конспект урока по русскому языку в 4 классе "Способы запоминания словарных слов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

конспект урока по русскому языку "Способы запоминания словарных слов" в 4 классе. Словарные слова огонь, петух, снегирь, синица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapominonie_sl.sl_.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока: Виды запоминания словарных слов в 4 классе

Цели урока:                                                                                                          =Закреплять и систематизировать знания, способствующие формированию грамотного письма.                                                                       =Учить нахождению способов запоминания словарных слов     =Расширять словарный запас учащихся.                                                            =Развивать умение строить предложения и текст.                                       =Активизировать познавательную деятельность учащихся путем использования ТСО, межпредметных связей.                                                =Развивать орфографическую зоркость.                                                                                  =Развивать логические умения и навыки.                                                              =Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе.                                                                                                            =Воспитывать аккуратность, чувство уважения к одноклассникам.

Оборудование к уроку: Орфографический, толковый, этимологический, словообразовательный и фразеологический словари.

Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

 Запишите сегодняшнее число, классная работа.                                                                      Девиз урока: Грамоте учиться – всегда пригодиться                                                                                                    

Нельзя кое-как, положась на удачу,
Слова написать, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки –
Каждое дело “просит” проверки.

Но, вы знаете, что не все слова можно проверить.                                                           А какие слова нельзя проверить? (словарные слова)                             Они не подчиняются правилам русского языка                                                                                         А что вы  делаете чтобы правильно написать сл.слова?               (Запоминаем)                                                                                                   Существует несколько способов запоминания   с.с                                                             Как вы думаете как будет звучать тема нашего урока?                                    Тема: Способы запоминания словарных слов                                                                                    А целью нашего урока станут.

  1. Учить нахождению способов запоминания словарных слов
  2. Расширять словарный запас учащихся.
  3. Развивать умение строить предложения                                                                            Воспитывать аккуратность, чувство уважения к одноклассникам.

1  Первый  способ запоминания словарного слова (чёткое проговаривание)

Чтобы запомнить  слово необходимо четко проговорить несколько                                                                                                                          раз. Этот способ поможет нам запомнить как пишется  слово обозначающее

Раскаленные светящиеся газы, выделяющиеся при горении;

Накормишь – живет,
напоишь – умрет.

* * *
( слайд)
Кротким пленником годами
Я живу внутри печи
И варю супы с борщами,
Выпекаю калачи.
Я даю тепло для дома,
Но во мне всегда, поверь,
Пострашней раскатов грома
Кровожадный спрятан зверь.

         Это – огонь

Найди “трудное” место в написании слова огонь, подчеркни    Сколько слогов в этом слове?                                                                                     Сколько звуков в слове? А букв?

А  ВЫ ЗНАЕТЕ КАКОГО ЦВЕТА БЫВАЕТ ОГОНЬ?                                             (слайд)

Давайте хором произнесем это слово.  ОГОНЬ                                                                                     Подберите и запишите родственные слова к слову огонь.

Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

 Родственные слова

огонёк      уменьш.-ласк. формы

огнёвка    1) Огневка – лисица с красноватой шерстью                    2) Огневка - небольшая бабочка, обычно пестрой окраски иногда - вредитель растений

 огниво приспособление для получения открытого огня  Набор, необходимый для разведения огня: кресало, кремень, трут

 огневик, 1. Кремень, камень для высекания огня.

            2. Болячка, чирей.;

 огневица,1.  устар. Жар, лихорадка

  1. сыпь на губах или теле                                                                                                огнище, место, где был костёр, с остатками пепла и углей                                                                     сельск. место из-под вырубленного и палёного леса, предназначенное для распашки

огнь    уст. поэт. то же что и огонь

Он сводит небо в чудных снах!                                                                                  С любовью на тебя свой ясный взор он склонит,

 И на тебя дохнет, и в душу огнь заронит!

  Отрывок из стихотворения

Александра  Одоевского                                                                                                                                           Колыбельная песня (1832)                                                                                                                      огненный, огневой  прилагательные

Давайте хором произнесем записанные слова                                                  Выдели корень.

Какая общая орфограмма? Подчеркни.

Итак, каков первый способ запоминания слов с непроверяемой гласной?

2  Давайте познакомимся со вторым способом запоминания слов

 Второй  способ запоминания словарного слова (подбор ассоциаций)

  1. Память – это замечательно, но в русском языке огромное количество слов.                                                                                                       Из них 13 % занимают слова с непроверяемыми гласными. Что делать, если память подводит?                                                                работа с орфографическим словарем.                                                                         Но носить везде с собой орфографический словарь неудобно.                                                                                   Какова задача нашего сегодняшнего урока? (найти другие способы запоминания слов)                                                                                           Послушайте стихотворение и скажите, что помогло вам запомнить написание непроверяемой гласной в слове.

Вышел Петя-петушок,
Ярко- красный гребешок,
Наш петух умеет петь!
(Букву “Е” нам не стереть)
Рано утром на заре
Он выводит ноту “Ре»                                                                                            Какая непроверяемая гласная в слове петух?                                                                       Что помогло запомнить?  Петя , петь, ре

  1. Такой способ запоминания называется ПОДБОР АССОЦИАЦИЙ

Запишите слово и рядом слова-ассоциации. Петух – Петя, петь, ре                                                                                                Какой новый способ запоминания слов с непроверяемыми гласными узнали? (подбор ассоциаций)

Физкультминутка                                                                                                                                            Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.                                                                                          Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.                                                                                     В стороны руки – плавно помашем – это к нам птицы летят.                                                                                           Как они сядут, тоже покажем - крылья сложили назад.

