Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кудрявцева Анна Александровна

Технологическая карта по русскому языку "Имя прилагательное" 2 класс по программе "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл техкарта33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-б классе.

Тема урока: Имя прилагательное.

Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний  

Форма урока: урок-игра «Заседание в редакции журнала».

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном как о части речи, обозначающий признак предмета, отвечающей на вопросы: Какой?  Какая?  Какое? Какие?   закрепить   лексико – грамматические   признаки   прилагательных.

Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам. Создать условия для развития   познавательного   интереса   к   языку, организовать работу в группе;  формирования   орфографической   зоркости,   речевой   культуры,   мыслительных   процессов.  Способствовать воспитанию   нравственных   качеств   личности   и   эстетических   чувств.  

Ожидаемые результаты.

-Будут знать определение и вопросы имени прилагательного и уметь использовать их  в речи.

- Будут уметь изменять прилагательные по числам, и ед.ч. по родам.

- Приобретут умение работать в группах, научатся в процессе исследовательской беседы определять тему, будут использовать взаимооценивание и самооценивание.

- Будут понимать важность работы в сотрудничестве .

Оборудование: презентация, сигнальные карточки, таблички, экран, проектор, компьютер.

На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:

• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);

• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);

• проблемное обучение (частично – поисковое).

№ п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Организационный момент

1 мин.

-Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

-Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей.

Приветствие учителя и гостей.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2

Мотивация учебной деятельности учащихся.

3 мин.

-Сегодня мы готовим к выпуску страничку нашего классного журнала «Хочу всё знать!» под рубрикой «Весенняя»

С каким настроением  вы пришли сегодня?

–    Какую часть речи вы употребили?

–    Почему она так называется?

Чтобы  нам было весело и интересно, нужно  быть внимательным.

 

Настраиваются на урок.

Дети отвечают на вопросы.

-С весёлым, радостным, хорошим, бодрым, замечательным).

- Имя прилагательное.

-Это слово к чему-то прилагается, присоединяется.

 

Предметные:

- правильно выделять имена прилагательные из ряда слов.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

- обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3

Постановка цели и задач урока.

5 мин.

Итак, сформулируйте  тему  нашего заседания и его цель.

- В редакции могут работать только грамотные люди. Предлагаю пройти  тестирование.

ТЕСТ « Имя прилагательное».  

На слайдах будут появляться вопросы и 3 варианта ответа. Выбрав правильный ответ, вы поднимаете карточку А, Б или В.

1.Имена прилагательные отвечают на вопросы:

                             А) Кто? Что?

                             Б) Какой? Какая? Какое? Какие?

                             В) Что делать?

2.Имена прилагательные обозначают:

                               А)Предмет.

                               Б) Действие предмета;

                               В) Признак предмета.

3.Имена прилагательные употребляются в речи с:

                              А) Глаголами;

                              Б) Прилагательными;

                              В) Существительными;

4.Укажите имя прилагательное:

                                А) Холодает;

                                Б) Холод;

                                В) Холодный.

- Поздравляю, вы прошли испытания и все приняты на работу. Запишем число и тему нашего заседания.  

8 апреля. Имя прилагательное.

-Пишем  аккуратно, это качество очень нужно сотрудникам. Сядьте ровно и  не забывайте об осанке.

Итак, наш класс превращается в редакцию журнала «Хочу всё знать!», и мы начинаем заседание.                                                                                          

-Урок будет посвящен теме «Имя прилагательное». Мы будем обобщать знания об имени прилагательном – что обозначает, для чего используется в речи, как изменяется.

Дети поднимают карточку правильным ответом.

Предметные:

- распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

- задавать вопросы к именам прилагательным.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

4

Актуализация знаний. 5 мин.

-Сейчас мы проведем небольшую словарную работу. Я прочитаю загадки, вы  догадайтесь, о каком слове идет речь, затем запишите его в тетрадь.

А) Человек, который собирает информацию, готовит сообщения и материалы для газеты, журнала, радио или телевидения.

Б) Человек, который занят отбором и формированием печатных материалов, редактированием текстов, иногда авторской работой.

В) Это творческие личности, создающие различные произведения искусства.

У него есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что он …

- Что обозначают  все эти слова, которые  мы записали?

-Как шеф-редактор, я хочу набрать 3 группы, в каждой из которых будут журналисты, редакторы и художники.

Итак, мы будем работать в группах, давайте вспомним правила работы в группе.

1. Работать в группе дружно и активно.

2. Уметь слушать и уважать друг друга.

3. Внимательно относиться друг  к другу.

Журналист.

Редактор

Художник

Журналисты, редакторы, художники  - это всё профессии людей, создающих журнал.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

5

Обобщение и систематизация знаний.8 мин.

- Имя прилагательное называют самой живой и красивой частью речи. Почему?

-Прилагательное по частоте употребления занимают третье место после глагола и после существительных.

Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, прилагательных около 2300.

На слайде -  стихотворение С. Есенина «Черемуха». Настя нам его выразительно прочитает. А теперь выполним задание: 1 группа – найдет в тексте 1 предложение и выпишет из него имена прилагательные  в тетрадь с вопросами. 

2 группа  найдет в тексте 2 предложение и выпишет из него имена прилагательные  в тетрадь с вопросами. 3 группа - найдет в тексте 3 предложение и выпишет из него имена прилагательные  в тетрадь с вопросами. 

С.Есенин   Черёмуха

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Проверка.

