Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx95.66 КБ

Предварительный просмотр:

             МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА ХОР

МУНИЦИПАЛЬНОГО РВЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Программа рассмотрена на заседании

МО учителей начальных классов

Протокол от «___» _______ 20__г. № ___

Руководитель МО _______ /М.А.Назарова/

Согласовано

Зам. директора по УВР

___________ Ю.В.Гордеева

РАССМОТРЕНО

Директор школы

___________ Е.Е.Шипикова

Приказ от «___»________20___№___

Рабочая программа

по русскому языку

4 класс

Программа разработана на основе Примерной программы

в соответствии ФГОС НОО

на период 2016 – 2017 учебный год

 

                                                                       

Программу разработали

учителя начальных классов:

 

        Т.В.Кайтанова

 

Аннотация.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; примерной программы по русскому языку на основе программы Л В. Занкова; авторской программы Н.В.Нечаевой; с учетом межпредметных и внутрипредметных связей; направленной на формирование образовательной среды способствующей нравственному, духовному,физическому развитию и социализации учащихся.

Цели программы:

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель предполагает формирование у учащихся

представлений о языке как составляющей целостной научной картины

мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;

формирование научного представления о системе и структуре родного

языка.

социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.

Задачи:

 развитие внешней (устной и письменной) и внутренней речи,

способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «Чувства языка»;

освоение знаний о фонетике, грамматике русского языка, первоначальных знаний о тексте, предложении, лексике;

 развитие самостоятельности мышления, воображения, формирование общеучебных умений. 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации программного содержания используется для обучающихся:

1.Учебник «Русский язык» Н.В. Нечаева, С.Г.Яковлева. Издательский дом «Фёдоров», 2014

2.Печатная тетрадь   № 1,. №2, №3, №4

Для реализации программного содержания используется для учителя:

1. Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008;
2.Контрольные работы по системе Л.В.Занкова.\Сост. С.Г.Яковлева.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2014.

3.Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2014

 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

1. Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- экспозиционный экран;

- компьютер;

2. Экранно-звуковые пособия:

- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

- видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Интернет-ресурсы:

  1. Журнал «Начальная школа»,  «1 сентября».
  2.  Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л.В.Занкова. – Режим доступа: http://sankov.ru
  3. .- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september/ru
  4. Авторские презентации Power Point  к урокам и ученические презентации проектов.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение русского языка в 4 классе выделяется 170 ч. (5 ч. - в неделю, 34 учебные недели )

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.),  учебного плана, планируемых результатов, примерной программы  и авторской программы Н.В. Нечаевой «Русский язык» (Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2013.- С.22 – 56).

     Реализация рабочей программы позволит:

  • научиться осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
  • применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
  • получить первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомиться с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научиться находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

Общая характеристика учебного предмета.

В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Язык - универсальное средство общения, речь - функция языка, его индивидуальное воплощение в конкретной практике.

Новая информационная эпоха требует от человека коммуникативной грамотности (владение средствами обмена информацией и ее накопление). Такое понимание языка соответствует и требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Система языка проявляет себя в речевой деятельности, которая невозможна для человека без знания законов языка. Задача курса состоит не только в том, чтобы дать знания о языковых средствах, но и в создании условий для повседневного приобретения опыта пользования ими во внешней (устной, письменной) и внутренней речи. Курс характеризует его практическая направленность на пользование системой языка. А это возможно только при реализации системно-деятельностного и индивидуального подхода в обучении.

Цели преподавания русского языка как государственного языка РФ и языка межнационального общения в Российской Федерации: социокультурная и когнитивно-познавательная.

Социокультурная цель предполагает формирование:

а) коммуникативной компетентности учащихся - развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия;

б) навыков грамотной, безошибочной речи (устной и письменной) как показателя общей культуры человека.

Когнитивно-познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.

Цели, поставленные перед преподаванием русского языка, достигаются в ходе осознания учениками взаимосвязи между целью речи, ее содержанием и средствами (лексикой, грамматикой, звуками и буквами) в различных речевых ситуациях устного и письменного общения и приобретения необходимых навыков пользования языковыми средствами. Так создаются условия для достижения не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов обучения.

Структурирование учебного материала позволяет:

- устанавливать всевозможные связи между смыслом и языковой правильностью его выражения;

- раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям;

- постепенно наращивать и усложнять уровень теоретических обобщений, которыми оперирует ученик;

- рассматривать одно и то же языковое явление с разных точек зрения, чем обеспечивается многоаспектность анализа.

Многоаспектность анализа языкового материала создаёт условия для реализации системно-деятельностного подхода, индивидуализации обучения (каждый ученик найдет свою нишу), а также обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях. Тем самым расширяются коммуникативные творческие возможности учеников, развивается «чувство языка», формируется прочность усвоения программного материала.

В соответствии с Примерной основной образовательной программой по русскому языку и целями данного курса в программе раскрыты три взаимосвязанных основных содержательных раздела: «Развитие речи», «Система языка» и «Орфография и пунктуация». Важно единство освоения всех линий: развития речи с изучением системы языка, освоением орфографической и пунктуационной грамотности. Представление о языке и речи как объективно существующем целом создает реальные условия не только для достижения функциональной грамотности обучающихся, но и для духовно-нравственного развития и воспитания школьников, их личностного развития, формирования метапредметных и предметных действий.

Ценностные ориентиры содержания учебного материала

1. Развитие речи:

Устная речь:

- практика устного общения в повседневных и в специально создаваемых ситуациях;

- практическое овладение диалогической формой речи, выражение

собственного мнения, его аргументация;

- практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи;

- речь – отражение культуры и развития человека;

- соответствие речи орфоэпическим нормам.

Письменная речь:

- текст – результат говорения или письма, результат речевой деятельности, основная коммуникативная единица;

- признаки текста: единство темы и замысла, связность, целостность и

законченность, типы текстов;

- комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,

корректирование порядка предложений и частей текста;

- выделение в тексте главного, высказывание собственного мнения по поводу прочитанного;

- определение основной мысли текста, план текста;

- подробное воспроизведение текста, его пересказ выборочно, от другого лица;

- опыт самостоятельного составления текста, поздравительной открытки, инструкции, словарной статьи, отзыв об услышанном;

- репродуктивные и творческие сочинения;

- работа со справочной литературой, телеинформацией, Интернетом;

- исследовательская работа.

2. Фонетика и орфография:

- актуализация фонетического материала в соответствии с изученными правилами правописания и орфоэпии;

- расширение представлений об исторических чередованияхгласных и согласных в корне слова;

- ударение, произношение звуков и сочетаний звуков всоответствии с

нормами современного русского литературного языка;

- формирование орфографических зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове;

- применение правил правописания;

- практическое ознакомление с написанием приставок на –з и –с.

