Рабочая программа по азбуке 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Ооржак Шенне Буяновна

рабочая программа по азбуке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_1_kl.docx74.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Образовательная рабочая программа по русскому языку для 1 класса национальной школы составлена на основе Примерных программ начального общего образования, соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего образования, составлена на основе Программы « РУССКИЙ ЯЗЫК. I – IV классы национальных школ Российской Федерации» Л.Д. Митюшина, Л.В. Смирнова, Т.В. Такташова, А.Г. Трошин. Общая редакция: Г.Г. Городилова, А.П. Величук. (Школа России. Министерство образования РФ, 2000), Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.  В ней учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.

   Цели обучения русскому языку в начальной школе:

- овладение русским языком в целях общения и продолжения дальнейшего образования;

- развитие речевых способностей, умение общаться на русском языке;

- освоение элементарных сведений о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение умениями слушания, говорения, чтения и письма на русском языке;

- развитие интереса к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и чувства сопричастности к культуре и литературе русского народа и народов мира.

    Задачи:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    Содержание предмета «Русский язык» представлено в рамках основных этапов обучения.

В 1 классе в школе с родным (нерусским) языком обучения: предварительный устный курс, обучение русской грамоте, послебукварный курс; в школе с русским (неродным) языком обучения: предварительный устный курс, обучение русской грамоте, развитие устной и письменной речи.

Предварительный устный курс предполагает:

  • овладение навыками и умениями слушания, восприятия и понимания звучащей речи;
  • умение членить звуковой поток речи, воспринимать и узнавать слова, слоги, звуки, звукосочетания, особенно отсутствующие в родном языке;
  • понимание на слух информации в высказывании, в предлагаемом тексте. При определении содержания обучения в 1 классе учитывается разный уровень речевой подготовки учащихся по русскому языку.

Поэтому предварительный устный курс, с одной стороны, намечает повторение, закрепление лексико-грамматического материала, усвоенного детьми в предшкольный период, с другой — является систематизирующим устным курсом по совершенствованию речи и подготовке к обучению грамоте.

Цель предварительного устного курса — закрепление и развитие умений и навыков устной речи, приобретенных в дошкольный период; выработка первоначальных умений аудирования, говорения у детей, не прошедших подготовку в детском саду; обогащение лексического запаса слов, необходимого для общения учащихся, а также для обучения грамоте; активизация в речи учащихся наиболее употребительных грамматических форм слов; формирование у школьников навыков построения и употребления в устной речи предложений на основе речевых образцов и умения выражать свои мысли в связной форме.

Слова и грамматические конструкции в предложениях усваиваются в процессе речевой деятельности (беседы по наглядному дидактическому материалу, проведение различных игр как на уроке, так и во время прогулок и экскурсий, заучивание стихотворных отрывков, составление связных текстов по картинкам, а также рассказов об увиденном и услышанном, упражнения в диалогической и монологической речи).

На устный (добукварный) курс русского языка в школах с родным (нерусским) языком обучения в 1 классе отводится от 40 до 60 ч в зависимости от уровня подготовки класса.

Обучение русской грамоте предполагает:

  • усвоение звукового состава слова и его значения, различение гласных и согласных, звуков и букв, слова и предложения;
  • умение вести диалог с использованием вопросительных и побудительных реплик-стимулов, реплик- реакций;
  • понимание на слух основного содержания высказываний, пересказ по вопросам, составление кратких рассказов-ответов по сюжетным картинкам и речевым образцам;
  • первоначальные навыки чтения и письма.

В целях подготовки к усвоению русской грамоты в этот период проводится анализ (разложение предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки) и синтез (соединение звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения). В период обучения грамоте продолжается работа по развитию навыков устной речи и закладываются первоначальные навыки чтения и письма на русском языке.

В период обучения грамоте вводится звукво- буквенное моделирование, фиксирующее звуковую оболочку слова, состав букв, а в рисунке — его предметное значение. Процесс обучения грамоте идет в направлении от звука к букве. Цель букварной части — последовательное обучение грамоте, навыкам беглого и осмысленного чтения и письма на русском языке. Необходима постоянная работа по выявлению звуко- буквенных соотношений (слуховые диктанты), совмещению звуковой и буквенной оболочек слова в сознании ребенка. В данной части обязательна пропедевтика курса грамматики и первоначальное формирование орфографической зоркости.

Послебукварный курс отводится лексико-грамматической работе. Ее целью является развитие речи учащихся. Большое внимание обращается на выработку умений и навыков каллиграфии. Знакомясь со звуками, словами, синтаксическими структурами русского языка, дети в процессе изучения овладевают видами речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо).

Курс послебукварного обучения построен на коммуникативно-познавательной основе. Такой целостный подход к обучению на единой теоретической основе позволит детям использовать русский язык как средство общения.

Развитие устной и письменной речи в этот период предполагает формирование:

  • умений и навыков произносить звуки, звукосочетания и слоги, воспринимать и понимать русскую речь на слух;
  • умения вести диалог в ситуациях повседневного и учебного общения;  умения правильно, осознанно, выразительно читать доступный пониманию текст с соблюдением ударения в словах;
  • умения выполнять письменные работы обучающего и контрольного характера с соблюдением изученных16 орфографических и пунктуационных правил и требований каллиграфии.