-Значение всех слов вам понятно? У нас возникла проблема. Давайте её решать.

- У вас на столах лежат толковые словари.  Находим  значение слов. 1 группа работает со словом «медвяная», 2 группа – со словом «пряная» и 3 – «гремучая».

Проверка.

-Она украшает нашу речь, делает выразительной, богатой.

- Прилагательное передает красоту, помогает услышать звуки, увидеть цвет, указывает на описание…

-Выполнение задания детьми письменно. Выделение прилагательных из текста с опорой на известные ученикам вопросы.

Роса медвяная  - липкая сладкая жидкость, встречающаяся на листьях вербы, орешника, клёна, дуба, ясеня, плодовых деревьев и других растений.

Зелень пряная - это большая семья пряно-ароматических растений, которые делают пищу полезнее и вкуснее ( майоран, тимьян, орегано, мята, розмарин, эстрагон и другие).

Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки.

Предметные:

- уметь определять, значение имён прилагательных;

- учиться выяснять значение новых слов;

- учиться находить связь между существительным и прилагательным.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные УУД

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

6

Физминутка.  

1 мин.

«Как живешь?»

Как живёшь? 
Вот так! (Показывать.) 
Как идёшь? 
Вот так! 
А бежишь? 
Вот так! 
Ночью спишь? 
Вот так! 
Как грозишь? 
Вот так! 
А молчишь? 
Вот так!

Пальчиковая гимнастика. «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем-трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим-солим,

Имитировать посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем-жмем.

Сжимать и разжимать пальцы.   

7

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 11 мин.

Работа в группах.

-Ребята, скажите, пожалуйста, а  какие журналы вы любите читать? О, да вы разносторонне развитые сотрудники. А какая страничка вам особенно нравится?

- Попробуем разгадать «Путаницу». Верните прилагательные на свое место и поставьте к ним вопрос. Работаем, думаем и советуемся с коллегами.1 группа работает со словом «небо»,

2 группа – «солнце», 3 группа – «ветер».

                    «Путаница»

Небо                        Солнце                   Ветер

сильный                  голубое              безоблачное  

лучистое                холодный                 яркое

теплый                    хмурое                 весеннее

   

 

 -Вот и подходит к концу наше заседание. Давайте посмотрим, как выглядит наша страница. Вам  нравится? А мне кажется, чего-то не хватает? Предлагаю вам сейчас стать художниками и сделать нашу страницу яркой, красочной, как имена прилагательные, создать из заготовок под красивую мелодию весенний букет. Итак, творческое задание «Дарю весну».

Теперь наша страница под  рубрикой «Весенняя»   журнала «Хочу всё знать!» готова. Можно поместить её в классный уголок.

Ответы детей.

-Ребусы, загадки и шарады.

Небо (какое?)  голубое,  безоблачное,    хмурое.

Солнце (какое?) лучистое, яркое, весеннее.   

Ветер (какой?) теплый, сильный, холодный.  (Сверяют с записями на слайде, ставят констатирующую оценку)

Дети в группах создают композицию-аппликацию из ладошек-заготовок.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Коммуникативные УУД:

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД:

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

8

Рефлексия. Итог урока.5 мин.

-Какая у нас сегодня была работа на уроке?

- Какое настроение было у вас сегодня?

- А вы, ребята, у меня сегодня были умные, отзывчивые, исполнительные, талантливые, добрые, приветливые…

-Сегодня мы отлично поработали  и вспомнили все, что знаем об имени прилагательном, а теперь разрешите мне, как шеф-редактору, в конце заседания взять интервью у вас, ребята. Используйте предложенные на слайде слова, скажите всего одно предложение, которое подведёт итог нашей работы.

          узнал

Я       запомнил

         научился

                   повторил 

- Ребята, у вас на партах лежат смайлики. Дорисуйте и поднимите тот, который соответствует  вашему настроению, вашей работе на уроке.

Ваши ответы хочется подытожить словами:

Очень занимательное –

Имя прилагательное,

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь-ка себе это!

Как без признаков предмета

Будешь спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Не скажем мы “прекрасное”,

Не скажем “безобразное”!

Не скажем маме “милая, красивая, любимая”,

Отцу и брату, и сестре,

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-га-тель-ны-е.

Чтобы всё отлично стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают своё настроение с помощью смайликов настроения.

Ученик рассказывает стихотворение.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

9

Домашнее задание дифференцированное (по выбору учащихся)

1 мин.

Домашнее задание

- Придумайте и запишите загадку, используя имена прилагательные.

Или: Найдите в народном фольклоре и запишите загадку с именами прилагательными.        

Записывают домашнее задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

Технологическая карта по русскому языку 3 класс "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта по русскому языку 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта по русскому языку 4 класс " Начальная школа 21 века"

Технологическая карта по русскому языку 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока русского языка. 4 класс

Представлена технологическая карта урока русского языка в 4-ом классе 1-я четверть. Тема "Имя существительное как часть речи, его грамматические признаки". Система Занкова...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

технологическая карта урока русского языка проведённого во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века" Тема урока. правописание слов с сочетаниями жи-ши....

Технологическая карта урока русского языка в1 классе по программе "Перспектива"

Технологическая карта урока русского языка в 1  классе по программе"Перспектива"Тема урока"Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Единообразное написание корня"

Конспект урока и презентация по теме "Единообразное написание корня", русский язык, 2 класс УМК "Школа России"...