Конспект урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные» (УМК "Школа России", 3 класс) + презентация
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Данько Анастасия Николаевна

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные»

Цель деятельности учителя: формирование умений различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных.

 

Планируемые результаты:

Предметные: понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Оборудование: Русский язык 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч2/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий – М.: «Просвещение» 2012. - 15 - 17с., презентация PowerPoint. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 21.01.2020

Школа: №152                                                                                                                            

ФИО учителя: Кузнецова В.В.

Класс: 3Б                                                                                                                                 

ФИО студента: Данько А., 35 группа.

Кабинет: 213                                                                                                                      

ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные»

Цель деятельности учителя: формирование умений различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Оборудование: Русский язык 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч2/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий – М.: «Просвещение» 2012. - 15 - 17с., презентация PowerPoint. 

Челябинск, 2020

Этап урока

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределение к деятельности

Психологический настрой, организация урока.

Словесный: слово учителя

Психологический настрой.

2 мин.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Николаевна, я проведу сегодня у вас урок русского языка.

- Каждый урок должен начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда на протяжении всего занятия дела будут идти хорошо и всё будет получаться.

- Сделайте хлопок, если вы пришли на урок с хорошим настроением.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

- Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.

- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.

Приветствуют учителя.

Психологически готовятся на урок.

Слушают учителя.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II. Актуализация знаний и мотивация.

Практический: словарный диктант

Практический: классификация имён существительных по определённому признаку

Наглядный: демонстрация

Словесный: беседа

Практический: выполнение пробного задания, группировка слов

Словесный: слово учителя

6 мин.

- Открываем тетрадочки, кладём наискосок, спинки ровно, записываем число, классная работа.

- Сейчас мы проведём словарный диктант. На слайде представлены слова, в которых пропущены буквы, вставьте буквы в пропуски и запишите в тетрадь, потом я проверю ваш диктант и поставлю вам оценки.

(Аккуратно, альбом, алфавит, берег, быстро, вместе, вокруг, ворона, восемь, воскресение, восток, вторник)

- Заканчиваем.

- А сейчас прочитайте слова, записанные на экране. (Женя, прочитай вслух)

(Солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Какой частью речи они являются?

(именем существительным)

- Почему вы так решили?

(Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

- Как можно разделить данные существительные на две группы?

(Одушевлённые и неодушевлённые)

Какие существительные называются одушевлёнными?

Какие существительные называются неодушевлёнными?

- Молодцы! Правила вы знаете, а сегодня мы узнаем что-то новое об этих словах.

- Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах. 

- Вспомним правила работы в парах.

- Распределите слова по группам –

  • имя человека,
  • отчество,
  • фамилия.

Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - другую.

(Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов)

- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?

- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?

 (на слайде таблица)

- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.

- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?

- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными. 

Записывают число и классную работу.

Пишут словарный диктант.

Читают слова с экрана.

- Именем существительным.

- Они обозначают предмет, и отвечают на вопросы «Кто? Что?».

- Одушевлённые и неодушевлённые

- Они обозначают людей и животных и отвечают на вопрос «Кто?»

- Обозначают предметы, растения и явления неживой природы и отвечают на вопрос «Что?»

Повторяют правила работы в парах.

Выполняют задание.

1 – Аня, Миша; 2 – Ивановна, Алексеевна, Петрович; 3 – Попов, Кузнецов.

4 – ученик, дом.

Оценивают свою деятельность.

- Тем, что в последнем столбике слова обозначающие предметы.

- Имена.

Слушают учителя.

Р.:  принятие и сохранение учебной задачи, сличение с образцом, оценка работы

К.: построение монологического высказывания; развитие речи

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, согласованно выполнять совместную деятельность

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: составление плана

4 мин.

- Как вы думаете какая тема нашего урока?

(Имена существительные собственные и нарицательные) 

- Поставьте цель урока.

Сегодня на уроке мы узнаем …

научимся …

попробуем …

- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

(Познакомиться с собственными и нарицательными именами, научиться их различать)

- Давайте составим план нашего урока:

1. Познакомимся с именами существительными собственными и нарицательными.

2. Научимся различать собственные и нарицательные имена существительные.

3. Выполним самостоятельную работу.

4. Закрепим знания.

- Имена существительные собственные и нарицательные.

- Какие существительные относятся к собственным.

- Их различать.

- Применять их и писать правильно.

Составляют план урока.

К.: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р.: принятие и сохранение учебной задачи,

П.: установление причинно-следственных связей,

анализ объекты с целью выделения общих признаков, подведение под понятие.

IV. «Открытие» детьми нового знания

Словесный: беседа

Практический: работа с терминами

Практический: чтение и анализ правила

8 мин.

- Ребята, вы знаете что обозначают термины «собственные имена существительные»

(Это названия, принадлежащие кому-либо, чему-либо)

- «Нарицательные имена существительные»?