Процесс обучения письму завершается выработкой навыка связной письменной речи. Обучение письменной речи должно проводиться систематически начиная с 1 класса путем выполнения различных подготовительных упражнений, направленных на выработку умений правильно строить предложения, употреблять в них точные и выразительные слова, излагать мысли последовательно, содержательно, логично, кратко, придавая им законченную форму, раскрывать причинно-следственные связи, правильно строить тексты сочинений.

Количество слов в контрольных диктантах, обучающих изложениях, сочинениях в 1 класса может варьироваться в зависимости от типа школ, но должно быть примерно следующим.

Вид работы

1 класс

Диктант

5-25

Изложение

-

Сочинение

-

На обучающие и контрольные письменные работы (ответы на вопросы, изложение, сочинение, диктант и т. п.) предусматривается 1 ч в неделю, который выделяется из общего количества часов, отведенных на изучение русского языка (чтение и грамматика).

В условиях одновременного изучения родного и русского языков развитие и обогащение представлений детей об окружающем мире происходит с помощью обоих языков.

Овладение русским языком будет более осознанным, если он будет изучаться с опорой на знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках родного языка, т. е. с максимальным учетом транспозитивного переноса. Например, опора на знания, умения и навыки учащихся при изучении одинаковых грамматико- орфографических явлений (понятия о звуках и буквах, гласных, согласных; большая буква; перенос слов; понятия о предложении, слове, слоге и т. д.) не только способствует успешному усвоению материала, но и экономит учебное время.

Указания на сходство и различие изучаемых явлений (познавательного, грамматико-орфографического плана), сопоставление аналогичных и противопоставление контрастных примеров родного и русского языков способствуют быстрому и прочному усвоению изучаемого материала, развитию познавательной активности и мыслительной деятельности учащихся.

В процессе обучения русской речи родной язык используется при объяснении отдельных слов, словосочетаний, а также целых предложений. В целом задействуются все возможные семантизации, особенно когда нельзя дать объяснение слова путем показа предмета, явления, действия, состояния, качества. Перевод на родной язык таких слов поможет не только быстро и понятно объяснить их значение, но и проконтролировать правильное усвоение их смысла. Детальный и тщательный учет особенностей родного языка должен быть проведен учителем при объяснении причин разно- образных ошибок, при определении системы тренировочных упражнений, проверке знаний и навыков учащихся. Однако уроки русского языка не следует перегружать ссылками на родной язык и превращать их в уроки изучения сопоставительной грамматики.

1 класс

Предварительный устный курс

1. Материал для формирования коммуникативной компетенции.

Темы и ситуации общения. Наиболее употребительные темы — семейно-бытовая, связанная с разговорным стилем, и учебная, проявляющаяся в контактах учителя и ученика и в других формах общения. Темы для каждого этапа задаются для обозначения общих явлений окружающей действительности, по поводу которых может создаваться или восприниматься текст на изучаемом языке. В то же время конкретизация тем на подтемы и ситуации на каждом этапе имеет свои отличительные особенности. Если, например, на начальных этапах обучения русскому (неродному) языку частотной является игровая тема, то по мере продвижения учащихся в изучаемом языке идет обращение к темам, выступающим в качестве номинации учебно-познавательных текстов.

2. Языковой материал, соотносимый с выделенными темами и ситуациями, представлен по уровням языка: лексика, фонетика, грамматика.

Поэтапное усвоение лексических единиц в соответствии с изучаемыми темами и ситуациями.

Фонетика представлена частотными и употребительными звуками речи и их реализацией в слоге и слове. Пропедевтический курс орфографии приводится уже в период обучения грамоте. Далее курс становится систематическим.

Грамматику представляют типовые конструкции (речевые образцы) и пояснения к ним: перечень грамматических форм, которые на материале данных речевых образцов должны усвоить учащиеся. Предлагается практика речевого общения, в которой представлена реализация речевых образцов — речевое намерение и соотносимый с ним языковой материал.

3. Текстовый материал.

Учебные тексты игрового, семейно-бытового и познавательного характера. Художественные тексты (небольшие стихи, сказки, рассказы, рифмовки) по изученным темам и ситуациям.

4. Материал для формирования культуроведческой  компетенции:

  • русские имена полные и производные;
  • имена и отчества;
  • национальные имена.

       Формирование коммуникативной компетенции

К числу обеспечивающих речевые потребности первоклассников относятся учебные ситуации, возникающие: в школе (на уроке, на перемене, в библиотеке); в семье (с родителями, сестрами, братьями, во время домашнего труда, отдыха, игр); на праздниках (календаря, Нового года, дня рождения); в магазине (при общении с продавцом, в кассе); в театре (при обсуждении увиденного и услышанного); в библиотеке (при выборе книги, знакомстве с ее содержанием, обсуждении прочитанного); в детских играх, в общении с товарищами и взрослыми.

Сферу приложения русского языка в 1 классе следует ограничить интенциями речевых ситуаций, требующими знания этикетных формул:

— знакомство: характеристика человека, запрос сведений о человеке, сообщение о себе, этикетные формулы, представления, выражения приветствия, прощания, пожелания;

— запрос информации о чем-либо, уточнение предмета разговора, выяснение местонахождения кого- либо (чего-либо);

— информация о совершаемом или совершенном действии, деятельности кого-либо, месте передвижения, об орудии деятельности, о совместной деятельности, направлении движения к чему-либо;

— формы выражения разрешения, запрещения, привлечения внимания собеседника, обращение, приветствие, прощание, приглашение, побуждение к действию, предупреждения, благодарности, поздравления, сомнения, извинения, пожелания, совета, просьбы;

 — оценка деятельности: информация о количестве затраченного времени и времени совершения действия, обмен мнениями о той или иной деятельности: элементарные варианты реплик осуждения, возражения, возмущения, одобрения, поздравления. Для первоклассников мотивационная установка может быть сформулирована как создание условий для овладения детьми речевыми навыками и умениями, достаточными для общения в учебно-речевых и игровых ситуациях, для формирования психологической готовности к дальнейшему усвоению русского языка.

