Урок русского языка "Имена собственные и нарицательные"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме « Имена собственные и нарицательные» : правописание собственных имён , осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена с заглавной буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

«Имена собственные и нарицательные» 

1. Перфилова Ольга Михайловна

2.МБОУ «Балтасинская  СОШ» п.г.т. Балтаси

3. Учитель начальных классов

4. Предмет – русский язык

5. 2 класс

6. Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык», М.Просвещение 2012

Тип урока: урок открытия нового знания.

Тема урока: «Имена собственные и нарицательные»

Цель: уточнить представление учащихся о собственных и нарицательных именах, учить различать имена собственные и нарицательные.

Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме « Имена собственные и нарицательные» : правописание собственных имён , осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к родному краю, гордости за своих земляков.

Планируемые предметные результаты:

понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различатьимена собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена с заглавной буквы.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);

- уметь объяснять различие имён собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс

Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной, рабочая тетрадь по русскому языку, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы, выставка книг (словари)

Ход урока

I.Организационный момент.  Эмоциональный настрой.речевая разминка стих о языке          

II.Актуализация знаний.  

- Откройте тетради. Напишите число, классная работа. (На доске  21 января. Классная работа.)

 Минута чистописания.  Пп Тт Сс

- Прочитайте буквы. Запишите в тетрадь. Соблюдаем правила посадки при письме.

- Охарактеризуйте  звуки, которые они обозначают. ( Согласные, глухие, парные по звонкости-глухости) Молодцы!

Обведите карандашом в кружочек самую красивую букву. Оцените свою работу по шкале !,+,-

III. Постановка проблемы.  Когда я утром вошла в школу, меня встретила наша Гузалия апа с конвертом в руках. - Так интересно подписан конверт, кому его отдать я не знала, а потом решила принести конверт вам, потому что исправив ошибки, вы сможете назвать тему нашего урока.

посёлок балтаси

улица наримана

от буратино

-Давайте, исправим ошибки, запишем в тетради. (Обменяйтесь тетрадями, оцените работу)) На доске правильная запись.

посёлок Балтаси

улица Наримана

от Буратино

- Попробуйте назвать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных, строчная в именах нарицательных.) Сегодня мы на уроке продолжим знакомство…. (закончите моё предложение) какие слова относятся к именам собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

Работа по теме урока. Закрепление.

Проверка дом задания. А сейчас проверим задания выполненные дома. Какие имена собственные записала Маша? Какие имена нарицательные  записала Азалина?

- Как вы думаете, почему имя  называется собственным? (Собственно мне принадлежит, чья-то собственность)

- Как вы думаете, почему имя  называется нарицательным? А все остальные – несобственные -  они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени, нарицательные имена служат для называния людей, предметов.

-  Какие у вас собственные имена? (Дети называют свои имена.)

- Да, у человека это имя. У города, реки, улицы - название. Назовите название нашей республики, столицу,  улицу, реку? Татарстан, Казань, Баумана, Казанка)

- А как вы напишите эти слова? (ответы детей)

- Но, оказывается, у каждого из нас есть ещё имена и называются они нарицательные. Это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со строчной буквы. Например, Самир. Кто он? Мальчик, ученик, сын, школьник.  Зухра. Кто она? Девочка, ученица, дочь, школьница.

-Ребята, каким словарём мы будем пользоваться,  чтобы научиться без ошибок писать слова? орфографическим

-А вы знаете, как расположены слова в словарях? (В алфавитном порядке)

- Я предлагаю поработать со словом «город».  Откройте страницу учебника орфографический словарь и найдите слово «город». Прочитаем слово правильно и выделим ударение голосом.

-Обратите внимание на написание этого слова. Произнесите, как правильно напишете это слово.

Сколько городов можно назвать со словом город? А сколько городов можно назвать словом Арск.

- Слово «город» относится к именам нарицательным и является названием множества одинаковых предметов, пишется со строчной буквы.

- А сейчас помогите решить одну проблему. Давайте рассмотрим следующую ситуацию:

В соседнем классе учатся  две девочки с одинаковой фамилией и именем. Валиева Алина.  Причём они обе одной комплекции, одного роста, имеют одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть девочек по имени и отчеству). Одна Алина Руслановна, а другая – Алина Линаровна

IV. Работа по учебнику с.15, упр. 16  самост. (Записывают  в тетрадях свою фамилию,  имя и отчество.)

- А теперь запишите  три имени  нарицательных на тему «Зима»  (мороз,  снегопад, метель) Прочитайте.

V. Физминутка  для глаз.

1.Работа в паре. Дети получают карточки. Сейчас будем работать в паре. Исправь ошибки.

УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ.

ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.

ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА.

НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.

НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.

У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ.

САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ.

ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.

КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ ИМЕЕТ ТРОН СЕРЕБРЯНЫЙ.

ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ.

КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ.

НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.

ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ.

 

На экране карточки с правильным заданием. Дети исправляют ошибки, оценивают себя.

Сейчас будем работать в группе. Вам необходимо восстановить рассказ о посёлке, вставив, где нужно имена собственные.

Наш посёлок имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе на классных часах.

Моё село.

______________ - мой посёлок. Он очень красивый. Рядом с селом течёт река ___________________ .

В нашем посёлке есть  озеро ______________________________________ . Каждый год проводится праздник _________________ . В центре посёлка есть _______________________________________ .

Там установлен бюст Героям Советского Союза: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Слова для выбора: Кара – Куль, Балтаси, Габдулла Гарифуллин, Хабибулла Ибрагимов, Гайфутдин Гильмутдинов, Василий Булатов, Хафиз Сабиров, Бакый Рахимов, Шошма, Аллея Славы, Сабантуй)

- У вас на партах листы самооценки, оцените себя

V. Итог урока. Обобщение.

- Наш урок подошёл к концу. Кто хочет себе аплодировать? ( Желающие аплодируют)  Я благодарю вас всех и всем аплодирую. Молодцы, ребята.

VI. Домашнее задание. 1.Выполнить упражнение 22., с17 

2. Написать 5 названий улиц нашего посёлка.

3. Составить рассказ о своей семье, используя имена собственные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях». УМК "Школа России" 2 класс

Тема урока:  «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях».Планируемые результаты:Предметные: формировать умения писать с за...

Урок, русский язык "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных."

Первоначальное знакомство с темой  «Заглавная буква в именах собственных» состоялось в первом классе. Тема эта достаточно важная и многогранная. В данном классе это первый урок по это...

Конспект урока русского языка:"Собственные и нарицательные имена существительные" 2 класс

Конспект урока русского языка:"Собственные и нарицательные имена существительные" 2 классЦель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать ...

Презентация к уроку русского языка"Собственные и нарицательные имена существительные"

Презентация к уроку русского языка"Собственные и нарицательные имена существительные"...

Конспект урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные» (3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную буквы в именах собственных.Планируемые  результатыПредметные:различать ...