые и мягкие согласные звуки.

5. Реализация построенного проекта

Цель:

- реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.

- Откройте учебники на страницу 81, найдите упражнение 1. Прочитайте, найдите слова с выделенными буквами. Объясните их значение.

- Спишите одно предложение по выбору.

- Выполните взаимопроверку выполненной работы.  Оцените результат работы товарища на полях по критериям: без ошибок – знак +,   1-2 ошибки – знак + -, больше 2 ошибок –  знак минус.

- Кто доволен  своими  результатами работы?

- Кто не доволен? Почему? Над чем нужно поработать?

-Найдите в стихотворении слово апрель. Произнесите по порядку все согласные звуки в этом слове.

- Какие звуки мягкие?  Какой звук твёрдый?

- Что вы заметили?

Учащиеся выразительно читают стихотворение З. Александровой, объясняют значения слов ель, сосна, апрель, капель, лес, весна.

Учащиеся списывают предложение.

Индивидуальная работа

 Взаимопроверка, оценка результата.

Дети произносят звуки [п], [рʼ], [лʼ].

- Звуки [рʼ], [лʼ] мягкие, звук [п] твёрдый.

- Мягкость звука [рʼ] обозначена в письме гласной е, а мягкость звука [лʼ] обозначает мягкий знак.

Предметные:

Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки.

Распознавать модели условныхобозначений твёрдых и мягких согласных [м̓], [м].

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Определять «работу» букв и, е, ё, ю, я, ьпосле согласных в слове.

Объяснять, как обозначена на письме твёрдость-мягкость согласного звука.

Физминутка

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Музыкальная (Рефлексия)

(Слайд 5.)

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель:

- применение новых знаний в типовых заданиях

- Найдите в учебнике упражнение 3 на странице 82.

Прочитайте пары слов и найдите в каждой паре выделенные буквы.

                                                                           

    рад             воз           лук             мыл

    ряд            вёз           люк             мил

- Произнесите звуки, которые они обозначают. Что вы заметили?

- Какие буквы гласных звуков обозначают твёрдость согласных?

- Верно, поэтому эти буквы расположились на деревянной лавочке. (Слайд 6.)

- А какие буквы гласных звуков обозначают мягкость согласных?

- Эти буквы сидят на мягком диване, потому что они обозначают мягкость согласных. (Слайд 7.)

-Спиши слова, в которых первый звук – мягкий согласный.

Учащиеся читают пары, называют выделенные буквы.

Высказывания учащихся.

- Твёрдость согласных звуков обозначается буквами: А, О, У, Ы, Э.

- Мгкость согласных звуков обозначается на письме буквами:Я, Ё, Ю, И, Е и Ь (мягкий знак).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

- организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего  умения  применять новые знания.

Упражнение в подборе и написании слов, в которых есть мягкие и твёрдые согласные звуки.

Один учащийся выполняет упражнение у доски с объяснением, а остальные в тетрадях.

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель: 

- включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Упражнение в произнесении слов по их звуковым обозначениям

Игра «Найди пару»

На каждую парту раздаются 10 карточек: 5 карточек со словами и 5 со звуковым обозначением слов.

-Правильно подберите к словам их звуковые обозначения. Победит пара, выполнившая задание правильно и быстрее других. Работайте дружно, не мешая друг друга. Помните о правилах хорошей речи.

Учащиеся в паре подбирают к словам их звуковые обозначения.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности.

- Назовите тему урока.

- Какую цель вы перед собой ставили?

- Достигли ли мы этих целей?

-Где вы можете применить полученные знания?

-Твёрдые и мягкие согласные звуки.

- Научиться распознавать в слове мягкие и твёрдые согласные звуки.

- Правильно обозначать в письме мягкость согласных звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков"

Урок -КВН обучения грамоте по теме:  "Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных  звуков"...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: твердые и мягкие согласные звуки

Тема: твердые и мягкие согласные звукиТип урока: открытие новых знаний...

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы

Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме....

Дистанционное обучение. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Помощник по русскому языку. 1 класс. Дистанционное обучение для болеющих и отстающих учеников....

Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России

Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...