      Формирование лингвистической компетенции

Учащиеся должны знать:

 — гласные и согласные фонемы в сильной позиции;

— стечение согласных;

— согласные фонемы в слабой позиции (оглушение, озвончение, смягчение);

 — твердые шипящие ж и ш, мягкие ч и щ, фонемы ц и й;

 — ударные и безударные гласные;

— сочетание согласных с гласными;

— членение слова на слоги, ритмомелодические нормы оформления многосложных слов;

— выделение ударных слогов с учетом разноместности и подвижности русского ударения.

Знание словарного запаса: активного — от 500 до 1000 единиц, пассивного — до 2000—3000 единиц, необходимых для перехода с родного языка на русский.

Знание основных значений и грамматических категорий русского языка, их образования и правильного употребления в речи.

Имя существительное. Знание:

— о существительных как словах, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы кто? что?;

 — о распределении имен существительных по родам;

— о наличии единственного и множественного числа имен существительных.

Имя прилагательное. Знание:

 — о согласовании имен прилагательных в роде и числе с именем существительным;

 — о типичных словосочетаниях прил. + сущ. (красный карандаш, красное яблоко, красная краска, красные игрушки и пр.) и умение использовать их формы в контексте.

Глагол. Знать и определять:

 — глаголы как слова, обозначающие действия, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?;

— основные значения грамматических категорий глагола.25

Числительные:

— знание числительных в пределах двух десятков;

 — обозначение неопределенного количества с помощью слов много, мало, несколько;

— употребление в речи числительных, отвечающих на вопросы сколько? который?

Местоимение. Знать:

— использование вопросительных местоимений кто? что? как вопрос о предмете; какой? чей? как вопрос о признаке предмета;

 — употребление местоимений он, она, оно, они, я, ты, вы, мы в именительном и косвенных падежах;

— употребление указательных числительных тот, та, то, те, этот, эта, это, эти.

Наречие. Знать:

— употребление вопросительных наречий где? куда? откуда? сколько?

Синтаксис

Употребление в речи структурных типов простого (распространенного и нераспространенного) двусоставного предложения и сложного: сложносочиненного (с союзами и, а, но), сложноподчиненного (с союзами что, когда и союзными словами который, какой).

   Грамматические формы, конструкции и речевые образцы для практического усвоения

Закрепление умений использовать конструкцию «указательное местоимение (это, вот, тут, там) + существительное в форме им. п. ед. ч.» для называния предмета: Это деревня. Там село.

Выработка умений различать ед. и мн. ч. существительных и употреблять в речи формы ед. и мн. ч. на -ы, -и, -ья: парта — парты, ученик — ученики, стул — стулья.

 Усвоение в словарном порядке существительных, употребляющихся только в ед. ч. (мебель, одежда, пальто, обувь, посуда, пища, мясо, масло, молоко, сметана, компот, кисель, сахар, варенье, соль, печенье, морковь, репа, редиска, капуста, картофель, лук, свекла, виноград, малина, земляника, смородина, крыжовник, клубника) или только во мн. ч. (макароны, брюки, колготки).

Усвоение в словарном порядке форм мн. ч. от слов глаз, ухо (глаз — глаза, ухо — уши).

Выработка умений употреблять вопрос кто? применительно к одушевленным предметам: Это кто? — Это ученик. Это лошадь. Это курица и вопрос что? — к неодушевленным предметам: Это что? — Это книга.

Выработка элементарных умений заменять существительные м., ж. и ср. р. местоимениями он, она, оно, а существительные мн. ч. — местоимением они: Это Алик. Он идет в школу. Это яблоко. Оно красное, сладкое.

Усвоение в словарном порядке замены одушевленных и неодушевленных существительных м. и ж. р. на мягкий согласный в форме им. п. личным местоимением в форме 3-го лица: учитель — он, мышь — она, портфель, букварь, картофель — он; дверь, тетрадь, морковь, соль, ель — она.

Выработка умений употреблять конструкции «существительное (личное местоимение 3-го лица) + существительное»: Коля — ученик.

Усвоение в словарном порядке смысловых значений: — существительных со значением лиц мужского и женского пола: учитель — учительница; — существительных с уменьшительно-ласкательным значением с суффиксами -к-, -ик: конфетка, домик.