3. Морфемика и словообразование:

- овладение понятием «родственные слова»;

- различение однокоренных слов и синонимов и слов с омонимичными

корнями;

- образование однокоренных слов с помощью суффиксов, приставок,

сложение основ.

4. Морфология и лексика:

- части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные;

- имя существительное;

- имя прилагательное;

- местоимение;

- глагол;

- наречие;

- предлог;

- союзы и, а, но, их роль в речи;

- понимание слова как единства звучания, значения и грамматических

признаков;

- работа со справочниками в учебнике.

5. Синтаксис:

- различение предложений, словосочетаний, слова;

- нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;

- предложения с однородными членами с союзами и, а, но и без союзов;

- нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

- ознакомление с обращениями;

наблюдение смысловой зависимости содержания предложения от

использованных грамматических средств.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной

задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

– знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка.

– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности /не успешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (например: часть речи – самостоятельная часть речи; глагол – глаголы I и II спряжения, единственного и множественного числа и т.д.);

– устанавливать аналогии

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных

способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия.

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций

всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты 

Развитие речи

Обучающийся научится:

– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слушать, реагировать на реплики, поддержать разговор);

– выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

– самостоятельно озаглавливать текст;

– составлять план текста;

– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.

– создавать тексты по предложенному заголовку;

– подробно или выборочно пересказывать текст;

– пересказывать текст от другого лица;

– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип;

– различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового; разговорного и научного или делового);

– выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, услышанного, увиденного, соблюдая правила построения связного монологического высказывания;

– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

– анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения

учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составляемых текстов);

– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи);

– оформлять результаты исследовательской  работы.

Система языка   (Фонетика, орфоэпия, графика)

Обучающийся научится:

– различать звуки и буквы;

– характеризовать звуки русского языка: гласные ударные–безударные; согласные твердые–мягкие, парные-непарные твердые и мягкие; согласные звонкие–глухие, парные–непарные звонкие и глухие;

– знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

– проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического

(звукобуквенного) разбора слов;

– соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словарей произношения, представленных в учебниках с 1 по 4 класс);

– находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

– совершенствовать навык клавиатурного письма.

Лексика

Обучающийся научится:

– выявлять слова, значение которых требует уточнения;

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

– оценивать уместность использования слов в тексте;

– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

– различать изменяемые и неизменяемые слова;

– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

– находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

– находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

– узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;

– понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

– разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Морфология

Обучающийся научится:

– определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;

– определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;

– определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

– проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

– находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Синтаксис

Обучающийся научится:

– различать предложение, словосочетание, слово;

– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

– классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

– определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

– выделять предложения с однородными членами.

– различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;

– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

– различать простые и сложные предложения;

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

– применять правила правописания:

-  раздельное написание слов;

_ сочетания жи_ши, ча_ща, чу_щу в положении под ударением;

_ сочетания чк_чн, чт, щн, рщ;

_ перенос слов;

_ прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

_ проверяемые безударные гласные в корне слова;

_парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

_ непроизносимые согласные;

_ непроверяемые гласные и согласные в корне

слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

_ гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

_ разделительные ь и ъ;

_ ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);

_ безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на _мя, _ий,

_ья, _ье, _ия, _ов, _ин);

_ безударные окончания имен прилагательных;

_ раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

_ не с глаголами;

_ ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, красишь);

_ ь в глаголах в сочетании _ться;

_ безударные личные окончания глаголов;

_ раздельное написание предлогов с другими словами;

_ знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

_ знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

в учебнике);

– безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов;

– писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

применять правила правописания:

_ приставки на з_ и с_;

_ гласные в суффиксах _ик, _ек;

_ о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц;

_ и, ы после ц в разных частях слова;

_ соединительные гласные о, е в сложных словах;

– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

– при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь,

– при работе над ошибками осознавать причины их появления и определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;

– различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

   

   

 Календарно-тематическое планирование по русскому языку.

.

              Тема урока

К-во часов

Элементы содержания урока

Дата по плану

Дата по факту

1четверть

Что нужно для общения. (15 часов)

1

Соответствие средств устного общения речевой ситуации.

№1-4

1

Средства устного общения: речевая ситуация, инсценирование. Сочинение продолжения заданной речевой ситуации. Актуализация языковых знаний: разделы языка; части речи и члены предложения, однородные члены предложения и знаки препинания при них, предложение и словосочетание, состав слова, склонение имени существительного и прилагательного. Морфологический разбор имени существительного. Грамматические признаки глагола. Связь местоимения и глагола. Решение орфографических задач (орфограммы гласного и согласного). Систематизация знаний по темам русского языка

01.09

2

Составление текста телеграммы

.№5-9

1

Предложение, средства связи слов в предложении, виды предложений. Текст: стиль, типы, жанры. Телеграмма как жанр текста. Составление и редактирование текста телеграммы. Актуализация знаний: алфавит, лексическое значение слова, состав слова. Решение орфографических задач: правописание слов с непроверяемыми гласными (словарные слова). Окончание как средство связи слов в предложении и как грамматический показатель. Заимствованные слова, способы определения лексического значения заимствованных слов

02.09

3

Стиль, тип и тема текста.

№10-15

1

Текст: стиль, тип, признаки. Тема текста. Выбор темы, написание сочинения. Грамматическая и лексическая сочетаемость. Орфоэпические и орфографические нормы. Словосочетания:  сущ. + прилаг.,  сущ. + сущ.,  гл. + сущ.  Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных.

Обобщение знаний: составление таблицы пропущенных орфограмм . Текст: стиль, тип, признаки. Тема текста. Выбор темы, написание сочинения.

03.09

4

Заголовок  и основная мысль текста.

№16-20

1

Текст: тема, заголовок, основная мысль. Лексическая работа: значение слова, синонимы, виды словарей, стилистически окрашенная лексика. Актуализация знаний: фонетика и орфография, склонение существительных, зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков

имени существительного; однородные члены.

04.09

5

Работа со словарем и словарной статьей.

№21-24

1

Работа со словарем, словарной статьей. Синонимы, стилистически окрашенные слова.

Литературные нормы и разговорный язык. Письменный анализ одной из сказок Чуковского с опорой на данные вопросы. Имена существительные, имеющие форму только единственного (множественного) числа. Решение орфографических задач. Связь: род им. сущ. и род местоимения, на него

указывающего.Словосочетание гл. + мест.

07.09

6

Диалог. Зависимость смысла предложения от форм слов и их порядка.

№25-28

1

Диалог, умение доказывать свою точку зрения. Преобразование предложения. Зависимость смысла предложения от форм слов и порядка слов. Выбор темы исследования: «Великие люди России» или «Творчество моего народа».

