Методический семинар
статья по русскому языку на тему

Хомушку Светлана Сергеевна

Данная работа содержит опыты работы по теме "Формирование и развитие устной речи на уроках русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

МОЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА».

Эта тема помогает мне раскрыть в детях: индивидуальность, доброжелательность, легкость в общении, кругозор через речевое общение.

 

Принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе:

  1. коммуникативный принцип обучения
  2. когнитивный принцип обучения
  3. принцип психологической комфортности
  4. принцип творчества

 

Одним из ведущих принципов речевого развития является коммуникативный принцип обучения языку. Этот принцип предполагает не только усвоение знаний о речи, её функциях, но и развитие в области четырех основных видов речевой деятельности: говорение, слушание, чтение и письмо.

 

 

Когнитивный принцип изучения языка и развития речи  предусматривает, что язык  есть важнейшее средство не только общения, но средство познания. Детей этот принцип увлекает тем, что дается возможность поиска новых средств, способов получения новых знаний. Этот принцип помогает развивать в детях самостоятельность.

 

Начиная с первого класса, я ввела в систему изучение фразеологизмов. Это активизирует любознательность, способствует развитию наблюдательности.

 

Современный урок – это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ребенка, его активного интеллектуального роста, качественного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.

Формирование

А) научных знаний ( понятий, фактов, явлений )

Б) способов действий

В) навыков в применении усвоенных способов и навыков учебного труда

Г) положительного отношения к учению, интересов, способностей.

 

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

  1. Развитие умственных способностей ( умение выделить главное , существенное, самостоятельность мышления )
  2. Развитие воли
  3. Развитие эмоциональной сферы

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

 

  1. Формирование научного мировоззрения
  2. Формирование нравственных ценностей и убеждений
  3. Патриотическое воспитание
  4. Трудовое воспитание
  5. Физическое воспитание

 

 

 

                                                

Слайд 1
Развитие речи младших школьников

Слайд 2
Развитие устной и письменной речи младших школьников. Развитие речи детей является одной из ведущих задач в начальной школе. Хорошо развитая речь младших школьников оказывает влияние на обучение детей не только по русскому языку, но и всем учебным дисциплинам. В системе работы над развитием речи я использую разные группы приемов и типов упражнений: На уроках русского языка я использую упражнения, которые позволяют ребятам обогатить словарный запас:

Слайд 3
Предлагаю составить предложение с новыми словарными словами. Например: адрес. Я живу на улице Королева 50. Мой адрес Центральная. Мой адрес Ерусланская 1. Улица Ерусланская . Улица Победа 148.

Слайд 4
Предлагаю восстановить предложение, вписав пропущенные слова, которые необходимо было выбрать из данных слов. Например: Наступила ….. зима. Слова – помощники: теплая, снежная, большая, холодная, зимняя, сильная.

Слайд 5
Предлагаю составить предложения. Например: зима, Вот, пришла, и, настоящая.

Слайд 6
Предлагаю составить словосочетания, используя слова : дом, собака, мыло, лес, острые ,хороший ,зимний, друг , зубы.

Слайд 7
Поставьте ударение в словах: Например: Зима, снежинка, сугроб, мороз, пушистый, щиплет, замело и т.д.

Слайд 8
Замени слово наступила подходящим по смыслу словом. Наступила холодная зима. Слова – помощники: прибежала, идет, пришла.

Слайд 9
На уроках литературного чтения мы читали произведения, в которых говорилось о зиме. Анализируя произведения, рассказывали, какое настроение вызывает это произведение, находили сравнения, которые были использованы в рассказах, ребята делились своими впечатлениями, пробовали сочинить свои рассказы на тему “Зима ”. На уроках литературного чтения провожу разные виды словарной работы, которые развивают речь детей. В группу упражнений входят: работа с синонимами, антонимами, фразеологизмами, работа с толковым, этимологическим, синонимическим словарями, с пословицами, с скороговорками, с добавлялками , шарадами……

Слайд 10
На уроке окружающего мира мы с ребятами ходили в зимний лес на экскурсию. Я предложила детям составить предложения о деревьях, о речке, о поле.

