Поурочный план открытого урока по теме "Суффиксы" в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Хомушку Светлана Сергеевна

Предлагаю Вам поурочную разработку открытого урока по русскому языку в 3 классе.  Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russ_yazyku_homushku_s_s.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кара-Хаакская средняя общеобразовательная школа

муниципального района «Кызылский кожуун»

Республики Тыва

Открытый урок по русскому языку

по теме:

«Суффикс как значимая часть слова.

 Алгоритм выделения в слове суффикса.»

3 класс

Составила:

Хомушку Светлана Сергеевна,

Учитель начальных классов

МБОУ Кара-Хаакской СОШ

Кара-Хаак-2016

Тема: Суффикс как значимая часть слова.

Алгоритм выделения в слове суффикса.

(стр.89-90)

1).Дать представление о суффиксе как о значимой части слова; показать роль суффиксов в передаче оттенков значения слова и образования новых слов. Формировать навыки речевого этикета при использовании личных имён. Обогатить словарный запас.

2) Развивать логическое мышление детей при группировке слов по значению суффиксов; речь учащихся.

3) Воспитывать познавательный интерес к русскому язык, уверенность в своих силах.

Оборудование: М-м. проектор, презентация «Суффиксы», карточки для самостоятельной работы, смайлики, учебник «Русский язык», 3 класс, 1 часть, авт. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2.Психологический настрой.

-Давайте, дети, наш урок начнём с пожелания друг другу добра.

-Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.

-Садитесь, ребята.

Учитель спрашивает, а дети показывают.

-Как будем сидеть? Как будем работать?

-Желаю вам с удовольствием поработать на уроке. Будьте все внимательны, активны и старательны.

3.Актуализация знаний.

- Отметьте верные высказывания. Если ответ положительный, ставите знак  «+», а если отрицательный – знак «- «.(Работа по карточкам.)

  • Корень-это главная значимая часть слова.
  • Бывают слова с двумя корнями.
  • В некоторых корнях встречаются чередования букв.
  • В корне заключено значение всех однокоренных слов.
  • Приставка служит для образования новых слов.
  • Приставка стоит после корня.
  • Бывают слова без приставок.
  • Приставка –это часть слова.

Взаимопроверка работ. Сверка по образцу.(Слайд.)

-Сколько отрицательных ответов получили? Почему?

4.Самоопределение к деятельности.

-Какие части слова вы уже знаете?(Корень, приставка.)

-А как вы думаете, есть ли ещё другие части в слове?

На слайде:

 Слон     Утка        Филин     Фея      Ирис       Кот       Сова

-Прочитайте все заглавные буквы по порядку и вы узнаете тему урока.

-Назовите тему урока.(Суффикс.)

-Какая орфограмма спряталась в названии темы?(Удвоенная –ф-)

-Определите цели урока.

-Верно, сегодня мы узнаем , что такое суффикс и ответим на вопрос « Как найти в слове суффикс»?

5.Чистописание.

-Перед чистописанием выполним упражнение «Пальчики здороваются».

Я здороваюсь везде-

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

Фф

нф                                конфета

-Составьте предложение со словом, запишите и подчеркните его основу.

6.Работа по теме урока.

1).На доске:

1.Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.

2.Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.

-Что общего в значении этих слов?(Это имена.)

-Что общего в значении слов первой группы?

-Второй?

-Какими словами мы не должны пользоваться? Почему?

-Есть ли общая часть в словах первой группы?(-еньк-)

-После какой части она стоит?(После корня. Учитель выделяет мелом корни.)

-Есть ли общая часть во второй группе слов?(-к-)

-После какой части она стоит?(После корня.)

-Посмотрите, именно эти части слова придают словам разные оттенки значения:

Или уменьшительно-ласкательные, или пренебрежительное, грубоватое.

-Эта часть слова имеет свое название. Как же называется эта часть слова?(Суффикс.)

1.Что такое суффикс?

2.Для чего он служит?

Рассказы детей о суффиксе.( 2 ученика.)

2) Работа по учебнику. Чтение правила, стр.89.

3) Задание Мудрой Совы.(Слайд )

-Попробуйте образовать новые слова.

Тигр

Мамонт

Страус

Кот

Слон

-ёнок

Проверка. Кого называют полученные слова? (Детёнышей животных.)

-Какие части слова вы использовали?(Корень и суффикс.)

-Какая часть слова указывает на то, что речь идёт о детёнышах животных?(Суффикс.)

4).Работа в парах.

Вычеркните «лишнее» слово.

Лесок, садок, мячик, листок.