(Ими называют однородные предметы, которые имеют что-то общее)

- С какой буквы пишутся имена собственные?

- Откройте учебник на странице 15 и прочитайте правило, (Женя) читает вслух

- Как вы его поняли?

- Какие группы имён собственных вы запомнили?

- Кто сможет привести пример имён нарицательных?

- Кто сможет привести пример имён собственных?

- Давайте заполним таблицу.

- На какие группы делятся имена существительные?

(Собственные и нарицательные)

- Что относится к именам собственным?

(Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей, художественных произведений)

- А что относится к именам нарицательным?

(Все остальные существительные)

- Посмотрите на слайд, где тут имя собственное, а где нарицательное?

(собака Дружок)

- Как на письме отличаются собственные имена существительные от нарицательных?

- Итак какой пункт нашего плана мы с вами сегодня выполнили?

- Молодцы! С правилом мы с вами познакомились, и вы с этим успешно справились!

Динамическая пауза

- А сейчас встаём, немного тело разомнём. Слушайте внимательно! Потом я вам задам вопрос.

- Рано утром в парк ходили,

Там снеговика лепили.

А потом с горы катились,

Веселились и резвились.

В Катю бросили снежком,

В Юлю бросили снежком,

В Борю бросили снежком.

Получился снежный ком.

Холодно гулять зимой,

побежим скорей домой!

- Тихонько садимся.

- Были ли в физминутке имена собственные? Какие?

- Покажите цветом карандаша как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.

- Собственные имена — это имена людей, названия городов…

- Нарицательные это остальные имена.

- С большой буквы.

Изучают правило в учебнике

- Какие бывают имена собственные и нарицательные.

- Названия городов, улиц…

- Мяч, ёлка, снег.

- Юля, Москва, Чёрное море.

Изучают правило.

- Собственные (определение) и нарицательные (определение)

-  Имена, клички, названия улиц…

- Все остальные существительные.

- «собака» - нарицательное, а «Дружок» - собственное.

- Собственные имена пишутся с большой буквы, а нарицательные с маленькой, если не стоят в начале предложения.

- Первый

Выполняют физические упражнения.

- Да были! Имена: Катя, Юля, Боря.

Оценивают свою деятельность.

П.: осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным
критериям.

Р.: осознают и принимают
учебную задачу, контролируют учебные действия,

К.: обмениваются мнениями; умеют слушать друг

Л.: определение границ собственного знания и незнания

V. Первичное закрепление

Практический: частичное списывание, морфологический анализ

Словесный: беседа

Практический: орфографический анализ

Практический: работа с доской

5 мин.

- Хорошо! А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные, найдите упражнение 22 на странице 15.

- Давайте его прочитаем по цепочке, начиная с первой парты.

- (Катя), прочитай первый вопрос.

(Какие из этих слов собственные имена существительные, а какие -нарицательные? Как вы это определили? Почему имена существительные получили название собственные?)

- Кто хочет ответить на этот вопрос?

- (Аня), прочитай второй вопрос

(Подберите к данным нарицательным именам другие имена собственные, объясните их значение.)

- Кто хочет ответить на этот вопрос?

- Кто хочет выйти к доске и выполнить последнее задание, только мы его немного изменим.

- Спишите нарицательные имена существительные, подчеркните в словах изученные орфограммы.

Остальные работают в тетради.

- Ребята, вы согласны?

- Если вы справились с заданием без ошибок поставьте себе на полях весёлый смайлик.

- Итак, ребята, мы справились со вторым пунктом нашего плана?

- Что мы сделали?

Читают упражнение по цепочке.

Читает вопрос.

- Собсв.: Василий Андреевич Жуковский, Алёша, Алиса, Вологда, Победы, Болгария, Байкал, Мира, Илья Муромец, Зорька, Базилио, Эльбрус.

Нариц.: Поэт, мальчик, девочка, город, площадь, страна, озеро, улица, богатырь, корова, кот, гора.

- Потому что, это названия городов, стран, озёр и имена.

 - Поэт Александр Сергеевич Пушкин и т.д.

Выполняют задание у доски ив тетрадях.

поэт, улица, город, озеро, гора, богатырь, корова, страна - непроверяемые и проверяемые безударные гласные

мальчик, площадь - мягкий знак как показатель мягкости

девочка - сочетание чк    город, кот звонкие и глухие согласные в конце слов

- Оценивают свою деятельность.

- Да.

К: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Практический: Самостоятельная работа. Распределительное списывание.

5 мин.

- Ну, а сейчас мы выполним 3 пункт нашего плана и напишем самостоятельную работу.

- Давайте повторим правила работы в парах.

- Выберите имена собственные и нарицательные и разделите их на 2 группы, двое работают у доски. На работу у вас 3 минуты. Начали.

(Сергеевич, Динара, дети, карандаш, утро, Иванов, Бобик, город, петух, кот, Челябинск, Украина, стол Рыжик)

- Закончили. Сейчас проверим друг друга, все согласны с вариантом на доске?