 Выработка первичных умений понимать значение и употреблять в речи: — глаголы в форме 3-го лица (окончания -ет, -ит), 1-го и 2-го лица (окончания -у, -ю, -ешь, -ишь) ед. ч., в форме 3-го лица мн. ч. настоящего времени (окончания -ат, -ят, -ут, -ют): Брат сидит и рисует. Я сижу и читаю. Ты сидишь и читаешь книгу. Дети сидят. Они пишут диктант;

— глаголы с суффиксом -ся в форме 1, 2 и 3-го лица ед. ч. настоящего времени (в словарном порядке): Я одеваюсь. Ты одеваешься? Он (она) одевается;

— наиболее употребительные глаголы в форме повелительного наклонения иди(-те), дай(-те), покажи(-те), спроси(-те): Нина Ивановна, дайте, пожалуйста, книгу;

— глаголы идти — ходить, бежать — бегать (в словарном порядке): Брат ходит в детский сад;

 — глаголы в форме прошедшего времени; согласовывать их с именами существительными и личными местоимениями в роде и числе: Мальчик положил книгу. Он положил книгу в сумку. Девочка положила ручку. Она положила ручку в пенал. Дети пилили дрова. Они работали дружно;

— вопросы что делаешь? что делает? что делают? что делал? что делала? что делали?;

— прилагательные (красный, зеленый), местоимения (мой, твой, наш, ваш), числительное один с существительными; согласовывать их в роде и числе: Огурец большой. Он зеленый. Малина красная. Она сладкая. Яблоко большое. Оно красное. Один огурец. Одна ягодка. Одно яблоко. Наша деревня. Наше село;

— вопросительные слова какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье?; согласовывать их с существительными: Огурец какой? Малина какая? Яблоко какое? Ягоды какие? Это чей брат? Это чья сестра? Это чье яблоко? Это чьи книги?;

— наречия, отвечающие на вопросы где? куда? когда? как? (там, тут, здесь, дома, домой, потом, скоро, весело, дружно); Тут лежат книги, а там — тетради. Мальчик завтракает, потом одевается и идет в школу. Дети работают дружно;

 — конструкции «нет + существительное м., ж., ср. р. в р. п. с окончаниями -и, -ы, -а»: Кого нет в классе? — В классе нет Вити (Лены, Бориса). Чего нет на столе? — На столе нет мишки, куклы, шара;

 — конструкции «предлог у + существительное (или личное местоимение) в р. п. с окончаниями -а, -ы, -и в значении принадлежности и места»: У кого ракета? — У Антона (Ромы, Миши, Розы, Лилии) ракета. У меня (у тебя, у нас, у вас) ракета. Он стоит у (около) дома;

— конструкции «глагол + существительное в форме в. п. (что? кого?) с окончанием, совпадающим с им. п. (рисую дом, читаю журнал), с окончаниями -у, -ю у существительных ж. р. на -а, -я (читаю книгу, вижу девочку (Катю), с окончанием -а у существительных28 м. р. (вижу брата)»: Что ты видишь на картине? — Я вижу дом, дерево, девочку, мальчика;

— конструкции «глагол + существительное в в. п. с предлогами в, на (куда?)»: Куда ты положила ложки? — Я положила ложки в стол (на стол). Куда ты идешь? — Я иду в сад (на огород);

— конструкции «глагол + существительное в п. п. с предлогами в, на (где?), с окончаниями -е, -у (на столе, в шкафу)»: Где лежит книга? — Книга лежит на столе (в шкафу);

— конструкции «глагол + существительное в р. п. с окончанием -а, с предлогами из, с (откуда?)»: Откуда ты идешь? — Я иду из леса (с огорода);

— конструкции «числительное (один — четыре, пять — десять) + существительное м., ж., ср. р.»: Один шар — четыре шара (кубика, карандаша, палочки, яблока). Пять — десять шаров (кубиков, карандашей, машин, палочек, яблок);

 — конструкции «глагол + существительное в т. п. с предлогом с и без предлога, с окончаниями -ом, -ем, -ой, -ей»: Кем работает папа? — Папа работает шофером (учителем). Кем работает мама? — Мама работает портнихой (учительницей). С кем ты сидишь? — Я сижу с Маратом (с Розой, с Галей). Чем пилят дрова? — Дрова пилят пилой, колют топором. С чем едят кашу? — Кашу едят с молоком (с маслом).

   Формирование механизма чтения и письма на русском языке Умение членить предложения на слова, слова на составляющие их слоги, слоги на звуки и устанавливать их последовательность в слове с помощью схем — моделей слов.

Формирование механизма чтения русских слов:

— с гласными буквами а, у, о, ы, обозначающими гласные фонемы [а], [у], [о], [ы] под ударением;

— с согласными буквами, обозначающими твердые сонорные фонемы [м], [р], [н], [л];

 — с гласной о в первом предударном слоге: она, столы;

— с гласной о в первом заударном слоге после твердых согласных: яблоко;

— с согласными т, с, п, к, ш, ф, обозначающими твердые глухие согласные фонемы в сочетании с а, о, у, ы: там, сам, сосна, стул, стол, сыр, куры, шар, фар- тук, форма;

— с гласной и, обозначающей гласную фонему [и] в ударном и безударном слогах: искал, стоит;

— с согласными м, р, н, л, т, с, п, к, ф, обозначающими (в сочетании с и) мягкие согласные фонемы [м’], [р’], [н’], [л’], [т’], [с’], [п’], [к’], [ф’]: Миша, Рита, Ни- на, лиса, сила, пила и т. д., и сопоставление их с твердыми согласными: Мила — мыла; — с согласными [д], [з], [б], [х], [г], [в] как твердыми в сочетании с [а], [о], [у], [ы], так и мягкими в сочетании с [и];

— с шипящими ж, ш, которые обозначают твердые согласные;

— со звонкими и глухими согласными [д] — [т], [з] — [с], [б] — [п], [г] — [к], [в] — [ф], [ж] — [ш];

выработка умения различать и правильно соотносить произношение этих звуков в чтении и правильно обозначать их на письме;

