Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме:
    Внеурочная деятельность. Занимательная грамматика "На карнавале слов" 1 класс

    Светлана Петровна Будз

    Цель: привитие интереса к предмету, развитие творческих способностей учащихся, расширение словарного запаса учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 21.docx20.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занимательная грамматика _________________________

    Тема: На карнавале слов.

    Цель: привитие интереса к предмету, развитие творческих способностей учащихся, расширение словарного запаса учащихся.

                           Ход урока.

    1. Орг. момент

    А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

    Я – командир, вы – мой отряд!

    Ум и сердце в работу вложи,

    Каждой секундой в труде дорожи!

    1. Актуализация опорных знаний.
    1. Игра «Собери слова» (работа в парах).

    ЛКЮЧ                     ОКАС

    ЗЕВДЗА                  РЧУАК

    - Что это за слова? (Омонимы)

    - Составьте предложения с каждым из этих слов?

    - Вспомните, какие ещё слова омонимы вы запомнили?

    2) Подчеркните в предложениях слова-омонимы.

    Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.

    В лавке продавали сухари, сушки, баранки и хлебцы. Бабушка устала и села на лавку.

    Когда я очищаю лук от шелухи, у меня всегда катятся из глаз слезы. Петя победил в соревновании по стрельбе из лука.

    Лошадь бежит рысью. Рысь живет в тайге.

    3) Конкурс « А знаете ли вы пословицы?» (работа в группах)

    1.      Кто хочет много знать, тому надо мало …….(СПАТЬ)

    2.      Как аукнется, так и ……(ОТКЛИКНЕТСЯ)

    3.      Правда в огне не горит и в воде не …….(ТОНЕТ)

    4.      Корень учения горек, да плод его …….(СЛАДОК)

    5.      Один за всех и все за ……. (ОДНОГО)

    6.      Нет друга – ищи, а нашёл - …….. (БЕРЕГИ)

    7.      Родная сторона – мать, а чужая - ………(МАЧЕХА).  

    8 .     Худой мир лучше доброй ………(ССОРЫ)

    - Каждая группа пояснит по одной пословице.

    - Какие пословицы вы запомнили ещё на наших уроках?

    3. Сообщение темы и цели урока.

    Прочитайте два предложения.

    Отец перед сном читал мне книгу. Папа любит играть в настольный теннис.

    Какие слова пишутся по разному, а значение у них одинаково?

    Игра «Найди пару»

    Большой – маленький

    Узкий - …..9широкий

    Война - …(мир)

    - А чем интересны эти слова?

    - Так о каких словах пойдёт сегодня речь на уроке?

    4. Работа по теме урока.

    1) Слова-синонимы.

     У вас на листочке написаны слова, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.

    Например:

     РЕБЁНОК дитя, чадо, малыш, крошка, карапуз, кровинка.

    ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ

    БЕЖАТЬ

    ХОРОШО

    ОХРАНЯТЬ

    БУРАН

    КРАСИВЫЙ

    ГРУСТНО

    Проверка:

    ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ - прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный Охранять, стеречь, караулить, чтеречь

    БЕЖАТЬ- мчаться, нестись, лететь

    ХОРОШО - неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо

    ОХРАНЯТЬ– караулить, стеречь, сторожить

    БУРАН – вьюга, метель,

    КРАСИВЫЙ – прекрасный, великолепный, живописный, картинный, блестящий, блистательный, роскошный, отличный, торжественный, замечательный, изысканный, изящный и др.

    Вывод: синонимы – это слова, близкие по значению, но различные по написанию.

    2). Слова-антонимы

    Отгадайте загадки.

    Я антоним к слову "зной",

    Я в реке, в тени густой,

    И в бутылках лимонада,

    А зовут меня …? (прохлада)

    Я антоним к слову "лето",

    В шубку снежную одета,

    Хоть люблю мороз сама,

    Потому что я …? (зима.)

    Я антоним к слову "смех".

    Не от радости, утех,

    Я бываю поневоле

    И от счастья, и от боли,

    От обиды, неудач.

    Догадались? - Это … (плач).

    Я антоним шума, стука.

    Без меня вам ночью мука.

    И на уроках я нужна,

    А называюсь … (тишина).

    Минус – плюс, огонь – вода,

    Дерзкий – осторожный…

    Все антонимы всегда

    Противоположны. 

    -Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

    Вывод:  антонимы – слова, с противоположным значением.

    3)Сыграем в игру «Противоположные слова». 

    Я бросаю мячик, а вы ловите и отвечаете.

    Большой        —       маленький.
    Низкий           —       высокий.
    Белый            —       черный.
    Хороший         —       плохой.

    - На какой вопрос отвечают эти слова?
    Мальчик         —       девочка.
    Зима              —       лето.

    Друг                —       враг.

    Холод              –        жара.

    Бездельничать – работать.

    - На какой вопрос отвечают эти слова?

    Огорчаться – радоваться.

    Сидеть - стоять

    4) Физминутка  «Игра наоборот».

    1.      Учитель поднимает руки вверх – дети опускают вниз.

    2.      Вперед – назад

    3.      Вниз – вверх

    4.      Назад – вперед

    5.     Сесть – стоять

    6.      Подпрыгнуть – присесть

    5)Найдите анаграммы в словах

    КАРЕТА (РАКЕТА)

    КАПРИЗ (ПРИКАЗ)

    СТАРИК (СТИРКА)

    ОСКОЛОК (КОЛОСОК)

    ШРАМ (МАРШ)

    ШНУРОК (КОРШУН)

    Что такое анаграмма?

    Вывод: анаграмма – это  новое слово, которое следует составить из тех же букв.

     5. Итог урока.

    Вот и подошёл к концу наш урок. Продолжите фразу.

    На уроке я узнал…..

    Я запомнил….

    Больше всего мне понравилось…..

    Язык наш драгоценный –

    Богатый и звучный,

    То мощный и страстный,

    То нежно-певучий.

    В нем есть и усмешка,

    И меткость, и ласка.

    Написаны им

    И рассказы, и сказки –

    Страницы волшебных,

    Волнующих книг!

    Люби и храни

    Свой великий язык!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа и учебно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" (3 класс) ФГОС

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельностиинтеллектуальное направление (модифицированная)...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 1 - 4 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»  (русский язык)...

    Планирование внеурочной деятельности."Занимательная грамматика 3 класс."

    Внеурочная деятельность по русскому языку в 3 классе."Занимательная грамматика"....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 3 класс

    Рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная грамматика" 3 класс и календарно - тематическое планирование к ней....

    Рабочие программы по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" (3 класс)

    Рабочая программа к курсу «Занимательная грамматика» для 3 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» обще интеллектуальное направление, 1 класс

    Дополнительная образовательная программа  внеурочной деятельности учащихся «Занимательный русский язык» для 1 класса  на 2016-2017 учебный год  составлена в соответствии с Ф...