Данные темы поддерживаются содержанием всего учебника, но возможны и другие те-

мы исследования (представление работ по мере их завершения). Словообразование. Глагол и отглагольные существительные. Падеж имен существительных, влияние изменения падежа существительного на смысл предложения.

Актуализация знаний: существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Решение орфографических задач: роль мягкого знака, правописание Ь после шипящих

08.09

7

Входная контрольная работа (диктант)

1

Диагностика логопедических и грамматических проблем.

09.09

8

Работа над ошибками. Обобщение знаний и их систематизация по темам русского языка.

Стр. 20-21

1

Обобщение знаний, их систематизация по темам русского языка. Решение орфографических задач: Правописание безударных окончаний имен сущ. и прил., буква удвоенного согласного, Ь в конце слова, в т.ч. после шипящих, буквы парн. согл., непроизносимых согл., безуд. гласн. в корне слова.

Лексическая работа: эпитеты, их роль

10.09

9

Описание как тип текста. Роль прилагательных, эпитетов, глаголов в описании.

№32-35

1

Лексическая работа: описание как тип текста, роль прилагательных, эпитетов, глаголов в описании; роль союза «но». Актуализация знаний: члены предложения (главные, второстепенные), однородные члены предложения и знаки препинания при них, части речи. Решение орфографических задач: правописание безударных окончаний имен прилагательных. Грамматические признаки существительных, глаголов. Морфологический и фонетический разбор

11.09

10

Роль Ь и Ъ. Словарный диктант.

№36-40

1

Роль Ъ и Ь. Стили: художественный и научно-популярный (назначение, признаки, сравнение). Работа с репродукциями картин.Морфологический и морфемный разбор имени существительного, сложные слова

14.09

11

Правописание безударных окончаний имен существительных.№41-49

1

Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном, предложном падежах. Разбор текста на предмет его сокращения. Лексическая работа. Грамматические признаки имени существительного. Решение орфографических задач.

15.09

12

Проверочная работа по теме «Систематизация орфограмм»

1

Контроль знаний учащихся  после обобщения и систематизации  орфограмм, изученных в 1 – 3 классах

16.09

13

Работа над ошибками.

Синонимы, стилистические синонимы.

№50-54

1

Лексическая работа: словарная статья, синонимы, лексическая сочетаемость, стилистические синонимы (без введения понятия). Актуализация знаний: словосочетание, падеж и склонение имен существительных. Решение орфографических задач: словарные слова, орфограммы гласного и согласного

17.09

14

Определение лексического значения слова.

№55-57

1

Лексическая работа: определение лексического значения слова, работа со словарной статьей.

Актуализация знаний: члены предложения и части речи, склонение и падеж, родственные слова, разбор слова по составу, способы словообразования. Решение орфографических задач: правописание приставок, буквы гласного и согласного в приставках. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова.

Выбор темы исследования. Обсуждение порядка его проведения (см. с. 154–155)

18.09

15

Фразеологизмы, их роль в языке.

№58-59

1

Фразеологизмы, их роль в языке. Справочник эпитетов: работа со словарной статьей.

Анализ высказываний. Решение орфографических задач

21.09

Обращение-9ч.

16

Выделение обращения в устной и письменной речи.

№60-62

1

Обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Виды предложений с обращениями по цели высказывания. Работа с репродукциями картин. Повелительное наклонение глагола в предложениях с обращениями. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова

22.09

17

Выделение обращения в устной и письменной речи.

№63-65

1

Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Работа со справочным материалом (с. 39). Обобщение знаний: составление таблицы пропущенных орфограмм. Актуализация знаний: грамматические

признаки существительного. Этимология слова. Устаревшие слова

23.09

18

Выделение обращения в устной и письменной речи.

№67-68

1

1.

Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Роль обращений в устном народном творчестве (заклички, скороговорки). Актуализация знаний: фонетический анализ слов, состав слова, разбор слова по составу. Решение орфографических задач: правописание парных согласных, суффикса - ек-. Лексическая работа: этимология слова, работа со словарной статьей

24.09

19

Изложение на основе зрительного восприятия…

1

25.09

20

Средства устного общения.

№69-74

1

Средства устного общения: вежливое поведение, слова вежливого обращения в быту,

в учебной ситцуации. Лексическая работа: характеристика человека, составление характеристики, происхождение фамилий. Обособление обращений. Актуализация знаний: члены предложения, части речи, местоимение как часть речи, роль местоимений. Существительные и местоимения, их заменяющие.Грамматическая связь: гл. + мест.

Решение орфографических задач

28.09

21

Средства устного общения. Тест.

№75-81

1

Проверка упр. 74. Существительные и местоимения, их заменяющие. Грамматическая связь: гл + мест. Решение орфографических задач: выбор предлога о и об, правописание суффиксов  -ек-, -ик-. Анализ предложений с обращениями. Этимология фамилий. Актуализация знаний: состав слова, чередование, возникающее при образовании новых слов; фонетический анализ слов. Лексическая работа: синонимы, работа со словарной статьей. Восклицательный знак при обращении (упр. 78) Текст: тема, заголовок, стиль. Лексическая работа: стилистические особенности научного стиля, происхождение фамилий; стилистически окрашенная лексика (роль уменьшительно-ласкательных суффиксов)

29.09

22

Виды обращения в зависимости от адресата и места общения.

№82-84

1

Актуализация знаний: фонетический анализ слова, склонение существительных. Средства устного общения: виды обращений в зависимости от адресата и места общения.

Работа с репродукциями картин. Лексическая работа: открытка как вид текста, составление текста открытки. Решение орфографических задач: словарные слова

30.09

23

Обращение, состоящее из нескольких слов.

№85-87

1

Выделение обращения в устной и письменной речи. Обращение, состоящее из нескольких слов. Виды обращений в зависимости от ситуации общения. Стилистически

окрашенные обращение, условия их употребления. Актуализация знаний: словосочетание, грамматические признаки существительного и глагола, разбор слова по составу, роль местоимений в речи, изменение местоимений по падежам; определение падежей, склонение существительных.

01.10

24

Обращение, состоящее из нескольких слов.

№87(б,в)-89

1

Решение орфографических задач. Орфоэпические нормы. Текст, тема текста, составление плана; лексическая работа: определение значения слова, синонимы и многозначность слова. На основе текста о Серове составление самостоятельного письменного текста

02.10

25

Выделение обращения в устной и письменной речи. Обобщение

.№90-92

1

Обобщение знаний по теме. Решение орфографических задач. Средства устного общения: инсценирование. Лексическая работа: этимология слова, этимологический словарь.

Исторические чередования звуков (букв) в слове

05.10

26

Контрольная работа по теме «Обращение»

1

Контроль знаний по изученной теме.

06.10

Части речи (3ч.)

