Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Баева Татьяна Ивановна

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов.

Тема: « Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_obucheniyu_russkomu_yazyku.odt30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов.

Тема: « Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка»

Задачи обучения школьников родному языку определяются. Прежде всего, той роль, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, общения людей и взаимовлияния их друг на друга. Именно в процессе общения происходит становления школьника , как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. Основная задача обучения родному языку — развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. На осуществление этой задачи направлена, прежде всего, реализация развивающей функции учебного предмета « Русский язык»

Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно связаны между собой. Установкой на полноценное овладение обучающимися коммуникативной функцией языка обусловлены не только основные задачи его изучения в школе но и содержания обучения, его методы, средства и организационные формы поскольку они взаимосвязаны. В начальном курсе русского языка четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. Под развитием речи понимается овладение учениками совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для обучающихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Безусловно, усвоение лингвистических знаний — это только одно из условий развития речи. Не менее важное значение имеет также эмоциональное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем миру, что, в свою очередь, связано с такими качествами личности, как любознательность, устремленность, трудолюбие. Таким образом, языковое образование и речевое развитие детей — это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе.

 Важно подчеркнуть, что для школьников родной язык — это не только предмет изучения. Но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка обучающиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью.

При распределении программного материала по классам учитывается прежде всего внутренняя логика самого учебного предмета, те связи и зависимости, которые существуют между отдельными сторонами языка, его категориями. Принимаются во внимание также и возрастные возможности детей 7-11 лет. Весь начальный курс русского языка в целом представлен для обучающихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. В этих целях курс русского языка строится таким образом, чтобы дети осознали, что изучат они те самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, предложение, текст. У каждой из этих единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей.

С каждым годом обучения программой определен объем знаний о слове, предложении, тексте. В соответствии с программой материал представлен в учебниках.

 Особую значимость для общего и речевого развития детей имеет познание языка, как одной культуры народа. История языка неотделима от истории народа как носителя языка. Язык в  своём развитии тесно связан с устным народным творчеством, литературой. Необходимо подчеркнуть, что ознакомление обучающихся с совокупностью сведений о языке — это не самоцель обучения языку, а возможность приобщить детей к истории языка, к культуре русского народа. К культуре других народов, это естественный путь развития интереса к родному языку и потребности его познавать. И такая целевая установка обусловливает методику обучения языку. Она носит творческий характер, предоставляет свободу как учителю, так и ученикам. Учитель свободен в выборе дополнительных тем и объеме раскрытия вопроса, в выборе организационных форм обучения( урок, внеклассное занятие, индивидуальная самостоятельная работа в библиотеке, работа над проектами, исследовательские работы учащихся) Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие младших школьников, на формирование у них интереса к родному языку и познавательных умений. Одной из важных задач обучения русскому языку в 1-4 классах является также формирование у обучающихся каллиграфического навыка. Для школы наших дней характерно стремление к творчеству. Школа — это мир юности, надежды и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я , как педагог, хочу видеть в каждом ученика не только будущего специалиста, но  и просто доброго человека. С первых дней обучения пытаюсь создать к детском коллективе атмосферу творчества, помогаю раскрыться способностям каждого ученика. Для этого буквально с первых дней ученики приучаются к самостоятельности, творчеству. Для этого используются в работе проверочные тетради, КИМЫ, индивидуальные самостоятельные задания минутки, творческие задания- проекты и многое другое.

Нельзя сказать, что этот процесс протекает гладко. На первых порах возникают проблемы и трудности, обусловленные тем, что не каждый семилетний ребенок открыт к творчеству, например из-за недоразвития внимания и воображения. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей ( даже самых слабых), стараюсь вводить  в урок такие формы работы, которые бы не только развивали творчество. Но и были доступны ребенку и интересны каждому. Таких форм существует много, но одной из самых благодатных была и остается игра. Психологи определяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребенок активизируется как личность. В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности от игровой переходит к учению и учебной деятельности Это переход не должен быть резким, поэтому игровые приемы можно с успехом применить на всем протяжении обучения в начальной школе. Другое дело — игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному, духовному развитию. Игра должна быть  - творческой. Творческая игра активно воздействует на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу. Она способствует эмоциональному настрою, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности. Улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.

Игра — привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную игру, распределяют роли, стараются достичь лучших результатов. Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка в начальной школе.

