Доклад "Портфолио ученика начальной школы"
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Сарыглар Лидия Осур-ооловна

Ведение портфолио   – одна из важнейших задач ФГОС 2 поколения, и на современном этапе развития школы ведение портфолио становится актуальным. Это особенно актуально для учащихся начальных классов, когда ребёнок только начинает понимать, что такое коллектив, и какое место занимает он в коллективе, когда он начинает учиться оценивать себя: свои сильные и слабые стороны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

Муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов №1 г. Шагонар

Портфолио ученика начальной школы

                                           

                                                           

Сарыглар Лидии Осур-ооловны,

                                                            учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

                                                             МБОУ СОШ №1 г. Шагонар.

 

                                 

План

  1. ФГОС НОО  и  портфолио ученика;
  1. Философия  портфолио;
  2. Назначение и цель портфолио;
  3. Задачи портфолио;
  4. Функции портфолио;
  5. Разделы портфолио;
  6. Содержание портфолио;
  7. Особенности работы с портфолио.

  1. Продукт  (разработка «Портфолио 1классника»).

  1.  Использованная литература.

Портфолио ученика начальной школы

  1. Когда всё началось?

    Несколько лет назад, с введением ФГОС НОО, в учебный процесс добавили нововведение –  портфолио, которое сейчас носит повсеместный характер.

     Слово «портфолио» было известно еще в эпоху Ренессанса, когда этим англоязычным термином называли альбом с рисунками и чертежами, который обязаны были предъявить художники и архитекторы, претендовавшие на место в Академии художеств. Идея применения портфолио в школе возникла в США  в 80-ых годах ХХ века. И уже через 10 лет «портфолиомания» охватила весь мир.    

        Приказом Министерства образования и науки России и Российской академии образования от 05. 12. 2003г.  № 4509/49  была утверждена Программа совместных мероприятий МОиН России и РАО по введению профильного обучения обучающихся на третьей ступени общего образования. Уже к концу среднего звена (7-9 классы)  учащийся должен  определить сферу своих интересов, профиль (учебный уклон), выбор которого будет желанным, где ребенок сможет проявить свои возможности, способности, что поможет ему в дальнейшем правильно выбрать профессию.
   В связи с этим в Министерстве образования и науки РФ
концепция  портфолио достижений ученика была представлена в 2004 году. Она призвана была помочь проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и его скрытые таланты. Проще говоря,   портфолио – это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умения ученика.

     "У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных  достижений – результаты   районных,  областных  олимпиад, интересные   самостоятельные   проекты   и   творческие   работы.  Это  очень важно  при  определении  готовности  школьника  к  углубленному изучению ряда предметов".  (Министр  образования  В.М. Филиппов  "Комс. правда" 14.01.2003г.).

  1. Философия  портфолио.                                                  
        Портфолио – это  способ  фиксирования,  накопления  и  оценки  индивидуальных достижений    школьника    в    определенный    период   его    обучения.   Портфолио позволяет  учитывать  результаты,  достигнутые   учеником  в  разнообразных   видах деятельности  (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.)  и является важным  элементом   практико-ориентированного  подхода  к  образованию.
               
              В педагогической литературе портфолио характеризуется как:
  • коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
  • выставка учебных достижений учащегося по какому-то предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

Философия учебного портфолио предполагает:

  • cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
  •  интеграцию количественной и качественной оценок;
  •  перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
  • основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".

        Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. Портфолио учащегося является оптимальным способом организации системы накопительной оценки, понимаемое как коллекция работ и результатов ученика, демонстрирующая его усилия, прогресс и достижения в различных областях, включая самоорганизацию собственной учебной деятельности (самоконтроль, самооценку, рефлексию) и, наряду   с  результатами внутреннего и внешнего контроля,  поможет определять  рейтинг  выпускников  начальной школы. Эти факторы определяют актуальность проблемы, её значимость для современной системы образования.

        Основное назначение портфолио – показать непрерывное развитие и достижения ученика в самых различных областях деятельности: учебной, творческой, коммуникативной, социальной; показать его личность, которую не всегда можно увидеть за школьной отметкой.

  1. Цель составления портфолио для учеников.

     Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Родители и педагоги должны помочь ребенку раскрыть свой внутренний потенциал. Поэтому создается портфолио ученика  начальной школы для структуризации его работ, успеваемости и достижений.

      Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования учащегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.  

