Дидактические игры по теме "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Гладкова Наталья Владимировна

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает у учеников радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  ПО  ТЕМЕ «  ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ».

Разработка Гладковой Н.В.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает у учеников радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Основными целями проведения дидактических игр являются следующие:

- расширение кругозора,

- познавательная деятельность,

- применение ЗУН в практической деятельности,

- формирование определенных умений, навыков, необходимых в практической деятельности;

- развитие общеучебных умений и навыков;

- развитие трудовых навыков

Имена существительные собственные.

 Наборщики.   ( Класс -  2 команды). На  доске записаны слоги:

 ВА, ЗИ, ЛЮ, МА,  МИ,ПЕ, РО, ТА,ТО;  МА, ЛЯ, НА, НЯ, РА, РЯ, СЯ, ТЯ, ША.

        Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а    команда  мальчиков – имена девочек. Лучшими наборщиками признаются первые 3 ученика в каждой команде, которые правильно выполняют задание. Командное первенство присуждается команде, лучшие наборщики которой первыми  выполнят работу.  

 Возможные имена: Ваня,  Валя, Вася, Миша, Маша, Мара, Таня, Тоня, Тося, Варя.

  Помогите дать клички. ( 3 команды – по 6 человек) ведущий говорит,  что у Буратино и Мальвины появились новые игрушки – домашние животные: корова, лошадка, коза, поросёнок, собака, кошка.        Как старались Буратино и Мальвина  придумать им клички,  ни чего не придумали.  Нужно им помочь

 Каждая  получает листок,  в котором  столбиком написаны названия животных.     Побеждает  команда, которая  первой  без ошибок придумает все клички.

 Подумай – назови. (3  команды по 6 чел.)  На доске записаны  3 столбика слов

 Город …..                    Имя…                                        деревня …

Река …                          Отчество….                               Город……

Деревня …                   Фамилия…                              Фамилия…

Имя …                            Деревня…                               Имя …

 Отчество …                    Река…                                   Отчество…        

 Фамилия …                       Город…                                Река…

 Каждый член команды по очереди выходит к доске и записывает  справа имя  или  название.  Побеждает та  команда, которая первой  правильно выполнит задание.

    Большая  или  маленькая.  ( Класс -  3  команды).  Ведущий  читает предложения, в каждом из которых есть два слова,  сходных  по форме, но разных  по значению:  одно   обозначает  предмет, а другое  -  имя ли фамилию.

  1.  УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.
  2.  ШАРИК ПОЙМАЛ ШАРИК.
  3.  НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.
  4.  ХОРОШИ  ГРУШИ В КОРЗИНЕ У  ГРУШИ.
  5.  НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ  С ПОЛЯ.
  6.  ДОМИК  ДЛЯ СКВОРЦОВ  СДЕЛАЛ  АЛЁША СКВОРЦОВ.
  7.  ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.
  8.   У  ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ  АНДРЕЙ ПАСТУХОВ.
  9.  ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А   В РУКЕ У РОЗЫ РОЗЫ.
  10.  ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ.
  11.  КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ПЯТЬ  АРБУЗОВ.

  Нужно    сказать,  какое из слов пишется с маленькой буквы , а какое с большой  и почему.          Каждой команде предлагается по 4 предложения. Побеждает  команда, допустившая наименьшее число ошибок и давшая правильные объяснения.

РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 Подбери пару. ( 3 команды по 6 человек)   на доске 3 столбика  имё  существительных мужского рода, обозначающих людей и животных:

 

ОТЕЦ…                             МУЖЧИНА…                              БЫК…

ДЕДУШКА…                      ДЯДЯ….                                    КОЗЁЛ…

СЫН…                                 ТКАЧ…                                     БАРАН…

 БРАТ…                              МАЛЬЧИК…                           КОТ…

 ВНУК…                             СОСЕД…                                  ВОЛЧИЦА…

         Каждый игрок  игрок   должен подобрать к существительному  мужского рода парное существительное женского  рода  и записать справа, например:  УЧЕНИК – УЧЕНИЦА.  Класс оценивает работу команд.  

  ХИТРЫЙ ВОПРОС.(Класс). Можно ли считать такими парами :   КЕРОСИН – КЕРОСИНКА,  МЕЛЬНИК – МЕЛЬНИЦА, КУВШИН – КУВШИНКА, КУЗНЕЦ – КУЗНИЦА.  Почему?

 КТО БОЛЬШЕ?  (Класс) Нужно назвать как можно больше существительных мужского, женского, среднего рода – названий предметов, которые находятся в классе.      Побеждают  те,  кто запишет наибольшее число существительных.

        Примечание. Игру можно   повторить  предложив детям найти изаписать как можно  существительных по большой сюжетной картине.

 УГАДАЙ СЛОВО. ( 3 ком.  по 3 чел.) На  доске  записаны  3 столбика   начальные  и конечные  буквы слов:

 П …  А              В … К              Б … Т

М … О               Б … А              З … О

 Б … Н                В… О             М … А

         Каждый  игрок  должен написать существительное,  определить род (указать одной буквой).  Класс оценивает работу команд.

             

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "В волейбол играем-английский повторяем!"

Игра предназначена для повторения темы "Животные" на уроках английского языка. Для детей, начинающих изучать язык. ( 2 класс)....

Дидактические игры по теме "Зимние Олимпийские игры"

Дидактические игры представлены в виде презентации, предназначены для учащихся начальной школы к уроку физической культуры....

Дидактическая игра "Биржа". Во время этой игры детям предлагаются дифференцированные задания по окружающему миру и математике в 4 классе.

Наша "Биржа" интеллектуальная. Мы "покупаем акции", то есть задания и обмениваем их на оценки. Карточки с заданиями разных цветов: для сильных, средних и слабых. Первые двое учеников, справившиеся с з...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Дидактическая игра "Поймай существительное"

Данный дидактический материал предлагается использовать по теме "Обобщение знаний о существительном" во 2 классе в качестве игры в парах или в малых группах....

Дидактические игры и занимательные упражнения по всем категориям имени существительного

Дидактические игры и занимательные упражнения по всем категориям имени существительногоДанный методический материал подойдет для учителей начальных классов с целью внесения разнообразия в уроки по рус...