Конспект урока русского языка:"Собственные и нарицательные имена существительные" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Педсообщество "Территория творчества"

Конспект урока русского языка:"Собственные и нарицательные имена существительные" 2 класс

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные, познакомить с правописанием собственных имен существительных.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 "Средняя  общеобразовательная школа №2 г.Семикаракорска"

 Ростовской области

Конспект

урока по русскому языку по теме:

«Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание собственных имён существительных».

2 класс. УМК «Планета знаний»

        

Подготовила:

учитель начальных классов

Шкандевич Т.А.

Тема:" Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных".

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные, познакомить с правописанием собственных имен существительных.

Задачи:

образовательные:

  • добиться:  осмысленности усвоения учебного материала по теме: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных;
  • осознания различия имён собственных и нарицательных;
  • умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные»;
  • закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие:

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала;
  • обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность;
  • способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости;
  • обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные:

  • способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков;

Планируемые предметные результаты:

  • понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные»;
  • уметь различать имена существительные собственные и нарицательные; уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.  

Планируемые метапредметные результаты:

личностные:

  • положительное отношение к учению;
  • понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию;
  • понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий, планировать свои действия;
  • оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания;
  • находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные:

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

  • уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
  • уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
  • уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);
  • уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
  • выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
  • формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
  • уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД).

Ход урока

I. Организация начала урока. Психологический настрой.

1.1 Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу.

  • Я желаю тебе сегодня добра.
  • Ты желаешь мне сегодня добра.
  • Мы желаем сегодня друг другу добра.
  • (Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами, ладонями).

  • Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.

        

1.2 Слайд 2.

  • Девиз сегодняшнего нашего урока:

Ум и сердце

В работу вложи,

Каждой секундой

В труде дорожи!

II. Актуализация опорных знаний.

2.1 Слайд 3. Минуткачистописания. (СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ)

  • Что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза?

2.2 Слайд 4, 5

  • Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.
  •  (Земля, День Земли, Дон, Волга, река, День Победы, Марс, планета) Распределите слова по группам - названия рек, названия планет, праздники. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.
  • заполнение таблицы (на столе карточки)  

Название рек

Название планет

Праздники

  • Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

  • Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?

  • Попробуйте назвать тему нашего урока.

Слайд 6.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)

  • Учёные в русском языке  уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.
  • Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?
  • А чему хотели бы научиться? Поставьте цель урока.

Сегодня на уроке мы:

                 узнаем …

                     научимся …

                    попробуем …

  • Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

IV. Открытие нового знания.

4.1 Слайд 7. Чтение стихотворения.

Я имя существительное.

Об этом я пою.

Я называю всё вокруг,

Всем имена даю.

Бываю нарицательным, 

Но  надо понимать,

Что я могу быть собственным,

Старайся различать.

  • Как вы думаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?

4.2 Слайд 8. Понятие "Собственное"

У человека – имя,

у собаки и кошки – кличка,

у города и реки – название.

  • Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё.  Собственное имя называет только вас.
  • С какой буквы пишутся имена собственные?
  • А все остальные – несобственные - нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
  • Под какими рисунками у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
  • Прочитаем правило в учебнике.
  • Какие существительные мы называем собственные?
  • С какой буквы они пишутся?
  • А у кого еще может быть своё собственное имя?
  • Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.
  • Приведите примеры собственных имён существительных.
  • Какие существительные мы называем нарицательные?
  • С какой буквы они пишутся?
  • Приведите примеры нарицательных имён существительных.

V. Первичное закрепление знаний.

Слайд 9

        5.1 Игровой момент.

  • Давайте проведем игру "Собери пару"

        5.2 Работа с учебником.

  • Откройте учебники на стр.82
  • Почему 12 апреля  называют Днем космонавтики?

Слайд 10

        Работа по учебнику стр.82 упр 13

Слайд 11

  • С какой буквы мы напишем имя, отчество и фамилию первого космонавта? Какие это существительные: собственные или нарицательные?

        5.3 Словарная работа

Слайд 12

  • Запись слов. Какие это существительные: собственные или нарицательные?
  • Составьте устно с любым из слов предложение.

Физминутка. Слайд 13

VI. Вторичное закрепление знаний.

  • Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.
  • Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?
  • Как называется город, в котором мы живём?
  • Наш город маленький, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя – Семикаракорск.

6.1 Слайд 14. Воспитательный момент. Родной город Семикаркорск.

  • Наш город имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе на классных часах.

  • Один из них, поэт Борис Куликов написал такие строки о городе:

Откуда я? С Дона! Где высь да простор,

Где сладкие звоны Семикаракор,

Где поле широко, работа красна,

Где песня далёко-далёко слышна…

6.2 Слайд 15. Работа по восстановлению деформированного текста.

  • Мы сейчас будем работать в группах.
  • Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе, вставив, где нужно собственные имена существительные.

Слайд 16

Мой город.

Мой родной  город - _____________________. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река __________. В нашем городе жил замечательный поэт___________________________________________________.

  • Какой у вас получился рассказ? 

6.3 Слайд 17. Проверка текста.

VII. Рефлексия деятельности.

Слайд  6. 18

  • Какие цели мы ставили в начале урока?
  • Достигли ли мы целей?

Слайд 19.

  • Я  считаю, что урок прошёл для меня с пользой.
  • Я  многому научился, но ещё нуждаюсь в помощи.
  • Мне было трудно на уроке.

7.1 Домашнее задание:

Слайд 20.

  • придумай сказку о Большой букве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях». УМК "Школа России" 2 класс

Тема урока:  «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях».Планируемые результаты:Предметные: формировать умения писать с за...

Урок, русский язык "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных."

Первоначальное знакомство с темой  «Заглавная буква в именах собственных» состоялось в первом классе. Тема эта достаточно важная и многогранная. В данном классе это первый урок по это...

Презентация к уроку русского языка"Собственные и нарицательные имена существительные"

Презентация к уроку русского языка"Собственные и нарицательные имена существительные"...

Конспект урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные» (3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную буквы в именах собственных.Планируемые  результатыПредметные:различать ...

Конспект урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные» (УМК "Школа России", 3 класс) + презентация

Конспект урока по русскому языкуТема: «Собственные и нарицательные имена существительные»Цель деятельности учителя: формирование умений различать собственные и нарицательные имена сущ...