- Правильный вариант указан на слайде.

- Оцените друг друга.

Выполняют самостоятельную работу

Собств.: Сергеевич, Динара, Иванов, Бобик, Челябинск, Рыжик, Украина.

Нариц.: дети, карандаш, петух, кот, город, утро, стол.

Взаимопроверка.

Оценка деятельности одноклассника.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, согласованно выполнять совместную деятельность

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: беседа

Практический: работа с упражнением

Наглядный: демонстрация

7 мин.

- Сейчас посмотрите на упражнение 24.

- Прочитайте задание.

- Кто написал данные произведения?

- Как записаны названия произведений?

- В чём особенность в записи имени авторов?

- Для чего нам нужно уметь записывать названия произведений и имена авторов?

- Да, правильно, это умение пригодится вам в старших классах при написании сочинений, таблиц, оно нужно сейчас каждому образованному человеку.

- А теперь давайте прочитаем правило на странице 16, сверим наш вывод с правилом из учебника.

- Как пишутся названия художественных произведений?

- Как пишутся имя и отчество авторов?

- Обратите внимание как пишутся кавычки, в печатном тексте кавычки на одном уровне, а в письменном первые кавычки внизу строки, вторые вверху

- Посмотрите на упражнение 25.

- Прочитайте задание.

- Найдите первую картинку, (Саша), прочитай образец.

- Теперь первый ряд запишет предложение ко 2 картинке, второй к 3, третий к 4.

- Проверим, что у вас получилось, первый ряд кто нам прочитает своё предложение и скажет, как вы записали инициалы автора и название произведения.

- Хорошо! Выполнили мы последний пункт плана?

- Молодцы! Вы сегодня отлично поработали.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

- Выучить слова под буквой Г, выполнить упражнение 27 на странице 17.

«Берёза» - Есенин, «Стрекоза и муравей» - Крылов, Акула – «Толстой», «Аленький цветочек» - Аксаков.

Выполняют задание.

- С большой буквы и в ковычках.

- Первые буквы и отчества написаны.

- На уроках чтения, в бибилиотеке.

- С большой буквы в кавычках.

- Буквами.

«Берёза» - Есенин, «Стрекоза и муравей» - Крылов, Акула – «Толстой», «Аленький цветочек» - Аксаков.

Выполняют задание.

- Да!

Записывают домашнее задание.

К.: построение речевых высказываний

П.: восприятие информации.

Р.: принимать и сохранять задачу

VIII. Рефлексия

Словесный: беседа

3 мин.

- Оцените свою работу. На слайде выберите фразу и продолжите её.

(Сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… я попробую… меня удивило…)

- Спасибо за урок.

Оценивают и анализируют свою деятельность.

Л: умение ставить оценку собственной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

_ к_уратн _, _ л_бом , _ лф_ви _, бер _ _, быстр_, вмест _, в_кру _, в_рона , вос_м _, в_скр_сен_е , в_сто _, вторн _ _. Словарная работа

Слайд 2

Солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок.

Слайд 3

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов. Разделите слова по группам. 1. Имя человека 2. Отчество 3. Фамилия

Слайд 4

1. Имя 2. Отчество 3. Фамилия Аня Миша Ивановна Алексеевна Петрович Попов Кузнецов у ченик д ом 4. Предметы Имена собственные Имена нарицательные

Слайд 5

«Имена существительные собственные и нарицательные» Цели урока: Мы узнаем… Научимся… Попробуем… Тема урока:

Слайд 6

План урока: 1 . Познакомимся с именами существительными собственными и нарицательными. 2 . Научимся различать собственные и нарицательные имена существительные. 3 . Выполним самостоятельную работу. 4 . Закрепим знания.

Слайд 7

Собака Дружок

Слайд 8

План урока: 1 . Познакомимся с именами существительными собственными и нарицательными. 2 . Научимся различать собственные и нарицательные имена существительные. 3 . Выполним самостоятельную работу. 4 . Закрепим знания.

Слайд 9

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… Меня удивило…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях». УМК "Школа России" 2 класс

Тема урока:  «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях».Планируемые результаты:Предметные: формировать умения писать с за...

Урок, русский язык "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных."

Первоначальное знакомство с темой  «Заглавная буква в именах собственных» состоялось в первом классе. Тема эта достаточно важная и многогранная. В данном классе это первый урок по это...

Конспект урока русского языка:"Собственные и нарицательные имена существительные" 2 класс

Конспект урока русского языка:"Собственные и нарицательные имена существительные" 2 классЦель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать ...

Презентация к уроку русского языка"Собственные и нарицательные имена существительные"

Презентация к уроку русского языка"Собственные и нарицательные имена существительные"...

Конспект урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные» (3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную буквы в именах собственных.Планируемые  результатыПредметные:различать ...