— с согласными [д], [з], [б], [г], [в], [ж] в конце слов и перед глухими согласными в середине слов: сад — са[т], мороз — моро[с], дуб — ду[п], друг — дру[к], трав — тра[ф], нож — но[ш], лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, юбка — ю[п]ка, ложка — ло[ш]ка; — с однобуквенными предлогами, которые произносятся слитно, но пишутся отдельно от слов, к которым они относятся: с предлогом в перед словом, начинающимся с глухого согласного: в сумке, в парте; с предлогами к и с перед словами, начинающимися со звонкого согласного: к горе, с дерева, в дом;

— с гласной э, обозначающей звук [э] под ударением в начале слова это, этот; — буквой й после гласной: майка, красный;

— буквами е, я, ю, ё в начале слов, обозначающими сочетания звуков [й + э] (ель), [й + а] (Яша), [й + у] (Юра), [й + о] (ёлка);

— е в безударных слогах: ветер;

 — е, я в конце слов после гласных букв в безударном положении: белое, красная;

 — буквами е, я, ю, ё, обозначающими звуки [э], [а], [у], [о] после мягких согласных (сонорных, глухих, звонких) фонем: лес, любил, мяч, живем;

— согласными м, р, н, л, т, д, п, б, з, с, ф в сочетании с мягким знаком в конце и в середине слов: соль, большой;

— согласными ч, щ в сочетании с гласными и, е, а, о, у: читал, чемодан, щи, часы, чаща, чулок, кричу, чищу;

— согласной ц в сочетании с а, о, у, ы, и, обозначающей твердую фонему (ц): курица, кольцо, цыплята, цирк;

— согласной ц в сочетании с в: цветы;

 — с твердым (ъ) и мягким (ь) разделительными знаками.

Правильное чтение ударного и безударного слогов (под руководством учителя).

Группировка слов со сходными звуками. Наращение, перестановка в словах звуков, слогов. Составление слов из букв разрезной азбуки, придумывание слов с изученным звуком. Перенос приемов контроля за письменной речью из родного языка или устной речи.

    Диалогическая речь

В период устного курса

Умение воспринимать на слух и понимать вопросы учителя и диалог товарищей (2—4 реплики).

Умение давать неполные ответы на вопросы учителя, на вопросы, составленные товарищем по опорным (вопросительным) словам с помощью учителя.

Умение вести диалог (2—4 реплики) по предметным и сюжетным картинкам, по заданным ситуациям на изучаемые лексические темы. В период обучения грамоте

Умение воспринимать на слух и понимать диалогическую речь, состоящую из 4—6 реплик.

Умение вести диалог (4—6 реплик) по иллюстрациям к тексту в азбуке и по заданной ситуации, давать полные ответы на вопросы учащихся по иллюстрациям, сформулированные на основе текста азбуки с помощью учителя.

Совершенствование умения давать неполные и полные ответы на вопросы учителя, товарищей, составленные по заданной ситуации на основе изученного учебного материала.

        Монологическая речь

В период устного курса

Восприятие на слух и понимание объяснений учителя, содержания текстов типа описания, построенных на знакомом учащимся лексико-грамматическом материале.

Умение составлять тексты с описанием действий человека или признаков одного предмета по картинкам, кадрам диафильмов, на материале личного опыта из 3—5 предложений на изучаемые лексические темы под руководством учителя.

В период обучения грамоте

Совершенствование умений воспринимать на слух и понимать объяснения учителя, содержание текстов, построенных на знакомом лексико-грамматическом материале.

Пересказ содержания текстов азбуки своими словами, но близко к тексту, по иллюстрации, творчески (придумывая продолжение разговора действующих лиц).

Умение пересказывать тексты типа описания. Чтение текста типа повествования, деление его под руководством учителя на структурно-смысловые части.

Умение с помощью учителя определять тему картины, текста.

Умение при составлении текстов с помощью учителя соединять соседние предложения, употребляя следующие средства межфразовых связей: лексический повтор (Это девочка. Девочка играет); личное местоимение взамен подлежащего предыдущего предложения (Антон — ученик. Он учится в первом классе); союзы и, а, частицы тоже, еще, наречия сначала, потом, сейчас, тут, там, теперь, завтра, сегодня.

    Требования к умениям и навыкам по видам речевой деятельности

Слушание и понимание. Умение понимать на слух объяснения учителя, озвученные небольшие тексты — описания действий человека, признаков одного предмета, построенные на знакомом лексико-грамматическом, образовательно-воспитательном материале. Умение отвечать на 1—2 вопроса по содержанию прослушанного текста.

Говорение. Умение говорить по-русски в пределах изучаемой темы, употребляя усвоенные слова и словоформы, предложения, словосочетания.

Умение отвечать на вопросы, а также пересказывать содержание прочитанного текста, употребляя усвоенные средства межфразовых связей.

Умение задавать вопросы друг другу и учителю в объеме изученного, пользоваться обращениями, утверждениями и отрицаниями (да, нет), формами приветствий (здравствуй, доброе утро), вежливого обращения (спасибо, пожалуйста, до свидания). Умение с помощью учителя вести диалог (4—5 реп- лик).

Умение составлять с помощью учителя тексты с описанием действий человека, признаков одного предмета (5—6 предложений) и озаглавливать их.

Чтение. Умение правильно, плавно читать слоги, целые слова, тексты азбуки.

Умение правильно интонировать в процессе чтения повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, а также предложения с обращениями и однородными членами.

Умение с помощью учителя находить в тексте предложения, выражающие основную мысль прочитанного.