3. Закрепление

А теперь обратите внимание на внешность петуха                                             Какой хвост? Оперенье? Обратите внимание на гребешок, на что он похож? Огонь                                                                                                                      В рус. я очень много устойчивых выражений, пословиц со словом огонь,  а какие вы знаете?

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов.

работа с фразеологическим словарем.                                                                                                                                                                            Играть с огнём  значит легкомысленно относится к опасности                                                               Днем с огнем не сыщешь Это выражение показывает, что предмет, который мы ищем, является крайне редким или даже то, что его в принципе найти невозможно.                              Пойду за тобой в огонь и воду. Обозначает быть готовым сделать что угодно для тебя.                                                                                                              Подлить масла в огонь  усилить разногласие, конфликт                                                                                     Дыма без огня не бывает  пословица                                                                                       Каков третий способ запоминания слов с непроверяемыми гласными в корне?

3 Знакомство с четвёртым способом запоминания (этимология)

  1. Сейчас ученик прочитает нам загадку, а вы подумайте о какой северной птичке идет речь.

На ветвях украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки на ветке весело снуют,
Гусениц мороженых …. клюют.

Кто это? (снегирь) слайд                                                                                                                       Опишите птичку.                                                                                                                   Что вы о ней знаете?                                                                                             Почему эта птичка так названа?

  1. Да, действительно, название этой птицы произошло от слова снег. А науку, которая изучает происхождение слов – называют ЭТИМОЛОГИЯ

Запишите это слово.                                                                                                        Выделите исторический корень.                                                                                  Выделите современный корень.              ( слайд)

Ребята, чтобы узнать происхождение слова можно воспользоваться этимологическим словарем.

Какой способ запоминания слов с непроверяемой гласной узнали?

4. Способ запоминания словарных слов – звукоподражание.

  1. Догадайтесь, о какой птичке идет речь?                                                                                              Она зимует у нас, переживая все морозы и метели. Часто зимой слышна ее звонкая песенка. Самое страшное для этой птички не холод, а голод, поэтому люди помогают ей и подкармливают ее. Больше всего она любит кусочки сала.

Кто это? (синица)                                                                                                                Почему она так называется?                                                                              Рассмотрите фотографию этой птички   слайд                                                      Какого она цвета? (нет синего)

Прослушивание фонограммы песни синицы.

Вот перед вами синица, друзья,
Величиною она с воробья.
Белые щеки, серая шубка
Синего нет и в помине, как будто.
За что же синицу назвали синицей?
За тот разговор, что ведет эта птица.
Синица на ветку к подруге присела,
И сразу до нас си-си-синь долетело.

  1. Образование этого слова, тоже основано на этимологии, а называется этот способ

Звукоподражание                                                                                                       Запишите слово и песенку синицы.

Синица  си-си-синь

А какие фразеологизмы знаете, в которых употребляются названия этих птиц?                                                                                                                     (Белая ворона – человек, резко выделяющийся чем-либо от окружающих, не похожий на них.                                                                                                                   Трещать, как сорока – очень много быстро говорить.                                             Стреляный воробей – очень опытный человек,  которого трудно обмануть

7. Домашнее задание.

Существуют и другие способы запоминания слов с непроверяемыми гласными.

Образование сложных слов                                                                             География происхождения слов                                                                       Образование слов от корней иностранных слов

Попробуйте дома сами стать учеными-исследователями и расследуйте происхождение словарных слов.

8. Работа по развитию речи.

Выполни задание:

??? Вставь пропущенные названия птиц, чтобы получился рассказ.

Вчера под окном дети повесили новую кормушку. Первым прилетел красногрудый …….. Вскоре подоспела к угощению ……….. Стучит клювом, весело попискивает. На снегу под кормушкой шныряет………. и клюет крошки хлеба. Теперь птицы знают, куда можно прилететь в голодное время.

Проверка.

  1. Сегодня мы говорили о птицах нашего края, кстати, если заглянуть в этимологический словарь, то мы узнаем, что птица – “орнис” - мальчик, сыночек, деточка.  Как должны относиться люди к младшим?

9. Итог урока.          

Чем мы с вами сегодня занимались?                                                                         С какими способами запоминания познакомились?                                 Какой была наша цель?                                                                          Достигли ли мы  поставленной цели?                                                        

  1. Теперь вы, пользуясь этими способами, сможете запомнить любое слово с непроверяемой гласной в корне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема "Разбор слов по составу. Суффиксы имён существительных. Обобщение. Подготовка к словарному диктанту".

Цели урока: 1.Закрепить навык  разбора слов по составу.2.Повторить суффиксы имен существительных.3.Повторить написание словарных слов по темам «Зима», «Животные», слов с разделительным твёрдым и ...

План - конспект урока по русскому языку во 2 классе "Корень слова. Однокоренные слова". Школа 2100, Бунеев Р.Н.

План - конспект урока по теме:  "Корень слова. Однокоренные слова" включает перечень используемых ЭОР со ссылками....

Конспект урока по русскому языку по теме "Переносное значение слов. Подготовка к изучению безударных гласных в корне слова"

У рок знакомит учащихс спереносным значением слов и является пропедевтическим в изучении безударных гласных в корне слова....

Конспект урока по русскому языку 2 кл"Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы"

как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы-2 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки"

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Перспективная начальная школа"...