Тема "Учимся писать сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Роговцова Наталья Николаевна

Конспект урока составлен по материалам темы "Состав слова", "Словообразование".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pril4.ppt2.2 МБ
Файл uchimsya_pisat_slova_s_dvumya_kornyami.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определи тему урока Запиши 4 слова и подумай, что у них общего?

Слайд 2

ТЕМА УРОКА СЛОЖНЫЕ СЛОВА

Слайд 3

Найти слова с двумя корнями и объяснить их значение Пароход – ходить парой Сероватый – серая вата Мышеловка – ловкая мышка Величайший – великий чай Петя

Слайд 4

ПРОВЕРЬ ВЫВОД Соединительные гласные в сложных словах обозначаются только буквами О или Е , не зависимо от того, какие слышатся звуки.

Слайд 5

Проверь свои наблюдения Когда пишется О, а когда Е ? После мягких, шипящих и Ц В сложных словах пусть будет Е . А после твердых пусть будет О – Не перепутает их никто!

Слайд 6

Найди своё место на данной лестнице



Предварительный просмотр:

Разделы: Начальная школа

Цель урока: научить детей правильно писать сложные слова с соединительной гласной о и е, показать взаимосвязь между разделами русского языка.

Формирование предметных универсальных учебных действий: формирование умения образовывать сложные слова и объяснять их лексическое значение; сравнивать,   находить и правильно писать в сложных словах корни и соединительные гласные, обогащение словарного запаса; развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Формирование личностных универсальных учебных действий: расширение познавательного интереса детей в области лингвистики, воспитание интереса к языку, к слову; воспитание чувства взаимовыручки, сопереживания, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных учебных ситуациях,

Формирование метапредметных универсальных учебных действий: умения работать в группе и паре, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

Тип урока: открытия нового знания

Оборудование и учебные материалы: ПК, мультимедийный проектор, Смарт доска, учебник русского языка для 3 класса, автор – С.В.Иванов, рабочая тетрадь “Пишем грамотно” ч. 1, карточки, макет дерева.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой на урок.

- Добрый день! 
- Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)—
Только начался урок? (Да!)
А хотите ли вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!

- Начинаем урок русского языка.
- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова. 
Но сегодня будь готов 
Сам раскрыть секреты слов.

2. Определение темы урока. (Слайд )

Чтобы определить сегодняшнюю тему урока, мы запишем с вами на листочке 4 слова под мою диктовку. Если случится так, что вы сомневаетесь, что писать, поставьте на месте данной буквы точку, т.е. пропустите её. К доске пойдёт Даниил, и напишет нам эти слова на оборотной стороне доски, чтобы мы их не видели пока.

Учитель диктует слова с провокацией: (книгалюп, виздихот, сталивар, звералоф)

книголюб, вездеход, сталевар, зверолов.

- Были ли в словах места, где вы пропустили буквы?

- Поднимите руку, кто из вас сомневался, что надо писать?

- А в каких словах вы сомневались?

- А есть ли такие у нас ребята, кто не сомневался?

Это значит, что мы ещё с вами не всё знаем или недостаточно хорошо, чтобы уверенно и правильно написать данные слова.

Поэтому сегодня на уроке каждый из вас должен получить те знания, которых ему не хватает, для решения данного задания или для его проверки.

В конце урока мы вернёмся с вами к этим словам и посмотрим, верно ли вы думали?

- Прочитайте ещё раз эти слова и подумайте, как назвать их общим словом?

- На какую тему мы сегодня будем говорить?

Итак, тема сегодняшнего урока “Сложные слова”. (Слайд )

4. Раздел словообразования. Способы образования слов. Способ сложения

 Какие вы знаете способы образования новых слов? (Уч-ся называют способ и приводят пример)

Приставочный, например: ходить – переходить. Суффиксальный, например: сад – садовый.  Приставочно-суффиксальный, например: море – приморский. 

Задание1

Прочитайте слова и разберите их по составу:

выход, грибок, подводник, листопад, землетрясение.

Может ли новое слово образовываться из двух слов?

Как называется такой способ образования?

Сложение (корней, основ, слов, частей слов), например: луна + ходить = луноход

5. Поиск слов с двумя корнями.

1) Исправление ошибок в нахождение сложных слов. Проблемная ситуация.

(Слайд )

Дети получили задание: найти слова с двумя корнями, отметить в них корни и объяснить значение. Петя сделал такое объяснение словам и решил, что там 2 корня:

Пароход – ходить парой.

Сероватый – серая вата.

Мышеловка – ловкая мышка.

Величайший – великий чай.

- Согласны ли вы с Петей?

- Какой совет вы бы ему дали?

- Какой приём мы можем ему предложить, чтобы правильно выполнить работу или проверить её.

(Дать развёрнутое толкование слов, с подбором однокоренных слов, которое позволяет проверить, верно ли в слове 2 корня.)

Я думаю, что сейчас вы сами воспользуетесь этим советом и исправите его ошибки. (дети получают карточки и работают парами)

2) Определение лексического значения слов. Разбор по составу

Во втором столбике на карточке в данных словах выделите корни, запишите лексическое значение сложных слов. 

- Какое первое сложное слово встретилось? Что такое пароход?

(Пароход – судно, которое ходит на пару)

- Какие корни у этого слова?

- Какое ещё слово с двумя корнями вы нашли? В чём не прав Петя? Второй корень лов – от слова ловить.