27

Работа над ошибками. Части речи:

самостоятельные и служебные.№93-94

1

Части речи: самостоятельные и служебные (актуализация знаний и введение новой ин-

формации). Составление монологического устного или письменного сообщения с опорой на заданный текст. Однокоренные слова и части речи. Грамматические признаки частей речи. Решение орфографических задач: словарные слова

07.10

28

Грамматические признаки частей речи. Роль служебных частей речи.

№95-99

1

Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке.  Грамматические признаки частей речи. Роль служебных частей речи (союзов, частиц).Лексическая работа: влияние приставки на значение слова. Относительные прилагательные (без введения понятия). Актуализация знаний: склонение, падеж имен сущ.

08.10

29

Части речи и их грамматические признаки. Словарный диктант.№100-102

1

Части речи, их грамматические признаки. Части речи и члены предложения. Лексическая работа: текст, инструкция как вид текста, стилистические особенности инструкции, составление инструкции. Решение орфографических задач

09.10

Склонение имён существительных в форме единственного числа.(12часов)

30

Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного.№103-106

1

Актуализация знаний: имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Согласование существительного с прилагательным. Изменение существительных 1, 2, 3 склонения по падежам. Окончания существительных

1, 3 склонения в форме Р., Д., П. падежей. Решение орфографических задач: правописание падежных окончаний существительных, словарные слова. Лексическая работа

12.10

31

Правописание окончаний существительных третьего склонения в творительном падеже.№107-110

1

Окончания существительных 3 склонения в Т.п.

Лексическая работа: текст, тип текста, переносное значение слова, многозначность, лексическая сочетаемость. Фонетический и грамматический анализ слова. Работа с репродукцией картины. Актуализация знаний: обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение.

13.10

32

Правописание окончаний существительных третьего склонения в творительном падеже.№111-112

1

Однокоренные слова и части речи. Согласование существительного и прилагательного. Правописание безударных окончаний прилагательного

14.10

33

Контрольное списывание.

1

Контроль умения работать с текстом

15.10

34

Правописание окончаний существительных.№113-117

1

Средства устного общения: самостоятельное создание речевой ситуации на заданную

тему. Лексическая работа: значение слов и выражений, лексическая сочетаемость, синонимы. Описание (устное или письменное) на заданную тему. Актуализация знаний:

состав слова, разбор слова по составу. Решение орфографических задач

16.10

35

Согласование существительного и прилагательного.№118-123

1

Склонение существительных 1, 2 и 3 скл. Правописание безударных окончаний существительных в Р., Д., П. падежах. Согласование существительного и прилагательного. Актуализация знаний: обращение, выделение обращения в устной и письменной речи.  Обобщение знаний: составление таблицы «Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П. падежей». Окончание как грамматический показатель.

Актуализация знаний: обращение

19.10

36

Контрольный диктант за 1 четверть.

1

Контроль знаний учащихся.

20.10

37

Работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных.

№124-126

1

Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П. падежей.

 Окончание как грамматический показатель. Лексическая работа: синонимы, эпитеты

21.10

38

Правописание окончаний имен существительных.№127-131

1

Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П. падежей.

 Окончание как грамматический показатель.

22.10

39

Правописание окончаний имен существительных.

№132-135

1

Текст: стиль, тип, тема, структурные части, главная мысль. Решение орфографических

задач. Актуализация знаний: одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные существительные. Склонение одушевленных и неодушевленных существительных, собственных и нарицательных

23.10

40

Правописание окончаний имен существительных.

№136-140

1

Текст: частотность употребления падежей в текстах разных стилей. Работа с диаграмма-

ми. Краткое изложение текста. Сравнение падежных форм в научном и художественном

текстах. Различение существительных 2 склонения в форме Р. и В. падежа

26.10

41

Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных в форме единственного числа»

1

Контроль знаний по изученной теме

27.10

42

Сочинение по картине……….

28.10

Склонение имён существительных в форме множественного числа (8часов)

1

Склонение имён существительных в форме множественного числа.

№141-143

1

Склонение существительных в форме множественного числа. Типы склонения. Обобщение знаний: составление сводной таблицы склонений существительных мн. ч.

Лексическая работа: синонимы, лексическая сочетаемость. Решение орфографических задач: безударная гласная в корне. Работа с репродукциями картин. Самостоятельное составление рассказа (устного или письменного) на основе текста и репродукций картин

29.10

2

Склонение имён существительных в форме множественного числа.

№144-147

1

Продолжение темы. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний: обращение,

знаки препинания при обращении. Решение орфографических задач. Морфологический

разбор имени существительного.

Лексическая работа: определение отношения к чему-либо.

30.10

3

2 четверть

Окончание как грамматический показатель.№148-150

1

Окончание как грамматический показатель (проверка домашнего задания). Р.п. множественного числа существительных

09.11

4

Окончание как грамматический показатель. Тест.

№151-154

1

Продолжение темы. Лексическая работа: синонимы, переносное значение, антонимы,

многозначность слова. Омонимы. Употребление числительных «оба» и «обе».

Средства устного общения: инсценирование

10.11

5

Склонение имён существительных в форме множественного числа.

№155-157

1

Проверка домашнего задания. Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке.

Словообразование. Т.п. множественного числа существительного. Существительные, имеющие одну форму числа. Решение орфографических задач: о–ё после шипящих и ц. Работа с текстом: тема, заголовок, план; составление характеристики человека на основе текста и репродукции.

11.11

6

Склонение имён существительных в форме множественного числа.№158-160

1

Лексическая работа: подбор определений к слову «характер», «поза». Актуализация знаний: однородные члены предложения, знаки препинания при них; словосочетание; согласование существительного и прилагательного

12.11

7

Обобщение знаний.

Стр.93-95

1

«Проверь себя!» Обобщение знаний по теме «Склонение имен существительных»

13.11

8

Контрольная работа по теме «Склонение  имен существительных во множественном числе»

1

Контроль знаний по изученной теме.

16.11

Склонение имён прилагательных (14часов)

9

Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки прилагательного.

№161-164

1

Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки прилагательного. Согласование прилагательного существительным. Типы склонения прилагательного (с мягкой и твердой основой). Окончания прилагательного в форме И., Р., В. падежей при их употреблении с одушевленным и неодушевленным существительным. Работа с текстом: тема, абзац, тема абзаца

17.11

10

Образование имён прилагательных.№165-170

1

Проверка домашнего задания. Образование имен прилагательных. Притяжательные

прилагательные. Актуализация знаний: члены предложения и части речи, разбор предложений; фонетический анализ слова. Сложное предложение, роль в предложении

личного местоимения в косвенной форме.