        Основная цель внедрения школьного портфолио – выявить  все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей, а также  формирование активной жизненной позиции ученика, воспитание неравнодушного человека, способного принести пользу современному обществу. Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов  и школы, или может даже  будущей профессии.

  1. Задачи.

Портфолио – не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения важных педагогических задач, позволяющее:

  • Поддерживать высокую учебную мотивацию;
  • Поощрять активность и самостоятельность (самообучение);
  • Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
  • Формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
  1. Функции портфолио следующие:
  • Диагностическая (личностный рост ребенка, формирование у него умения учиться);
  • Целеполагания (поддерживает учебные цели ученика);
  • Содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);
  • Развивающая (обеспечивает непрерывность образовательного процесса, творческого саморазвития от года к году);
  • Мотивационная (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей);
  • Контрольно-рейтинговая (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой опыт, задуматься над результатами своего труда).
  1. Разделы

    Исходя из всего сказанного, возможны следующие разделы портфолио:

6.1. Знакомьтесь,  это – я!

  • титульный лист;
  • автобиография (резюме);
  • рассказ о себе (особенности, увлечения, мечты, …);
  • мой край, моя Родина, я – гражданин,… ;
  • список долгосрочных и краткосрочных планов учебы и карьеры.

     Для титульного листа потребуется вклеить фотографию ребенка. Будет лучше, если он сам выберет свое фото. Таким образом, можно развивать его инициативность. Ребенок мог бы описать свои увлечения, рассказать о своем городе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии, написать о своей школе. Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.

  1. Моя школьная жизнь:  школа, класс, школьные друзья, традиции класса, школы, законы школьной жизни,…;
  2. Поднимаюсь по лестнице знаний:
  • заполненный  бланк  «Мои достижения по предметам»;
  • цели, самооценка,  оценка родителей,  учителя;
  • результаты контрольных работ, тестирования, экзамена, рисунки;
  • фотографии, аудиозаписи, видеозаписи;
  •  информация,  которая  подтверждает  учебную  инициативу  и самостоятельность  выполнения  работ;
  •  список прочтенной литературы;
  • учебный план,  поставленные  цели.
  1. Моя внеучебная деятельность: музыка, искусство, спорт,…
  • информация, которая отражает всю общественно-полезную деятельность ребенка;
  • посещение центра  дополнительного образования;
  • оформление фотографиями объемных работ или поделок, которые делал ребенок;
  • индивидуальные (элективные) курсы;
  • рисунки, стихи, сказки или любое другое творчество ученика.

      Для оформления этого раздела у ребенка должна быть полная свобода, чтобы он мог наглядно видеть, каких успехов достиг.

  1. Участвую в проектной деятельности:
  • исследовательские проекты;
  • творческие работы, статьи;
  • работы, которые признаны самыми лучшими в течение года.
  1. Мои поощрения и награды:
  • информация о награждениях;
  • полученные ребенком грамоты, дипломы за достижение успехов в разных сферах деятельности;
  • сертификаты участника. 

      В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в хронологическом порядке. В начальных классах для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения (например, в учебе) и второстепенные (например, в спорте).

  1. Пожелания и отзывы.
  • отзывы за проделанную работу;
  • рекомендации в письменном виде;
  • ободрительные письма;
  • цели на начало учебного года;
  • итоги учебного года.

      Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимание стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся. Этот раздел так же может помочь учителю выразить свои рекомендации и пожелания родителям ученика.

          7. Содержание портфолио

    В  портфолио ученика начальной школы, используемое для оценки достижений планируемых результатов НОО, можно включать следующие материалы:

  • выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе учебных, а также  внеурочных занятий в рамках образовательной программы школы – диктанты, сочинения, изложения, «дневник читателя», дневник наблюдений, интервью, рисунки,  фотокарточки, аудио-   и  видеозаписи; проекты,  творческие  работы, комплексы физических упражнений и т. д.
  • систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями  (оценочные листы, листы  самоконтроля  и  самооценки, тесты,  анкеты,  заметки  и описания  результатов  наблюдения учителя,  родителей, других специалистов).
  • материалы, характеризующие достижения учащихся в учебной и досуговой деятельности (первые  документы,  формы  награждения  и  поощрения, грамоты, дипломы, сертификаты).

     Содержание каждого раздела углубляется с каждым годом. Так, например, если в 1 классе дети просто рисуют свою семью или приклеивают фотокарточку, то в 4 классе уже составляют свою родословную. Ведением  портфолио должен заниматься сам ребенок: добавлять и подписывать рисунки, раскрашивать, сочинять, придумывать новые страницы и  т. д. Страницы достижений в учебной, проектной деятельности заполняются под руководством учителя и родителей.  Взрослые должны поддерживать ребенка, отмечать успехи, хвалить и поощрять.