Письмо. Умение членить письменный текст на предложения, слова на слоги; читать и писать слова (проговаривая по слогам), написание и произношение которых не расходятся; записывать по памяти слова, написание которых расходится с произношением, после звукво- буквенного, слогового анализа их под руководством учителя.

Умение писать отдельные слоги, слова (трудные для детей той или иной этнической группы), списывать рукописный и печатный текст, состоящий из 8—10 слов, после предварительной речевой и орфографической подготовки.

Умение писать под диктовку отдельные слова, предложения из 2—3 слов, а также связный текст (контрольный диктант), соблюдая предусмотренные программой орфографические правила русского языка.

Закрепление гигиенических навыков письма — правильной посадки, положения тетради, ручки и др. Связное, ритмичное письмо слов и небольших предложений.

      Предварительный устный курс -  добукварный  период.

 Предварительный устный курс предполагает:

- овладение навыками и умениями слушания, восприятия и понимания звучащей речи;

- умения членить звуковой поток речи, воспринимать и узнавать слова, слоги, звуки,

  звукосочетание;

- понимание на слух информации в высказывании,  в предлагаемом тексте.

Цель предварительного устного курса:

- закрепление и развитие умений и навыков устной речи, приобретённых

  в дошкольный период;

- выработка первоначальных умений аудирования, говорения у детей, не прошедших   подготовку в детском саду;

- обогащение лексического запаса слов, необходимого для общения учащихся,  а также     для обучения грамоте;

      - формирование у детей навыков построения и употребления в устной речи

        предложений на основе речевых образцов и умения выражать свои мысли в связной    форме.

        

Букварный период.

        Изучаемые учащимися звуки и буквы русского языка распределены по четырём этапам букварного периода. При подаче последовательности звуков и букв русского языка учитываются особенности фонетической системы русского и тувинского языков, частотность звука, его отличительные особенности, лингводидактические принципы.

        Порядок знакомства с новой буквой и звуком, с новым типом слогов, с новыми грамматическими формами определяется основным дидактическим принципом: от лёгкого к трудному, от сходного в родном и русском языках – к незнакомому, отсутствующему в родном языке учащихся.

     Первый этап.

  1. Звуки буквы  Уу,  Аа, Оо, Мм, Лл, Нн, Рр.

     Лексические темы: Учебные вещи и игрушки. Игры и забавы детей.

  1. Звуки буква ы.  Лексическая тема: Помогаем старшим.
  2. Звук и буква Шш. Лексическая тема: Помогаем старшим.
  3. Лексическая тема: Режим дня, личная гигиена.
  4. Звук и буква Пп. Лексическая тема: Семья.
  5. Звук и буква Тт.  Лексическая тема: Уборка.  Труд.
  6. Звук и буква Тт.  Лексическая тема: Личная гигиена.
  7. Звук и буква Сс.  Лексическая тема:  Дикие животные.

Второй этап.

  1. Звук и буква Ээ.  Лексическая тема:  Моя семья. Комната.
  2. Звук и буква Ии.  Лексическая тема:  Моя семья.
  3. Звук и буква й.     Лексическая тема:  Труд, занятия детей и взрослых.
  4. Звук и буква Хх.  Лексическая тема:  В  доме. Помогаем старшим.
  5. Звук и буква Чч.  Лексическая тема:  В  доме.  Наш класс.
  6. Звук и буква Зз.   Лексическая тема:  Домашние животные.  Зимой.
  7. Звук и буква Жж. Лексическая тема:  Времена года. Зима.
  8. Звуки ж-ш, з-с.  Жи-ши.  Учебные вещи и игрушки.

Третий этап.

  1. Звук и буква Бб.   Лексическая тема:  Одежда. Игрушки.
  2. Звук и буква Дд.   Лексическая тема:  Игры и забавы детей.
  3. Звук и буква Вв.   Лексическая тема:  Орудия труда. Птицы и животные.
  4. Звук и буква Фф.  Лексическая тема:  Одежда.  Семья за обедом.   Предлоги.
  5. Звук и буква Гг.    Лексическая тема:  Птицы.
  6. Звук и буква Ее.   Кто что делает? Как?  Где? Какое? Где? На чём? В чём?
  7. Звук и буква Ёё.   Лексическая тема:  Домашние животные.  Праздник.
  8. Звук и буква Юю.  Что делаю?  Что делает?  Что делают?   Лексическая тема: Дежурство.
  9. Звук и буква Яя.  Лексическая тема: Летом в лесу. Вопрос чем?

Четвёртый этап.

  1. Ь (мягкий знак).  Ь- показатель мягкости. Лексическая тема: Семья.
  2. Звук и буква Цц.  ТЬСЯ, ТСЯ- (цца).  Лексическая  тема: Помощь взрослым.
  3. Звук и буква Щщ.  Лексическая тема: Огород. Овощи. Личная гигиена.
  4.  Разделительный  мягкий знак (ь). Лексическая тема: Наша семья.  Дружба.
  5. Ъ разделительный твёрдый знак.   Чтение теста «Старик и яблоня».
  6. Алфавит.

     Послебукварный период.

  1. Чтение текста: «Хочу в космонавты».
  2. Сказка: «Лиса и гуси».
  3. Сказка: «Три медведя».
  4. Сказка: «Репка».
  5. Сказка: «Теремок».
  6. Чтение текста: Чашка.
  7. Сказка: «Колобок».
  8. Сказка: «Доктор Айболит».

Учебно-тематическое планирование 1 класс.

