Словарь сложных слов как способ запоминания словарных слов
статья по русскому языку по теме

Сальникова Екатерина Александровна

В данной статье описан один из способов работы со словарными словами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарь сложных слов, как способ запоминания словарных слов

Великий и могучий русский язык… Современные школьники считают язык сложнейшей из наук, потому что не могут выучить многочисленные правила и столь же многочисленные исключения из них, не могут запомнить написание словарных слов. Может показаться, что исключений из правил и словарных слов гораздо больше, чем написаний, регулируемых орфографическими правилами. Словарные слова составляют огромный толстый словарь. И все их надо знать наизусть.

Это проблема, особенно для младших школьников. Для них сейчас словарные слова – самая главная головная боль. Ну, может быть, на втором месте после таблицы умножения. Но таблицу-то заучить гораздо проще, чем вызубрить орфографический словарь. Школьникам трудно заучивать наизусть написания, которые не поддаются логике. Из урока в урок, повторяют ученики уже известные словарные слова и учат новые. Работа по правописанию словарных слов – сложная и кропотливая. Но и эту работу можно сделать интересной и увлекательной.

В данный момент существует много способов запоминания словарных слов. Я хочу остановиться на одном, который регулярно использую в своей работе. Кто-то скажет, что это стандартная работа со словами, однако этот способ дает положительный результат.

Работа с группой словарных слов ведется всю неделю на пяти уроках.

1 урок. Как выбрать слова? Я выбираю 3-4 словарных слова так, чтобы они могли помочь ученикам определить тему и цель урока, т.к. работаю со словарными словами в начале урока. Например, тема «Наречие» в 4 классе по учебнику А.В.Поляковой идет после темы «Глагол». Даю ребятам слова, например, желтеть, сверкать, сейчас, желать. Читаем слова, проговариваем по слогам. Если можем, то объясняем их значения, ставим ударение, выделяем орфограмму. А затем задаю вопросы: что объединяет слова? (безударная гласная е в первом слоге, ударный второй слог и т.д.). Какое слово лишнее на ваш взгляд и почему? (сейчас, потому что все остальные слова – это глаголы). Задаем вопрос, определяем значение слова, подвожу их к выводу, что мы знакомимся сегодня с новой частью речи. В течение урока данные слова ввожу в разные задания. Дома ученики ежедневно пишут 10 словарных слов, при изучении новых слов, они пишутся первыми. Новые словарные слова дети записывают в словарик, для каждого слова отводится отдельная страница. Ученики записывают все значения новых словарных слов.

2 урок. В начале урока ученики зачитывают значения словарных слов. Дети всегда очень активны, потому что кто-то нашел только одно значение слова, кто-то два, а кто-то четыре. И все хотят поделиться своими находками.

На втором уроке мы записываем исходное слово и подбираем к нему однокоренные слова, стараемся, чтобы однокоренные слова относились к разным частям речи. Выделяем корень и орфограммы.

Дома ребята в словарях на страницах слов составляют словосочетания со всеми однокоренными словами, которые мы подобрали в кассе. Особенно старательные дети находят и другие однокоренные слова и тоже их записывают. И опять в домашней работе пишут 10 словарных слов, первыми записывая слова, с которыми мы работаем на неделе.

3 урок. Урок начинаем с зачитывания словосочетаний с однокоренными словами, которые ребята написали дома. Затем составляем предложения со словарными или с однокоренными словами, записываем их.

Дома ученики в словарях на страницах слов записывают загадки, пословицы, стихи со словарными словами. И в домашней работе опять пишут 10 слов, первыми записывая новые слова.

4 урок. В начале урока ребята зачитывают загадки, пословицы, скороговорки, фразеологизмы, стихи со словарными словами. Затем составляем небольшой текст, в который включаем новые словарные слова или однокоренные слова.

Дома ученики рисуют картинку к слову, которая им помогает лучше запомнить словарное слово.

5 урок. В начале урока ребята показывают картинку, которую они подобрали к слову. 5 урок - это урок контроля. Пишем словарный диктант, куда входят ранее изученные слова и новые слова, с которыми работали неделю. Как правило, ошибок в словарных диктантах не бывает.

Новая неделя начинается с новой группы словарных слов. И повторяется работа, которая описана выше.

В данной работе важно отслеживать и контролировать работу учеников дома. Обязательно начинать урок с проверки домашней работы со словарными словами. Если эту работу вести в течение недели, то она не сильно нагружает детей и родителей. Происходит постепенное запоминание образа словарного слова. Кроме того, расширяется словарный запас учеников.

Эту работу начинаю вести с 1 класса, когда появляется предмет «Русский язык». Конечно, объем написанного в словарях в 1 классе и в 4 классе различен, но дети быстро привыкают к данной работе и с большим удовольствием ее выполняют.

Нет строгих правил для заучивания словарных слов. Есть только маленькие хитрости, которые кто-то однажды придумал, опробовал и рассказал о них другим. Надеюсь, что мой способ кому-то поможет в нелегкой работе по запоминанию словарных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способ запоминания словарных слов

Суть метода состоит в том, что трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании слова, помогая правильно писать слово. Если хотите воспользоваться этим ...

презентация по русскому языку на тему "Способы запоминания словарных слов" 4 класс

Презентация по русскому языку, тема "Способы запоминания словарных слов"  в 4 классе. словарные слова огонь, петух, синица, снегирь....

презентация по русскому языку на тему "Способы запоминания словарных слов" 4 класс

Презентация по русскому язвку "Способы запоминания словарных слов" в 4 классе. Словарные слова огонь, петух, снегирь, синица....

конспект урока по русскому языку в 4 классе "Способы запоминания словарных слов"

конспект урока по русскому языку "Способы запоминания словарных слов" в 4 классе. Словарные слова огонь, петух, снегирь, синица....

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

Статья "Эффективные способы запоминания словарных слов"

Каждый из учеников хотел бы писать без ошибок. Актуальность работы заключается в том, что одним детям это удаётся легко (учёные называют это «врождённой грамотностью»), другие же...

Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов.

Словарный диктант – один из самых сложных видов письменных работ. Трудность состоит в том, что обучающиеся, особенно дети с ОВЗ, не могут запомнить написания словарных слов. А так как количество...