Решение орфографических задач: удвоенные согласные, безударные гласные. Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке

18.11

11

Правописание падежных окончаний прилагательных.№171-174

1

Проверка домашнего задания. Работа с текстом: структурные части, повтор слов как стилистический прием. Правописание падежн. оконч. прилаг. Актуализация знаний: состав слова и части речи; части речи и члены предложения; алфавит; фонетический анализ слова. Морфологический разбор прилаг. Окончание как грамматический показатель.

Решение орфографических задач: словарные слова, безударные окончания прилагательных. Лексическая работа: слова, называющие цвета, роль прилагательных в речи

19.11

12

Роль прилагательных  в речи.№175-176

1

Роль прилагательных в речи. Лексическая и грамматическая связь между существительным и прилагательным. Согласование прилагательного с существительным. Актуализация знаний: однокоренные слова, части речи, их разбор. Связь личного местоимения  с существительным, на которое оно указывает. Правописание безударных окончаний прилагательного. Работа с текстом: эссе (размышление), написание эссе на основе данного текста и собственной информированности

20.11

13

Роль прилагательных  в речи. Словарный диктант.

№177-182

1

Актуализация знаний: алфавит, разбор по составу, способы словообразования. Лексическая работа: объяснение значения слова через словообразование. Заполнение адреса на конверте. Окончание у прилагательных м., ж., ср. рода в Р.п. Роль имен прилаг. И сущ. в предложении.

23.11

14

Особенности склонения имен прилагательных.

№183-188

1

Грамматические признаки прилагательного. Особенности склонения прилагательных

м. и ср. рода.

24.11

15

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.№189-193

1

Правописание безударных окончаний прилагательных (Р.п., Т.п. мужского рода, В.п.,

Т.п. женского рода.). Работа с текстом: описание в научном и художественном стиле. Роль прилагательных в речи. Текст-повествование: роль глаголов в речи. Актуализация знаний: части речи и члены предложения, разбор предложения

25.11

16

Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Тест.

 №194-197

1

Продолжение темы. Работа с текстом: художественное и научное описание; сравнительное описание; тема каждой части. Составление научного описания на основе проанализированных текстов. Употребление числительных «оба» и «обе». Словарные слова.

Актуализация знаний: решение орфографических задач (непроизносимые согласные, словарные слова); алфавит

26.11

17

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.№198-201

1

Продолжение темы. Решение орфографических задач в сочетании с лексической работой. Актуализация знаний: фонетический и морфологический анализ слова. о–е после шипящих и ц в окончании имен существительных и прилагательных

27.11

18

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.№202-207

1

о–е после шипящих и ц в окончании прилагательных. Прилагательные-паронимы,

лексическая сочетаемость. Работа с текстом: связное устное высказывание;

обоснованное и необоснованное употребление стилистического приема «повтор»;

лишние слова; синонимы

30.11

19

Контрольное списывание.

1

Контроль знаний по изученным темам

01.12

20

Знаки препинания как средство художественной выразительности.

№208-213

1

Знаки препинания как средство художественной выразительности. Актуализация знаний:

решение орфографических задач (составление таблицы орфограмм), разбор предложения по членам и по частям речи. Субстантивация (переход прилагательных в существительные) – упр. 210. Повтор как средство художественной выразительности. Актуализация знаний: фонетический анализ слов

21

Обобщение знаний по теме «Склонение имен прилагательных»№124-125

1

Обобщение знаний по теме «Склонение имен прилагательных»

02.12

22

Контрольная работа по теме «склонение имён прилагательных»

1

Контроль знаний по изученным темам

03.12

Местоимение (2часа)

23

Работа над ошибками. Местоимение как часть речи.№215-217

1

Местоимение как часть речи. Нахождение местоимений без различения их разрядов

в тексте

04.12

24

Роль местоимений  в речи.

№218-220

1

Работа с текстом: восстановление деформированного текста. Лексическая работа: синонимы. Роль местоимений в речи. Местоимение – член предложения. Устранение стилистических ошибок, связанных с повтором слов. Грамматическая связь местоимения с

сущ., на которое оно указывает. Грамматическая связь местоимения с глаголом

07.12

Личные местоимения (6часов)

25

Исследование грамматических признаков личных местоимений.

1

Введение понятия «личные местоимения». Исследование грамматических признаков личных местоимений. Синтаксическая роль личных местоимений. Смысловая и грамматическая связь местоимения и существительного, на которое оно указывает

0812

26

Исследование грамматических признаков личных местоимений.

№222-225

1

Продолжение темы. Обсуждение домашнего задания. Средства устного общения: инсценирование ситуаций, раскрывающих смысл личных местоимений. Анкета как вид текста официально-делового стиля. Заполнение анкеты. Взаимосвязь личных местоимений и глаголов настоящего времени

09.12

27

Синтаксическая роль личных местоимений.

№231-234

1

Лексическая работа: синонимы. Работа с репродукцией картины. Употребления местоимений в речи. Развитие устной речи: инсценирование. Синтаксическая роль личных местоимений. Грамматическая связь личных местоимений и глаголов. Актуализация знаний: грамматические признаки глагола, грамматическая связь существительного

с прилагательным. Лексическая работа: переносное значение слов. Ошибки, связанные

с употреблением местоимений

10.12

28

Изложение на основе слухового восприятия…..

1.

11.12

29

Грамматические признаки личных местоимений.

№235-237

1

Грамматические признаки личн. местоимений. Синтаксическая роль личн. местоимений.

Грамматическая связь личных местоимений и глаголов настоящего времени. Актуализация знаний: окончания глаголов, фонетический разбор. Род несклоняемых существительных. Ошибки, связанные с употреблением местоимений.

14.12

30

Связь грамматических признаков личного местоимения и существительного.

№238-241

1

Связь грамматических признаков местоимения и существительного, на которое оно указывает. Работа с текстом: основная мысль автора; тип текста, особенности употребления частей речи в тексте-описании и в тексте-повествовании. Преобразование текста в связи с заменой лица рассказчика. Актуализация знаний: разбор по членам предложения, разбор как части речи. Наблюдение зависимости: личное местоимение – окончание глагола

15.12

31

Контрольная работа по теме «Личные местоимения»

1

Контроль знаний по изученной теме

16.12

Склонение личных местоимений (8часов)

32

Работа над ошибками. Склонение личных местоимений.№242-244

1

Склонение личных местоимений (анализ таблиц на с. 141). Орфограммы, связанные

со склонением личных местоимений

17.12

33

Правописание предлогов с личными местоимениями.№245-247

1

Работа с репродукциями. Правописание предлогов с личными местоимениями. Особенности склонения личных местоимений 3 лица. Написание начальное буквы Н

у местоимений после некоторых предлогов. Лексическая работа: синонимы

18.12

34

Правописание предлогов с личными местоимениями.№248-252

1

Правописание предлогов с личными местоимениями. Особенности склонения личных

местоимений (продолжение темы). Синтаксическая роль личных местоимений. Употребление множественного числа в значении единственного. Средства устного общения: инсценирование речевой ситуации. Грамматическая связь глагола с личным местоимением; орфоэпические нормы; орфографические нормы написания личн. местоимений

21.12

35

Грамматическая связь глагола с личными местоимениями. Словарный диктант.№253-257

1

Продолжение темы. Решение орфографических задач (составление таблицы). Лексическая работа: многозначность слова. Грамматическая связь глагола с личным место имением. Работа с текстом: преобразование текста в связи с заменой лица рассказчика

22.12

36

Итоговый контрольный диктант за 1 полугодие.