Устный курс. Азбука.

Содержание

Количество часов

1.

                           

2.

                           Букварный период

60

3.

Послебукварный период.

8

1класс.Обучение грамоте. Букварный период (60 ч)

Первый этап -8 ч

Составление предложений по картинкам. Звуки а,о,у,ы и буквы Аа,Оо,Уу,ы. Игры и занятия учащихся. Звуки и буквы Лл, Мм, Рр, Нн. УРР. Режим дня, личная гигиена. Семья. Папа и дочь. Звук п, буквы Пп. Одежда. Труд дома. Орудия труда. Звук т, буквы Тт. Домашние и дикие животные. Пища. Звук с, буквыСс. В школе, в классе. На уроке. Звук к, буквы Кк. Вопросы Кто тут? Что тут? Диктант.

Второй этап -18 ч.

Работа над ошибками.Игры детей и игрушки. Звуки, буквы Ии. Личная гигиена и здоровье. Буквы ы-и. Игры детей. Игрушки. Звук б, буквы Бб. Игрушки. Просьба, благодарность. Сопоставление звуков б-п. Зимние игры. Звук д, буквы Дд. Мягкий согласный д перед буквой и. Я и мои товарищи. Во дворе и на улице. Различение согл. д-т. Дом. Сад. Счёт один, одна. д      [т]. Домашние животные. Звук З, буквы Зз. Мягкий согласный [з']  (зи). Домашние и дикие животные. Согласные з-с. Семья. Орудия труда. Звук в, буквы Вв. Труд взрослых. Помощь старшим. Наша река. Мягкий согласный в. Дом. Комната. Звук Э, буквы Ээ. УРР. Работа по картине «Комната». Повторение темы «Игрушки». Звук й, буквы Йй. Игры и игрушки. Противопоставление слов с [и]-[й].К.И.Чуковский «Айболит». Диктант. Домашние животные.Насекомые.Буквы Шш, Жж, звуки [ш], [ж]. Времена года. Зима. Наша Родина. Слова с жи-ши. Дома и в школе. Буквы Ее. Огород. Труд весной и осенью на огородах. Буква Е. Одежда. Пища, продукты. Вопросы Какой? Какая? Какое? Наше село. Труд взрослых. Мягкиесогл. перед буквами и,е. Домашние животные и птицы. Звук г, буквы Гг. Игры детей. Сопоставление слов с г-к. Домашние животные и их детёныши.Буквы Ёё (буква ё в начале слова, после гласного звука, после мягкого согласного звука). Ёлка. Повторение.Вопросы  Куда? Где? Диктант. УРР. Домашние животные. Забота о животных, уход за ними. В лесу. Буквы Яя. (буква я в начале слова, после гласного звука, после мягкого согласного звука). Игры детей. Времена года. Осень. Буква ь- показатель мягкости. Дежурство в классе. Помощь дома. Буква Юю в начале слова, после гласных согласных. Труд  и орудия труда. Слова, отвечающие на вопрос чем? Диктант. Одежда. Про светофор. Звук ф и буква Фф. Зимние игры. Пастух и собака Мухтар. Звук Х и буквы Хх. Звуки [к-х]. Буквы Чч, различение [ч'] - [т']. УРР.Слова, отвечающие на вопрос Чем? Домашние животные и птицы. Звук Ц и буквы Цц. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Дикие животные. Различение согласных ц-с. Вопросы  Где? На чём? В чём? Профессии. Дружба и взаимоотношения между друзьями. Вопрос С кем? Режим дня. Одежда. Слова с тся и ться[цца]. УРР. Моя республика, мой город, моё село. Овощи. Товарищи. Щенки. Звук Щ, буквы Щщ.Различение [ш - щ]. Семья. Разделительный Ь (мягкий знак). Вопросы Чей? Чья? Чьё? Разделительный  Ъ (твёрдый знак). Старик и яблоня. Как хорошо уметь читать! Алфавит. Диктант.

Послебукварный период -8 ч.

Наша армия родная. Мы ждём тебя, Весна-Красна! Л.Толстой «Самая хорошая»,

М.Садовский «Вот бы как мама!» Герои космоса. Е. Пермяк «Вова остался один»

В. Осеева. «Просто старушка»,В. Сухомлинский «Для чего говорят спасибо?» Гуси и лиса (Русская народная сказка). Проект «Живая азбука»

1 класс

Личностные:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как  явления национальной культуры;    
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

 - оценивать правильность выполнения действия;

 - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текста;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

 - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

 - устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

 - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные:

Аудирование.

Уметь понимать на слух объяснения учителя, озвученные небольшие тексты — описания действий человека, признаков одного предмета, построенных на знакомом лексико-грамматическом материале.

Уметь различать звуковой состав воспринимаемой на слух русской речи.

Уметь отвечать на 2—3 вопроса по содержанию прослушанного текста.

Говорение

Уметь говорить на русском языке в пределах изучаемой тематики, употребляя усвоенные слова и словоформы, предложения, словосочетания.

Уметь отвечать на вопросы, а также пересказывать содержание прочитанного, употребляя усвоенные средства межфразовых связей.

Уметь задавать вопросы друг другу и учителю в объеме изученного, пользоваться обращениями, утверждениями и отрицаниями (да, нет),формами приветствий (здравствуйте, до свидания), вежливого обращения (спасибо, пожалуйста).

Уметь с помощью учителя вести диалог (4—5 реплик).