            8. Чтобы добиться положительных результатов, работа с портфолио должна быть организована в системе,  должен  соблюдаться  принцип  добровольности  при  сборе  информации и демократичности сотрудничества (равноправие ученика, учителя и родителей). Целостность, непрерывность, гибкость, эстетичность – таковы основные принципы работы с портфолио ученика начальной школы.      

     Обязательным условием успешной работы является знакомство родителей с технологией ведения портфолио. Родители должны знать, что с помощью портфолио они видят движение ребенка в овладении знаниями, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, развитие и прогресс, радости и трудности. Нужно рассказать им о целях и задачах ведения портфолио, показать и объяснить технологию ведения. Создание портфолио – совместная деятельность только с демократическим стилем общения обучающихся, родителей и учителя. В случае затруднения  ученик должен быть уверен, что рядом есть взрослые, которые всегда придут на помощь.

               Список литературы:

  1. Портфолио учащегося «Я - первоклассник»  О.В. Осетинская  

 Волгоград «Учитель» - 2013.

  1. Портфолио школьника /  Методические рекомендации  Е.А.Андреева, Н.В. Разваляева  1-2 классы.   М.: «Планета» - 2012.
  2. Портфолио первоклассника / Авт.-сост.: Е.А.Андреева, Н.В. Разваляева; под ред. М. С. Умновой. –   М.: «Планета» - 2012.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Что такое ударение?» Автор: Анай-оол Гелег , ученик 2 « б » класса, МБОУ СОШ №1 г. Шагонар; Руководитель: Сарыглар Лидия Осур-ооловна, учитель начальных классов, « Почётный работник общего образования РФ » .

Слайд 2

Гипотеза Усвоив ударение русского языка, можно выразительно читать и доступно излагать. Цель: Что такое ударение? Задачи У знать, что такое ударение и какую роль играет оно в слове; привлечь внимание на важность правильной постановки ударения в слове . Актуальность В устной речи очень часто встречаются ошибки по постановке ударений. В словах ударение может стоять на разных местах, а говорить мы должны правильно. Поэтому тема постановки ударения всегда актуальна, при овладении русским языком не обойтись нам без ударения.

Слайд 3

Методы работы : Изучение литературы, наблюдение, сотрудничество с руководителем, беседа с мамой, сравнение , обобщение, выводы. Продукт исследования : сказка об Ударении, контрольный лист, стихи; Вид проекта : информационно-исследовательский. Срок реализации: январь - март 2014 г.

Слайд 4

В русском языке, если в слове больше одного слога, то один слог произносится с большей силой, а гласный звук звучит чётко и чисто. Тогда говорят, что на гласный звук падает ударение , что он ударный . Например: д е / - рево . Чтобы выделить на письме ударный гласный, над ним ставят особый знак / . А ставят потому, что так принято слово произносить.

Слайд 5

В словаре Ожегова записано: Ударение – это выделение слога силой голоса или повышением тона, а также значок / , показывающий такое выделение. Соблюдение ударения в слове имеет очень важную роль. Пока мы слышим речь с правильным ударением, мы легко понимаем смысл слов и речь. А когда говорят с неправильным ударением, трудно слушать и понимать.

Слайд 6

Изменив место ударения в слове : - мы получим другую форму этого слова. Например: высокие в о / лны , нет волн ы / ; - или же получим совсем другое слово. Например: был хл о / пок – стал хлоп о / к , гв о / здики превратятся в гвозд и / ки , б е / лки – в белк и / . Если нет ударения, можем понять по-другому . Прочитайте : Я нарисовал замок . Вы подумали про висячий зам о / к на двери? А я говорю про сказочно красивый з а / мок . Вывод: Ударение служит, чтобы слова различали и правильно их понимали.

Слайд 7

Если в тувинском языке чёткого ударения нет, в русском языке постановка ударения обязательна. Ударение в русском языке может падать на любой слог: р ы ба, иг о лка, карандаш и (оно свободное) и меняет место в разных формах одного слова: рек а , р е ки (т. е. подвижное). Поэтому нам, тувинским детям, усвоение ударения даётся с трудом. Мы знаем, чтобы найти ударение, нужно пропеть ударный слог или же окликнуть предмет (даже если и неживой): ма-а-ама , ру-у-учка . Но у нас не всегда получается.

