Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
презентация к уроку по русскому языку на тему

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе Салчак Шончалай Чичин-ооловна , учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 им.С.С.Тамдын-оол - Героя социалистического труда

Слайд 2

Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, написание которых нужно запомнить. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму и формирование орфографической зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления. В начальном курсе грамматики правописанию и развитию речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают словарные слова. Первоначальное знакомство со словарными словами начинается уже в 1 классе. В каждом последующем классе количество словарных слов увеличивается.

Слайд 3

Основные этапы в работе со словарными словами: 1 этап. Знакомство с новым словарным словом. Способы предъявления нового слова: - чтение загадки, отгадывание ее учащимися; - рассматривание предметной картинки; - описание признаков предмета. 2 этап. Работа над слуховым образом словарного слова. Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное место». Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу. 3 этап. Запись слова с «окошком ». 4 этап. Работа над зрительным образом словарного слова. Можно посмотреть значение слова в толковом и этимологическом словаре.

Слайд 4

Научить детей запоминать словарные слова используя метод ярких ассоциаций не так уж и сложно. При создании « запоминалок » надо следовать нескольким правилам: словарное слово связывается с ярким образом, помогающим правильно запомнить, а затем грамотно воспроизвести данное слово; образ должен быть связан со словом каким-либо общим признаком.

Слайд 5

Требования к ассоциативному образу: 1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-нибудь признаком: -по цвету -количеству -действию -звучанию -назначению -местоположению -форме -материалу -вкусу -массе и т.д. 2. Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Слайд 6

Условия, способствующие успешному запоминанию: 1. Мотивационная установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить. 2. Заинтересованность. Легче запомнить то, что интересно. 3. Яркость восприятия. Легче запоминается всё яркое, необычное. 4. Образность запечатления. Запоминание , опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Слайд 7

Самые простые и самые популярные « запоминалки » у детей те, в которых трудную букву в слове можно заменить предметом, похожим по очертаниям. Например, Ябл ко Дев чка г р д Ш фёр

Слайд 8

Примеры словарных слов и ассоциативных образов 1.Подбор ассоциативных рядов слов. гАзета - бумАга зАвод – трубА тАрелка - кАша кАпуста – зАяц кАрандаш – бумАга кАрман – дырА кОнцерт – нОта , хОр кОрабль – вОлны мЕтро - мЕсто обЕд - картОшка сОбака – хвОст , кОшка ОбЕзьяна – рОт , смЕх ,

Слайд 9

Фрагмент урока. Введение нового слова «собака» - Прочитайте слово. (собака) - Что обозначает это слово? (Это название животного.) - Запишите слово в тетрадях. Разделите слово на слоги. Поставьте ударение. - Назовите безударную гласную.( Безуд.гласный «о».) - Попробуйте подобрать проверочное слово.(Невозможно, значит надо запомнить.) - Вспомните, как выглядит это животное, опишите его. - Что любят собаки? (Есть кости, гоняться за кошками.) СОБАКА любит КОСТИ. - СОБАКА любит гоняться за КОШКАМИ. (вывешивается картина собаки и косточки) СОБАКА – КОСТЬ СОБАКА - КОШКА

Слайд 10

Игра «Копилка – минутка» На доске записана группа словарных слов. Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы.

Слайд 11

Игра «Распутай слова» Вот так горе, вот беда! Как запутались слова. Все они из трех слогов Кто помочь словам готов? Бе , ка, ло , ран, со, мо , ре, даш , ко, ка, за, ба (береза, карандаш, молоко, собака)

Слайд 12

Игра «Тематическое меню» ЗАДАНИЯ: 1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»). Завод - заводской 2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…). 3. Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…». 4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…). Товарищ - друг 5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам. Машина - машинист 6. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Корова – Зорька, Майка, Бурёнушка 7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например: Работа - работать

Слайд 13

Игра « Замени одним словом» Надпись на конверте с указанием места назначения и получателя. Седьмой день недели. Самое любимое время в течение учебного года. Тот, кто совершает поездку на каком-нибудь виде транспорта, не являясь водителем, пилотом, а также членом экипажа. Средство передвижения: самоходная колесная машина для езды по безрельсовым путям, имеющая помещение для водителя, пассажиров, грузов. Таблица или книжка с перечнем всех дней в году Единица веса, 1000 граммов. Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения.

Слайд 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Доклад "Использование мультимедийных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"

Доклад "Использование мультимедйных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."

В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе....

Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Доклад на районном Мо учителей начальных классов (из опыта работы)...

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Работа со словарными словами в начальной школе                                           ...