Уметь составлять с помощью учителя тексты последовательного описания действий человека, признаков одного предмета и озаглавить их.

Чтение

Уметь правильно, плавно читать по слогам, целыми словами тексты учебника.

Уметь правильно интонировать в процессе чтения повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, а также предложения с обращениями и однородными членами.

Уметь правильно читать слова, в которых мягкость согласных обозначена буквами ь,е,ё,ю,и.

Уметь правильно читать слова с безударными гласными.

Уметь правильно читать слова с разделительными знаками (ъ, ь).

Уметь продолжать рассказ о прочитанном или услышанном.

Уметь давать простейшую оценку прочитанному или услышанному.

Письмо

Уметь членить письменный текст на предложения и слова.

Уметь списывать целыми словами рукописный и печатный текст каллиграфическим почерком.

Уметь писать под диктовку слова и предложения из 2—3 слов, а также текст (контрольный диктант), состоящий из 5—10 слов.

Уметь списывать с доски коллективно составленный текст, состоящий из 8—10 слов, после предварительной речевой и орфографической подготовки.

Уметь правильно оформлять написанные повествовательные предложения (большая буква в начале предложения, точка в конце его; большая буква в именах людей, кличках животных, названиях сел и городов; перенос слова с одной строки на другую).

Уметь сличать написанное с образцом.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие «красной» строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения;

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Особенности организации контроля по русскому языку        

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем, тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2—8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Для контрольных списывании предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п.

Чтение и читательская деятельность

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80—85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированность навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

  • в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения, осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25—30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;
  • во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями;
    осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45—50
    слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
  • в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65—70 слов в минуту (вслух) и 85—90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
  • в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80—90 слов в минуту (вслух) и 115—120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, таки не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста  за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после, чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учителе заготавливает индивидуальные карточки, которые получат каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Схема учёта навыка чтения в 1-м классе

Фамилия ученика

Способ чтения

Темп чтения, при котором осознает текст

Чтение

Осознанность чтения

Общая оценка


Список учебников.

Предмет

Класс

Автор

Учебник

Год издания

Издательство

 часы

Программа

Русский язык

1кл

А.Ф. Бойцова, Т.Н. Орлова, Д.М. Тамбиева, И.Г. Васильева, Л.Б. Маклакова/ Под ред. Проф. Г.Г. Городиловой

Здравствуй, школа!: Первые уроки русского языка. Устный курс.

2003

СПБ: филиал изд-ва «Просвещение»

Программы начальной школы. Русский язык. 1-4 классы национальных школ РФ./ Л.Д, Митюшина, Л.В. Смирнова, Т.В. Тактанова, А.Г. Трошин, Под общ.ред. Г.Г. Городиловой, А.П. Величука.- С-П. Филиал изд-ва «Просвещение», 2002г

1кл

Ф.М. Бартан,

А.А. Монгуш

Азбука

2011

Кызыл: Тувинское книжное издательство


Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому    обеспечению учебного предмета

Требования к оснащению учебного процесса на уроках русского языка учитывают реальные условия работы отечественной начальной школы и современные представления о культуре и безопасности труда учеников.

Для работы учащимся необходимы:

  • индивидуальное рабочее место (парта, стол, площадка при групповой работе);
  • простейшие школьные инструменты: ручка, цветные карандаши, ножницы школьные со скругленными концами, линейка обычная, циркуль, ластик;
  • материалы, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами), картон (обычный, цветной), пластилин или глина, фольга, калька.
  • Оснащение учебного процесса в начальной школе направлено на обеспечение:
  • работы с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки); запись, выкладывание из разрезной азбуки, письмо под диктовку отдельных слов и предложений, составление предложений с опорой на схему;
  • гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке, к правильной пространственной ориентации на листе тетради;
  • достаточного уровня графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, умение пользоваться линейкой, угольником, циркулем, опорой на рисунки, планы, схемы, таблицы;
  • овладения первоначальными умениями передачи, преобразования и поиска (проверки) необходимой информации (материала) в учебниках, словарях, каталоге библиотеки;
  • мотивации успеха в получении результата, в творческой самореализации на основе организации необходимого оснащения учебного процесса.

      Список технических средств, необходимых в кабинете

1. Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками, микрофоном и наушниками; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).164

2. Мультимедиапроектор (может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения).

3. Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет; создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий).

4. Сканер.

 5. Принтер лазерный.

6. Копировальный аппарат (может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения).

7. Диапроектор. (графопроектор).

 8. Экран на штативе или навесной (минимальные размеры 1,25 × 1,25).

9. Видеоплеер, DVD-плеер (видеомагнитофон).

10. Телевизор (диагональ не менее 72 см).

11. Аудиоцентр (с возможностью использования аудиодисков CDR).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...

Рабочая программа "Этика : азбука добра" 1-4 класс

Программа разработана на основе авторской программы факультатива...

Рабочая программа кружка "Азбука этикета", 2 класс

Данная программа может быть использована во внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление)...

Рабочая программа курса «Азбука первоклассника» ( внеурочная деятельность ) для 1 класса

  Курс «Азбука первоклассника» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе для реализации  федерального государственного образовательного станда...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» , составлена в соответствии с ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» ...

Рабочая программа «Психологическая азбука» для учащихся 1-х классов

Актуальность: Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во много...

Рабочая программа кружка " Азбука безопасности" для учащихся 1 класса

Данный материал поможет в разработке  рабочей программы кружка "Азбука безопасности"...