- Как вы объяснили слово мышеловка?

(Мышеловка – ловушка для мышей)

- Есть ли ещё слово с двумя корнями? (Нет)

- Тогда как вы объясните слово сероватый, почему оно не является таким?

(Сероватый – неполнота признака, слегка серый)

- Что такое ОВАТ? (Суффикс)

- И последнее слово: Что оно означает?

(Величайший – очень великий)

- Сколько здесь корней? 

3) Тренировочное упражнение в нахождении сложных слов

Работа в тетради “Пишем грамотно” (№ 1) с. 26

- А теперь потренируемся сами находить слова с двумя корнями.

Упражнение (отработка умения находить слова с двумя корнями)

Подчеркните сложные слова, выделите корни. Работу выполняете в парах.

Проверяем: лесоруб, лесополоса, самолёт, самосвал, самовар, пылесос.

- Докажите, что это сложные слова.

(Имеют 2 корня и образованы сложением от слов …

Самосвал = корень сам + корень вал – валить + приставка С)

Физкультминутка “

6. Правила написания соединительных гласных

1) Кроссворд.

Работа в тетради “Пишем грамотно” (№ 1) с. 28.

Упражнение — орфографический тренинг написания сложных слов. Работа в парах.

- Отгадайте кроссворд. Картинки являются для вас подсказками

Проверка фронтально

3) Словарная работа и лексическая.

- А знаете ли вы значение данных слов? (Устно)

Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

Носорог: Крупное  млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

(Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

4) Подведение к выводу

После выполнения работы учитель просит зелёной ручкой обвести четвёртый вертикальный столбец с соединительными гласными в сложных словах. 

 - Обведите зелёной ручкой четвёртый вертикальный столбик в сложных словах.

- Что увидели интересного? В чём особенность слов? (Везде буквы О, и в 1 слове – Е)

- Как называются эти буквы в сложных словах и почему? (Соединительные гласные, они соединяют 2 корня)

- Бывают ли другие соединительные гласные? (Нет)

5) Правила написания соединительных гласных

- Попробуйте сделать вывод, вывести правило о правописания сложных слов. (Вывод о том, что cоединительные гласные в сложных словах обозначаются только буквами о или е, не зависимо от того, какие слышим звуки)

6) Тренировочное упражнение в написании соединительных гласных.

Работа в тетради “Пишем грамотно” (№ 1) с. 27

- Готовы ли вы проверить свои знания?

- Выполните самостоятельно упражнение 2, потом мы его проверим (ученики четко читают вслух слова и называют соединительную гласную).

- Проверяем: прочитайте слова, в которых вы вставили гласную Е.

- Назовите слова, в которых была пропущена гласная О.

- А гласные О и Е можно писать где угодно?

- Понаблюдайте за корнями этих слов? Что заметили?

- Когда пишется О, а когда Е ? (После мягких согласных, шипящих написано Е, после тв. Согл напишем О)

Прочитайте стихотворение и запомните его. (Слайд 20)

После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пусть будет Е.
А после твердых пусть будет О –
Не перепутает их никто!

7) Проверка написания своих 4 слов

- А теперь давайте вернёмся к 4 нашим первым словам и проверим их написание или заполним пропуски. Таня покажет нам у доски.

[книгалюп], Чтобы проверить, как пишется слово, определим его значение. Кто это? Тот, кто любит книги. Сложное слово, в нём 2 корня: КНИГ и ЛЮБ. Парный согласный проверяется – любить. Между корнями пишется соединительная гласная О. – КНИГОЛЮБ

[виздихот], - Что это? Машина, для передвижения по труднопроходимой местности, по бездорожью, по снегу. Сложное слово, в нём 2 корня ВЕЗД и ХОД. Парный согласный проверяется – ходить. Безударный гласный проверим нельзя. Между корнями пишется соединительная гласная Е. – ВЕЗДЕХОД

[сталивар], - Кто это? Человек, который варит сталь. Сложное слово, в нём 2 корня: СТАЛ и ВАР. Между корнями пишется соединительная гласная Е. – СТАЛЕВАР

[звералоф] - Кто это? Человек, который ловит зверей. Сложное слово, в нём 2 корня: ЗВЕР и ЛОВ. Парный согласный проверяется – ловить. Между корнями пишется соединительная гласная О. – ЗВЕРОЛОВ

9. Домашнее задание: т с 27 у 4

10. Рефлексия. (Слайд ) Найдите свое место на данной лестнице :

Я ничего не узнал нового.

Мне совсем ничего непонятно.

Мне понятно, но я не смогу применять свои знания.

Всё понятно, но я боюсь ошибиться.

Мне всё понятно, и я попробую применять свои знания.

Я всё хорошо понял, и буду применять свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Сложные слова . Образование сложных слов .

Открытый урок по русскому языку в 3 классе...

Урок русского языка в 3 классе. «Сложные слова. Учимся писать слова с двумя корнями»

Конспект урока русского языка с использованием универсальных учебных действий...

введение понятия "сложные слова", образование сложных слов

На уроке создаются условия для самостоятельного определения нового понятия, темы и целей урока, используются игровые, информационные технологии, парная работа....

Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока русского языка.Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сло...

Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"

Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....

Учимся писать сложные слова.

Игровая форма урока, творческие задания, занимательные упраждения (шарады, кроссворд), позволяют активизировать мыслительную деятельность детей для усвоения сложной темы....

Тема урока Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока по теме " Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах" с презентацией....