Слайд 8

И мы придумали свой приём Искажённое ударение напоминает неправильную работу какого-то органа – слову нехорошо, оно словно заболевает. Мы останавливаемся на этом слове, обращаем на него внимание, будто оно просит о помощи. Чтобы научиться правильной постановке ударения, мы придумали « Скорую помощь » для слов. По-нашему, если кто-то поставил в каком-то слове ударение неправильно, то это слово заболело. В таком случае диспетчер (это Лидия Осур-ооловна ) срочно вызывает «Скорую», т. е. меня или Алдын-Сай , т.к. мы не ошибаемся в постановке ударения. Делает она это так: «Скорая, пожалуйста, помогите!» Мы оказываем помощь, исправляем. На нас лежит очень большая ответственность, помощь должна прийти срочно, а иначе слову будет совсем плохо, оно будет ждать и страдать.

Слайд 9

Результативность приёма После такой игры читать стали намного лучше, стали следить за ударением. Например. Если Ай-Санаа и Владиана даже не обращали внимания на ударение, то сейчас они контролируют себя, читают не спеша, без ошибок. Виталий и Чингис следят за чтением других, внимательными стали.

Слайд 10

Вывод: Изучая тему «Ударение», мы поняли, что с помощью речи люди общаются, понимают друг друга, сотрудничают. При этом говорить можно быстро или медленно, громко или тихо, грубо или нежно. Но речь должна быть чёткой, правильной, культурной. Для этого необходимо соблюдать правильное ударение – будет понятно и красиво.

Слайд 11

Спасибо!

Слайд 12

Сказка об Ударении Русалочке приснился сон. Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, неожиданно вышло Ударение и сказало: - Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас! Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Зам о к и сказал: - Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что легко справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто чёрточка. Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Зам о к, а возник З а мок. Слова зашумели. А Ударение продолжало доказывать свою значимость. Были б е лки – стали белк и , гв о здики – гвозд и ки , м у ка – мук а . Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения. С тех пор они относятся к Ударению с уважением.

Слайд 14

А вы знали? Алфав и т, балов а ться, диал о г, догов о р, докум е нт, звон и т, катал о г, кварт а л, килом е тр, крас и вее, к у хонный, лом о ть, мусоропров о д, начал а , обесп е чение, облегч и ть, одновр е менно, петл я, повтор и ть , простын я, сл у чай, ср е дства, ст а туя, стол я р, т о рты, хоз я ева, цем е нт, щав е ль. Это интересно Ударение в языках разных народов: Франция – Викт о р Гюг о (на последний слог); Венгрия -- Зл а та Пр а га (на первый слог); Испания – Барсел о на, Марад о на (на третий слог); Польша – Варш а ва (на предпоследний слог); Турция – Анкар а (на конце слова). Продукт проекта

Слайд 15

Библиографический список 1 . Полный школьный курс. Справочное пособие 1-4 классы. СП Издательство «Весь» - 2010. Авторы: Русский язык – Э.В. Соколова, Чтение – И.Р. Николаева. 2 . Справочник школьника для начальных классов. Русский язык. Математика. Природоведение. М.: « ЭКСМО-Пресс »; СПб.: «Сова»-2001 3 . Орфоэпический словарь русского языка. Под редакцией Р. И. Аванесова 5-ое издание Москва «Русский язык», 1989. 4 . В.В. Волина. Русский язык Учимся играя. Екатеринбург ТОО Издательство «АРГО» - 1996. 5 . Е.М. Косинова Уроки логопеда Игровые тесты ООО «Издательство «ЭКСМО», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний спектакль для учеников начальной школы.

В сценарий спектакля включены интересные конкурсы в которых могут принимать участия как дети, так и родители, присутствующие на празднике....

Портфолио ученика начальной школы

Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....

Интеллектуальная игра для учеников начальной школы.

Данный материал подобран для проведения игры между учениками начальной школы....

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

портфолио ученика начальной школы (шаблон)

Портфолио ученика начальной школы  (шаблон)   Заполнить титульный лист  и стр.3 "Моя семья"...

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

ИГРА ПО СТАНЦИЯМ "ЗДОРОВАЯ ШКОЛА" для учеников начальной школы (1-2 кл.)

ИГРА ПО СТАНЦИЯМ "ЗДОРОВАЯ ШКОЛА" для учеников начальной школы (1-2 кл.)Цель: популяризация здорового образа жизни у школьников.Задачи:Формирование установок здорового образа жизни.Повышение уровня ос...