1

Контроль знаний за 1 полугодие.

23.12

37

Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант.

1

Контроль знаний за 1 полугодие.

24.12

39

Грамматическая связь глагола с личными местоимениями.№258-260

1

Решение орфографических задач. Работа с текстом: преобразование текста в связи с за-

меной лица рассказчика. Актуализация знаний: обращение, характеристика предложений.

25.12

40

3 четверть

Склонение личных местоимений. Обобщение.стр.152-153

1

Обобщение знаний по теме. Проверь себя. Работа с текстом инструкции

11.01

41

Р/р   Изложение на основе слухового восприятия….

1

12.01

Грамматические признаки глагола (21 час)

1

Неопределенная форма глагола. С.3-5

1

Представление о неопределенной форме глагола т её отличительных признаках. Основа неопределённой формы глагола.

13.01

2

Вид глагола.с.5-8

1

Грамматические признаки глагола: вид, время, лицо, число, род. Диалог. Разбор глаголов по составу. Роль глаголов в речи.

14.01

3

Совершенный и несовершенный вид глагола.с.9-11

1

Вид – как постоянный признак.  Законченное и  незаконченное действия. Роль глаголов в предложении. Зависимость  времени и вида глаголов.

15.01

4

Простое и составное сказуемое. Словарный диктант.с.12-15

1

Алгоритм определения вида глагола. Этапы проведения исследования на примере из упражнения 277. Цитата. Звуко-буквенный анализ слов. Определение грамматических признаков глаголов. Понятие о составном сказуемом. Глаголы-синонимы.

18.01

5

Совершенный и несовершенный вид глагола.

С.16-19

1

Образование совершенного и несовершенного видов глагола от разных основ (на примерах).

Способы образования слов.  Основная мысль текста. Работа корректора.

19.01

6

Правописание глагольных суффиксов.с.19-20

1

Понятие о глагольном суффиксе. Разбор глаголов по составу. Глаголы-синонимы. Образование глаголов совершенного  и несовершенного видов.

20.01

7

Контрольная работа по теме «неопределенная форма глагола. Вид глагола».

1

Контроль знаний по изученной теме.

21.01

8

Работа над ошибками. Прошедшее время глагола.

С.21-23

1

Глаголы – антонимы. Разбор по составу глаголов. Простое предложение с однородными членами. Сравнение грамматических признаков подлежащего и сказуемого. Грамматические признаки глаголов прошедшего времени. Правописание безударного окончания глаголов прошедшего времени. Справочник глаголов с безударными суффиксами.

22.01

9

Правописание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.

с.23-26

1

Алгоритм определения безударного суффикса глагола прошедшего времени. Схема предложения. Правильное произношение слов из рубрики «Говори правильно».  Стили текста.  Разбор глаголов по составу. Морфологический анализ существительного, прилагательного и глагола.  Глаголы – синонимы.

25.01

10

Правописание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени. Тест.

С.27-29

1

Редкие формы  глаголов прошедшего времени (без суффикса –л-) Глаголы – синонимы. Группировка глаголов по форме времени. Правописание Ь в глаголах  с возвратным значением и в неопределенной форме ( -тся, -ться)

26.01

11

Настоящее и будущее время глагола. Правописание глаголов на

 –ться и –тся.

С.30-32

1

Правило написания Ь в глаголах на –тся и –ться. Разбор слов по составу. Группирование глаголов по определенным грамматическим признакам. Однокоренныйе слова. Инсценирование  речевой ситуации. Распознавание глаголов на –ться и –тся на слух.

27.01

12

Правописание глаголов на

 –ться и –тся.с.33-34

1

Звуко-буквенный состав слов. Синонимы. Составление словосочетаний.  Грамматические признаки существительных и глаголов. Работа по репродукциям. Слова из рубрики «Запомни»

28.01

13

Правописание глаголов на

 –ться и –тся.

С.35-36

1

Восстановление сказки. Справочник эпитетов.  Неопределенная форма глагола.  Глаголы настоящего и будущего времени. Роль глаголов в предложении. Грамматические признаки существительных. Прилагательных и глаголов.

29.01

14

Контрольная работа по теме «Настоящее и будущее время глагола. Правописание глаголов на –ться и –тся».

1

Контроль знаний по изученным темам.

01.02

15

Работа над ошибками.  Лицо глагола.

С.37-39

1

Окончание (напоминание). Связь окончаний слов и их грамматических признаков.  Роль окончаний. Восстановление предложений. Окончания глаголов. Связь глаголов с местоимениями. Личные формы глаголов. Глаголы-синонимы. Личные окончания глаголов.

02.02

16

Личные окончания глаголов.

С.40-42

1

Грамматические признаки глагола.  Работа над изученными орфограммами. Стихотворный текст.  Колыбельная. Олицетворение. Личные окончания глаголов. Изменение глагола звонить по лицам и его употребление в устной речи.

03.02

17

Личные окончания глаголов. Тест.

С.42-45

1

Употребление глаголов в речи. (правильная постановка ударения) определение формы времени глаголов.  Определение грамматических признаков глаголов.  Теме текста.  Составление плана текста. Выборочное изложение. Работа с репродукциями. Орфограммы гласных и согласных.

04.02

18

Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.

С.46-48

1

Лицо глагола. Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.  Правописание Ь после шипящих  у существительных  3 склонения, у глаголов в неопределенной форме. Тема текста. Абзац. Части текста. План текста. Слова с удвоенной согласной.

05.02

19

Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.

С.49-52

1

Текст – рассуждение. Роль Ь при произношении глагола. Личные окончания глагола.  Изменение глаголов по лицам, наблюдение за окончаниями глаголов.  Чередование согласных в корне. Этапы исследования на примере текста-повествования. Звуко-буквенный анализ слов.

08.02

20

Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.

С.52-53

1

Составление словосочетания с глаголами.  Орфограммы личных глаголов. Грамматические признаки слов в тексте., объясняющие написание или отсутствие Ь. Характеристика предложения по цели высказывания. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Фонетический разбор слов.

0902

21

Контрольная работа по теме «Лицо глагола»

1

Контроль знаний по изученным темам.