Гусёнок, рыбка, утёнок, лисёнок.

Сверка по образцу(Слайд. )

5) Работа со стихотворением.

 Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек.

Ёж-отец, ежиха-мать

И ребёнок-ёжик.(С.Маршак.)

А) Образцовое чтение учителя.

Б) Чтение стихотворения учащимися.(2-3 ученика)

В) Работа по содержанию.

-О ком говорится в стихотворении? Кто автор?

-Где гуляла ежиная семья?

-Когда гуляли ежи?

-Назовите однокоренные слова. Почему эти слова однокоренные? Обоснуйте свой ответ.

7. Физминутка.

-Я буду произносить слова. Если в них есть суффикс, то вы строите над головой крышу домика из ладошек. Если нет суффикса, то просто хлопаете в ладоши.

-Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек.

8.Продолжение работы по теме.

1) Алгоритм выделения суффикса в слове.

-Как вы думаете, как правильно найти в слове суффикс?

А)Надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами.(Учебник, стр.90.)

1)Упражнение  165, стр. 89.(1 ученик работает у доски.)

-Маленький дом можно назвать…(домик).

-Очень большой дом называют…(домище).

2) Самостоятельная работа. Выбрать один из столбиков. Списать слова. Выделить все части слова.(Упр. 165,стр. 89).

9. Игра «Будь волшебником».

-Придайте значение маленького размера предмета.

Нос, стол, дуб, хвост, мёд.

Проверка. Какие суффиксы использовали?(- ик-, -ок-).

10.Работа в группах.

Задание 1 группе: Составить и записать небольшой  рассказ, используя следующие слова: звезда, звёздочка, звёздный.

Задание 2 группе: Составить и записать небольшой рассказ, используя следующие слова: школа, школьник, школьница.

11. Итог урока.

-Что такое суффикс?

Буратино сказал: «Суффикс-это часть предложения».

Мальвина сказала: «Суффикс – это часть слова».

Незнайка сказал: «Суффикс – это слово».

-Где в слове стоит суффикс?

Буратино сказал: «В начале слова».

Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня».

-Зачем нужен суффикс?

Мальвина сказала: «Суффиксы образуют новые слова».

Буратино сказал: «Просто так».

12. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие цели ставили в начале урока? Достигли ли их?

-Закончите предложения:

-Мне понравилось:

-Мне не понравилось…

-Хорошо работал…

На доске прикреплен круг от солнышка.- Лучики нужно прикрепить к солнышку. –Жёлтого цвета -мне очень понравилось занятие, много полезной информации..

Голубого цвета- занятие не понравилось, не было никакой полезной информации.

13.Домашнее задание.      1)Упр.167,стр.90.

                                        2) Сочинить сказку про суффиксы –ок-, -ик-.

Использованная литература:

1. И.Ф.Яценко, Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку к УМК.“Перспектива”. 3 класс. Москва. “ВАКО”. 2013 год.

2. Г.Н.Сычёва. Сборник упражнений по русскому языку для начальной школы. Ростов-на-Дону. “БАРО-пресс”. 2003 год.

3.Л.В.Мищенкова. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь для 3 класса.-М.: Издательство РОСТ.-72с.-ил.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока в 3 классе "ЛЮБИМОЕ ЗАНЯТИЕ В ВОСРКЕСЕНЬЕ"

План открытого урока в 3 классе "ЛЮБИМОЕ ЗАНЯТИЕ В ВОСРКЕСЕНЬЕ"...

Поурочный план открытого урока по русскому языку.

Предлагаю  разработку открытого урока по русскому языку. Урок содержит разные формы и приемы работ с учащимися....

План открытого урока в 1 классе "Ай чуге ангы-ангы болурул ?"

1-ги класска  Хурээлелге ажык кичээлдин планы. Темазы: Ай чуге ангы-ангы болурул ?Кичээлдин хевири: Чаа билиглер ажыдыышкыны.Планаттынган сорулгалар болгаш туннелдер:1....

План открытого урока в 4 классе "Путешествие Гулливера в страну лилипутов"

План открытого урока в 4 классе "Путешествие Гулливера в страну лилипутов"...

Методические рекомендации и поурочные планы к урокам по математике, русскому языку, литературному чтению, музыке, технологии, окружающему миру для учителя начальных классов. 1-4 классы УМК "Школа России".

Методические  рекомендации  и  поурочные  планы   для учителя начальных  классов по математике, русскому языку,литературному  чтению, музыке,технологии, окружаю...

План открытого урока во 2 классе по теме "Алфавит"

урок для начальной школы по теме "Алфавит"...