Дидактическая и творческая игра имеют общие корни, так как сходны приемами их подготовки и проведения:наличие наглядного и раздаточного материала, деление детей на группы или команды, выявление победителей. Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Для того, чтобы у детей не снизился интерес ее можно заменять оборудованием, вводить новые предметы, картинки, условные обозначения, новые правила игры. Очень полезно привлекать к этому процессу и самих учащихся: пусть проявят, фантазию и изменят игру или создадут новую. Хорошо знакомить детей с такими играми в которые дети будут играть не только на уроке, но и во внеурочное время. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры, пробудить интерес к  познанию, науке, книге, учению, самому предмету. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для детей более доступным, работоспособность значительно повышается. Ведь то, что игра — это часть учебного процесса. Ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное — стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактическая игра по русскому языку способствует формированию орфографической зоркости младшего школьника.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что уроки русского языка не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают этот предмет скучным. Нежелание заниматься на уроке русского языка порождает неграмотность. Встает вопрос, как же пробудить интерес к занятиям русского языка, как повысить грамотность письма. Пересмотрев и перечитав много литературы пришла к выводу, что интерес к урокам русского языка пробудить у детей можно, для этого необходимо систематически накапливать и отбирать интересный и увлекательный материал, который может увлечь ребенка, заинтересовать. В этом большую помощь могут оказать игры, дидактические игры. Такие игры можно включать в уроки, как элемент разминки, в этап урока повторение ранее изученного материала. Приведу  примеры некоторых дидактических игр.

1. Игра « Выбери три слова»( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

 Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией

( Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На карточках записано 9 слов)

1-й набор: рыбка, вьюга,чулок, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота. подъем, воробей

Двое берут карточки, выигрывает тот,  кто первым назовет три слова, имеющую одинаковую орфограмму. ( вьюга, варенье, ручьи и т. д.)

  1. Игра « Почтальон»

Цель:  Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.

Ход игры: Почтальон раздает группе детей( 4-5чел.) приглашения, дети определяют, куда их пригласили: огород, парк, море, школа, столовая, зоопарк и т. д. ( Гря-ки, доро -ки, пло-цы, кни-ки, хле-цы, фла-ки, обло-ка,тетра-ка, морко-ка, ло-ка и др. слова)

задания: Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова. Составить предложения используя данные слова.

  1. Игра: « Шифровальщик»

Цель: Автоматизация звуков, развитие фонетико — фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза. Понимание смысло — различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход игры:  Играют в парах, один в роли шифровальщика, другой  - отгадчик. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его, другой игрок отгадывает, затем роли меняют. ( Так можно шифровать не только слова, но и словосочетания, и предложения. Можно подбирать группы слов, отгадчик должен не только отгадать зашифрованные слова ,но и найти лишнее слова в данной группе) Например:  Аалтрек, лажок. раукжк, зоонкв  (тарелка, ложка, кружка, звонок), Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, ромашка, клен), Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

  1. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

  1. Ход: Образуйте клички животных от следующих слов.

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА. Составить предложение.

( Шарик, Стрелка, Орлик, Рыжик, Звездочка) Выделить ту часть слова, которую вы использовали при составлении кличек ( суффикс, окончание)

  1. Игра: « Найди лишнее слово»

Цель: Развивать умение выделять в словах общий признак. Развитие внимания, закрепление правописания не проверяемых гласных.

МАК, РОМАШКА, РОЗА, ЛУК (лук)

КОШКА, СОБАКА. ВОРОБЕЙ, КОРОВА (воробей)

БЕРЕЗА, ДУБ, МАЛИНА, ОСИНА.( малина)

Задание:  Подчеркни лишнее слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

Детям очень нравятся такие задания. Как

1. Заменить словосочетания одним словом:

  • промежуток времени в 60 минут.
  • военнослужащий, стоящий на посту
  • ребенок, любящий сладкое
  • очень смешное кино

 (Распредели слова на две группы. Найди родственные слова. Выдели корень)

  1. Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть...

Однажды они пощли ….

Вдруг из кустов...

Потом ребята долго вспоминали как...

  1. Составь рассказ по опорным словам:

Зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова. Развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных игр состоит еще и в том. Что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Главный стимул творчества учителя на уроках, это огромная радость, которую он дает ученику используя новые творческие методы..

Учебная деятельность ученика не ограничивается только присутствием его на уроках и выполнением очередных домашних заданий.

Естественным продолжением этой деятельности является внклассная работа по русскому языку является:

1. Расширение и углублений знаний о языке, которые дети получают на уроке.

2. Повышение интереса уч-ся к языку, как учебному предмету и воспитанию в них любви к родному языку, как языку великого русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательность – один из приемов привития интереса учащихся с нарушением зрения к изучению русского языка

успех в обучении и воспитании обеспечивается творческим подходом, позволяющим на деле сформировать у детей потребность учителя, умение рационально работать, развивать их мыслительные способности, рече...

Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе

"Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками  . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...

Развитие интереса к изучению русского языка.

Предоставлены самые разнообразные задания: заменить одним словом, угадать слово, поставьте ударение......

Развитие интереса к изучению русского языка.

Представлены разнообразные задания: заменить одним словом, угадать слово, поставить ударение......

Изучение русского языка как иностранного. Практикум для учащихся по теме "Продукты питания".

Материал предназначен для учителей, работающих с билингвальными детьми в общеобразовательной школе....

"Использование игровых технологий как средство повышения учебно-познавательного интереса к изучению немецкого языка в начальной школе"

Игра способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении иностранного языка. Она несёт в себе немалое нравственное начало, ибо делает учебный процесс радостным, творческим и коллективн...

Воспитание у уч -ся интереса к изучению русского языка

Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается нами с нестандартностью подхода  к содержанию и организации изучения предмета....