Урок, русский язык "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных."
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Первоначальное знакомство с темой  «Заглавная буква в именах собственных» состоялось в первом классе. Тема эта достаточно важная и многогранная. В данном классе это первый урок по этой теме. Его цель –формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, самостоятельно подбирать примеры таких слов.

Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных,

развивающие:  обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу

Соответствие урока требованиям ФГОС:

1.     Ориентация на новые образовательные результаты

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые метапредметные результаты:  Познавательные умения:

— объяснять различие существительных нарицательных и собственных.

-отличать новое от уже известного с помощью учителя,

- добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, - используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

— выполнять самопроверку учебного задания.

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,

-проговаривать последовательность действий,

-планировать свои действия,

- оценивать правильность выполнения действий

Коммуникативные умения:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

— формулировать понятные высказывания, используя термины;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

 

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

Предметные умения:

— - уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.  

уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, 

Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока.

На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, фронтальная беседа, проблемное изложение вопросов, индивидуальная работа и работа в групах, работа с текстом.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность. На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, регулятивная, личностная, познавательная.

Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы. В течение всего урока старалась следить за  посадкой детей при письме,  положением тетради на парте.

Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы. К этой теме ребята будут возвращаться и в последующие годы учебы.

Предмет: русский язык

Класс: 2

УМК: Школа России

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.

Тип урока: получение новых знаний

Учитель: Каплунова Татьяна Александровна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 2

УМК: Школа России

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.

Тип урока: получение новых знаний

Учитель: Каплунова Татьяна Александровна

I.Организационный момент

1)  Начинается урок,
    Он пойдёт ребятам впрок.
    Постараемся всё понять -
    Будем грамотно писать.

-Пожелаем друг другу хорошей работы и прекрасного настроения!

2)  В тетрадях отступаем 2 строки вниз от предыдущей работы. Записываем число, классная работа.

II Актуализация опорных знаний        

1. Минутка чистописания. На доске:

- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский (Василий Осипович Ключевский, российский историк, профессор Московского университета)

1 строка. Создадим  узор из гласных буквы вот такой узор

<Рисунок1> Запишите этот узор у себя в тетрадях. Продолжите его.

2 строка Запишем слова

шалаш завод квартира дверь

2. Словарная работа  Вставьте пропущенные буквы. Запишем слова.

Медведь, собака, заяц, лисица, лягушка

3. Работаем со словами, записанными на минутке чистописания и в словарной работе.

- Какой частью речи  являются слова, записанные на минутке чистописания и  в словарной работе?

(именем существительным)

- Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

Какие существительные будут одушевлёнными?

Какие существительные будут  неодушевлёнными?

III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

1)Ваше мнение: всё ли вы знаете об именах существительных? (Нет)

-Смотрим в учебник, с.51. Прочитаем тему урока. «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных».

- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных? (Ответы детей)

- Ваше мнение: всё ли вы знаете об именах нарицательных и собственных? (Ответы детей)

2)- Поставьте самостоятельно цель урока. Эти слова вам помогут.

 Сегодня на уроке мы

узнаем …

научимся …

попробуем …

- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

IV. Открытие нового знания

1)– Кто знает, что обозначает термин «собственные имена существительные» (ответы детей),  «нарицательные имена существительные» (ответы детей)?

- Для того, чтобы точнее отвечать на эти вопросы, выполним следующую работу.

Задание. - Распределите слова по этим группам.

1. Имена

2. Названия городов

3. Названия рек

4 (оставшиеся слова)

Слова для справок 1 группы: Таганрог, город, река, ученик, Волга, Вася.

Слова для справок 2 группы: Ростов- на -Дону, село, Дон, Света, учитель, озеро

Слова для справок 3 группы: Москва, деревня, Миус, Вова, школьник, журнал.

Выступление групп. На доске выводится общая таблица.

1. Имена

2. Названия городов

3. Названия рек

4 (оставшиеся слова)

Вася

Таганрог

Волга

город, река, ученик

Света

Ростов- на -Дону

Дон

село, учитель, озеро

Вова

Москва

Миус

деревня, школьник, журнал.

Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? ( Ответы учащихся. - Написанием.)

- Какое общее название в русском языке дали словам с заглавной буквы?  (Имена собственные). Собственное, потому что это  личное, собственное и больше ничьё. Например, имена, фамилии, отчества людей - это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать.

Название городов, рек. - Сколько городов  названо словом Таганрог? (один)

- Сколько рек названо словом Дон? (одна)

Вот и получается, что название городов, рек – это имена собственные, потому, что называют один предмет своим именем. 

- С какой буквы пишутся имена собственные? (С заглавной)

Имена собственные

1. Имена

2. Названия городов

3. Названия рек

4 (оставшиеся слова)

Вася

Таганрог

Волга

город, река, ученик

Света

Ростов- на -Дону

Дон

село, учитель, озеро

Вова

Москва

Миус

деревня, школьник, журнал.

- Читаем правило, учебник с.52.

Слова 4 столбика несобственные. Их называют - существительные нарицательные. Они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени. Например, сколько городов можно назвать словом город? (много). В России …около 1100.. городов. В Ростовской области 23 города.

 - Сколько водоёмов можно назвать словом река? (много). В одной только Ростовской области …20. рек. Вас всех 26 человек можно назвать - ученик, школьник.

Существительные  собственные

Существительные нарицательные

1. Имена

2. Названия городов

3. Названия рек

4 (оставшиеся слова)

Вася

Таганрог

Волга

город, река, ученик

Света

Ростов- на -Дону

Дон

село, учитель, озеро

Вова

Москва

Миус

деревня, школьник, журнал.

- С какой буквы пишутся имена нарицательные? (С  строчной)

- Читаем правило, учебник с.53.

- Мы 1 цель урока, узнать какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, выполнили? (Да)

- 2 цель мы выполнили тоже.

 Физкультминутка  Летит по небу шар

Слово шар– собственное или нарицательное?

V. Первичное закрепление знаний

-Теперь учимся  различать существительные  собственные и нарицательные, попробуем свои знания применить на практике.

1) – Прочитаем правило в учебнике, с. 53 (нижнее правило).

2) – Выполним упр.89, с.52.

1.Чиитаем задания. Записываем по образцу. Орфограмму подчёркиваем.

Мама …..(имя своей мамы), папа …..(имя своего папы), бабушка ….., дедушка …, сестра (брат)……  .

3) Выполняем упр 90         1 ряд – первая строчка записывается

2 ряд – вторая строчка              3 ряд – третья строчка            Проверка.

V I. Рефлексия.

- Прочитайте предложения.  На доске

В небе летит воздушный (Ш, ш)арик.

Дом охраняет (Ш, ш)арик.

- Кто сформулирует задание? (ответы детей)

Задание. Выберите из скобок нужную букву. Запишите предложения без ошибок. Подчеркните орфограмму, где нужно.

- Самопроверка. Оцените правильность «линеечкой»

- На полях своих тетрадей, в конце работы, оцените «линеечкой»  правильность, аккуратность написанного.

V I I. Подведение итогов.

- О каких именах существительных вы узнали на уроке?

-  Что нужно помнить о написании имён собственных?

- Чему учились?

- Оцените свою работу «смайликом».

V I I I. Домашнее задание.

1)Выучить правило на с.52,53.

2)Выполнить упр.91


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Знакомство с родом имён существительных".

Урок русского языка с презентацией и приложением по теме: "Род имён существиетльных". Первый урок по данной теме - знакомство с каегорией рода имён существительных по системе Л.В.Занкова....

Урок русского языка в 4 классе. «Родительный и винительный падежи имён существительных»

Разработка урока с профориентационным содержанием.Тема урока:  «Родительный  и винительный падежи имён существительных» Тип урока:    урок изучения нового материала. Цель урока:  научить различать род...

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных.»

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление" ...

План-конспект урока русского языка на тему: «Написание заглавной буквы в собственных именах существительных».

В конспекте представлены структура и ход урока русского языка в 1 классе с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....