Слайд 11
На уроках русского языка, чтения и окружающего мира мы не раз обсуждали времена года. Детям была дана установка на то, что полученные знания на этих уроках и знания во время экскурсии пригодятся им при составлении предложений на тему «Зима».

Слайд 12
Поэтапная работа

Слайд 13
Первый этап: Я предложила детям придумать слово, которое относится к теме «Зима» и отвечает на вопрос что? Дети называли слова: снег, метет, морозит, иней, снежинка, мороз, падает….. Вместе мы выбрали три слова: зима, снег, мороз. Записали в тетрадь. На доске я написала слово: Сугроб - Дальше мы вместе подобрали слова, чтобы детям было понятно, как выполнять работу.

Слайд 14
Затем я предложила ребятам к словам «зима», «снег», «мороз» написать самостоятельно два – три слова, которые отвечают на вопросы: Какая? Какой?

Слайд 15
Дети написали: Зима – красивая, белая, пушистая. Зима – белая, холодная, рассыпчатая. Зима – зимняя, красивая, нежная. Зима – пушистая, холодная, ветреная. Зима – пушистая, красивая, липкая. Зима – пушистая, красивая, яркая. Дети прочитали слова, которые они написали. Вместе сделали вывод.

Слайд 16
  Снег – красивый, пушистый, белый. Снег – мокрый, белый, холодный. Снег – пушистый, холодный. Снег – белый, сыпучий, липкий. Снег – холодный, нежный, снежный. Снег – липкий, белоснежный, холодный. Дети прочитали слова, которые они написали. Сделали вывод.

Слайд 17
Мороз – холодный, теплый, средний. Мороз – холодный, синий. Мороз – белый и светлый. Мороз – холодный, теплый, колкий. Мороз – холодный, зимний, сильный. Мороз – холодный, ветряный, ледяной. Мороз – холодный, болезненный, ветреный. Мороз – сильный, колючий. Мороз – холодный, легкий. Мороз – холодный, праздничный, сильный. Мороз – холодный, ветряный, крепкий.   Дети прочитали слова, которые они подобрали. Вместе мы провели анализ и подвели итог.

Слайд 18
Второй этап: Предлагаю детям ответить на вопросы: Что делает зима? Что делает снег? Что делает мороз?

Слайд 19
Ответы детей: Зима – пришла, ударила, прошла, наступила, метет, переходит, уходит, растаяла….. Снег – выпал, упал, красивый, сугробы, сыплет, снежки, свалился, клубок, падал, идет, тает, ложится, лежал на шапке, лепился, не лепился…. Мороз – иней, узоры, наступил, уходит, метет, ударил, щипал, сильный, рисует, морозит, холоднит ….. Вместе с детьми подводим итог. Делаем вывод.

Слайд 20
Третий этап: Составляют предложения и записывают. Зима была хорошая. Зима была холодная. Зима была снежная. Зима скоро уходит. Зимой можно играть в снежки. Зима была очень красивая. Зима была теплая.

Слайд 21
Снег всегда холодный. Снег ослепительный снежный. Снег сыпался с крыши. Снег лежал на шапке. Сегодня сыпался пушистый снег. Снег ослепительный чистый. Сегодня выпал снег. Снег ослепительно красивый.

Слайд 22
Мороз всегда холодный. Сегодня был сильный мороз. Мороз болезненный. Мороз был холодный. Мороз такой холодный. Мороз слишком сильный. Мороз белый и светлый. Мороз очень колкий. Мороз зима. Мороз холодный. Мороз сильный. Вместе с детьми подводим итог.

Слайд 23
Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Методический семинар из опыта работы.

Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...