10.02

Спряжение глагола (9 часов)

22

Работа над ошибками.  Спряжение глагола.с.54-55

1

Грамматические признаки глаголов. Личные местоимения. Сравнение окончаний однокоренных глаголов. Спряжение глаголов.  Таблица спряжений глаголов. Таблица окончаний глаголов.

11.02

23

Спряжение глагола. Ударное окончание.с.56-59

1

Личные окончания глаголов. Определение спряжения глаголов. Ударное окончание глагола. Грамматические при знаки глагола.  Развитие речи – инсценирование речевой ситуации.. разбор слов по составу.  Составление предложения. Чередование гласных в корне. Спряжение (этимологический словарь)

12.02

24

Определение спряжения у глаголов с безударным личным окончанием.с.59-62

1

Связь грамматических форм существительных, местоимений и глаголов. Безударные окончания глаголов. Звуко-буквенный анализ слов. Словарь. Правописание безударных окончаний глаголов. Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями. Инсценирование  диалогов с последующим придумыванием продолжения диалога. Глаголы – исключения.

15.02

25

Сочинение по картине…

1

16.02

26

Определение спряжения глагола по форме 3-го лица множественного числа.

с.62-65

1

Составление плана с использованием глаголов в неопределенной форме. Грамматические признаки глаголов. Определение вида глаголов. Определение спряжения глаголов по форме 3-го лица множественного числа. Глаголы-исключения.  Рифмовки для их запоминания. Восстановление начала текста. Продолжение рассказа.

17.02

27

Словарный диктант. Определение спряжения глагола по форме 3-го лица множественного числа

с.66-68

1

Толковый словарь – определение лексического значения слов по словарю. Составление словосочетаний. Определение грамматических признаков слов. Справочник эпитетов. Характеристика предложений по интонации. Составление ответа на вопрос текста от лица персонажа. Работа с репродукциями картин.

18.02

28

Определение спряжения родственных глаголов.с.68-70

1

Ударение. Определение вида и спряжения глаголов.  Определение спряжения родственных глаголов. Фразеологизмы. Безударные гласные в корне. Фонетический разбор. Глаголы-синонимы.

19.02

29

Алгоритм определения спряжения глагола.с.70-72

1

Глаголы-исключения. Способы образования слов. Определение вида и спряжения глаголов. Алгоритм определения спряжения глагола. Пословицы.

22.02

30

Обобщение по теме «Спряжение глагола» с.72-73

1

Задания «Проверь себя»

24.02

31

Контрольная работа по теме «Спряжения глаголов». Диктант.

1

Контроль знаний по изученным темам.

25.02

Правописание безударных личных окончаний глаголов (8 часов)

32

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний глаголов 3-го лица единственного числа.

С.74-76

1

Сравнение текстов по стилю.  Слова-синонимы. Разбор по составу сложных слов. Составление предложений. Определение окончаний глаголов 3-го лица единственного лица по алгоритму. Прилагательные в роли определений. Глаголы – исключения. Составление таблицы орфограмм. Разбор по членам предложений.

26.02

33

Правописание безударных окончаний глаголов 3-го лица множественного  числа.

С.76-79

1

Составление текста-рассуждения. Письмо по памяти. Звуко-буквенный анализ слов. Определение окончаний глаголов в форме 3-го лица множественного числа. Лексическое значение слов. Составление словосочетаний. Небылица. Слова-синонимы. Работа с репродукциями картин.

29.02

34

Правописание безударных личных окончаний глаголов

С.79-82

1

Фонетический разбор слов. Основа предложения. Дополнение. Реплика. Грамматические признаки глагола. Признаки старой речи. Словообразование. Составление словосочетаний.  Грамматические признаки  существительных. Одушевленные и неодушевленные существительные. Определение спряжения глаголов с безударным  личным окончанием.

01.03

35

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Тест.с.83-84

1

Письмо по памяти. Роль глаголов в речи. Справочник эпитетов.  Образование глаголов от прилагательных. Определение спряжений глаголов. Образное выражение.

02.03

36

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Обобщение.с.84-85

1

Задания «Проверь себя»

04.03

37

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

С86-88

1

Распознавание изученных орфограмм. Диалог. Инсценирование  речевой ситуации.  Определение спряжения глагола. Составление словосочетаний с глаголами.  Отрывок газетной статьи. Личные окончания глаголов. Составление текста для газетной статьи.

07.03

38

Правописание безударных личных окончаний глаголов

С.88-89

1

Лексическое значение слов. Статья как жанр. Афоризмы.

09.03

39

Контрольная работа по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» диктант.

1

Контроль знаний по изученной теме.

10.03

Сложное предложение (12 часов)

40

Работа над ошибками. Сложное предложение.

 с.92-95

1

Уточнение понятия «простое предложение». Характеристика простых предложений.  Главные члены предложения. Понятие «сложного предложения». Распознавание предложения по схеме. Сравнение предложений по смыслу и интонации.  Роль союзов и, но в сложном предложении.

11.03

41

Определение грамматической основы сложного предложения.с.95-98

1

Роль знаков препинания в предложении.  Составление сложных предложений.  Разбор глагола по составу. Лексическое значение слова.  Работа с репродукциями картин.  Орфограмма непроверяемого гласного. Грамматическая основа предложения.

14.03

42

Запятая в сложном предложении. С.98-101

1

Определение спряжения глаголов.  Падежные окончания существительных. Восстановление текста. Запятая в сложном предложении. Слова – синонимы.  Слова – антонимы. Составление словосочетаний. Письмо по памяти. Этапы исследовательской деятельности. Текст-рассуждение.  Грамматически признаки слов при выборе пропущенной буквы.

15.03

43

Определение грамматической основы сложного предложения.

С.101-103

1

Удвоенная согласная в слове. Разбор по членам сложных предложений. Определение средств связи в предложении. Составление устного текста-рассуждения. Спряжение глаголов. Классификация предложений. Фонетический разбор слов. Многозначные слова.

16.03

44

Словарный диктант. Сравнение сложного предложения с простым с однородными членами.

С.103-105

1

Разбор слов по составу. Расстановка запятых в сложном предложении. Отличие сложного предложения от простого с однородными членами. Грамматические признаки существительных. Определение грамматической основы сложных предложений.

17.03

45

Сложное предложение. Обобщение.с.105-106

1

Задания «Проверь себя»

18.03

46

1

Контроль знаний по изученной теме.

Контрольная работа по теме «Сложное предложение. Диктант

47

Работа над ошибками.

№440-441

1

Постановка запятых в сложных предложениях. Слова – синонимы. Образование глаголов от существительных.

21.03

48

Сложное предложение. Обобщение.

С.106-108

1

Постановка запятых в сложном предложении.  Основы предложения.  Художественный образ. Поэтический образ. Живопись и стихи.

2203

49

Контрольное списывание.

1

23.03

50

Тест по теме «Сложное предложение»

1

24.03

51

Сочинение описание…

1

25.03

Наречие. (15 часов)

1

Употребление наречий в речи.

С.109-110

1

Сравнение предложений по смыслу. Основа предложений. Согласование прилагательного с существительным по грамматическим признакам. Разбор слов по составу. Слова, обозначающие признак действия. Схема предложения. Грамматические признаки глагола.

04.04

2

Наречие как часть речи.

С.111-112

1

Составление предложений с наречиями. Понятие о наречии как части речи.  Роль наречий в речи. Роль наречий  в предложении. Составление словосочетаний с наречиями.

05.04

3

Отличие наречия от существительного.с.112-114

1

Наречия, оканчивающиеся на –о. Орфограммы в наречиях. Различение существительного и наречия. Составление словосочетания прил. + наречие. Слова – синонимы. Преобразование прилагательных в наречия.

06.04

4

4 четверть

Связь наречия с глаголом. Словарный диктант.с.114-116

1

Ребусы. Однокоренные слова. Фразеологизмы – синонимы. Связь наречия с глаголом. Составление предложений с наречиями. Миниатюра. Орфограммы в наречиях. Характеристика предложения.

07.04

5

Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества.с.117-119

1

Многозначные слова. Фразеологизмы. Принцип противопоставления в пословицах. Наречия – антонимы.  Словосочетания. Грамматические признаки слов. Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества. Определение значения наречий.

08.04

6

Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества.с.119-120

1

Работа с репродукциями картин. Составление описания пейзажа с использованием наречий. Инсценирование речевой ситуации.

Синонимы. Устойчивые выражения. Редактирование письма.

11.04

7

Контрольная работа по теме «Наречие как часть речи». Диктант.

1

Контроль знаний по изученной теме

12.04

8

Работа над ошибками. Образование и правописание наречий. С.120-122

1

Однокоренные имена существительные и наречия. Роль существительных и наречий в предложении. Разбор слов по составу. Способ образования наречий от имен существительных. Составление предложений, разбор предложений по членам. Правило образования наречий.

13.04

9

Образование наречий от прилагательных.с.122-124

1

Определение значения наречий.  Образование наречий с суффиксами  –о и –е от прилагательных. Замена прилагательных однокоренными наречиями в предложении. Наречия – как члены предложения. Справочник эпитетов. Инсценирование  походки человека по наречиям.

14.04

10

Образование наречий от существительных.с.125-127

1

Фразеологизмы. Редактирование предложений.  Преобразование прилагательных в наречия в предложении. Придумывание заданий к наречиям. Образование наречий от существительных.

15.04

11

Образование наречий от существительных.с.127-129

1

Воспроизведение начала сказки. Определение части речи однокоренных слов. Разбор предложений. Падежные окончания существительных.  Работа с репродукциями картин.  Исторический натюрморт. Однокоренные наречия к существительным.  Образование наречий.

18.04

12

Изложение…….

1

19.04

13

Образование наречий от существительных.с.129-130

1

Составление предложений с наречиями. Правило образования наречий с помощью приставок. Образование наречий по заданным частям слов.

20.04

14

Образование и правописание наречий. Обобщение.

с.130-131

1

Задание «Проверь себя»

21.04

15

Контрольная работа по теме «Наречия». Диктант .

1

Контроль знаний по изученной теме

22.04

16

Работа над ошибками. Образование и правописание наречий.с.131-133

1

Ребусы. Буква безударного гласного. Текст-повествование. Художественный стиль. Орфограммы в наречиях. Антонимы.  Составление текста-описания.

25.04

Законы языка в практике речи.()

17

Средства выразительности речи.с.134-135

1

Сравнение текстов – поэзия и проза. Средства выразительности речи. Выбор частей речи при составлении поэтических и прозаических текстов. Орфограмма безударного гласного. Склонение существительных.

26.04

18

Выбор заголовка текста.

С.135-136

1

Заголовок текста. Тема текста.  Слова –синонимы. Справочник синонимов. Звуко-буквеный анализ слов. Классификация изученных орфограмм. Склонение словосочетаний.

27.04

19

Определение темы текста, его главной мысли. Словарный диктант.

С.136-137

1

Спряжение глаголов. Определение темы и главной мысли текста. Краткое изложение.

28.04

20

Изложение на основе зрительного восприятия текста…

1

29.04

21

Определение главной мысли

текста.с.137-138

1

Лексическое значение слов. Синонимы. Звуко-буквенный анализ. Фонетический разбор слов. Характеристика предложения, члены предложения.

02.05

22

Сочинение рассуждение…

1

03.05

23

Средства связи между словами в предложении.с.139

1

Определение грамматических признаков по окончанию слова. Составление словосочетаний. Антонимы. Многозначные слова. Составление предложений. Характеристика предложений.

04.05

24

Итоговый контрольный диктант за 4 класс.

1

Итоговый контроль знаний

06.05

25

Анализ работ. Работа над ошибками. Слова-омонимы.с.141-142

1

Орфограммы буквы гласного. Разбор слов по составу. Определение части речи слов по схемам разбора по составу.

10.05

26

Тип и стиль текста. С.140-141

1

 Тип текста. Стиль текста. Орфограммы. Решение орфографических задач.

11.05

27

Тип и стиль текста

1

Составление предложений. Слова-синонимы. Слова-омонимы.  Составление предложений со словами-омонимами.

12.05

28

Слова-омонимы.с.142-143

Контрольный Словарный диктант.

1

Изменение лексического значения слов при перестановке ударения. Определение части речи слов по внешним признакам. (работа со словами не существующими в русской речи, а только похожими  на них)

13.05

29

Итоговое контрольное тестирование.

1

Контроль знаний за курс начальной школы.

16.05

30

Сравнение содержания тестов разных жанров.с.143-144

1

Сравнение текстов. Характеристика предложения, разбор по членам. Лексическое значение слов.  Фразеологизмы. Инсценирование придуманных ситуаций.

17.05

31

Обобщение знаний по темам 4 класса.с.144-145

1

Грамматические признаки при выборе букв изученных орфограмм. Падежные формы слова. Склоняемые части речи. Характеристика предложения. Разбор частей речи.

18.05

32

Обобщение знаний по темам 4 класса.с.145-146

1

Работа с репродукциями картин. Признаки стихотворной и прозаической речи. Сложные предложения.

19.05

33

Контрольное списывание.

1

Контроль знаний за курс начальной школы.

20.05

34

Обобщение знаний по темам 4 класса.с.146-147

1

Разбор предложений по членам. Склоняемые части речи. Звуко-буквенный анализ. Письмо поп памяти.

23.05

35

Обобщение знаний по темам 4 класса.№513-514

1

Значение языка.

24.05

36

Викторина «Весёлая грамматика

1

25.05

Итого:170 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...